Испытание школой. Луганский дневник

Когда ещё летом 2014 года возле нас обстрелами повредили школу, мне казалось, что это момент той необратимости, после которой хуже уже ничего быть не может.

Школа! Единственная на наш огромный район, в которую можно было добраться пешком. Старейшая в Луганске.

Потом я думала, что её непременно починят, это же школа. Должны! Не могут так оставить, школа ведь не просто учебное заведение, это объект особого значения, самое высокое и большое здание, место для голосований, оплот цивилизации и интеллигентности в нашем рабоче-крестьянском районе.

А потом стало ясно, что потерь вокруг так много, что, пропуская их все через себя, просто не выживешь. Нужно принимать частями, как данность, искать хорошее в плохом, приспосабливаться к ситуации. И если вокруг уходят люди, то что же скорбеть о школе, пусть и той, которую в своё время закончили мои близкие.

А вскоре встал вопрос о выборе учебного заведения для моего ребёнка. Ближайшая школа, которая приняла всю местную детвору, раздулась как опара. Говорят, директор этой школы перевез к себе не только оставшуюся от нашей школы мебель, но и розетки. Дети стали ездить в школу автобусами, а назад идти пешком – водители не жаловали школьников с рюкзаками, путешествующих обычно «зайцами».

И ещё, - эта новая для нас школа стала имени кого-то, погибшего уже в этой войне. Дети, конечно, помнили кого, а я нет. Новая школа нового времени.

Дети стали ходить в разноцветных галстуках и чтить уйму мероприятий нового времени, преимущественно патриотического толка. Школа без претензий и на все вкусы – в ней уклоны сразу во всё, что на деле означает ни во что конкретно. Да и учатся в ней преимущественно те, кто не имеет претензий к качеству знаний, для кого среднее образование – неизбежность. С таких не собрать денег на школьные нужды – будут жаловаться во все инстанции, памятуя о заветах бесплатного образования в «республике». 

А если выбирать школу с претензией на качество знаний, то и выбор не так чтобы велик – математическая 1-я школа, лингвистические 30-я и 36-я, элитная 20-я и «Новое поколение».

Но здесь, понимаете, в чём самая большая подножка – на школу работает её репутация, которая формировалась десятилетиями до войны. И родители ориентируются именно на эту репутацию, не особенно разбираясь в том, что происходит сейчас. Поэтому выбирая тридцатую школу, родители будут ждать соответствующего уровня знаний у детей, не соглашаясь на компромиссы, а школа, в свою очередь, тужась закрывает вакансии, набирая учителей из тех, кто согласен работать за гроши.

Родители давят требованиями, а реальность вносит свои коррективы. И это только на словах, что всё бесплатно. Бесплатно всё для проверяющих, а по факту и ремонты, и техника, и даже парты покупаются за счёт родительского бюджета. И чем выше рейтинг школы, тем выше поборы. При этом, "крутизна" школы не распространяется на территорию вокруг нее. И учась в "крутой" школе, ваш первоклашка может видеть в окно горы мусора, скопившегося возле нее...

Лингвистическая гимназия 36 им. Жукова. 2 сентября, у блока начальной школы

Знакомые отдали ребёнка в тридцатую школу. На первом же родительском собрании задолго до первого звонка им огласили список необходимого для обучения – ковёр в класс, шторы, прописи, картридж для принтера.

Родители сдали сразу же почти по две тысячи рублей, которых хватило только на часть озвученных классным руководителем потребностей.

Школа предоставляет только помещение и учителя, всё остальное за счёт родительского кошелька. А родители собрались как на подбор – не бедного сословия. И буквально сразу разгорелся холивар о том, что неплохо бы поменять парты и сделать ремонт. И если кто-то против, он просто уйдёт через год-полгода из этого класса. Ребёнка просто вытеснят, потому что рядом с такими денежными родителями другие не уживутся.

А помимо сборов на нужды класса и школы (куда часто входит заработная плата уборщицы и охранника), есть ещё дресс-код. И быть рядом с хорошо одетыми детьми белой вороной - тоже не вариант. И это ещё одна из причин поменять школу на те, о которых обычно говорят как о простых.

А вообще школы делятся на модные и не модные. На те, которые закончили Пасечник или Юров (заместитель председателя «Комитета Народного Совета Луганской Народной Республики по вопросам международных отношений» - ред).

Приятели воспитывают внучку в Луганске, пока их дочь пробивает себе жизнь в России. В первом классе у них начали собирать деньги на телевизор в класс – якобы без этого учитель не мог обучить детей азбуке и арифметике. Все сдали деньги, хотя сумма была приличной. Мои знакомые пояснили: сдавать было жаль, но они побоялись, что у них будут проблемы, потому что другой школы поблизости нет, и если кто-то начнёт разбираться, где родители девочки, проблемы будут ещё больше.

Ещё вопрос – качество знаний. Чтобы сагитировать ученика отдать документы именно в эту школу, будут обещать золотые горы: кружки, секции, знания и всё в одном месте. На деле окажется, что если дети танцуют, они не знают больше ничего, или если в школе обещаны два иностранных языка, то не факт, что кроме одного будет и заявленный второй.

Знакомые рассказали занятную историю. В первом классе у их первоклашки английского не было – не было учителя. Во втором классе учителя уже нашли, и, что вы думаете, он начал детям преподавать по учебнику второго класса, минуя первый класс – у него же программа, от которой ему никуда не деться. Родители рванули к учителю – а он пожимает плечами: что я могу сделать? И начали все судорожно искать репетиторов для своих детей – от этого же учителя до частных языковых студий. Учитель гонит программу, не его проблема в том, что дети отстали на год.

Но даже не это проблема. Проблема в том, что у детей нет украинского языка. Он есть раз в неделю, как факультатив. Дети учат какие-то слова, не понимая, для чего они им нужны. Для них это мертвый язык вроде латыни, который существует отдельно от их жизни. А на полках в классах соседствует Леся Украинка и Маяковский, Шевченко и новые буквари. И ещё портреты Пасечника и Путина. Старая и новая истории, которые сошлись в этот момент времени в этом классе и в детской ученической голове…

Ольга Кучер, Луганск, специально для «ОстроВа»

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Все статьи