Народный артист Украины П.Кленов: «Сегодня демократия напрочь перепутана со вседозволенностью…»

Павла Никитовича Кленова луганчанам представлять не нужно. Фронтовик, Народный артист Украины, Почетный гражданин города — вместе с областным русским драматическим театром, где прослужил почти 50 лет, он прошел немало: становление, расцвет, упадок, надежды, разочарования… На его счету — более 200 ролей, постановка нескольких десятков спектаклей, к большинству которых он написал и музыку. Удивительно, но Мастер и сегодня, в свои без малого 88, продолжает выходить на сцену.

И все же главное — в другом. Кленов — не просто один из создателей и корифеев луганского театра. Он — живая история: не только театра — города, области, страны… Человек, имеющий моральное право судить о прошлом и настоящем, понимающий, что из того и другого имеет непреходящую, истинную ценность. В театре, жизни, человеческих отношениях…

На сцену — с танцплощадки

— Павел Никитович, о театре мечтали с детства?

— Да что вы! Я – продукт советской власти. Появился на заре (в 1924 году) и дожил до конца ее существования (о нем немного жалею и по сию пору). Конечно, я, как и другие мальчишки того времени, воспитывался на Чапаеве. Мы играли в Чапаева – по-настоящему, еще не зная анекдотов, которые позже родились от не очень хороших людей. По нескольку раз ходили в кинотеатр, и все время надеялись: на следующем сеансе он обязательно доплывет. Никакой артистической деятельности у меня, естественно, даже в мыслях не было — я мечтал быть военным.

И все, вроде, складывалось. В июне 1942 года я окончил полковую школу младших командиров в Москве и попал в действующую армию. Кстати, забавный эпизод, связанный с моим будущим актерством, случился именно тогда. Я был запевалой, играл на гитаре, хотя свободного времени было мало – война шла. Как-то к нам на фронт приехала агитбригада, и ребята похвастались: у нас тоже есть свой артист – Паша Кленов. В общем, меня пригласили в эту армейскую агитбригаду. Пришлось идти к командиру полка, чтобы он решил этот вопрос. Разговор с ним я запомнил на всю жизнь. В ответ на свою просьбу услышал: «Ты что (трам-тарарам!), приехал воевать или на балалайке играть? Кругом, в подразделение, марш!». На этом моя артистическая карьера тогда и прекратилась, так и не начавшись.

В августе 1943-го в бою на Смоленском направлении я получил тяжелое осколочное минное ранение и «загремел» в госпиталь в город Горький. А после выздоровления приговор врачей был однозначен — годен к нестроевой службе. В общем, меня демобилизовали, и моя военная карьера на том оборвалась.

Когда вернулся в Ростов, встал вопрос, что дальше делать. Отец хотел, чтобы я поступал в строительный техникум (он сам был строителем). Но не случилось — в дело вступил Его Величество Случай. Однажды мы с друзьями пошли в Первомайский сад на танцы. И пошел дождь: какие же пляски? А напротив танцплощадки был театр имени Горького. Один из моих приятелей предложил туда зайти: говорят, какой-то новый артист приехал. Мы и зашли. Шел спектакль «Без вины виноватые», на сцену вышел артист, игравший роль Незнамова (тогда я еще не знал, что это был Александр Анатольевич Никитин). Но таких Незнамовых больше за всю жизнь не видел — ни в театре, ни в кино. Он поразил меня настолько, что я подумал: да мне бы только текст дали, я выйду и тоже так сыграю — настолько Никитин был правдив, обаятелен и заразителен.

На следующий день, по совету друзей, я отправился в театр. Меня попросили подготовить басню, стихотворение, что-то из прозы: я так обрадовался, что никаких сочинений писать не надо. Поскольку очень любил и люблю Горького, взял отрывок из «Челкаша» и какую-то басню. Прочитал все, а потом захотел показать еще сцену из фильма «Два бойца». Я — большой поклонник Марка Бернеса, всегда «работал» под него, и сценку из «Двух бойцов» сыграл, естественно, тоже под Марка Наумовича. Но если у великого актера это было не натянуто, то я со своим южным выговором и «приблатненными» интонациями выглядел, наверное, смешно. Но, к счастью, члены комиссии поняли, что я просто кусок глины, из которого можно что-то вылепить. Главный режиссер театра Иван Ефремов велел зачислить меня в театральную студию, в свою группу. В тот же день я впервые попал и на репетицию массовых сцен в спектакле «Ехали казаки» (у меня там была роль третьего казака с текстом из одного слова: «Э-эх!»).

— Сложно было одновременно учиться и работать?

— Физически — да. Но я очень благодарен документальной студии при Ростовском театре им. Горького, где учился три года — это был первый и последний ее выпуск. Она многое мне дала — гораздо больше, чем дал бы любой театральный институт. С 8 утра до обеда у нас были теоретические занятия, с 14.00 до 16.00 — репетиции массовых сцен, вечером — спектакль. Домой я попадал к часу ночи. Но когда к нам приезжали из Москвы молодые артисты, окончившие театральные вузы, мы по сравнению с ними были опытными. Конечно, денег, чтобы платить нам стипендию, у театра не было, поэтому все мы были зачислены во вспомогательный состав. Получали по 200 рублей с «хвостиком» (в то время, когда булка хлеба стоила 100-150) — копейки. Но зато уже на втором курсе мне доверили одну из центральных ролей в пьесе «Победители» — шофера Минутки (которого на киноэкране, кстати, сыграл мой любимый Бернес). Затем последовала роль Васи Купчика в «Талантах и поклонниках». Когда уходил со сцены, мне вдруг впервые в жизни зааплодировали. Передать мое состояние после спектакля невозможно: когда ехал в трамвае домой, казалось, что все на меня смотрят – слава пришла. С таких эмоций и начался для меня театр.

Учиться пришлось очень многому — в том числе и дисциплине, которая тогда была в театре железной (даже в сравнение не идет с нынешней). К примеру, в спектакле «На дне» я в массовке играл мальчишку, который, сидя на заборе, подначивал дерущихся. А напротив в саду гремела музыка, товарищи с девочками танцевали. И однажды я решил: да кто заметит, если уйду? И попросил одного из коллег меня заменить. На следующий день состоялось общее собрание коллектива. Главным режиссером театра тогда был Григорий Евсеевич Леондор (прекрасный актер и режиссер, блестяще образованный человек). На собрании он сказал, что один из начинающих ребят посмел уйти со спектакля, но при этом даже не назвал мою фамилию — таким высоким был уровень культуры. А Никитин меня тут же успокоил: тебе, конечно, выговор объявят, но зато теперь все будут знать, кто такой Паша Кленов.

В театральной студии я встретил и свою любовь — Тамару Снопикову, с которой мы прожили всю жизнь.

Сахалин с «Продолжением»

— До приезда в Луганск вам с женой пришлось помотаться по стране?

— В Ростове мы работали до 1951-го, а затем попали на остров Сахалин. Прослужили там в театре Советской Армии четыре с небольшим года. Труппа была достаточно сильной, в основном актеры из Москвы и Ленинграда. Мы гастролировали по Курильской гряде, бывали на таких островах, где жили 15-20 человек (все военные), их и на карте-то не было. Интересно, что тогда даже название театра пытались сохранить в тайне — когда мы приехали, полковник из политотдела спросил: вы знаете, где будете работать? Здесь нет армии, вы приехали в драмтеатр — обслуживать рыбаков. Но мы же видели, что там были громадные войска, занимавшие весь Сахалин, Курильскую гряду, Камчатку и бухту Провидения. От кого пытались «засекретиться» – непонятно.

Потом этот театр расформировали, я вернулся в Ростов и стал работать в театре комедии. А в 1959 году к нам приехал новый главный режиссер — Петр Исидорович Ветров. Он впервые поставил пьесу Михаила Шатрова «Продолжение». У меня там была одна из очень немногих моих отрицательных ролей – прораба Котова: с гитарой, выпивкой, женщинами. В пьесе была тройка отрицательных персонажей — начальник стройки, прораб и его «телохранитель». Так эта троица «забила» все светлое, что было в спектакле. И это, конечно, «аукнулось». К тому времени пьесу собрались ставить в Московском театре Ленинского комсомола, и когда мы отыграли всего несколько спектаклей, из Москвы пришел приказ — прекратить показ «Продолжения» до особого распоряжения. Позже Михаил Шатров сказал Ветрову: настоящую премьеру своей пьесы я видел только в Ростове. А у меня до сих пор хранится программка, где рукой великого драматурга написано: «Здорово!».

«Случайная» любовь на полвека

— Спектакль закрыли, но дружба с Ветровым осталась? Ведь именно он в начале 60-х пригласил Вас в Луганск?

— Именно так. Но до этого мы 3 года вместе проработали в Сталинском областном драматическом театре г. Жданова (сегодня — Мариуполь). Тоже сильная была труппа — на гастролях в Киевском театре оперетты мы два месяца играли, столько ни один театр не выдерживал. Но, увы, начались «негаразды». Как раз в это время Ветрова пригласили главным режиссером в Луганск, и он позвал меня с собой. Сказать по правде, я немного скис: не знал Луганска, никогда в нем не был. И представить тогда не мог, насколько здесь задержусь — в будущем году отмечу 50-летний юбилей работы в Луганском областном русском драматическом театре

Здесь я поставил я около 30-ти спектаклей, сыграл массу ролей. Не все они однозначны. Из всех моих спектаклей могу назвать лишь 5-7, которые мне не стыдно показать в любом городе бывшего Советского Союза, потому что уверен: что-то в них есть. Это «Варшавская мелодия», «Последний срок», «Осенние скрипки», «Верните бабушку» (в репертуаре театра он 10 лет), «Наследство» (этот спектакль показывался на луганской сцене 400 с лишним раз). В среднем же каждый из этих спектаклей прошел 100-200 раз — для нынешнего времени это нонсенс. Может, в столичных театрах спектакли столько держатся, у нас — нет.

— Почему же Вы даете им столь скромную оценку?

— Так воспитан. То же — с ролями. Даже самые любимые из них всегда оценивал и на худсовете, и на собраниях театра как «удовлетворительные». Понимаете, есть категория режиссеров и актеров, которые говорят о себе: приходите, посмотрите, я такой спектакль поставил — это гениально! Но я превыше всего ценю в творческом работнике скромность. И все большие артисты (с которыми я никоим образом себя не сравниваю, только беру с них пример) были именно такими. Это сейчас звезд в театре, в кино и особенно на эстраде — больше, чем на небе. Произнести слова «великий», «гениальный» — все равно, что поздороваться. А великих и гениальных не должно и не может быть много — это «штучный товар».

— И все-таки, были любимые роли?

— Конечно. Но любимые они не потому, что я очень доволен, как сыграл, а потому, что они «легли на душу», что-то затронули в ней — в самой глубине. Это Бессеменов в горьковских «Мещанах», Булычев в спектакле «Егор Булычев и другие», журналист Бланко в «Интервью в Буэнос-Айресе», Командор в «Каменном хозяине» Леси Украинки, роли в спектаклях «Варшавская мелодия», «Проснись и пой», «Наследство».

Не очень доволен я ролью Эзопа («Лиса и виноград» Г. Фейнгарда) – сам собой недоволен, хотя спектакль был неплохой.

А вообще практически всю свою актерскую жизнь я был «положительным» героем. Играл секретарей парткомов, директоров заводов. Что касается «партийной карьеры», то в театре я прошел ее всю — от секретаря первичной парторганизации до Генерального секретаря. Дважды играл И.В.Сталина: еще молодым — в пьесе Щеглова «Побег» и позже — в «Дальше... дальше... дальше!» Шатрова.

Сейчас я занят в театре немного — в спектаклях «Дядюшкин сон», «Поздняя любовь» и «Кабала святош», которые идут очень редко. Кроме того, играю эпизодические роли в «Яме», «Таксисте» и «Хануме».

Зачем раздели Каренину?

— Вы один из немногих, кто может «изнутри» сравнивать театр советской эпохи и нынешний. В советском театре было больше плохого или хорошего?

— Я многое пережил в театре: и бесконфликтность, и бесконечные указания — это ставить, а это нельзя. Надо поставить столько-то процентов советской драматургии, столько-то западной… Жесткие были ограничения, никто не мог, как сейчас, ставить все, что захочется, и как угодно. Более того, в какой-то период вышло распоряжение тогдашнего министра культуры Екатерины Фурцевой: в советских пьесах нельзя изменять текст — ни единого слова, ни единой запятой. Это строго наказывалось. А что сегодня? Доходит до того, что, ставя, к примеру, «Анну Каренину», режиссер может предложить: а давайте в финале не Анна бросится под поезд — лучше они вместе с Вронским толкнут под него старого Каренина. Что ему возразишь? На все один ответ: я так вижу! С этим я никак не могу смириться, особенно когда ставятся классические произведения. Классику нельзя уродовать! А у нас пока получается, что демократия напрочь перепутана со вседозволенностью.

Я глубоко убежден: нельзя со сцены ругаться матом, нельзя обнажаться. В этой связи вспоминаю один эпизод из той самой советской эпохи. Как-то смотрел в Ростовском ТЮЗе спектакль «Дорогая Елена Сергеевна», главную роль в котором блестяще играла недавно ушедшая Анна Самохина. Ее по сюжету раздевали, но обнаженная грудь была видна только в профиль. Так после спектакля состоялся его разбор с участием представителей райкома и горкома партии. Поднялся такой «тарарам», что режиссеру пришлось подать заявление об уходе и уехать. А спектакль был великолепный.

Конечно, тоже перегиб. В советском театре вообще многие вещи были «залакированы», приглажены. Но что происходит сейчас? К примеру, в одном из спектаклей Харьковского театра из двух противоположных кулис выходят два абсолютно голых актера (в возрасте!), пересекают сцену и расходятся. А совсем недавно я услышал в российских новостях, что Анну Каренину выпустили на сцену обнаженной. У меня только один вопрос — зачем?

Ладно, свободу дали, цензуры нет — наверное, это плюс. Но что-то же должно быть! Даже глубоко уважаемые мною режиссеры иногда делают какие-то не вполне понятные вещи. Скажем, Марк Захаров поставил в Ленкоме «На всякого мудреца довольно простоты», где из-под женской юбки появляется герой и, извините, приводит в порядок губы. А потом стоит голый в полупрофиль, и мать брызгает на него водой – охлаждает. Так это Захаров — один из «последних из Могикан». Я убежден: не должно такого быть на сцене!

Кто-то, возможно, возразит: многие классики не чурались каких-то ненормативных «вкраплений», и от этого их произведения не становились хуже. Я очень люблю , к примеру, Есенина, у которого есть строка: «Чтоб какая-то б… управляла Россией…». Но когда я это читаю, я наедине с книгой, наедине с автором — подобное не предназначено для обозрения, тем более в театре. Ведь театр — это та кафедра, с которой можно сказать много нужного, доброго (пусть это и вызовет у кого-то кривую улыбку). Театр должен куда-то звать. А у нас сегодня, увы, ни на сцене, ни на экране нет положительного героя, которому хочется подражать. Невольно снова вспоминаю Чапаева из своего детства. Может быть, события в том фильме были показаны совсем не так, как происходили в жизни, но нам было к чему стремиться, на что равняться. И ведь равнялись…

Или другая проблема. Обратите внимание, как говорят сегодня дикторы и многие актеры — московские, киевские, луганские. Такое впечатление, что у них соревнования, кто быстрее выговорит — «глотают» окончания слов. А в театре или на экране, по моему глубокому убеждению, должно быть все видно, слышно и понятно. Сейчас и у нас, и в других театрах на сцене микрофоны навешаны, динамики стоят. Никогда не было этого раньше, но зрителю все было понятно. Актеров готовили так, что они могли работать и при плохой акустике.

Театр с видом на туалет

— А как готовят сегодня? В театре есть кадровая проблема?

— Это одна из наших бед . Старшее поколение актеров, как ни прискорбно, уже выходит в тираж, а среднего у нас практически нет. Объясняется этот пробел очень просто — все упирается в «презренный металл». Мы не можем пригласить в Луганский русский драматический театр артистов не то что из России, а даже из других городов Украины, потому что сразу же возникает проблема с жильем. К слову, ее хотели решить еще много лет назад. Напротив здания театра тогдашний главный художник города Эдуард Годлевский предлагал построить трехэтажное здание, на первом этаже которого планировались подсобные помещения, а на втором и третьем – квартиры для актеров. Был даже готов проект. Будучи секретарем парторганизации театра, я неоднократно беседовал на эту тему с секретарем обкома партии Ю. Ф.Пономаренко. Но ничего у нас не вышло. На этом месте построили… общественный туалет. И по сей день окна театральных гримуборных смотрят прямехонько на этот «замечательный» пейзаж.

В силу этих сложностей труппе приходится «подпитываться» за счет студентов и выпускников Луганского Института культуры. Обычно через каждые 15- 20 лет она обновляется — театр должен питаться молодой энергетикой. Сейчас мы ждем какого-то нового витка. Но нужно, чтобы было из кого выбирать. А мы пока, увы, цепляемся за то, что есть.

Фестивальное лекарство от застоя

— Нехватка средств, видимо, сказывается и в других аспектах театральной жизни?

— Некоторые вещи я просто не могу понять. Раньше не могло быть такого, чтобы артист пришел к руководителю театра и подал заявление о повышении зарплаты. А сейчас это нормально — все подчинено рублю, доллару, гривне, евро… Отсюда — и результаты. Раньше театральным артистам не разрешали подрабатывать, снимаясь в кино, не случайно от МХАТовских стариков остались лишь какие-то «куски» в кинематографе. Сейчас же, к примеру, московский артист свободно едет сниматься в Петербург, возвращается, отыгрывает спектакль, потом у него ночная запись озвучивания, а утром — репетиция. И какой продукт после этого он выдает на сцене? Я помню, когда-то Николай Мордвинов приезжал в Ростов, играл Арбенина в «Маскараде». Он мог играть только через день, ему нужно было восстановиться. Но какой это был Арбенин! Мы, студенты, смотрели из оркестровой ямы, что называется, открыв рты.

Другая сторона той же финансовой проблемы — наш «застой». Профессиональному театру необходима миграция. Раньше было так: если ведущий артист областного театра работал 3-4 года, и его никто никуда не приглашал, считалось, что это плохой артист. Были постоянные труппы, а «первачи» (к примеру, на роли Отелло, Гамлета, Хлестакова) обычно приглашались со стороны. Артист работал в каком-то городе 2-3 сезона и уезжал. На время работы ему предоставлялась меблированная квартира, где было все необходимое. Сейчас же все осели, у всех актеров дачи, машины — куда ехать и как? Для нашего театра сегодня это очень серьезная проблема.

— Возможно, ее как-то помогут решить театральные фестивали, проведение которых становится в Луганске традицией? К примеру, последний, имени Павла Луспекаева состоялся совсем недавно. Что дает такое общение луганским актерам?

— Очень многое. Мы ведь буквально «задыхаемся» от отсутствия гастролей. Раньше театр гастролировал два месяца в году — это был закон. Из всех украинских городов я не выходил на сцену только в Николаеве. А сейчас, чтобы поднять театр, надо, образно говоря, связать Ахметова и отнять у него деньги. Гостиница, проезд, суточные… А ведь ни один театр, даже в самые лучшие времена себя не окупал, они всегда были дотационными. И сейчас зарплату мы получаем за счет города, а вот на гастроли, увы, денег не хватает. Вот и приходится вариться в собственном соку. А гастроли для актера — это своего рода экзамен: в Луганске знают Кленова, а как его примет Воронеж или Одесса? Новый зритель мобилизует актера, его надо завоевать. И это всегда обогащало театр. Поэтому театральные фестивали, которые стали проводиться в последнее время, нам очень нужны. У нас профессия такая, мы не можем жить обособленно, в застое, нам необходимы критика и общение.

Другой вопрос — уровень этих фестивалей. В частности, на фестивале имени Павла Луспекаева я смотрел последний спектакль по рассказам Бабеля, представленный днепропетровским театром. Не могу сказать, что был в восторге. Бабель – это прекрасный одесский юмор, здесь же на сцену вышла горсточка молодых людей, и, кроме романса Вертинского, который прозвучал с патефонной пластинки, я, честно говоря, ничего не запомнил, ничего меня не тронуло. Говорят, неплохое впечатление на публику произвел театр из Сургута. Но не было, к сожалению, в Луганске солидных театров из Москвы, Киева, Минска… Конечно, по объективным причинам не все могут приехать, кого профинансировали — те и были. И все же в будущем хотелось бы видеть на фестивалях в Луганске более солидное представительство.

А буквально на днях актеры нашего театра уехали на театральный фестиваль в Черкассы, где покажут спектакль «Смерть Тарелкина». За то, что они получили такую возможность, хочется искренне поблагодарить Луганскую областную администрацию.

Две стороны «верховного» внимания

— Театр и власть — это вообще отдельный вопрос. Всегда ли труппа ощущала поддержку «сверху»?

— На отсутствие внимания со стороны власти нам жаловаться грех. Особенно пристальным оно было в годы «правления» Владимира Васильевича Шевченко. Театральные кадры он, что называется, лелеял. К примеру, я никогда не думал, что осяду в Луганске, меня несколько раз приглашали в другие театры (в том числе и в столицу, в театр Леси Украинки). И в том, что я столько лет проработал в луганском театре, несомненно, есть заслуга тогдашнего первого секретаря обкома КПСС.

Конечно, были и свои сложности. Скажем, нам не разрешали ставить какие-то пьесы, к примеру, «104 страницы» или «Валентин и Валентина». Но именно при Шевченко было построено нынешнее здание театра. Я хорошо помню, как это «пробивалось»: на одном из спектаклей в старом здании присутствовал тогдашний министр угольной промышленности, Шевченко обратился к нему: вы нам только разрешение на строительство дайте, а мы уж тут к чему-нибудь «привяжем». И мы все подхватили. Владимир Васильевич по-настоящему дорожил театром, как одним из достояний Луганска.

Иногда это проявлялось достаточно эмоционально. Когда я поставил спектакль «Наследство», первый секретарь обкома присутствовал на премьере. Постановка ему понравилась, еще в антракте Шевченко попросил, чтобы актеры не расходились. Мы стояли на сцене, Владимир Васильевич направился к нам, но вдруг остановился и зачем-то ушел в «карман». Его «свита» и мы остались в недоумении. Потом выяснилось, что он попросту… заплакал. Успокоился и только потом пришел нас поздравить. А спектакль этот прошел на луганской сцене более 400 раз. Вот такое было отношение.

— Со стороны нынешних властей оно несколько иное?

— Представителей нынешней власти нечасто можно увидеть в театре, но я знаю, что они ему помогают. К примеру, у нас нет проблем с заработной платой, она выплачивается не просто день в день — час в час. Кроме того, театр получил звание академического — оклады увеличились, начали доплачивать за звание, за выслугу лет.

С другой стороны это звание вызывает и немало вопросов. В Луганске почти не осталось институтов — сплошь университеты. А неакадемический театр остался только в Старобельске. Получается, все обесценивается. И не только в Луганске. Когда я работал в Ростове, на 7 театров Ростовской области был только один народный артист – Леондор и один заслуженный – Шилин (он Ленина играл). Сейчас в фойе театра им. Горького — иконостас из народных и заслуженных, труднее найти, кто без звания.

Много народных артистов Украины и в Луганске. В Русском драматическом театре – трое, в Украинском – четверо. А в областной филармонии — больше, чем в любом театре (солистки там действительно прекрасные). Что ж, возможно, это хорошо.

Дорога к храму?

— Вы говорили, что ждете какого-то нового витка, нового этапа в театральной жизни. Речь идет о выходе луганского театра из кризиса последних лет? Что главное для его возрождения?

— Самое страшное, на мой взгляд, то, что в последние десятилетия из театра напрочь ушел дух храма. Так театр называл Станиславский. Сейчас это, скорее всего, вызовет у многих лишь смех, а кто-то и вовсе не вспомнит, кто такой Станиславский. Вот в чем главная беда.

В последнее время к нам часто приезжают разные «халтурки»: люди хотят подзаработать. Помню, приезжали два великолепных актера: покойный Александр Абдулов и Александр Збруев — Артисты с большой буквы. Но что они показали? Практически никакого оформления у их спектакля не было. Они позвонили: нам стол нужен, диван и две табуретки. А задник есть какой-нибудь? Нет? Ну, неважно.

Сейчас вообще оформление спектаклей весьма условно. Раньше занавес поднимался, и зрители аплодировали художнику. А сегодня кому аплодировать? Висит две тряпки, а посередине часы — это вокзал. И так происходит не от бедности — сейчас мышление такое. Но я видел, к примеру, «Последнюю жертву» по Островскому в трех постановках (в одной из них сам участвовал). Всегда перед третьим актом, действие которого происходит в саду, был антракт в 30 минут — надо было сделать на сцене сад. Зато когда занавес открывался — гром аплодисментов.

И юмор часто звучит со сцены своеобразный, мне непонятный. Мне вообще не нравится, когда передразнивают Брежнева или Ельцина — даже не потому, что я всю жизнь был коммунистом, а чисто по-человечески, по-христиански: грех над этим смеяться. Вот и у «ленкомовцев» был юмор того же плана: «А ты не знаешь, почему у Крупской глаза навыкате? – Потому что она Ленина видела». Абдулов и Збруев хорошо вели монологи, они мастера, но спектакль, увы, не потряс.

Я мечтаю, чтобы театр снова стал храмом. Надеюсь, со временем это случится, ведь все меняется. Пока, на мой взгляд, театральное искусство в упадке. Но театр множество раз переживал перестройки, суматоху, всяческие катаклизмы. И всегда возрождался. Так что, возможно, у наших дверей перед началом спектакля еще будет, как раньше, звучать: «Нет лишнего билетика?». Сегодня зритель в театре, слава Богу, есть, но билетиков пока никто не спрашивает.

Беседовала Марина Савинова, "ОстроВ", г. Луганск

Статьи

Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Донецк
22.04.2024
18:04

СЭЗ и кризис доверия. Донецкий дневник

Из всего обещанного ранее удалось реализовать только одно – «присоединение» к РФ. Да и то как-то кособоко: вроде, всех обрусили, то есть выдали паспорта с курицами, но по факту «русскими» жители «ДНР» считаются исключительно в своем зоопарке.
Все статьи