Телеканал для ОРДЛО: рождаемый в муках

Президент Украины Владимир Зеленский еще во время своей предвыборной кампании неоднократно заявлял, что оставшееся на неконтролируемой части население необходимо переубеждать и для этого запускать отдельный телеканал.

Слова Зеленского звучали убедительно хотя бы исходя из того, что сам Владимир Александрович – человек в телевидении понимающий, а в свое время был даже генеральным директором телеканала Интер.

То есть, было ощущение, что у Зеленского есть план как, в случае его прихода на Банковую, этот самый канал запустить и обеспечить его эффективность.

Позднее, тема телеканала для жителей так называемых «ДНР» и «ЛНР» утонула в гуще других событий. Актуализировал ее глава Минкульта Бородянский, заявивший о необходимости такой канал таки запустить, что вызвало в медийном сообществе некое «шевеление». И сторонники и критики идеи задавались вопросом - будет ли это совершенно новый канал, или его создадут на базе какого-то уже существующего.

Выход был найден в виде телеканала иностранного вещания UATV, созданного в 2015 году Министерством информационной политики, и вещающего на пяти языках (украинский, русский, английский, крымско-татарский и арабский) об Украине на весь мир.

В сентябре минувшего года офис UATV посетил бывший гендиректор телеканала «1+1» и новоизбранный народный депутат от «Слуги народа» Александр Ткаченко. После этого руководство телеканала стало приходить к выводам, что UATV «подбирает» под себя та часть команды президента, которая связана с Игорем Коломойским, поскольку Ткаченко являлся как раз ее представителем.

На тот момент визиты экс- директора «плюсов» не особо взбудоражили руководство UATV, поскольку тогдашний гендиректор канала Людмила Березовская, являясь частью команды бывшего главы Мининформполитики Юрия Стеця, ощущала себя весьма уверенно. Ее контракт заканчивался в апреле 2020 года.

Однако, были другие проблемы, которые было необходимо решать уже осенью – а именно, вопросы бюджета….

Телеканал UATV входил в состав государственного предприятия «Мультимедийная платформа иновещания Украины», а соответственно, финансировался полностью из госбюджета.

Согласно принятому в 2015 году уставу предприятия, телеканал не мог быть прибыльным, что, откровенно говоря, было несколько странно, учитывая его международный формат и широкие возможности в виде той же спутниковой сети и включения в кабельные системы других стран.

То есть, канал финансировался только из госбюджета, и задумывался как «средство информационной борьбы с агрессором», а также для «формирования имиджа Украины».

Возможности влиять на жителей оккупированных территорий изначально не рассматривались, как и возможность заработка денег на той же рекламе.

После смены власти и визита в офис UATV Ткаченко в соцсетях и на других платформах стали раздаваться мнения о том, что телеканал иновещания не оправдал ожиданий по борьбе с пропагандой, имеет очень маленькое количество зрителей, и руководство канала совершенно не справилось с поставленными задачами.

Постепенно становилось понятно, что канал существовать будет, однако возможно, не в том виде, в котором существовал с момента его основания. И возможно, что руководить им будут совсем другие люди.

Аудит и конец иновещания

События стали стремительно развиваться после заявления главы Минкульта Бородянского о том, что канал для оккупированных территорий, задуманный Владимиром Зеленским еще до его президентства, будет создан на базе канала иновещания UATV, и на его функционирование планируется бюджет в районе 400 миллионов гривен в год.

Кстати, о бюджете. Именно за раздутый бюджет и его несоответствие выполняемым задачам Березовскую и ее начальство в виде бывшего главы Мининформполитики Стеця нещадно ругали оппоненты в лице новой власти.

Александр Ткаченко даже посвятил этому вопросу фактически целое интервью, рассказав, как плохо работает UATV, и как много на него тратится государственных средств ежемесячно при мизерной аудитории канала.

Как утверждают источники на телеканале, только за одну аренду площадей нескольких зданий промзоны на Куреневке канал платил ежемесячно несколько миллионов гривен.

Здесь любопытно то, что ранее на базе обитания UATV находились телеканал и банк сбежавшего из Украины экс-вице-премьера Сергея Арбузова, и здания по-прежнему принадлежат его структурам.

Параллельно руководством канала и при поддержке Юрия Стеця был затеян глобальный ремонт здания завода «Арсенал», куда телеканал собирался переехать вместе с Министерством информационной политики, на что тоже ушло немало бюджетных средств, однако никто так никуда и не переехал.

В этой связи со стороны Минкульта, под чей патронат попал телеканал, было логично провести полный аудит работы государственного предприятия «Мультимедийная платформа иновещания Украины», дабы понять, куда и как расходовались средства, предназначенные на «информационную борьбу с агрессором».

Людмила Березовская, решила перед Новым годом написать заявление об уходе с должности из-за «разного видения» будущего телеканала. Совместно с Березовской заявления об уходе написали также шеф-редактор и несколько ее заместителей, в том числе и по финансовой части.

Исполняющей обязанности гендиректора была назначена выходец из «95 квартала» Юлия Островская, а руководить информационным вещанием позвали бывшую сотрудницу канала «24» Елену Трибушную.

В начале января Минкультом было сделано заявление, что на базе канала UATV будет создан телеканал для временно оккупированных территорий, а иновещание в том формате, что было при «Минстеце», приостанавливает свою работу.

В частности, было заявлено о намерениях канала «на первом этапе объединять украинско- и русскоязычные развлекательные программы, сериалы и кинофильмы производства ведущих украинских медиагрупп и информационное вещание собственного производства.

О целях нового канала для оккупированных территорий было заявлено следующим образом: «вернуть в украинское информационное и культурное пространство тех наших сограждан, которые из-за войны уже шестой год лишены возможности смотреть украинское телевидение и получать объективную информацию о собственной стране, и на чье отношение к Украине влияют преимущественно российские телеканалы».

Это заявление, а также кадровые изменения на UATV снова стали причиной массовых раздоров в соцсетях и вызвали серию заявлений политиков, экспертов и «лидеров мнений», спешащих высказаться по этим вопросам.

Сторонники старой команды обвиняли новое руководство Минкульта в том, что оно убивает иновещание, и мир больше не будет знать об Украине.

Бородянскому и его единомышленникам вменялось то, что Россия тратит сотни миллионов долларов на свое иновещание в виде Russia Today, и поэтому весь мир смотрит российскую пропаганду, а Украина единственный работающий в формате иновещания канал закрывает, вместо того, чтобы это направление всячески развивать.

В Сети даже появились многочисленные группы подписантов, требующие вернуть UATV его прежний облик. Свое мнение высказала также экс-гендиректор Людмила Березовская, упрекнувшая новую власть в том, что UATV заключил множество договоров с операторами кабельных сетей по всему миру, и теперь Украина эти договора нарушает.

Кирющенко, передатчики и вопросы

В Минкульте на эти заявления не особо обращали внимание, поскольку, задача сделать телеканал для оккупированных территорий была поставлена лично президентом Украины, с концептом «максимального сближения с аудиторией».

Поэтому ведомству Бородянского, прежде всего было необходимо разобраться в том, что осталось после прежнего руководства, в том числе в виде материально-технической базы, а также кадрового состава.

И важно было определиться с контентом – то есть, что именно предлагать живущим на оккупированных территориях украинцам, чтобы они перестали смотреть российское телевидение вернулись хотя бы идеологически в Украину.

Еще один немаловажный вопрос – каким образом весь этот контент показывать на территории ОРДЛО, если там «глушат» украинское телевидение в принципе?

Поэтому временная администрация канала для оккупированных территорий решила все вопросы решать поэтапно.

Несмотря на многочисленные протесты со стороны оппонентов и сторонников прежнего формата UATV, на канале было приостановлено вещание на английском, крымско-татарском и арабском языках.

Соответственно, значительная часть сотрудников (а при Людмиле Березовской в штате находилось свыше 400 человек, в том числе и иностранцев) написала заявления об уходе.

Было также переформатировано штатное расписание, однако до завершения всех процессов по изменению уставной составляющей предприятия массовый прием на работу новых сотрудников месяца на два оказался фактически заблокирован.

К тому же, проработав всего три недели, о своем нежелании принимать дальнейшее участие в проекте заявила Елена Трибушная, которая отказавшаяся от должности руководителя канала для оккупированных территорий. Свое решение она объяснила «разногласиями с другими руководителями проекта».

«Друзья, хочу сообщить, что я не буду принимать участие в проекте вещания на оккупированные территории… Я верю в идею министра Владимира Бородянского вернуть умы и сердца жителей оккупированных территорий с помощью украинского ТВ и в ту концепцию, которую мы обсуждали. Но в первые же недели стало понятно, что с остальными новыми руководителями проекта мы слишком по-разному видим процесс его реализации», - написала Елена Трибушная на своей странице в Фейсбук.

Но несмотря на уход Трибушной, новое руководство все-таки приняло одно очень важное кадровое решение, пусть пока и негласно. 

По информации источников автора этих строк, на условно «новом» канале (название UATV пока никто не менял) «главным» по контенту и по иным важным вопросам уже больше месяца трудится режиссер сериалов «Слуга народа», «Байки Митяя», «Моя прекрасная няня» и многих других Алексей Кирющенко.

Насколько известно автору этих строк, кандидатура Кирющенко была одобрена «на самом верху», и именно этот человек станет генеральным продюсером телеканала для оккупированных территорий. Соответственно, можно предположить , какого рода может быть контент на телеканале, который будет вещать на территорию ОРДЛО.

Учитывая творческую биографию Алексея Кирющенко, аудиторию из оккупированных территорий, по всей видимости, будут завлекать новыми «Сватами», «Митяями», и сериалами а-ля «Между нами, девочками» (их тоже снимал Кирющенко). Что в общем-то имеет право на жизнь из-за аполитичности данных проектов – возможно, именно в этом кроется задумка "сближения" с аудиторией ОРДЛО. Правда, вопрос в том, что все эти проекты и так смотрят на оккупированных территориях на тех же российских каналах.

Но здесь можно сделать предположение, что на канале для оккупированных территорий будут показываться или продолжения известных проектов Алексея Кирющенко, или новые сериалы и фильмы в подобном формате, и тогда аудитория будет переключаться на данный телеканал.

Как известно автору этих строк, главе Минкульта Бородянскому уже передан на утверждение пакет с перечнем потенциальных проектов для канала, который будет вещать на оккупированные территории.

В нем присутствуют сериалы и кинофильмы украинского производства, а также документальные фильмы и сериалы (правда, непонятно, с какого рода контентом). Что из этого будет утверждено Бородянским, пока неизвестно.

Но вызывает вопрос недавнее заявление главы Минкульта о том, что некоторые проекты будут производиться и передаваться для нового телеканала бесплатно. Что опять-таки не совсем понятно, поскольку канал государственный, и все проекты должны проходить тендеры.

Еще один важный момент, способный снова поднять волну негодования у противников нового канала - Алексей Кирющенко является гражданином Российской Федерации, имеющим вид на жительство в Украине. И этот факт способен вызвать массу эмоций у недоброжелателей нового проекта.

С другой стороны, господин Кирющенко доселе не был замечен в любви к Путину, давно работает в Украине и является, по признанию Владимира Зеленского, одним из его близких и давних соратников. Но на этот вопрос новой команде канала для ОРДЛО все равно рано придется отвечать.

И самый важный вопрос. Можно произвести удачный и, так сказать, «объединяющий» контент, однако его необходимо каким-то образом «доносить» до зрителя на оккупированных территориях, где все украинское нещадно «глушится», за исключением некоторых районов.

Пока что на канале, насколько известно автору этих строк, все еще думают над решением этого технического вопроса. Возможно, в этом смогут помочь одиннадцать новых цифровых телевизионных передатчиков DVB-T2 для увеличения и улучшения украинского цифрового сигнала на оккупированных территориях Крыма и Донбасса, за которые Украина заплатила около миллиона долларов США.

У канала нет своего «спутника», есть обычное эфирное вещание, есть онлайн-трансляция на сайте. И, фактически, на этом все.

Судя по всему, первое время формат вещания на оккупированные территории останется прежним. Если конечно, новое руководство не найдет иных способов решения, каким именно техническим способом «переубеждать» жителей оккупированных территорий Донбасса и Крыма.

Недоброжелатели уже назвали новый канал «первым сепаратистским», а временное руководство телеканала пока отмалчивается, и пытается решать навалившиеся вопросы и задачи.

В любом случае, остается надеяться, что 15 февраля, а именно в этот день Минкультом анонсирован запуск телеканала для оккупированных территорий, вопросов останется меньше, чем ответов...

Максим Воронов, специально для "ОстроВа"

Статьи

Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Мир
26.03.2024
07:36

«Уже сейчас можно купить билеты в Крым на июнь». Российские СМИ об Украине

"В реакции Киева - вся суть этого террористического режима. Трудно даже описать ту смесь восторга, злорадства и упоения, которую трагедия вызвала в украинских СМИ…"
Все статьи