Как получить компенсацию за потерянное на Донбассе жилье

Украинский Минюст официально призывает пострадавших в результате АТО и аннексии Крыма не дожидаться помощи от государства и обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). По словам министра Павла Петренко, потерявшие свои дома и близких в необъявленной войне могут таким образом взыскать материальный ущерб с России, как страны-агрессора. 500 подобных исков от украинцев уже «полетели» в Страсбург.

Массовые заявления в ЕСПЧ по Донбассу от граждан должны послужить дополнительным аргументом нашей страны в межгосударственной жалобе «Украина против Российской Федерации». В то же время в самой Украине спустя год вооруженного конфликта нет ни единого реестра переселенцев, ни центра, который бы фиксировал нарушения прав в зоне АТО. А вопрос государственной компенсации пострадавшим от обстрелов с мая месяца «повис» в ожидании рассмотрения в Верховной Раде.

Директор компании «Лексинформ» всеукраинской сети «Лига:Закон» и cпециалист по международному праву Евгений Хлебников убежден, что украинцам однозначно стоит обращаться в Европейский суд в том числе и по поводу компенсаций за разрушенное или утраченное имущество. О том, как это лучше сделать и как долго предстоит ждать, он рассказал в интервью «ОстроВу».

Евгений, насколько, по Вашему мнению, призыв судиться с агрессором в Европейском суде действенен на сегодня с юридической точки зрения, и насколько реально добиться компенсаций через ЕСПЧ?

- На мой взгляд, подобный призыв можно считать действенным наполовину. Да, в данной ситуации логично использовать все возможные механизмы международной защиты. В то же время, с точки зрения именно пострадавших, механизм ЕСПЧ сейчас не так эффективен, как это представляется.

Во-первых, РФ отказывается выполнять его решения, что наглядно демонстрирует дело «Юкоса». Во-вторых, люди должны быть готовы к довольно длительным срокам рассмотрения – 10 и более лет. И главный минус - на данный момент государство, по моему мнению, не предпринимает необходимых действий. Граждан призывают судиться с агрессором, но при этом не обеспечивают необходимые механизмы поддержки и защиты.

Многие меры по противодействию агрессору на международном уровне, которые не требуют прямого вмешательства граждан, но должны осуществляться от имени государства, не реализованы. Может создаться впечатление, что пострадавших граждан как бы приглашают «закрыть» собой прорехи и недочеты в позициях Украины на юридическом и дипломатическом поле боя.

Новость о том, что по всей стране будут открыты центры консультативной помощи, где можно составить обращение в ЕСПЧ и отсудить у РФ компенсацию, на самом деле оказалась преувеличением. Как выяснилось, эти центры оказывают бесплатно общую правовую помощь переселенцам и военнослужащим АТО. Смогут ли такие центры представлять интересы граждан в ЕСПЧ или хотя бы помочь в составлении исков - пока большой вопрос.

-Но ведь есть прецеденты в международном праве, которые позволяют украинцам идти проторенной дорогой и добиться возмещения ущерба от военных действий.

- В том–то и дело, отдаленно похожих прецедентов в международном праве и даже делах ЕСПЧ хватает. Это, в частности, дела, инициированные жителями Кипра против Турции, гражданами Грузии и Молдовы против РФ, многие из которых были выиграны заявителями. Но совершенно аналогичного прецедента еще нет, в какой-то мере наша сегодняшняя ситуация уникальна. Именно поэтому сложно выработать четкий план действий, который гарантировал бы получение компенсации пострадавшими в результате конфликта на Донбассе и оккупации Крыма. Неизвестно, как поведет себя Европейский суд сейчас, как будет принимать эти заявления.

Одни юристы предлагают обращаться напрямую в ЕСПЧ без предварительных исков в национальные инстанции, прохождения которых требует Конвенция, другие рекомендуют подать сначала заявления в судебные органы РФ. Третьи советуют экспериментировать.

Для меня в этом плане показательным примером является дело ЕСПЧ «Саргсян против Азербайджана», которое в июне проходило крайнюю стадию слушанья. Господин Саргсян заявил о нарушении своих прав в результате карабахского конфликта: права на уважение личной и семейной жизни, права на собственность, на эффективную юридическую защиту, а также о дискриминации. Государство Азербайджан не предоставило необходимую защиту ему и его собственности, хотя и контролировало территорию, на которой он проживал. В этом случае, судьи ЕСПЧ приняли заявление без предварительного рассмотрения судами Азербайджана. То есть, пострадавший не обращался в суды страны-ответчика, потому что не имел реальной возможности это сделать. По словам правительственного уполномоченного по делам ЕСПЧ в Украине Бориса Бабина, подобный аргумент адвокаты могут использовать и при подготовке заявлений украинцев, пострадавших от конфликта на Донбассе. То есть, вполне реально напрямую обратиться в ЕСПЧ без предварительной подачи исков в украинские или российские суды. Некоторые граждане Украины уже успели получить от судов РФ письма-отказы в стиле «мы не при чем». Исходя из этого, я абсолютно разделяю мнение Главы Комитета Совета Европы по предупреждению пыток Николая Гнатовского, что одной ссылки на подобные действия судебных органов РФ достаточно, чтобы Европейский суд принял заявление на рассмотрение, ведь добиться от судов РФ справедливости украинским гражданам невозможно.

Однако даже в вопросе присуждения и получения компенсаций от агрессора через международные инстанции мы должны сначала добиться некоторых шагов от нашего государства, чтобы укрепить юридическую позицию и Украины, и ее граждан.

-О каких необходимых действиях государства здесь идет речь?

- В первую очередь необходимо создание государственного механизма фиксации и анализа действий сил РФ, которые в последствии могут быть определены как преступления по закону Украины, а также, как нарушения международного права (нарушения прав человека, военные преступления, преступления против мира и безопасности) и доказательной базы по таким фактам. Естественно, необходима справедливая и действенная методика оценки и подтверждения материального ущерба, понесенного Украиной и ее гражданами. Сегодня, спустя год конфликта ничего подобного у нас нет.

Консультативные органы при Кабинете министров не покрывают данных вопросов и не демонстрируют эффективности. Также необходимо создание не частных и разрозненных баз данных (сейчас существует два ресурса, фиксирующие факты разрушений: «ReDonbass» и «Единый реестр ущерба инфраструктуры» - авт.), а единого госреестра разрушений, регламентированного законом, где информация после поступления тщательно проверяется. Это один из базовых моментов, который не выполнен.

Безусловно, необходимо добиваться через Генеральную ассамблею ООН консультативного заключения Международного суда ООН по действиям РФ против Украины. Позиция госорганов Украины, которые стараются не признавать вооруженный конфликт, создает определенные проблемы и ограничения в международных разбирательствах.

Стоит также рассмотреть возможность реформирования судебного законодательства для лишения РФ иммунитета от украинских судов в делах о возмещении ущерба, причиненного агрессией.

- Эксперты говорят о том, что любое решение ЕСПЧ против РФ может быть выполнено только добровольно самой Россией и только на ее территории. Объясните, пожалуйста, в чем тогда смысл обращения украинцев в ЕСПЧ?

- Обращаться сейчас в ЕСПЧ украинским гражданам нужно. Эти заявления создадут определенную критическую массу, последствиями которой вполне может стать выход России из Совета Европы. РФ окончательно откажется выполнять решения ЕСПЧ (сегодня она уже это делает, чем нарушает свою же Конституцию). Выходит, что люди не получат желаемой компенсации, поскольку не с кого будет ее взыскать. В данном случае первым наступит не удовлетворение требований пострадавших, а геополитическое изгнание агрессора из клуба цивилизованных наций. Страна, которая подписала эти фундаментальные для всего европейского региона соглашения, сама же из них выйдет. Такой сильный удар по международной репутации непременно вызовет дополнительные санкции, контрмеры, усиление внутреннего давления, развяжет руки противникам текущей власти РФ, и в конечном счете приведет к смене режима в России.

Получение компенсаций будет возможно постфактум после разрушения нынешнего преступного режима Путина. После этого решения ЕСПЧ, принятые в пользу пострадавших украинцев, могут стать базисом, на основе которого с виновной стороны будут взысканы средства для компенсаций.

-Какой пошаговый план действий можно сформулировать для обращения сегодня в ЕСПЧ о компенсациях?

- 1. Для начала необходимо давить на государство и законно требовать, чтобы оно выполнило свои первоначальные вышеупомянутые функции по защите прав пострадавших граждан. Поскольку государство само заинтересовано в обращении украинцев в ЕСПЧ.

2. Максимальный сбор доказательной базы – все, что вы можете приложить к заявлению: документы, фото, видео, карты, сообщения в СМИ о разрушениях в вашем районе или населенном пункте. Подтверждения из государственных органов о вашем статусе, о судьбе имущества и т.д.

3. Составление иска согласно всем требованиям с приложением доказательной базы и подача его в Канцелярию ЕСПЧ.

Приоритет ЕСПЧ отдает тяжелейшим преступлениям против прав человека, таким как лишение жизни, пытки, преследования. Но, тем не менее, я считаю, что нужно заявлять и о других нарушениях. Для подачи в ЕСПЧ не обязательно заявлять только о нарушениях, по поводу которых существует стопроцентная уверенность, что они будут приняты для рассмотрения судом. Например, человек считает, что он пострадал в большей степени и в более широком смысле. Суд позже разберется в обоснованности требований. Есть смысл в данном случае не скромничать, если вы располагаете доказательствами нарушений ваших прав. Однако ни в коем случае не стоит пренебрегать критериями приемлемости заявлений - выдвигать необоснованные претензии не только бесполезно, это может негативно сказаться на взаимодействии ЕСПЧ с другими гражданами страны в будущем.

- То есть, пострадавшему необходимо вначале ознакомиться с Европейской конвенцией и указать в заявлении те ее положения, которые, по его мнению, нарушены в результате конфликта, верно?

- Именно. Стоит обратить внимание, что предметом заявлений являются нарушения прав человека, связанные с действиями страны-агрессора и подконтрольных ей сил, а не сами эти действия и их последствия в материальном плане. Пример – разрушение дома. Это преступление по закону Украины и, также, может быть военным преступлением (запрещено стрелять по гражданским объектам), а в нашем случае, согласно Европейской конвенции, - это нарушения права на жизнь (если люди находились в доме во время обстрела), права на уважение личной и семейной жизни, права на собственность и т.д. Исходя из этого, заявителям необходимо настаивать, что все нарушения прав, которым они подверглись, являются прямым следствием незаконных действий РФ и подконтрольных ей лиц.

В рассмотрении дел ЕСПЧ и, в частности, вышеупомянутого дела «Саргсян против Азербайджана», большое внимание уделялось достоверности и полноте доказательств о принадлежности и состоянии пострадавшей недвижимости.

Понимаю, что сложно определить, в каком состоянии находится разрушенная военным действиями квартира или дом, если люди покидали их под обстрелами. Но нужно запросить подтверждение из Госреестра о том, что ваш дом действительно находится в населенном пункте или районе, где ведутся военные действия. Плюс подкрепить имеющиеся фото разрушений доказательствами фактического местоположения. Для этого можно запросить у госорганов (Облгосадминистрации, располагающейся на контролируемой Украиной территории – авт.) документ или письмо о том, что дом на фото, действительно находится по указанному адресу.

В заявлении также укажите, что из-за конфликта и оккупации нет возможности вернуться в обстреливаемый или захваченный населенный пункт, район, а тем более жить там, из-за террора и преследований. Что существует постоянная угроза жизни.

Важно! У ЕСПЧ есть критерии приемлемости заявлений, если их не соблюсти в рассмотрении дела наверняка откажут (с правилами подачи заявлений можно ознакомиться ЗДЕСЬ – авт.).

1. Исчерпание национальных средств защиты прав. Мое мнение на данный момент – можно обращаться напрямую в ЕСПЧ с аргументацией того, что пострадавший не может добиться от России или от Украины компенсации ущерба и справедливости. Не забываем сообщить, что суды РФ отписываются письмами-отказами в аналогичных случаях – это дополнительно утвердит приемлемость и обоснованность заявления.

2. При обращении в ЕСПЧ необходимо указать персональные данные – анонимные заявления судом не принимаются.

3. Не принимаются заявления, если заявитель не понес существенного вреда из-за нарушений его прав.

- Насколько реально самостоятельно подготовить такое заявление?

- Далеко не все в состоянии качественно подготовить подобное заявление, также необходимо помнить, что людям может быть психологически и морально тяжело после пережитых событий. Поэтому необходима консультация юриста, который объяснит, какие нормы Конвенции и дополнительных протоколов были нарушены в каждом из случаев, поможет приложить и систематизировать доказательства и правильно заполнить формы. Текущий формуляр заявления сложнее предыдущих его версий, именно поэтому сейчас острая необходимость в правовой поддержке граждан в данном вопросе.

-Каковы сроки рассмотрения обращений?

- ЕСПЧ традиционно завален исками из постсоветских стран на десятилетие вперед. Сейчас, согласно данным на сайте суда, он выносит решения по делам за 2012 - максимум 2013 годы. Есть также дела, по которым не принято окончательного решения с 2005 года. В настоящее время канцелярия Суда отчиталась, что приняла около 500 заявлений, касающихся военных действий в Украине. Когда эти заявления будут рассмотрены, неизвестно. Публикаций решений о приемлемости заявлений или каких-либо постановлений в базе Суда по Востоку Украины или Крыму мною пока замечено не было.

Дело «Кипр против Турции», например, ЕСПЧ рассматривал около 30 лет. В 2008 году Россия осуществила агрессивные действия в отношении Грузии, и иск последней в ЕСПЧ все еще рассматривается. В нашем случае, думаю, приблизительно к 2020 году можно будет говорить о каких-то первых результатах.

Но это не мешает отдельным гражданам обращаться в ЕСПЧ из-за нарушений своих прав в результате конфликта. Шанс есть. Возможно эффективнее даже будет подавать коллективный иск от всех пострадавших от конфликта на Донбассе.

- Почему, на Ваш взгляд, Украина не обратилась в Международный суд ООН?

- Передать ситуацию именно на рассмотрение Международного суда ООН Украина, к сожалению, не может, без согласия второй стороны конфликта – РФ. Но можно использовать другой механизм – инициировать обращение Генеральной Ассамблеи в Международный суд за консультативным заключением. Оно поспособствует привлечению агрессора и его должностных лиц к ответственности. Почему это направление не разрабатывается - для меня загадка, поскольку необходимая база с разъяснением плана действий для украинской стороны в конфликте была подготовлена профессурой и учеными юристами еще год назад. За год из этого плана не реализовано практически ничего. Создается впечатление, что специалистов попросту не слушают.

 В нашей ситуации пострадавшим есть смысл объединиться и создать общественные организации, движения на подобии профсоюзных. Направлять в госорганы письма с требованиями о защите своих прав и предоставлении квалифицированной правовой помощи по обращению в ЕСПЧ и дальнейшей координации.

Мы с коллегами предполагаем, что в данном случае будет уместно подать от пострадавших в результате конфликта на Донбассе коллективный иск или несколько коллективных исков в ЕСПЧ. Что касается Крыма, то, скорее всего, здесь нужно все же будет обращаться с иском в местные суды, а затем уже в ЕСПЧ. Поскольку там оформилась официальная оккупационная администрация, которая, по международному праву, несет ответственность за нарушение прав граждан на ее территории.

- Сегодня говорят о том, что Украине было бы проще арестовать имущество РФ на своей территории и за счет его продажи рассчитаться с пострадавшими в конфликте на Донбассе. Как Вы считаете?


 

- Я считаю, что этот вариант эффективен с точки зрения удовлетворения пострадавших.  Согласен, что это и немного проще, и быстрее, чем прения в ЕСПЧ. Моральные и даже общеюридические основания для этого сегодня у Украины имеются. Нет предметно-юридических оснований и механизма лишения РФ государственного иммунитета (кроме дипломатического и консульского) от украинских судов. Государство, к сожалению, само себя загнало в нелогичные рамки, увиливая от признания вооруженного конфликта.



Беседовала Наталья Коммодова, «ОстроВ

Присоединяйтесь к "ОстроВу" в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.

Статьи

Донецк
26.04.2024
16:00

Восстановление Донетчины: пока даже не в проекте, но...

Отношения власти и общественности никогда не были исключительно конструктивными, в Донецкой области в частности, прежде всего, из-за взаимного недоверия, нехватки опыта, несовпадения представлений о сотрудничестве и просто нежелания власти быть...
Страна
26.04.2024
10:51

Украинский металл: кажется, есть надежда

"Производственные результаты по итогам года могли быть выше, если бы импортная продукция из Китая не заходила в больших объемах на отечественный рынок, особенно когда в Украине производятся аналоги".
Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Все статьи