Коррупция, контрабанда и «копанки». СМИ о Луганщине

Выживание в Донбассе, а именно в приграничных к России территориях, и советская ментальность как основа коррупции – таковы проблемы, представленные средствами массовой информации для иллюстрирования ситуации в регионе.

Контрабанда – основной доход

По мнению авторов статьи «Дикий Восток: как выжить в пограничных районах Донбасса», опубликованной в издании politica-ua, восток Луганской области «выживает исключительно за счет полукриминального промысла»: контрабанды или нелегальной угледобычи. Все это, как считают авторы статьи Богдан Буткевич и Денис Казанский, «крышуют» местные правоохранительные органы, которые «держат в страхе целые районы».

Так, по мнению авторов, после уничтожения большинства промышленных предприятий и шахт Донецкой и Луганской областей во многих населенных пунктах контрабанда стала единственным спасением для местных жителей. Однако, издание уточняет, что «повезло» не всем, а только тем, кто проживает в непосредственной близости к украино-российской границе там, где она удобна для нелегального пересечения.

«В таких местах переправка товаров в обход таможни стало бизнесом для тысяч людей с обеих сторон. Все это сопровождается тотальным беззаконием: фактически в целых районах Донбасса жизнь напоминает Дикий Запад. Луганскому приграничью не угрожает ни ЕС, ни Таможенный союз. Здесь нет протеста, нет стратегии, нет мечты. Одна только глубокая беспросветность», - пишут авторы статьи.

По информации, представленной источником, приграничные территории востока страны –это территория, практически свободная от государственного законодательства зона, находящаяся под контролем преступных группировок.

«Восточная часть Луганщины сегодня выживает исключительно за счет полукриминального промысла: контрабанды или нелегальной угледобычи. Все это «крышуют» местные правоохранительные органы, которые держат в страхе целые районы. Граница вполне может претендовать на роль градообразующего предприятия практически для всех близлежащих населенных пунктов как Украины, так и России, которые с выгодой используют свое географическое положение. А город Краснодон Луганской области вообще считается неофициальной столицей контрабандного бизнеса. По словам жителей, преступные группировки, специализирующиеся на нем, имеют здесь большое влияние и контролируют местную власть», - пишет politica-ua.

Большая часть соответствующего трафика, как отмечают авторы статьи, проходит в том месте, где пролегла граница украинского и российского Донбасса, в шахтерских районах. Плотность населения здесь такова, что машине с нелегальным грузом от одного населенного пункта к другому нужно проехать совсем немного, поэтому и риски встречи с правоохранителями ниже, чем в другой местности. Движение контрабанды главным образом происходит через украинские города Краснодон, Суходольск, Свердловск и российские Донецк, Новошахтинск, Зверево и Гуково.

Через Краснодон и Свердловск пролегают международные трассы, что делает эти города особенно привлекательными для контрабанды: удобно доставлять и забирать товар. Все, что провозится легально, идет через официальные КПП «Изварино» и «Должанский». Нелегальный товар движется через поселки Северо-Гундоровский, Урало-Кавказ, Нижняя Герасимовка, разбросанные вдоль границы.

«В этом бизнесе задействовано почти все местное трудоспособное население» - утверждают Буткевич и Казанский.

Что общего у «контры» и «копанок»?

По мнению авторов politica-ua, история украинской-российской контрабанды напоминает историю становления нелегального угледобычи, «которую также начинали простые шахтеры, и у которых этот бизнес позже «отжали» представители криминальных структур под эгидой милиции и чиновников».

«Контрабандой (в этих местах ее называют «контра» или «контрабас») в ​​Луганской области занимаются почти открыто. Правоохранители ее практически не преследуют; ситуация напоминает борьбу с пресловутыми отвалами. Иногда пограничники отчитываются о задержании нелегального груза или выявлении незаконного трубопровода, но стоит просто приехать в любой пограничный населенный пункт, как становятся понятны истинные масштабы трафика, – пишет politica-ua. - Движение нагруженных фур и цистерн с топливом через границу начинается с наступлением сумерек и продолжается всю ночь. Границу охраняют только в тех местах, где проходят крупные международные трассы».

Авторы издания также отмечают, что базы контрабандистов дислоцируются повсеместно. Их, говорится в статье, легко распознать по высоким заборам из бетона или металла. «Обычно они расположены в частных дворах, выкупленных в пограничных поселках у хозяев за бесценок. Любой местный житель безошибочно укажет вам их, и только правоохранители делают вид, будто не видят перевалочных пунктов торговцев «контрабасом», - далее пишет издание - В Россию обычно переправляют бытовую технику, одежду, продукты и алкоголь. Все это стоит в Украине ощутимо дешевле. Учитывая разницу цен, иногда возникают курьезные ситуации, когда китайский ширпотреб со склада в Харькове контрабандно транспортируют в РФ, через территорию которой он и поступил в Украину. Оттуда к нам везут в основном бензин и нефтепродукты. Главная статья российского экспорта, по сути, является и главной статьей тамошней контрабанды. Причем топливо перевозят как в автоцистернах, так и перекачивают нелегальными нефтепроводами, зарытые в землю. Есть и такие места, где нет необходимости даже в автотранспорте. Села Верхнешевыревка и Нижняя Герасимовка по обе стороны границы разделяет лишь крошечная речушка Большая Каменка, несколько метров в ширину. По ночам через нее перебрасывают канаты, на которые, как на бельевые веревки, подвешивают тюки с грузом и перетягивают на противоположный берег. В некоторых случаях используют резиновые лодки. По дну реки проложены нелегальные трубопроводы, которыми из села в село перекачивают нефтепродукты. Концы их выходят во дворах сельских домов. В назначенное время во двор заезжают цистерны, перегоняют бензин трубой через границу».

Также идет речь и об откровенно криминальном «товаре». Источник, имеющий непосредственное отношение к правоохранительным органам, рассказал авторам статьи, что в районе Краснодона контрабандные товары переправляют через штольни старой шахты, проложенные в недрах двух государств: «Надежный канал используют для переправки наиболее «стремного» груза — оружия и наркотиков. Понятно, что такие вещи невозможно проворачивать без поддержки сверху»

Что касается копанок в приграничных к России районах, то, по информации politica-ua, Местные нелегалы ​​паразитируют главным образом на выработках уже закрытых шахт. Наземные сооружения там давно снесены, но подземное хозяйство в полном порядке.

«Достаточно раскрыть старый ствол — и можно добывать уголь. Это очень удобно, ведь нет необходимости много копать. Угольные пласты и старые выработки после ликвидации шахт фактически остались без хозяев, поэтому стали легкой добычей для мародеров в эпоху угольной лихорадки. Сейчас все такие ямы находятся под крышей местных криминальных кланов, тесно аффилированных с различными правоохранительными структурами. Все пограничные районы края живут своей отдельной, мало схожей даже с большим Донбассом лихорадочной жизнью. Здесь не действуют законы Украины, разве что право сильного. Местное население крайне деморализовано и обнищавшее, тогда как практически каждая властная структура зарабатывает на всех возможных видах криминального промысла. Ситуация видится абсолютно бесперспективной, поскольку нет заинтересованных в ее изменении», - резюмируют авторы статьи.

Не видит перспектив для кардинального изменения ситуации в стране и известный луганский правозащитник Николай Козырев, который был недавно избран главой Украинского Хельсинского правозащитного союза по правам человека. Так, в своем интервью изданию «Восточный Вариант», г-н Козырев отметил, что коррупция – это «визитная карточка не только нашей власти, но и нашего общества». По мнению правозащитника, у многих людей осталась советская ментальность - жизнь по принципу «начальству виднее, я тут ни при чем».

Коррупция и рабство

Модель социально-экономического и политического государственного устройства, которая существует сейчас и с которой, по мнению Николая Козырева, можно отождествить Партию Регионов, Президента и правительство, полностью себя исчерпала: «Это модель кланово-олигархического капитализма, скорее даже неофеодализма, когда основные активы и ресурсы страны работают в интересах только узкого круга привилегированных групп, кланов, семей. А за последние два года можно сказать, что в интересах одной семьи. Эта модель только вредит Украине, истощает экономику, обескровливает ее. Деньги в стране есть, когда работает производство, люди платят налоги, когда число фирм-налогоплательщиков увеличивается. Сейчас же налоговая база наоборот сужается, а крупные олигархические группы вывозят свои капиталы в оффшоры. За последние годы через украинские банки вывезено свыше $53 миллиардов- огромная сумма, сопоставимая с государственным бюджетом. Во времена Кучмы и Ющенко эта модель еще работала на страну, хотя олигархи и тогда вывозили капиталы, но одновременно создавались рабочие места, худо-бедно экономика давала прирост и в некоторых отраслях развивалась. А сейчас – стоп, «красный сигнал», экономика стагнирует. Глава правительства всплескивает руками: «Как хорошо, что нас спасла Россия, а то к Новому году был бы коллапс». Странно слышать такое от премьер-министра, но это ведь прозвучало как саморазоблачение. Страна доведена до крайней черты».

Глава Украинского Хельсинского правозащитного союза также выразил уверенность, что многим украинцам удобно находиться «в социальной спячке, с закрытыми глазами, с отключенными мозгами. Я не хочу сказать, что те, кто едут на Антимайдан в поддержку курса Президента, рабы, это было бы оскорбительно по отношению к ним, но, скажу деликатнее - это люди полностью зависимые от власти. Посмотрите на состав этих делегаций – это бюджетники, это работники крупных предприятий, шахтеры. Я вижу, как изменилось положение шахтеров за последние годы. 15 лет назад, в 1998-м, в Луганске был первый Майдан, когда бастовали шахтеры, они шесть месяцев стояли под обладминистрацией. Их молотил «Беркут», но и они сдачи давали. С тех пор многое изменилось, шахтеры больше не способны на протест, они деморализованы, боятся потерять рабочие места».

Как отметил правозащитник, в Луганской области заметен упадок социальной активности и всплеск «казенно-фальшивой активности», под лозунгом «Они майданят, Луганщина работает!». Выход же из такой ситуации, по его мнению, возможен только через глубокую трансформацию политико-экономических, культурных отношений: «Сейчас мы имеем в Украине имитацию демократии. А Верховная Рада – фиктивный парламент. На самом деле это закрытый клуб миллионеров, миллиардеров и их обслуги. Разве там законы принимаются в интересах тех, кто сегодня держит плакат «Мы поддерживаем курс Президента!»? Это тяжелый кризис. Выход из него возможен только через обновление всего политико-экономического строя, путем перехода от олигархической социальной модели «Богатые накормят бедных» к демократической социальной модели «Каждый должен иметь возможность прокормить себя сам».

Артем Брюханов, «ОстроВ»

Статьи

Страна
20.04.2024
10:00

Тучи на горизонте, или Почему у бизнеса "портится настроение"?

Валовой внутренний продукт (ВВП) за январь-февраль вырос на 3,6%, по данным Минэкономики. Не стоит забывать, что в январе 2023 г. зафиксировано падение на 32%, в феврале – на 26%. Сейчас - рост...
Мир
20.04.2024
09:31

"Трамп хочет, чтобы Конгресс принял решение о помощи Украине". Обзор западных медиа

Если Трамп вернется в должность и попытается протолкнуть мирное соглашение между Россией и Украиной, ему нужно, чтобы Украина имела сильную военную позицию
Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Все статьи