“Намного меньше угля перемещается через украинско-российскую границу в последние месяцы”. Западные медиа об Украине

Ограничение всех возможных видов деловой активности в связи с COVID-19 сделало свое дело: об Украине в западных медиа в последние недели почти не пишут. В то же время, сохраняющиеся во многих странах карантинные ограничения вынуждают журналистов искать замену практике личного наблюдения за событиями и живого общения. Настало самое благоприятное время для журналистских расследований на основе сбора и анализа открытых данных.

Так, недавно в Германии команда из сотрудников двух медиа, например, нашла доказательство “оплаченной пропаганды” российских интересов со стороны одного из депутатов Бундестага. Обнаружились документальные подтверждения того, что работа члена немецкого парламента от ультраправой “Альтернативы для Германии” Ульриха Оэме в качестве наблюдателя на “выборах” президента России в захваченном Крыму была оплачена Комитетом по иностранным делам российской Государственной Думы.

Оэме входит в довольно обширную группу других крайне правых и крайне левых наблюдателей из числа политиков и общественных деятелей из стран Европейского Союза, которые с некоторых пор содействуют легитимации выборов в России, связанных с ней псевдогосударствах и в других диктатурах. Как и они, Оэме хвалил качество организации “выборов” 2018 года на территории, которая в его стране официально считается оккупированной.

Как отметили на сайте Tagesschau, “председателем комитета Думы, который финансировал активности Оэме, является леонид Слуцкий. Он состоит в санкционном списке ЕС, связанном с аннексией Крыма. Поскольку в 2019 году весьма спорным решением Россия была снова принята в качестве полноправного члена в Совет Европы, он все-таки получил возможность приезжать на заседания на основе специальных разрешений. Очевидно, что это дает возможность устанавливать более тесные контакты. В марте Оэме похвастался, что вместе со Слуцким организовал поставки гуманитарной помощи для борьбы с коронавирусом из России в Италию.”

В поисках украденного угля

The Washington Post опубликовал недавно большой текст о контрабанде украинского угля с территорий самопровозглашенных республик. “Однажды на этой неделе череда ржавых железнодорожных вагонов въедет на территорию угольной шахты на востоке Украины для новой загрузки черным топливом, которое почти шесть лет помогало поддерживать в регионе восстание под покровительством Кремля, - начинался он. - Это редкий сорт угля, отливающий металлом минерал, называемый антрацитом, который горит относительно чисто и оценивается высоко даже в сложные для экономики времена. Это также контрабанда и это не может продаваться за границу легально. Поэтому, едва загрузившись, вагоны направляются на восток в сторону Ростова, где уголь благополучно исчезает.”

“По схеме, отработанной сотни раз, уголь вывозится через сеть российских компаний, которые, согласно документам Министерства финансов, зачастую попросту перепродают его иностранным покупателям, не имеющим понятия о том, что получают незаконный уголь из зоны боевых действий, - говорилось дальше в тексте. - Но позже, с падением энергетических цен в условиях мировой пандемии, даже этот уголь привлекает мало клиентов. И это потенциально катастрофические новости для бунтующих восточных регионов Украины - и для россиян, которые их поддерживают”.

“В то время как незаконная торговля продолжается, согласно документам и независимым аналитикам, намного меньше угля перемещается через украинско-российскую границу в последние месяцы, а рыночная цена антрацита резко падает. На востоке Украины этот сдвиг вылился в невыплаты зарплат шахтерам, падение доходов сепаратистского руководства и прогрессирующую нестабильность в регионе, который стал вечной горячей точкой в отношениях США с Москвой.”

Корреспонденты The Washington Post отмечали, что до недавнего времени организацией незаконного вывоза и продажи украинского угля занимался один бизнесмен. “Документы свидетельствуют о том, что украинский миллиардер Сергей Курченко и небольшая сеть его компаний контролировали основную массу угля, который шел в Россию с востока Украины, - писали они. - Согласно чиновникам США и ЕС, а также расследователям, та же сеть продает обычный российский уголь покупателям со всего мира, а наряду с ним и антрацит из шахт восточной Украины. Опираясь на официальные торговые документы, российские медиа сообщали, что недавно Курченко утратил свою монополию на импортируемый украинский уголь. Но компании, связанные с сетью Курченко, продолжали перемещать в Россию тонны украинского антрацита как минимум до начала апреля, следует из таможенных документов, полученных C4ADS, вашингтонской неправительственной организацией, которая специализируется на анализе незаконной торговли в зонах конфликтов.”

“Как правило, поезда въезжают в Россию через мелкий пограничный пункт пропуска под названием Успенка. Спутниковые снимки на Google Earth обычно показывают длинные очереди угольных вагонов в депо на Успенке, где они ожидают проезда по железной дороге, которая продолжается на юг в сторону Ростова-на-Дону, портового города, одного из ключевых транспортных хабов России на юге. Согласно анализу российских таможенных данных, которые провела C4ADS, с 2016 и до конца прошлого года как минимум 3,5 миллионов тонн донбасского угля было перевезено через российскую границу. За тот же период, как говорится в отчете, было перемещено свыше 360 тысяч стали и металлопродукции. Украинские чиновники из угольной отрасли говорят, что объем, который экспортируется в Россию, намного выше, что как минимум шесть миллионов тонн антрацита пересекло границу к началу 2019 года. В таможенных документах почти треть угольных поставок была связана с компаниями, которые контролировал Курченко.”

В The Washington Post подчеркивали, что определить все направления поставок контрабандного украинского угля - задача сложная. Часть его наверняка остается в России, но в целом у этой страны нет потребности в такого рода иностранной продукции, поскольку она добывает и экспортирует собственный уголь. И только специальная экспертиза может дать ответ, содержится ли в той или иной поставке украинский уголь, российский или смесь того и другого.

Чернобыль снова в тренде

Другая проблемная точка на карте Украины, между тем, переживает новый пик популярности. В чернобыльскую зону отчуждения хлынули туристы со всего мира, сообщил The Times. Правда, не лично, а онлайн. Американский эколог Лукас Хиксон стал “водить туры” по территории атомной катастрофы в Украине через сервис Airbnb Online Experiences.

Как рассказали в британском издании, “в обычных условиях приглашение провести выходные с дикими собаками в радиоактивном Чернобыле в Украине привлекло бы только смелых. Но в эпоху коронавируса даже эта иностранная достопримечательность переместилась онлайн, неожиданно став хитом и привлекая до 30 посетителей в день. За £42 с человека за тур люди регистрируются в инструменте видеоконференций Zoom, чтобы посмотреть на Лукаса Хиксона, эколога, который играет, кормит и снимает на видео уличных собак в покинутых городках и лесах вокруг заброшенной чернобыльской атомной электростанции. Не покидая комфорта своих гостиных, любители животных от Америки до Японии присоединяются к стае. Хиксон проводит по два виртуальных тура в день из зоны отчуждения… Сейчас это дом для 500 собак, потомков оставленных там домашних любимцев.”

“Когда больше пяти лет назад Хиксон, уроженец Мичигана, прибыл в Украину, чтобы изучать экологическое влияние атомной катастрофы, он был шокирован огромной популяцией диких собак, - продолжался текст. - Когда жители Чернобыля были вынуждены в одну ночь оставить город, у них не было выбора, кроме как оставить все, включая домашних животных. Отряды были направлены на отстрел бродячих собак из опасения, что они заражены радиацией. Но некоторые выжили и это их потомки бродят по зоне сегодня.”

Хиксон “проводит большую часть своего времени, помогая заботиться о бездомных собаках, кормя их и вакцинируя против бешенства. Именно его близкие отношения с ними завораживают зрителей. Хотя до пандемии доступны были физические туры, виртуальный опыт переживает вспышку популярности с 20-30-кратным превосходством в количестве бронирований по сравнению с “личными” визитами и туристами из более чем 40 стран, включая целые семьи, которые иначе могли бы и не рассматривать посещение места атомной катастрофы,” - говорилось в тексте The Times.

Обзор подготовила Софья Петровская, “ОстроВ”

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Все статьи