“Москве не нравится, что о забытой многими войне на востоке Украины снова вспоминают”. Обзор западных медиа

С текущего месяца Украине гарантировано постоянное и долгосрочное присутствие в западных медиа. В Нидерландах на днях начался процесс по делу о крушении МН17 в Донецкой области в июле 2014 года. Подсудимые – один гражданин Украины из числа пророссийских сепаратистов и трое россиян, включая Игоря Гиркина, называющего себя Стрелковым. Судить их будут заочно: Россия, отрицая свое военное присутствие на востоке Украины, прогнозированно отказалась выдавать предполагаемых преступников.

Как отметили в Die Zeit, на момент катастрофы, в которой погибли 298 человек, большинство из которых были гражданами Нидерландов, “война на Донбассе шла уже несколько месяцев, но только в связи с тем, что был сбит МН17, она приобрела международный масштаб. Соответственно, интерес к этому процессу велик: для примерно 400 аккредитованных журналистов был построен отдельный медиацентр, будет прямая трансляция заседаний. Для процесса МН17 было даже изменено национальное законодательство Нидерландов, чтобы иметь возможность вести разбирательство на английском и с видеотрансляцией. Процесс будет проходить примерно год, места в судебном комплексе зарезервированы до марта 2021”.

В общирном материале, который собрали следователи, - записи перехваченных разговоров, в том числе, с участием Владислава Суркова, который до января этого года долгое время был помощником президента РФ Владимира Путина и “куратором” донецкой и луганской “республик”. “Таким образом, процесс, даже при том, что на месте нет подсудимых, может стать еще одним гвоздем в крышке гроба кремлевской истории о “гражданской войне” после “фашистского переворота в Киеве”, - констатировали во Frankfurter Allgemeine Zeitung. - Москве не нравится, что о забытой многими войне на востоке Украины снова вспоминают на Западе. Есть рассчет также на возможность оказать давление на Зеленского совместно с “партнерами” из Берлина и Парижа в так называемом Нормандском формате, чтобы вырвать уступки, и желание добиться отмены западных санкций. Процесс может поставить под угрозу благоприятный в целом контекст”.

“Какое значение для Кремля имеет крушение МН17, было видно в конце прошлого лета, когда Москва, согласно сообщениям российских медиа, поставила условием совершения обмена пленными с Киевом освобождение украинца Владимира Цемаха, - говорилось также в тексте FAZ. - JIT (Объединенная следовательская команда. – “ОстроВ”) хотела допросить в качестве свидетеля похищенного СБУ в оккупированном Донбассе бывшего командира сепаратистской противовоздушной обороны города Снежное, около которого был сбит МН17. В одном снятом сепаратистами фильме Цемах говорил, что после выстрела он что-то “спрятал”. На отрывок, в котором он говорит, что это было, наложили звуковой сигнал. Согласно специалистам, он говорит “Бук”. Цемах был все-таки передан Москве в рамках обмена в начале сентября 2019 года, поэтому он не будет давать показания в качестве свидетеля. Президент Зеленский подвергся за это жесткой критике в Украине, многие сочли передачу Цемаха слишком высокой ценой”.

“Следователи убеждены, что четверо обвиняемых не сами “нажимали на кнопку”. Но они были частью “цепи” между самопровозглашенной Донецкой народной республикой и Россией. Поэтому расследование JIT продолжается. Команда сфокусировалась, в первую очередь, на тех, кто действовал на месте. Прежде всего, речь идет об экипаже “Бука”, который, как считают следователи, принадлежал к российской 53 бригаде противовоздушной обороны из Курска”, - писали в Der Spiegel.

О “шарме” Зеленского

Резонансный текст на основе интервью с президентом Украины Владимиром Зеленским опубликовал на прошедшей неделе The Guardian. Как отмечалось в нем, “после 10 месяцев на должности Зеленский в отчаянии пытается перенести фокус разговоров с истории импичмента. Он согласился на редкое интервью в надежде, что может “сменить контекст” – на его фокус на достижение соглашения с Путиным об окончании войны и на дальнейшую интеграцию с Европой. Он говорит пристрастно и с жестикуляцией, прибегая к простому шарму, который помог ему победить на президентских выборах. Его будущий успех будет зависеть от того, сможет ли он применить его с положительным эффектом на европейских лидерах, которые являются его наибольшей надеждой на то, чтобы выбраться из незавидного положения зажатого между Трампом и Путиным”.

Авторы текста описывали, кроме прочего, неординарную как для главы государства биографию и нестандартную избирательную кампанию Зеленского. Касаясь последней, они упоминали, в частности, обещание бывшего комедийного актера прекратить войну и анонсированную им готовность вести для этого переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным. Это, отмечали британские журналисты, “было резким отходом от позиции Порошенко и оказалось популярным в стране, страдающей от усталости от войны, однако шумное меньшинство обвинило Зеленского в капитуляции перед Россией даже только за приглашение к переговорам. Он, однако, говорит, что предпочиает спасение жизней подсчету территориальных завоеваний. “Для кого все это делается? Для людей. Какой смысл возвращать нашу территорию, если миллион человек погибнет?””

“Кажется маловероятным, что Путин согласится на какое-либо мирное соглашение, мало-мальски приемлемое для украинского общественного мнения, но Зеленский говорит, что хочет продвигаться быстро, - рассказывали в The Guardian. - “Время идет”, - отмечает он, указывая на свои часы и объявляя период в год на разрешение конфликта, чтобы он мог сосредоточиться на других внутренних делах. “Правительство может потратить год на все соглашение. Затем оно должно быть выполнено. Больше нельзя. Если это будет продолжаться дольше, нам нужно будет сменить формат и выбрать другую стратегию”, - говорит он”.

“Это новый неожиданный дедлайн, но его срочность сглаживается недостатком подробностей. (В такие моменты Зеленский звучит несколько трампистски.) Он отказывается говорить, какой может быть запасная стратегия, а когда пресс-секретарь вмешивается, чтобы пояснить, что годичный дедлайн отсчитывается с декабрьского саммита, а не с начала его президентства в мае, он отвечает со смехом: “Я уже не знаю”. Соображая на лету, как он, кажется, часто делает, он выигрывает себе дополнительные месяцы: да, начиная с саммита. Советники Зеленского презентуют такого рода импровизации как часть его шарма. По их словам, “на встречах с крупными иностранными деятелями он оценивает ситуацию и, если считает, что может преуспеть с более эмоциональным выступлением, отбрасывает официальные инструктивные материалы. Вероятно, это могло сработать, скажем, с Меркель, которая, как сообщалось, смотрела выдержки из “Слуги народа” перед встречей с Зеленским”.

Яркие сравнения, которые Зеленский использует в разговоре, также “порой уводят его в неверном направлении”, отметили в The Guardian: “Он сравнивает свое президентство с пребыванием в лодке: “Везде дыры, и вы пытаетесь заткнуть их руками и ногами. Так мы живем. Мы затыкаем дыры”. Услышав замечание, что это выглядит как тонущий корабль, Зеленский кажется встревоженным и добавляет: “Но мы не тонем!””

Речь также, конечно, заходит об олигархах. “Многие в Киеве считают перестановки в правительстве Зеленского на этой неделе признаком того, что старые олигархические игроки снова утверждают свое влияние, вопреки его публичным заверениям, что это было сделано для ускорения реформ. Определенно правда, что украинские олигархи продолжают пользоваться грандиозной властью и Зеленский не сможет избавиться от их махинаций, просто мило попросив. Его ТВ-президент мог бы распорядиться повесить или застрелить их за такого рода расточительность за рубежом в период войны (имеется в виду покупка Ринатом Ахметовым бывшей королевской виллы во Франции, которую Зеленский в интервью осудил, по словам авторов текста. – “ОстроВ”), но настоящий Зеленский будет вынужден работать с ними, предлагая им инвестировать в стране и финансировать государственные проекты. “Если мы выбрали демократию, мы, конечно, не можем вешать людей”, - говорит он, но в его глазах появляется огонек. “Но! Иногда на самом деле хочется. И знаете почему? Потому что это было бы быстрее. Намного быстрее”, - добавляет он с характерной для комического выступления паузой. “Мы шутим”, - говорит его пресс-секретарь, выглядя несколько обеспокоенной, с противоположной стороны стола. “Конечно, мы шутим”, - говорит Зеленский”.

“Шарм” Зеленского действует и на его собеседников из числа иностранных журналистов: корреспондентам The Guardian президент Украины тоже явно симпатичен. “Зеленский считает, что эра политических аутсайдеров только начинается и модель его кампании может быть успешной где угодно, - отмечают они. - “Я уверен, что может, особенно там, где люди устали, где они бегают, как белки в колесе, и где есть эти старые политики с крупными финансовыми ресурсами. В таких местах, где люди ищут глотка свежего воздуха, это должно работать”. Это выглядит как ясный намек на соседку Украины на востоке и ее неизменного лидера. Действительно, в ночь выборов Зеленский сказал, что хотел бы, чтобы его победа стала примером для всего постсоветского региона, в котором доминируют автократы. Его успех не остался незамеченным в России, и многие провели выгодные сравнения с человеком в Кремле: Зеленский, который идет пешком на инаугурацию, ударяя ладонью о ладони людей из толпы, и одинокий Путин в своем лимузине, скользящий на свою церемонию по обезлюдненным улицам Москвы. Панибратское, жизнерадостное новогоднее послание Зеленского к народу и чопорное телевизионное обращение Путина. Недавно российский телеканал начал показывать “Слугу народа”, но скоро изменил свое решение, вероятно, испугавшись, что посыл оказался чересчур бунтарским”.

В тексте говорилось также о семье Зеленского. По словам журналистов, “хотя Зеленский, похоже, получает удовольствие от своей должности, он признает, что пребывание в центре политического внимания не радует его семью. “Это сложно, - говорит он. – Им не нравится моя работа”. Выход за едой должен быть согласован с охраной, взятие приятного отпуска выглядит бестактно, когда его страна воюет. Его жена, Елена, раньше писавшая для “Квартала 95”, как и Зеленский, выросла в Кривом Роге. Он говорит, что в то время как он привык бывать в центре внимания публики, она предпочитает оставаться в стороне от прожекторов. Его 16-летняя дочь раздражена его новой работой больше других – ее возмущает наряд охраны, который теперь повсюду следует за ней. Они пытаются прятаться, но она всегда их замечает, говорит отец. “Она в том возрасте, когда человек обычно наиболее свободен, - отмечает он. – На человеческом уровне, это для нее неприятно”. С другой стороны, его семилетний сын это обожает, он гордо объявляет каждому, кто готов слушать, что его отец – президент. “На днях я пришел домой и спросил: “Почему со мной никто не здоровается?” Мне был слышен мой голос по телевизору. Это была моя речь. И сын сказал: “Не мешай, мы смотрим президента!””

Обзор подготовила Софья Петровская, “ОстроВ”

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Все статьи