“Европа опасается Путина, но не имеет новых планов по противодействию его агрессии”. Западные медиа об Украине

Содержание европейских дипломатических депеш, ставшее доступным в результате хакерского взлома, и отставка министра обороны США Джима Мэттиса определяли на прошедшей неделе перспективу, с которой западные обозреватели смотрели на Украину. The Guardian, в частности, отмечал, что в депешах “неоднократно говорится также о намерениях России относительно Украины, в том числе о неподтвержденных заявлениях Украины, что Крым, аннексированный Россией четыре года назад, превратился в горячую точку, “где уже могли быть развернуты ядерные боеголовки”. Пророческие опасения этого лета о будущих действиях России в Азовском море упоминаются также… В целом депеши показывают, что Европа опасается Путина, но не имеет новых планов по противодействию его агрессии”.

Последняя опора относительной стабильности?

На отставку Джима Мэттиса на Западе отреагировали с тревогой, близкой к панике. Как писал в своей редакционной колонке The Times, “отставка Джима Мэттиса с должности министра обороны США -- это тревожный сигнал для Запада. Четырехзвездный генерал был последним оставшимся на посту из группы высокопоставленных чиновников, известной как “главные в доме”. Это были люди, опытные во внешней политике, способные сдерживать изоляционистские инстинкты Трампа. Уход Мэттиса -- это признание, что они не справились и что основные принципы, лежавшие в основе внешней политики США в течение 70 лет, больше не поддерживаются”.

“Решение Мэттиса уйти было вызвано приказом президента о выводе войск США из Сирии и резком сокращении количества военнослужащих в Афганистане… Однако Мэттис в своем красноречивом заявлении об отставке дал понять, что его расхождения с президентом идут куда дальше этих двух вопросов, -- отмечали в британском издании. -- Не критикуя Трампа прямо, он косвенно обвинил президента в неуважительном отношении к союзникам и недальновидности относительно противников Америки. Китай и Россия, предупреждал он, хотят сформировать мир в соответствии со своими авторитарными моделями. Сила Америки, с другой стороны, “неразрывно связана с силой нашей уникальной и всесторонней системы альянсов и партнерств… Мы не можем защитить наши интересы… без поддержания крепких союзов и демонстрации уважения к союзникам”. Эта сеть альянсов была создана как следствие Второй мировой войны... Она сохраняла мир в период Холодной войны и в конечном счете привела к краху Советского Союза. Однако Трамп никогда не скрывал своего презрения к альянсам, которые, как он считает, ограничивают мощь Америки. Он называл НАТО устаревшей и выступал против других многосторонних институтов, поддерживая вместо них выдвижение на первое место Америки”.

“К чему это может привести, мы видим уже сейчас. С приходом к власти Трамп фактически парализовал Всемирную торговую организацию и, открыто нарушая ее правила, начал торговую войну. Это потрясло всю мировую экономику и финансовые рынки, вызвав опасение рецессии. Главный вопрос -- каким будет подход президента к НАТО. Многие европейские обозреватели опасаются, что он покинет альянс в этом году, использовав как повод справедливое недовольство США недостаточными оборонными расходами Европы”.

“Любой сигнал о том, что приверженность Америки НАТО слабеет и что она становится все более изоляционистской определенно ободрит противников Запада, -- предупреждали в The Times. -- Риски британской и европейской безопасности реальны. Окрепшие ИГИЛ и Талибан могут привести новые волны беженцев в Европу. Противоречия Запада могут поощрить российский авантюризм в Украине и на Балканах. Не удивительно, что европейские союзники оживленно обсуждают потребность в стратегической автономии -- способности действовать независимо от Америки. Британия нуждается в подобном обсуждении своей внешней политики после выхода из ЕС”.

Что делать с Россией?

О том, как вести себя по отношению к президенту РФ, на Западе снова рассуждали на прошедшей неделе. Повода было сразу два, и это были не Мэттис и не депеши. Как сообщал The New York Times, “в письме, доставленном в парламент Нидерландов в четверг утром, министр иностранных дел Стеф Блок сообщил, что Россия резко отклонила все попытки начать переговоры о возможном внесудебном соглашении или компенсации для жертв атаки 2014 года на самолет “Малазийских авиалиний” и что правительство рассматривает “возможные следующие шаги”, включая “подачу иска в международный суд или организацию””.

“Нидерланды и Австралия, чьи граждане составляли большинство жертв, сделали “несколько запросов к России по дипломатическим каналам для привлечения ее к официальным встречам по этому вопросу с перспективой установления правды и достижения правосудия и ответственности за жертвы и их ближайших родственников”, писал Блок в письме… -- Цитировал дальше NYT. -- Дипломатические усилия, по его словам, не привели к переговорам “относительно ответственности России”, однако правительство Нидерландов остается открытым к диалогу, если Кремль пожелает сесть за стол”.

А Gazeta Wyborcza  рассказала о дискуссии относительно расширения правил газовой директивы Европейского Союза на трубопроводы из-за пределов ЕС. Эти правила разделяют поставщиков газа и операторов газопроводов. Если бы они были расширены, “Газпрому” пришлось бы допустить к “Северному потоку-2” другие компании, занимающиеся транспортировкой газа, а сам трубопровод -- передать в управление независимому оператору.

В Европейском парламенте у соответствующего проекта есть большинство сторонников, отмечала Wyborcza, однако в Совете ЕС он предположительно блокировался при председательстве Болгарии и Австрии. Есть надежда, что он все-таки сдвинется с мертвой точки при президентстве Румынии, которая уже высказывалась в пользу этого проекта. Германия и Нидерланды, а также Болгария, однако, уже выступили против, Венгрия, Чехия, Франция и Испания воздержались от каких бы то ни было высказываний. Анонимный дипломат, которого цитирует польское издание, утверждает, что большинства в поддержку расширения газовой директивы в Совете ЕС не наберется.

“Бандера принадлежит к тоталитарному миру”

В самой Польше на прошедшей неделе накалялись связанные с Украиной страсти. На неожиданную смену посла в Киеве оппозиционные польские медиа отреагировали критикой правящей партии “Право и справедливость”. Теперь уже бывший посол, давно известный и уважаемый в Украине Ян Пекло, как писала Gazeta Wyborcza, “подвергался острой критике правыми силами за якобы проукраинские симпатии. О волынской резне он, вопреки принятому у правых изложению событий, говорил, что это “эпизод братоубийственной борьбы”, и напоминал, что во времена Второй Речи Посполитой поляки относились к украинцам как к гражданам второго сорта, а украинские националисты сыграли и положительную роль”. Новый же представитель Польши в Киеве Бартош Цихоцкий выделялся в последнее время заявлениями, идущими явно в фарватере ПиС и других польских правых.

Вместе с тем, с критикой украинской исторической политики выступил корреспондент симпатизирующего Киеву и настроенного критически по отношению к польскому правительству сайта Polityka. Таким образом в польском издании отреагировали на решение львовских властей объявить 2019 годом Степана Бандеры, а Верховной Рады в Киеве -- сделать день рождения лидера украинских националистов государственным праздником.

“Степан Бандера был профессиональным террористом… -- Напоминала Polityka. -- Он умел убивать. До ареста после убийства министра внутренних дел Бронислава Перацкого -- своего крупнейшего террористического успеха -- он убил нескольких украинских крестьян и студентов, подозревавшихся в сотрудничестве с польскими властями. В то время в Европе терроризм был частым способом политической борьбы… Терроризм на Галичине был ответом на польскую политику, на социальную и национальную дискриминацию украинцев. Об этом нужно помнить, это нужно анализировать, писать об этом книги, делать выводы, но нужно ли ставить террористу памятник и делать его лицом современного, демократического государства, стремящегося в Европейский Союз?”

Как отмечал дальше ее корреспондент, “все политические действия Степана Бандеры из-за его характера, личных качеств и внешних обстоятельств закончились поражением либо крахом… Он мог найти исполнителя покушения, дать ему оружие и указания; он не разбирался в политике, не понимал людей и не слушал советов. Он хотел под своим, исключительно своим руководством объединить украинское националистическое движение. Эффект: разгром, раздробленность, братоубийственная борьба”.

“У Украины есть миллионы героев, заморенных голодом, убитых выстрелом в затылок в тюрьмах НКВД, на Соловках, в Сибири, которые погибли от советской, не всегда российской руки. Такими были права нечеловеческих времен, таким был “государственный” порядок. Бандера принадлежал к нему от рождения, но также и по собственному выбору, как террорист он был его частью. Бандера принадлежит к тоталитарному миру, о котором Европа хотела бы как можно скорее забыть”, -- заключали в польском издании.

Иван Васильевич возвращается в музей

Вторая мировая война напомнила о себе в Украине и Соединенных Штатах Америки также судьбой похищенной в 1941 году картины, которая чудом обнаружилась у пожилой интеллигентной пары.

Полотно “Тайный выезд Ивана Грозного перед опричниной” досталось супругам Гебби и Девиду Трейси вместе с домом, который Девид купил в 1987 году, рассказал The Washington Post. В 2017 они решили продать картины своей коллекции в связи с переездом. Однако исследователь компании, занимающейся проведением аукционов, выяснил, что работа художника Михаила Панина была украдена в 1941 году из художественного музея оккупированного нацистами Днепропетровска. За день до аукциона музей также обратился к компании по электронной почте с просьбой не продавать картину. Теперь “Тайный выезд Ивана Грозного перед опричниной” готовится к возвращению в Украину. Гебби Трейси, еврейка из Словакии, пережившая Холокост, сказала в комментарии The Washington Post, что была шокирована историей картины, которая принадлежала ей почти тридцать лет, и теперь рада, что полотно возвращается на свое законное место.

О картине известно, что до супругов Трейси она принадлежала, вместе с домом, который купил Девид, бывшему швейцарскому пограничнику, который эмигрировал в 1946 году и умер в 1986, не оставив наследников.

Обзор подготовила Софья Петровская, “ОстроВ”

Статьи

Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Донецк
22.04.2024
18:04

СЭЗ и кризис доверия. Донецкий дневник

Из всего обещанного ранее удалось реализовать только одно – «присоединение» к РФ. Да и то как-то кособоко: вроде, всех обрусили, то есть выдали паспорта с курицами, но по факту «русскими» жители «ДНР» считаются исключительно в своем зоопарке.
Все статьи