"Невероятный идиотизм со стороны украинских спецслужб". Реакция западных медиа на "убийство" и "воскрешение" А.Бабченко

"Спектакль" с убийством в Киеве оппозиционного российского журналиста Аркадия Бабченко в мире не оценили. Западные медиа отозвались об этом мероприятии чрезвычайно жестко. Выходку киевских топ-чиновников, которой они радовались, как дети, на Западе встретили не с восхищением, на которое они, очевидно, рассчитывали, а с осуждением и брезгливостью.

"На деле украинские власти провели блестящую работу по опозориванию себя", — написали в британском The Guardian, тогда как в швейцарской Neue Zürcher Zeitung  констатировали, что "редко когда трагедия так быстро становилась фарсом". "Своей инсценировкой, в которой мировые политики и общественность невольно стали соучастниками, украинское правительство перешло красную линию", — говорилось также в этой статье. "Сфабриковав смерть журналиста и обвинив в ней Россию, Украина борется с огнем с помощью огня — и поджигает собственный дом", — писал известный американский эксперт по России Марк Галеотти в статье для Foreign Policy.

Акт самовредительства и удар по всему Западу

Ключевая претензия в Киеву, которую озвучили авторы всех проанализированных статей, — манипуляция правдой и эмоциями для достижения спорной, как видится до сих пор, цели.

На превратившейся в фарс пресс-конференции, где публике эффектно продемонстрировали живого Аркадия Бабченко, не было, однако, представлено никаких твердых доказательств всей этой истории с якобы действительно имевшим место заказом его убийства. Сообщение о выстрелах в журналиста ранее ни у кого не вызвало сомнений — Бабченко уважали и любили в Украине, тогда как из России он вынужден был уехать, опасаясь за свою свободу и жизнь. И это был далеко не первый за последние годы случай, когда в Украине или России убивали кого-то из противников Кремля. Киевская пресс-конференция с "воскресшим" журналистом оставила дурное послевкусие.

"Эта сага напоминала ультрануарные комические романы киевского писателя Андрея Куркова, которые часто развиваются вокруг заказных убийств: среди героев одного из них есть мужчина в депрессии, который окольным путем заказывает собственное убийство, — писал The Guardian. — Но эта история, при всей ее абсурдности, — явно не повод для смеха: Бабченко действительно покинул Россию из страха и заговор с целью его убить мог быть на самом деле. Вопрос в том, не принесли ли украинские власти, предотвращая это убийство (если требовалось то, что они для этого сделали), больше вреда, чем пользы, и не было ли для достижения этой цели менее провокационного пути".

"В следующий раз, когда критик Кремля будет застрелен, отравлен или странным образом упадет с балкона, чтобы погибнуть на бетоне под ним, первым вопросом всегда будет: он правда умер? Нет сомнения, что нам можно ожидать применения "защиты Бабченко" в качестве дежурного ответа Москвы на сообщения или даже фотографии различных связанных с Россией преступлений в следующие годы. "В следующий раз, когда вы пришлете мне фото из Сирии от "Белых касок", я покажу вам фото "мертвого Аркадия Бабченко, убитого Путиным", — написал один пророссийский пользователь Twitter — маленький пример того, что наверняка появится в больших количествах".

"Конечно, то что Кремль может использовать что-то в свою пользу — вряд ли повод оставить потенциально спасающую жизнь миссию, — отмечали в британском издании. — Но даже допустив, что это был исключительный эффективный повод для такого приема, остаются вопросы относительно способа, каким был проделан этот трюк. Обязательно ли было объявлять смерть, а не серьезное ранение, травмируя таким образом друзей, родственников и российских журналистов, которые уже потеряли от пуль многих коллег? Что еще важнее, обстановка крупного разоблачения выглядела как поразительно дурной вкус. Вместо того, чтобы формально отметить потребность в таком чрезвычайном повороте событий, Бабченко выкатили на пресс-конференцию, пытаясь добиться максимального психологического эффекта, подобно заезжему магу, демонстрирующему к удивлению публики, как его разрезанная пополам женщина снова становится целой".

"Неожиданное воскресенье антипутинского журналиста Аркадия Бабченко, который сказал, что участвовал в украинском плане по фальсификации его смерти, порадовало промосковские издания и онлайн-активистов, которые почувствовали, что имеют, наконец, неоспоримые доказательства провокационной операции по манипуляции медиа со стороны государства-противника, — говорилось в другой статье The Guardian. — RT, поддерживаемый Кремлем новостной канал, который вещает в Великобритании, спешно приобщил к реакции Афшина Раттанси, ведущего программы Going Underground. Он ухватился за эти новости, пародируя беспокойство журналистов из других редакций, которые опасались, что этот случай подорвет доверие к медиа. "Очевидно, что публика в странах НАТО быстро теряет доверие к журналистике, которая вещает им по телевизору, радио и онлайн, — сказал он, критикуя редакции вроде CNN и BBC. — Что им следовало бы делать, так это переоценивать многие ценности". Он добавил: "Все эти организации должны принести огромные извинения за то, что они берут новости, не проверяя, от сил, которые хотели бы навредить России"".

"Люди, которые исследуют Россию, сказали, что этот случай является мощнейшим импульсом для утверждений, продвигаемых местными медиа и каналами вроде RT, что западные новостные редакции пытаются очернить эту страну любой ценой, — продолжалась статья. — Прокремлевские организации постоянно подвергают сомнению свидетельства западных стран относительно инцидентов вроде крушения самолета MH17 и отравления Сергея и Юлии Скрипалей в Солсбери. "Это играет прямо на руку России и поддерживает нарратив, что эти акты являются "провокациями" оппонентов, — сказал Стивен Хатчингс, профессор российских исследований в Манчестерском университете. — Невероятный идиотизм со стороны украинских разведывательных служб"".

"Участвуя в информационных операциях, которые вызывают вопросы к объективности и достоверности медиа и даже премьер-министра, Киев делает вклад в возрастающее ощущение, что правда неизвестна, сегодняшний факт — это завтрашний миф, а одна теория, слух или обвинение так же достоверна, как и другая. Это информационная среда, в которой Кремль процветает. Он, по сути, нигилистичен, не особо, как правило, заинтересован убеждать людей в точности его фактов и даже возможности знать правду. Он пытается наколдовать мир, в котором каждое медиа лжет, чтобы продвинуть свою повестку, в котором каждое фото может быть отретушированным объектом пропаганды и в котором каждый свидетель может быть актером или провокатором. Ответ на это — не в попытках повернуть его тактику против него, при всех соблазнах. По большому счету, борьба с огнем с помощью огня на самом деле ускоряет сгорание структур правдивости и профессионализма, от которых зависят западные медиа", — писал также Марк Галеотти.

"В будущем общественность будет еще критичнее относиться к информации, поступает ли она из официальных источников или от медиа. Можно сказать, что это хорошо: демократия нуждается в здоровом скепсисе. Но демократическим обществам нужно также доверие. Когда люди ощущают, что не могут больше никому доверять, ни политикам, ни медиа, ни даже полиции, это общество в кризисе. Владимира Путина часто упрекают в том, что российская пропаганда стремится подорвать доверие и разжигание кризисов. Инсценирование смерти Бабченко дало этому проекту большой импульс", — констатировала немецкая Süddeutsche Zeitung.

Ситуацию спасут только веские доказательства

Киев мог бы сгладить этот ужас перед его поступком, продемонстрировав веские доказательства, отмечали авторы комментариев в западных изданиях. До сих пор, однако, ничего ощутимо прочного собственно правительство не представило, и это только укрепляет сомнения. Как отмечала Süddeutsche Zeitung, "веские доказательства нужны этой невероятной истории, организованной аккурат к визиту в Киев немецкого федерального президента и за две недели до начала футбольного чемпионата в России, чтобы испортить враждебному государству праздник с иностранными гостями".

"Кто организатор предположительного заговора, показанный на пресс-конференции СБУ только на смазанной съемке сзади? Кто должен был совершить преступление? Какие доказательства есть у следствия против этих людей? Какие есть доказательства тому, что они действовали по заказу российских спецслужб? Какие другие преступления якобы предотвратила эта акция? Но в первую очередь: Если все было именно так, не было ли другого способа спасти жизнь Бабченко, без обмана мировой общественности?", — перечисляло немецкое издание свой "длинный перечень вопросов" к Киеву.

"Теперь все будет зависеть от того, что сможет предъявить Украина в качестве твердых доказательств российского заговора. Если Киев собрал железные доказательства, что заказы потенциальным убийцам поступали из Москвы, тогда весь этот эпизод может быть принят как смелый, хоть и неоднозначный, успех. Если нет, многие, вероятно, согласятся с главой "Репортеров без границ" Кристофом Делуаром: "Печально и досадно, что украинская полиция, какими бы ни были ее мотивы, играла с правдой… ради трюка", — сказал он", — говорилось также в одной из статей The Guardian.

Действительная вероятность покушения на жизнь оппозиционного журналиста Бабченко, вынужденного покинуть Россию, не исключает, что он "был использован спецслужбой и Генеральной прокуратурой в Киеве для спектакля", подчеркивал корреспондент Süddeutsche Zeitung, который язвительно напоминал также, что Киев весьма избирательно блюдет тайну следствия: "В других случаях СБУ и Генеральная прокуратура в Киеве не были столь щепетильны. Бывший губернатор Одесской области Михаил Саакашвили был недавно обвинен в попытке государственной измены. Так называемые доказательства были обнародованы тотчас — и предполагаемый государственный изменник был без лишних церемоний и противоправно вышвырнут из страны".

Американская журналистка Энн Эпплбом — одна из самых заметных "адвокатов Украины" на Западе — в колонке для The Washington Post также констатировала, что "никто не думал о побочных последствиях; никто не спрашивал, поверит ли кто-то службам безопасности, когда они в следующий раз скажут нам о смерти журналиста. В стране, где журналистов действительно убивают, непонятно, будет ли кто-то верить и журналистам тоже, Бабченко — определенно нет. Неясно, простят ли украинское правительство в скором времени также иностранные дипломаты, бросившиеся сочувствовать и сделавшие публичные заявления. Никто до сих пор не пояснил, почему не было менее замысловатого и менее вредоносного способа поймать преступника. В конце концов, другим странам удается ловить убийц без постановки фиктивных смертей известных людей и провоцирования национальной и действительно международной скорби".

"Эта история не закончена: судьба наемного убийцы, детали заговора, реакция украинской публики до сих пор неизвестны. Но после того, как все пустые поля будут заполнены, смотрите внимательно, потому что это — превосходная ситуация для изучения. Если вы хотите троллить россиян, используя российские методы, это то, что вы сделаете и та высокая цена, которую вы за это заплатите", — заключала она.

Наконец, автор уже цитировавшейся статьи Neue Zürcher Zeitung, пожалуй, самой жесткой из всех, отмечал, что произошедшее шоу "не настолько удивительно, как кажется". "В последние годы спецслужбы не раз выступали как малонадежный источник, — напоминал он. — Они распространяли пропагандистски завышенное количество иностранных боевиков на востоке Украины. Сомнительна также их роль в сенсационном убийстве заложенным в автомобиль взрывным устройством независимого журналиста Павла Шеремета два года назад. Оно остается нераскрытым, хотя журналисты-расследователи нашли четкие указания на то, что СБУ сыграла активную роль в этом убийстве. Примечательно, что глава спецслужбы в среду уклонился от соответствующего вопроса журналиста".

"Это недоверие — яд для Украины, международная поддержка которой сокращается с течением месяцев из-за отсутствия реформ и демократического регресса, — писали в NZZ. — Европейское будущее, за которое граждане боролись во время революции на Майдане в 2014 году, кажется дальше, чем когда-либо. То, что правительство в Киеве не обдумало роковые международные последствия своего трюка — как раз во время, когда единый европейский фронт против России крошится — непостижимо".

Обзор подготовила Софья Петровская, "ОстроВ" 

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи