Непобедимые копанки. Борьба за электорат, или передел теневого рынка?

Шахтеры во время всех избирательных кампаний были отдельной социальной группой, для которой выписывались специальные политические тезисы. Именно для того, чтобы заполучить их лояльность, политики спускаются в шахты и мажутся угольной пылью, а затем проводят пресс-конференции у подъемных клетей. Именно электоральная благосклонность шахтеров заставляет киевских небожителей ехать в загубленную ими же горняцкую провинцию, чтоб «помочь» семьям погибших под землей. И пусть шахтеры уже объективно (в силу состояния отрасли и уменьшения количества работающих в ней)   перестали быть передовым отрядом рабочего класса, но они по прежнему остаются фактурным фоном для телевизионной картинки…

Своеобразные «итоги года» в углепроме подводятся в конце лета – к профессиональному празднику. В этом году День шахтера в Луганской области пройдет в новом пиар-контексте, – если раньше направление информационных потоков задавали «угольные» действия руководителей государства, то сейчас, главным ньюз-мейкером шахтерской темы вот уже несколько месяцев является председатель ЛОГА, регионал Александр Антипов. На четвертом году губернаторства, руководитель области, для которой эта проблема является глобальной, вдруг, озаботился борьбой с копанками. Почему?

Антипова изначально обделили влиянием на углепром. Казалось бы губернатор угольной луганщины априори должен иметь рычаги влияния на такую профильную для области отрасль. Но ни Сергей Тулуб - министр углепрома в правительстве Януковича, ни Виктор Полтавец - нынешний министр, не сильно пускали Антипова в свою вотчину. Тулуб не согласовывал кадровых решений по руководителям луганских угольных предприятий, а с Полтавцом вообще идет перманентная война по целому ряду вопросов. Последний громкий скандал связан с обеспечением углем шахтеров-льготников. ЛОГА обвинила фирму, выигравшую соответствующий тендер министерства, в завышении цен. В   свою очередь, министерство заявило о некомпетентности луганских чиновников. Правда, скандал потом замяли, - все остались при своем, но шума было много… Видимо, его инициаторы в луганском белом доме руководствовались известным анекдотом, когда Мойша отказал в общении знакомым, после визита которых у него в доме, якобы, пропали серебряные ложечки. – Но мы же их не брали, - возмутились те. – Я знаю, что не брали, мы их потом нашли. Но осадок то остался…

Впервые на страницах газет тема копанок появилась еще в 2002-2003 годах. На выездной коллегии Минтопэнерго в Торезе в середине июня 2003 года тогдашний председатель Донецкой облгосадминистрации и нынешний глава облсовета Анатолий Близнюк озвучил цифры: «В настоящее время на территории Донетчины насчитывается примерно 240-260 самодельных шахт-копанок, в Луганской области – около 170. В них нелегальным способом ведут добычу угля не только с нарушением техники безопасности, но и трудового законодательства. Добытое «диким» способом топливо по цене 45 гривен за тонну попадает в руки перекупщиков, которые получают 200-300 процентов прибыли». Коллегия тогда решила закрыть все копанки.

Этим же озаботился и луганский губернатор того времени, а ныне – нардеп Александр Ефремов. Он обещал навести порядок в этом вопросе, а тех, кто не справится – уволить в течение месяца.   Несанкционированная разработка угольных пластов действительно была приостановлена. Но как только внимание к ней со стороны властей ослабло, промышленные масштабы добычи вновь восстановились. В Луганске бытует мнение, что на самом деле пауза была вызвана не испугом от губернаторских угроз, а перераспределением контроля над этим рынком в пользу представителей власти, понявших его перспективность.

Но как бы там ни было, а копанки «выжили», и продолжали множиться. Потом же начались выборы – и всем стало не до борьбы с ними.

В 2005 году луганские лидеры больше занимались написанием «манифестов», обращений и резолюций. Тем временем проблема набрала таких масштабов, что не реагировать на нее было уже нельзя. И тогда областные власти (в частности, облсовет), начали кампанию по легализации копанок. Толчком к этому были и высказывания министра угольщиков С. Тулуба: «Гонения на хозяев копанок ни к чему хорошему не привели. Количество их не уменьшается. И поэтому мы приняли решение организовать их работу так, чтобы она была безопасной, вывести их на легализацию и забрать у них этот уголь», - сказал министр.

Многие тогда увидели в этих словах однозначный подтекст – Тулуб хочет подмять теневой бизнес под себя. Однако, местные власти перехватили инициативу. Если зло не возможно победить, значит его нужно взять под контроль и получать прибыль. Облсовет начал «легализацию» копанок. Что представляла из себя такая легализация? Депутаты облсовета начали гиперактивно и пачками раздавать землю под освоение недр. Оформившего лицензию вызывали на заседание комиссии по вопросам земельных ресурсов под председательством Эдуарда Лозовского. Тот допрашивал руководителей местных сельских советов – дескать, а заключили с вами эти предприниматели социальный договор? Будут финансировать ваши социальные проекты? Поселку помогать, школе местной? Вы положительно отнесетесь к тому, чтобы облсовет разрешил им там работать? Как правило, все руководители сельсоветов, заранее простимулированные добытчиками, говорили – да-да-да, конечно, договор уже есть, и вообще они и без договора нам помогали, хорошие, дескать, ребята… 

На каждую сессию областного совета выносились десятки решений, которыми депутаты давали согласие на предоставление недр в пользование, в том числе для геологического изучения и промышленной разработки, к примеру, водных ресурсом, камня-дикаря, песчаника, каменного угля. Что это дало? – Наверное не много, если сегодня Антипов

начал проводить выездные совещания по вопросам осуществления госконтроля за использованием и охраной недр в области. То есть, все эти годы, проблема была практически законсервирована.

Теперь, вдруг, губернатор решил реанимировать тему «копанок». Первыми под его критику попали самые проблемные в вопросе копанок районы - Перевальский, Антрацитовский, Краснодонский, Лутугинский. Антипов заявил, что у местных органов власти и силовиков, ОКАЗЫВАЕТСЯ, достаточно полномочий для борьбы с незаконной разработкой полезных ископаемых. Он потребовал провести паспортизацию мест выработки, хранения и сбыта, составить реестр потенциальных мест незаконной добычи и график рекультивации мест незаконной разработки. 

Если все так просто, то почему, при наличии полномочий, и на 6 году официальной борьбы с копанками, такие требования созрели только сейчас? Еще более странным это кажется, если сравнить нынешнюю борьбу губернатора с его же прошлогодними высказываниями: «Пришло время Верховной Раде и Кабинету Министров Украины навести порядок в этом деле и законодательно урегулировать этот вопрос. Запретами и силовыми методами ничего не добиться»…

Видимо, все же добились. Или кому-то нужно было это так представить. Однако, по местным телеканалам в праймовых новостях в последнее время зачастили репортажи с мест незаконных разработок недр. Копанки, ставшие на луганщине повседневной реальностью, уже давно перестали кого-либо удивлять, но именно теперь журналисты получили возможность отснять видео с самолета – как написали бы в советские времена: «авиация на службе правопорядка».

Сам же губернатор, совершив облет местности, заявил, по словам его пресс-службы, что мест незаконной разработки недр в Луганской области «стало значительно меньше». Как он смог дать такую количественную оценку, если теневой углепром не охвачен статистикой? – Видимо руководствовался зоркостью глаз и губернаторской интуицией…

Младенцу ясно, что такая масштабная и прибыльная теневая отрасль не могла столько лет существовать без прикрытия силовых и властных структур. Во время «великих разоблачений» 2005 года назывались даже фамилии чиновников наивысшего регионального ранга. Сейчас же копанок «меньше», а никаких громких разоблачений нет. Не видно и проявлений анти-антповской кампании. Владельцы теневых капиталов сдались без боя? Хотя очевидно, что в случае реальной борьбы с незаконным угольным бизнесом интересы Антипова не могли не пересечься с интересами других персонажей региональной политики.

Но самый интересный вопрос в другом. Почему именно сейчас, спустя три года после назначения на должность председателя ЛОГА Александр Антипов вдруг так целенаправленно озаботился проблемой копанок?

Ответ банален – выборы! А разделить его можно на две составляющие: пиар и… деньги.

Сейчас региональные политики активно конкурируют за горняков как за электорат. Рычагами в этой конкуренции являются в основном СМИ и разнообразные пиар-акции, но значительная доля успеха зависит от возможности административного и финансового влияния на их жизнь. Имеется ввиду выплата зарплат, обеспечение льготами   и другими благами. Поскольку Антипов, как уже писал «ОстроВ»  находится в состоянии перманентного противостояния с руководством министерства угольной промышленности, ему остается только пиар. Отсюда и полеты, и сны наяву. Главное не победить копанки, главное – борьба с ними…Находясь во власти, луганский губернатор, по сути, создал себе оппозиционную нишу, из которой очень удобно вести предвыборную работу. «Проблемная риторика» намного лучше воспринимается электоратом, чем конструктивный разговор. Критика всегда более благодарная тема, поскольку она не предусматривает ответственности за изменение ситуации. 

Однако, есть и вторая часть марлезонского балета – деньги. В среде угольщиков, неожиданная пиар-активность луганского губернатора вызывает удивление – Антипов, якобы, всегда боялся телекамер, а тут, вдруг… Такую тактику многие считают прикрытием истинных мотивов антикопанковой кампании – попытки подмять теневой угольный рынок под себя. Почему именно сейчас? – нужны деньги под выборы, чтоб обеспечить себе политическое будущее при новом Президенте.

Насколько обоснована последняя версия – судить пока рано. Но соответствующие механизмы, как он сам заявил, у луганского губернатора есть.   Если он задействует их, это будет означать войну с руководителями правоохранительных органов области, которые сейчас контролируют этот бизнес. Такую схватку трудно будет скрыть под ковром. Другое дело, что, не получив возможности забрать копанки под себя, он может заблокировать их работу. И тогда это будет означать   потерю заработка не одной тысячей нелегальных горняков. А что предлагает им действующая власть взамен? – «Покращення життя вже сьогодні»!… Только не уточняется – чьего життя…

Ирина Боткина, специально для «ОстроВ», Луганск

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи