2017: Позади крутой поворот

Уходящий год оказался небогат на экономические события. Его главный итог можно сформулировать точно так же, как и в 2016: "спасибо, что не хуже". Остается определиться, кого благодарить и за что.

Арифметика бедности

Самое важное, что подтвердил 2017 г. – прирост украинской экономики в прошлом, 2016 г. на 1,5%, не был ситуативным "отскоком от дна", за которым начинается новое, еще более затяжное пике.

За I кв. т.г. валовой внутренний продукт (ВВП) Украины вырос на 2,5% к аналогичному периоду 2016 г., за II кв. – на 2,3%.

В целом за 2017 г. прирост ВВП сначала ожидался в размере 2%, потом Кабмин ухудшил оценку до 1,8%, а Нацбанк – с 1,9% до 1,6%.

Даже если верным окажется более осторожный прогноз НБУ, по итогам уходящего года получим пусть символическое, но ускорение роста ВВП. Именно роста, а не падения.

И раз уж оно фиксируется второй год подряд, то это уже таки тенденция, а не просто случайное совпадение звезд.

А значит, прогнозы правительства и зарубежных рейтинговых агентств по дальнейшему ускорению роста ВВП Украины в 2018 г. до 3-3,5% вполне обоснованы.

Снижается и негативный эффект от прекращения торгово-экономических отношений с предприятиями в неподконтрольных р-нах Донецкой и Луганской обл.

Если на уходящий год "минус" от блокады ОРДЛО оценивается Национальным банком Украины в $1,8 млрд, то на 2018 г. прогноз НБУ - $500 млн. Все просто: экономика, как и человек, имеет свойство ко всему адаптироваться. Со временем, разумеется.

Улучшение общеэкономической ситуации в стране по идее должно отразиться и на материальном положении ее граждан. Причем всех, а не только удостоенных шанса "жить по-новому".

Но это в теории. А на практике пока что не очень получается. Госстат подтверждает: в уходящем году украинцы продолжали беднеть.

По итогам I кв. доходы населения составили 501,1 млрд грн., расходы – 545,4 млрд грн. Таким образом, за январь-март все вместе мы обеднели на 44,3 млрд грн.

Аналогично и за II кв.: доходы населения – 559,9 млрд грн., расходы – 587,5 млрд грн. Из наших карманов за отчетный период "уплыло" еще 27,6 млрд грн.

"Уплыло" куда и кому – вопрос следует адресовать к "живущим по-новому". Они знают ответ. Мы же из информации Госстата можем понять, почему так происходит.

Все очень просто. В I кв. рост номинальной зарплаты населения составил 25,9%, налоговой нагрузки – 35,7% к аналогичному периоду 2016 г., во II кв. показатели 26% и 35% соответственно.

Т.е. одной рукой давая небольшую прибавку, власть другой рукой забирала у граждан еще больше.

Причем не следует забывать, что той прибавки к зарплате, которую рисует Госстат, многие в глаза не видели и тем более в руках не держали. Поскольку она получена за счет статистического эффекта "средней температуры по больнице".

Когда, например, у сотрудников регионального госучреждения зарплата в пределах 4200-4600 грн., а у директора – 60 тыс. грн. в мес.

И он еще по итогам полугодия дополнительно выписывает себе премию в размере трех з/п – т.е. 180 тыс. грн. Вот отсюда и получается прирост выплат по учреждению в целом на условные 10-20%.

Тем не менее, стоит обратить внимание на снижение отрицательного сальдо в финансах населения в I полугодии – с 44,3 млрд до 27,6 млрд грн.

Это можно рассматривать как позитивную тенденцию. С другой стороны, это всего лишь может означать уменьшение количества "шерсти" для "стрижки".

Полосатая ЕвроФемида

Ну а самое выдающееся событие года произошло под его занавес – вынесение решения арбитражного трибунала Торговой палаты Стокгольма по спорам между НАК "Нефтегаз Украины" и российским госконцерном "Газпром".

Соответствующие иски компании подали еще в 2014 г. – и, как говорится, не прошло и полгода… а "всего лишь" 3,5 года – и вот уже есть арбитражное решение.

В комментариях к нему представители "Нефтегаза" и "Газпрома" соревновались, кто окажется более искусным манипулятором.

Например, "Нефтегаз" победно трубил о снижении цены поставки российского газа за II кв. 2014 г. с $485 до $352/1000 м3 – при этом скромно умалчивая, что исковые требования пересчитать цену за все периоды начиная с 2011 г. арбитраж отклонил.

В свою очередь, "Газпром" уверял, что суд подтвердил все основные положения контракта с "Нефтегазом", включая условие "бери или плати" – снова-таки умалчивая, что при этом объем гарантированных закупок уменьшен с 52 млрд м3 до 5,2 млрд м3 на 2018 г.

А за предыдущие годы начисленные платежи в сумме $56 млрд, включая штрафы, арбитраж отклонил. Тем не менее, Украина проиграла российскому госконцерну спор относительно штрафа в 172 млрд грн.

Арбитраж пришел к выводу, что деятельность "Газпрома" в Украине регулируется условиями его контракта с "Нефтегазом" и не подпадает под украинское и европейское антимонопольное законодательство.

А штраф в 86 млрд грн., напомним, был начислен "Газпрому" решением Антимонопольного комитета Украины. Россияне отказались его платить, апеллируя к контракту с "Нефтегазом" – и штраф был удвоен.

Очевидно, что теперь все ранее принятые украинскими судами решения о взыскании этого штрафа предстоит пересмотреть и отменить. Хотя выводы арбитража не совсем безупречны в плане юридической логики.

Ведь дополнения к контракту в 2010 г., пресловутые "харьковские соглашения" о продлении срока аренды базы в Крыму Черноморским флотом РФ – подписывались именно в статусе межправительственных соглашений. А значит, государственное регулирование подобной деятельности более чем обосновано.

Неясным остается и вопрос оплаты за газ, поставленный в ОРДЛО.Решение арбитража пока не опубликовано, а каждая сторона трактует его по своему.

В "Нефтегазе" уверяют, что арбитраж подтвердил неправомерность начисления соответствующих сумм "Газпромом". Поскольку соответствующая заявочная процедура по этим поставкам не выполнялась – т.е. украинская сторона не контрактовала данные объемы ресурса.

В то же время, учитывая позицию ЕС по выплатам украинских пенсий и пособий жителям неподконтрольных территорий Донбасса, не стоит удивляться, если арбитраж в итоге оказался на стороне "Газпрома", аргументировавшего данные поставки их социальной значимостью.

Сейчас речь идет о сумме в $1,3 млрд. Это, конечно, не $56 млрд, но и не $1,3 тыс. Т.е. цифра для "Нефтегаза" более чем чувствительная.

Одним словом, сложилось впечатление, что стокгольмский арбитраж постарался максимально переполовинить взаимные претензии сторон, чтобы никого не обидеть.

Высший суд Лондона не пытался играть в дипломатию, постановив в марте 2017 г., что долг перед Россией в размере $3 млрд Украина таки-должна вернуть.

Сейчас это дело о т.н. "долге Януковича" на рассмотрении в апелляционном жюри и можно ожидать, что он подтвердит ранее принятое решение.

Ведь украинская сторона оспаривает в апелляции некие процедурные вопросы, а не само решение по существу.

И оно не могло быть иным, поскольку изначально официальный Киев избрал ошибочную позицию, пытаясь доказать, что кредит на $3 млрд был политически мотивированным - "взяткой" за отказ от евроинтеграции.

Но дело в том, что сейчас в Брюсселе официальные лица совершенно открыто говорят, что выделение Украине очередного кредита "макрофинансовой помощи" зависит от выполнения ее властями ряда политических условий.

Поэтому вряд ли европейское правосудие признало бы криминалом договоренности В.Януковича и В.Путина.

А вот почему россияне отказались участвовать в переговорах о реструктуризации долга по примеру частных кредиторов – вопрос был гораздо более интересный с точки зрения перспектив защиты.

Но сделано, что сделано. Так что, 2017 г. в плане международных юридических баталий оказался для Украины не слишком удачным.

Искусство управлять страной

Уходящий год премьер Владимир Гройсман однозначно может записать себе в "плюс".

По предложению его правительства Верховной Радой приняты такие важные решения, как пенсионная и медицинская "реформы", а также "реформа" ЖКХ.

С 1 января 2018 г. вступает в силу новый порядок начисления студенческих стипендий – в результате их получателей станет в разы меньше.

Изменен и расчет субсидий на оплату ЖКХ. Поэтому размер субсидий уменьшился – хотя тарифы ЖКХ выросли.

Так, если в 2016 г. субсидии получали 7,434 млн домохозяйств, то в 2017 г. уже 8,163 млн. Но размер средней субсидии в 2016 г. составлял 767 грн., а в 2017 г. за январь-ноябрь – 428 грн.

Так и было задумано: суть нововведений сводится к сокращению расходов на общественно значимые нужды. Тогда больше можно "освоить" самим власть предержащим.

Например, на дорогах. На 2018 г. министерство инфраструктуры утвердило 3 проекта по строительству автодорог с цементобетонным покрытием общей протяженностью 232 км.

Потянут они на 8 млрд грн., или 34,48 млн грн. за 1 км

Тем не менее, проект утвержден. По степени наглости он может сравниться разве что с перестановкой государственного флага Украины в здании Верховной Рады.Напомним, его перенесли со 2 эт. на лестничную площадку между 1 и 2 эт., документально оформив как капитальную реконструкцию и заплатив за перенос 1,3 млн грн.

А ведь есть еще новогодняя елка в Сумах за 1,5 млн грн. и много чего еще есть, о чем СМИ просто не успевают писать или даже не догадываются.

Впрочем, В.Гройсман заботился не только о расходах госбюджета – его доходной части тоже уделялось повышенное внимание. Основной акцент делался на таможне.

Сам по себе прирост на 35,1% поступлений в бюджет от таможенных сборов за январь-ноябрь никого не должен вводить в заблуждение - хотя премьер и пытается выдать его за результат детенизации таможенных процессов.

А это всего лишь результат накачивания экономики необеспеченной денежной массой – оно ведет к росту цен и, соответственно, увеличению налоговых платежей. В т.ч. на таможне.

Гораздо больше доверия заслуживают данные консалтинговой группы "А-95" по "теневому" обороту бензина. Он главным образом попадает в Украину по импорту – т.е. идет через таможню.

Или мимо таможни – смотря кто и как умеет договариваться. Так вот, по итогам января-сентября объем "левого" бензина на украинском рынке составил всего 140 тыс. т. против 670 тыс. т. за тот же период годом ранее.

Вычисляется показатель просто: берутся данные по производству в Украине плюс таможенная статистика по импорту и сравниваются с продажами через АЗС.

Разница между ними и дает примерный объем "левака". Поэтому когда премьер говорит о детенизации работы таможни – в данном случае ему все-таки можно верить.

Еще один безусловный плюс, который никак нельзя отнять у В.Гройсмана – работа по дерегуляции бизнес-среды в Украине.

Эту работу действительно можно назвать системной – хотя сами официальные лица превратили данное определение в заезженное клише.

Тем не менее, в 2017 г. принят ряд важных законов, разработанных правительством: это и отмена обязательного использования "мокрых" печатей, расширяющая сферу электронного документооборота, и внесение изменений в законы о госнадзоре, включая введение презумпции невиновности бизнеса, создание публичной интегрированной базы проверок, введение четких правил применения критериев риска при планировании проверок и т.д.

Серьезные изменения претерпела система согласований в строительстве, отменен целый ряд разрешений из разряда "получите справку о том, что у вас есть справка".

Наконец, уже в декабре принят пресловутый закон "маски-шоу стоп", запрещающий сотрудникам налоговой полиции, ГПУ, НАБУ и СБУ врываться в офисы компаний в сопровождении спецназовцев в балаклавах – без обоснованной необходимости применения силы.

Кроме того, обязательными стали видеосъемка обыска и присутствие адвокатов – без этого изъятые улики не считаются доказательством для судов.

Суть нововведений понятна – теперь специально подбросить компромат и в дальнейшем шантажировать руководство компании становится затруднительно.

И еще силовики лишаются возможности "быковать" на обысках, без всякой необходимости укладывая "офисный планктон" лицом в пол. А подобная практика, к сожалению, была распространенной.Зачастую поведение так называемых "правоохранителей" на обысках мало чем отличалось от каких-нибудь царских опричников. Или рэкетиров из бандитских "бригад".

Хочется верить, что теперь это в прошлом. Другое дело, что достижения не отвечают ожиданиям.

Украина со 152 места в 2012 г. поднялась на 96 место в 2015 г. и на 80 место в 2017 г. в рейтинге Doing Business Всемирного банка.

Официальные лица неоднократно подчеркивали, что каждый шажок вверх по ступенькам этого рейтинга дает дополнительно приток в $600 млн инвестиций.

Т.е. мы вправе ожидать дополнительно $9,6 млрд. Однако по итогам 2016 г. приток иностранных инвестиций составил всего $4,4 млрд, за 10 мес. 2017 г. – $1,6 млрд.

Причем значительная часть этих денег, которые Нацбанк и Госстат трактуют как инвестиции, поступила от зарубежных банков (в т.ч. российских) для докапитализации своих украинских филиалов.

Т.е. это не вливания в реальный экономический сектор Украины, которые так нужны для его выхода из кризиса. Почему так получается?

С одной стороны, инвестиционная привлекательность страны существенно выросла благодаря упрощению налогообложения и снижению ряда налогов (включая единый соцвзнос).

С другой – ниже плинтуса остается защита инвестиций. Новостные ленты интернет-СМИ просто забиты сообщениями о рейдерских захватах.

Кроме того, рост инвестиций сдерживается бедностью населения, о которой говорилось выше. Ведь принимая решение об открытии того или иного бизнес-проекта, его авторы зачастую ориентируются не на будущий экспорт, а на внутренний потребительский спрос. А ему в нынешних условиях, когда расходы населения опережают его доходы – просто неоткуда взяться.

Получается, что правительство В.Гройсмана делает важное и нужное дело, занимаясь дерегуляцией и тем самым снижая коррупционную нагрузку на бизнес. Но при этом вне его внимания остаются гораздо более важные вещи. Возможно, они станут приоритетом в 2018 г.?

Новый заход на курсовые грабли

Уходящий год в целом характеризовался стабильностью гривны – она опять "просела" перед новогодними праздниками, но к этому скачку за последние 3 года уже успели привыкнуть.

А в течение года НБУ довольно успешно сдерживал попытки искусственно раскачать курс.

Другое дело, что в 2017 г. продолжали формироваться предпосылки для нового "большого обвала" по аналогии с 2014-2015 гг. Речь о негативном торговом балансе страны.

По данным Госстата, экспорт товаров из Украины за январь-октябрь вырос на 20,9%, до $35,183 млрд, импорт — на 27,4%, до $39,756 млрд.

Итого мы наторговали в минус $4,573 млрд. Это в 2,2 раза больше, чем за тот же период 2016 г. Т.е. мало того, что сальдо торгового баланса отрицательное, так оно еще и стремительно растет.

Если так будет продолжаться, дальнейшее обесценивание гривны неизбежно. Либо "затыкать" эту "дыру" необходимо за счет новых внешних кредитов – тоже, мягко говоря, не самое лучшее решение.

"ОстроВ" ранее подробно анализировал эту ситуацию. Сделанные нами тогда выводы подтверждаются свежими статистическими данными.

Так, по итогам 10 мес. 2017 г. отрицательное сальдо от торговли с РФ составило $2,258 млрд – в 1,9 раза больше, чем за аналогичный период 2016 г.Спрашивается, откуда оно взялось, ведь Украина не покупала ресурс у российского госконцерна "Газпром"? - Да, но оттуда поступали сжиженный автогаз, бензин и дизельное топливо.

Т.е. те самые товарные позиции, потребность в которых, как уже отмечалось, украинские предприятия способны закрывать самостоятельно.

Почему этого до сих пор не делается – вопрос к человеку, обещавшему показать, как надо управлять страной. Это премьер В.Гройсман, если кто забыл.

Снова пару слов в его защиту. Как уже отмечалось, позитивные изменения на рынке нефтепродуктов имеют место в виде сокращения теневого импорта бензина. Но тут надо понимать, что далеко не все зависит лично от главы правительства.

Например, об усилении на топливном рынке компаний, связанных с экс-главой президентской администрации В.Медведчуком, "ОстроВ" тоже информировал читателей.

Кроме того, по предложению правительства В.Гройсмана Верховная Рада в 2017 г. приняла закон об отсрочке на 2 года таможенных платежей при импорте в Украину нового оборудования.

Иными словами, стимул для модернизации производства получили в т.ч. владельцы нефтеперерабатывающих заводов. Правда, большинство этих НПЗ в Украине принадлежит группе "Приват" Игоря Коломойского.

А ему, как показывают события вокруг Приватбанка и госкомпании "Укрнефть", стимулы в виде "пряников" не особо интересны. Как минимум, в дополнение к ним нужен еще и "кнут".

Но это уже переходящее задание на 2018 г. Чего от него ожидать – тема следующей публикации.

Виталий Крымов, "ОстроВ"

Статьи

Страна
29.03.2024
10:18

В Крыму становится страшно: растет популярность страхования от БПЛА

...Эти выплаты никто не увидит, так как нет законодательной базы. Если они страхуют от террористического акта, то должно быть решение о возбуждении уголовного дела по соответствующей статье и так далее. Все остальное – красивые слова и обещания,...
Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Все статьи