Из Донецка на маршрутке на Кавказ

Когда силы иссякли, когда ноги еле волочатся, когда из рук все валится, нужно остановится на мгновенье, вдохнуть побольше воздуха, свежего, чистого, оглянуться – не мельком, заметить, как восторженно и строго глядят на тебя – такого маленького кроху-человека каменные глыбы-великаны… И только тогда, только тогда можно понять: горы прекрасны, и ты в них – тоже.

Всё начинается с озера

О том, чем манит к себе туристов Кавказ, можно книги писать. И романтика гор, и проявление мужества и силы, и возможность полазить не только на стеночке в спортзале… В моем случае – это просто увиденная в каком-то альбоме фотография. Причем, даже не горы (Эльбруса, например) и не счастливчиков, покоривших вершину. Нет, это была всего-навсего фотография озера. Такого голубого! Такого чистого! Я непременно решила увидеть его не на картинке… С озера все и началось…

- Хочу на Кавказ! – как можно убедительнее пыталась доказать, что полна решительности, будущему проводнику, смело привирая, что «да я в горные походы каждый день хожу». Конечно, мне не поверили, но с собой взяли.

Наш поднебесный лагерь.

Решив сэкономить время и деньги, поехали на… маршрутке. Два часа, и мы на границе с Россией. С рюкзаками, пешком, под дождиком через нее переходим… и натыкаемся на предвзятое отношение к украинским туристам в кафе: продавщица нас так туда и не пустила – мол, покупать ничего не будем и «натопчем». Пришлось мокнуть на улице и убеждать пограничников, что, во-первых, мы только что фотографировали не их, а себя, а во-вторых, нет, на Эверест мы не поедем, да и трудно это сделать через украинско-российскую границу.

Еще часа через два мы, наконец, ехали в сторону заветных гор. 12 часов до Нальчика (столица Кабардино-Балкарии), регистрация в МЧС, дневка под школой города, и вопросы учителей: «А что это вы здесь с рюкзаками делаете? Время такое неспокойное!», яркое солнце и прогулки по сувенирным лавочкам… В Верхний Баксан, откуда и начинался наш горный маршрут, добрались к вечеру. Солнце уже село и присутствие гор и высота были ощутимы. Вспомнилось, что где-то на дне рюкзака (очень глубоко!) лежит пуховка и теплый свитер – взгрустнулось: искать их пока некогда. Для начала бы лагерь разбить да осмотреться…

Вот оно, белое безмолвие...

Да, он прекрасен – древний седой Кавказ. Ширь, мощь, высота гор, их снежные шапки не давят на тебя, а, зачаровывают и манят. Только здесь могут так легко сочетаться громадные формы и воздушность, простота и величие… Без меня поставили палатки, приготовили ужин - я все стояла и любовалась, и верила, что покорю одну из вершин, и боялась этого.

Раз-два-три! Побежали? Поползли…

Утро в Баксане было оживленным. Даже несмотря на то, что каша подгорела… Вся группа – двенадцать человек из Донецка и три из Екатеринбурга - ждала выхода с нетерпением. Ура-ура, мы выходим в поход. В горы! Покорим все вершины! Все красоты! Что, по дороге на перегонки? Да легко. Раз-два-три! Побежали!

Раз… два… два… два с половиной… Фух… Только первый подъем в гору, а ноги уже не идут. Ботинки вниз тянут, ледоруб в руках не держится, о рюкзаке лучше вообще не вспоминать… А ведь еще ничего не началось – пока просто идем по травке, только уже не по ровной дороге, а вверх… Но по словам бывалых, этот «вверх» еще «по ровному». Чувство, что поход может оказаться не таким уж веселым меня не покидало до первого привала… Когда сняла ботинки (кажется чуть-чуть натирают) и увидела, что стало с ногами это чувство усилилось… Но стало стыдно, что раскисла так быстро – так что замотала ноги пластырем и пошла дальше, по мере возможности стараясь не отставать.

Ну как на Кавказе без Донецка...

Человек, первый раз попавший в горы, по идее должен восхищаться каждым пейзажем, каждым камнем, каждой речушкой, каждой снежной горкой… Почему-то восхищаться хотелось не всегда – точнее, хотелось, но сил не было.

Как прекрасна жизнь туриста можно было понять на первом в моей горной карьере перекусе. Вокруг снежные вершины, под ногами бурлит речка Сылтран-су, а в руках вкусный бутерброд и чашка горячего чая! И чего, спрашивается, было ныть на полпути и мечтать о доме? Вот сейчас мы с новыми силами как покажем этим горам, кто здесь турист! И снежок, который срывается с неба, нам не помешает!

Кто здесь туристы мы, конечно, показали. Но и Кавказ показал, что не лыком шит, что может быть суровым и грозным. Ну, немножко… В общем, через час после обеденного перекуса мы испробовали еще и все прелести весеннего Приэльбрусья: дождь, снег, туман и полный ноль видимости.

Оказалось, по снегу идти намного легче – главное следовать двум правилам: не быть первым – не прокладывать путь (после нескольких шагов сил не остается даже на то, чтобы рюкзак снять), и наступать «в те же дырочки» - желание сократить путь может обернуться купанием в снегу по пояс, грудь… - ну, как кому повезет.

Перед группой стояла задача: выйти к озеру Сылтран-кель, разбить там стоянку, поесть борща и лечь спать… Но природа распорядилась иначе – получилось практически все, кроме главного – найти озеро. Вот то самое красивое, фото которого и заманило меня в горы… В тумане не то, что дорогу, а впереди идущего не всегда видно было. Так что, стоянку пришлось делать где-то… где-то на снегу. Помню, что топили снег (воды-то поблизости нет), что варили борщ… и что проснулась…

Чем дальше – тем круче подъем

Место «где-то на снегу» оказалось потрясающим – лагерь мы разбили над облаками! Яркое солнышко совсем вычеркнуло из памяти вчерашнюю непогоду, и ребята даже попытались позагорать (хотя это потом аукнулось ожогами).

Но самое главное, что место нашей стоянки в итоге ничем не отличалось от задуманного. Преодолев десятки метров морены – каменных обломков, мы, наконец, вышли к озеру…

Кавказская оранжерея...

- Вот оно – такое красивое размером с пять футбольных полей, - можно было сказать, указывая на белую впадину. К сожалению, как оказалось, в это время года вся красота, а вместе с ней и озеро, находится под снегом… И пришлось, как и раньше, довольствоваться увиденной фотографией.

Зато в этот же день покорили первый перевал – Сылтран. Наши друзья из Екатеринбурга – все вместе получившие прозвище «уральские пельмени» - даже вытоптали на нем сердце – в снегу, естественно…

И в путь… Рюкзаки, снега по пояс, сыпуха со льдом – до сих пор считаю ее самым страшным препятствием: высота, скользко, ботинки разъезжаются, ледорубом в камни не зарубишься, еще и рюкзак во все стороны перевешивает, и голова как-то странно кружится… Ой-ой-ой, вон по этой сыпухе кто-то на попе съехал – не удержался. Это ж как больно, наверное… А ведь и я так могу!... Таки не съехала – просто мы с рюкзаком (для моего же блага) решили временно путешествовать отдельно. Я продолжала карабкаться вниз с ледорубом, а рюкзак со всякой снедью полетел самостоятельно. Заодно и путь расчистил.

Ночь выдалась не менее веселой. Наскоро организованный лазарет не вмещал желающих полечиться. Температура, тошнота, аспирин вперемешку с марганцем… До сих пор участники похода ведут ярые споры, что же за болезнь подкосила группу: горная или простое отравление, например, колбасой и огурцами.

В общем, дневка, запланированная на «попозже» была перенесена на «поближе». После ночи все отсыпались, размышляли о жизни, литрами пили чай и килограммами жевали сухари. Но шило туриста не давало спокойно принимать эдакий отдых. Уральские подстрекатели сработали хорошо, и часть группы, забыв о плохом самочувствии, начала подниматься на ближайшую горку.

Стоя на небе...

Снова каменные глыбы, снова лед, снова подъем вверх… Горка казалась маленькой, и по моим подсчетам (которые в результате оказались совершенно неправильными) к следующей порции чая спуститься мы должны были успеть. Однако несколько обманчивых вершинок сокрушили мои мечты о чае и бубликах… Через несколько часов захотелось повернуть и начать спускаться, но мои подстрекатели решительно собрались покорить этот далеко не низенький холмик, и одну меня вниз отпускать не собирались. Пришлось лезть в гору - чем дальше, тем круче подъем. Тем более, оттуда был виден предел моих мечтаний - Эльбрус.

Уже на самом верху ребята вдалеке заметили чужака – в отличии от нас, он быстро шел по хребту, видимо, по какому-то своему экстремальному маршруту. Ждать его мы не стали – пора было спускаться в лагерь, чтоб не к чаю, но хоть к ужину успеть.

Успели. Съели все с удовольствием, закусили апельсинами и с удивлением выяснили, что тот чужак на хребте был никаким не чужаком, а «нашим», таким же пострадавшим, которого шило погнало в гору.

Ведь не обратно же слезать!

Чтоб не проваливаться по пояс в снег, с холмиков приходилось съезжать – как в детстве, помните? Отдельные любители подобных спусков бежали впереди группы, забирались на горки и катились-катились….

А эти бурлящие речушки – Мукал, Мкяра – узенькие, но мощные, и с такой чистой и вкусной водой! И самая зеленая трава! И подснежники – настоящие – они, действительно, пробиваются сквозь ледяную корку – каким сильным должен быть этот нежный росточек! И брошенные хижины пастухов – а, может, и не брошенные, а просто открытые, как убежище, для каждого путника. И новый перевал – Кыртык, и древние моренные валы… И весенние лавины, которыми нас все так пугали, – мы их слышали и видели (правда, после того, как они сошли – что хорошо)… И подумаешь, наш лагерь занесло и сутки мы не могли выбраться со стоянки… Зато узлы туристские все вязать научились!

Шаг за шагом, все выше и выше...

Не нужна мне горячая ванна и мамины пирожки! Ледяная речушка и походный тормозок лучше (хотя, халва всем порядком и поднадоела). Вот и самый вкусный в мире борщ я попробовала именно на Кавказе – из сала и сухой капусты! А чего стоил сникерс, припрятанный и съеденный нами на пятый день похода! Эх!

Так и хочется крикнуть – да, горы дики и суровы, но смотри – они прекрасны! Не зря многие русские писатели воспели в своих творениях прекрасную, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов…

Дорога вниз была легкой и грустной – время уезжать. Мы пытались запомнить каждый камень, каждое дерево – чтобы все увезти с собой. Увезти этот простор.

И снова Баксан, и веселый водитель, и Нальчик, жители которого в этот раз скорее всего принимали нас за местных бомжей – заросших и грязных. И местный плов, и горячие хычины с айраном (что-то вроде кефира)…

Да, волшебная была неделька. Такая тяжелая и такая легкая. И пусть иногда хотелось домой, но ведь сейчас хочется назад… Как там в песне: «Но вот я заберусь на самый пик, я отряхнусь, я оглянусь, я издам победный крик! А дальше что? Ведь не обратно же слезать! И не здесь же сидеть!»… Так и не удалось мне то озеро увидеть… Видимо, придется возвращаться.

Екатерина Пешко, для «ОстроВ».

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...