«Розарий». Театр переселенца: место, где любят

Театр переселенца, который появился в культурном пространстве Украины в прошлом году, представляет нового героя современности – переселенца. Непридуманные истории звучат из уст людей, которые были вынуждены уехать и бросить все. Так, 26 февраля в Театре переселенца зрителям показали спектакль «Розарий», созвучный довоенному Донецку – городу миллиона роз.

Идея создания спектакля принадлежит драматургу Дмитрию Левицкому и режиссеру Петру Армяновскому. Куратором проекта выступил Максим Курочкин, известный украинский драматург, актер и сценарист. Спектакль «Розарий» является частью проекта «Олимпиада-84». «У нас есть сумасшедшая идея: мы попробуем представить, что в 1984 году в Донецке должна была пройти Зимняя Олимпиада, но в силу исторических обстоятельств этого не произошло», - комментирует Дмитрий Левицкий.

Название спектакля выбрано не случайно. Традиционно Донецк в довоенное время считали не только индустриальным центром, но и городом миллиона роз. «Еще один смысл названия – один из участников спектакля работает в Киевском ботаническом саду, среди роз. Как символ единения с природой, чувством прекрасного. Всего в спектакле трое участников рассказывают свои истории. Нам всем нужно больше знакомиться с переселенцами, разговаривать с ними. По сути, это наш общий опыт. Например, одна из героинь, которая участвовала в нашем первом спектакле «Где Восток?», в «Розарии» также рассказывает свою историю, делится с нами своим опытом», - говорит координатор Театра Переселенца Леся Берездецька.

Герои спектакля – переселенцы, которые знают, что дом – это не коробка с четырьмя стенами, а то место, где они не одиноки. Ваня пытается сказать об отце, шахтёре из Горловки, но почему-то говорит об искусстве приготовления чая, о том, как важно не пропустить момент, когда вода для заварки начинает наполняться массой пузырьков. Ваня больше всего боится превратить живую воду родника в мертвую жидкость, лишенную кислорода. Виталий не достроил свой дом из-за войны. Но его рассказ о стройке почему-то убеждает, что война не навсегда. А пока Виталий работает в Киевском Ботаническом саду, ухаживает за розами в розарии. Там же и живет. «Даже когда появляются деньги, у меня не особо с кем есть встретиться вечером, поэтому гуляю по Киеву сам - я люблю пешком ходить…».

Еще одна участница спектакля «Розарий» Катя Савченко рассказывает, что она всегда хотела каким-то образом быть причастной к театру. Именно здесь у нее есть возможность поделиться с людьми тем, что ей так дорого. Зритель автоматически становится для нее близким другом, с которым можно поделиться своими сокровенными историями.

"Розарий" – это попытка и приглашение понять, что было раньше, и кто мы сейчас. Как говорит Анатолий Васильев, есть строительный и растительный театр. В первом случае режиссер – это кораблестроитель, который точно знает и видит, каким должен быть спектакль. В нашем случае – это растительный театр. Есть зернышко, теплое место, чай. И мы все вместе проращиваем его. В театре главное – процесс, новые знания о себе, о мире. И спектакль возникает как желание поделиться этими открытиями», - говорит Петр Армяновский.


«Переселенец – это человек, который провоцирует общество, а точнее – испытывает его. Например, переселенец испытывает украинское общество по многим факторам: законодательное поле, экономическое, политическое и т. д. Для украинского общества важно выдержать этот экзамен на толерантность. И театр должен легализировать голос переселенцев», - считает Дмитрий Левицкий.

Для участников спектакля имеет огромное значение, чтобы они были услышаны здесь и сейчас. Предоставляя такую возможность, документальный театр таким образом выполняет роль, так сказать, лакмусовой бумажки для общества.

«Этот театр ведет к процессу трансформации и оздоровлению общества. Такой театр побуждает зрителя к внутренней работе. Человек не выйдет со спектакля с полным набором ответов на поставленные вопросы. А он выйдет в состоянии недоумения, поскольку должен это осмыслить. По сути, именно в этот момент и начинается спектакль. Поэтому мне интересен такой театр, который не заканчивается с аплодисментами. Задача подобного театра – учить нашего зрителя видеть акт творения искусства в повседневном, в том, что мы привыкли не замечать и проходить мимо», - считает куратор спектакля Максим Курочкин.

Заинтересованность публики подобного рода спектаклями свидетельствует о востребованности и продуманной живой подаче материала. «Спектакль интересен прежде всего, неравнодушным зрителям, думающим, тем, кто стремится к новому познанию и осмыслению происходящего через театр. Если мы будем постоянно «убегать» и закрываться от того, что нас действительно волнует, то это не лучшее решение. Об этом нужно говорить», - убежден Петр Армяновский.


Иногда одного желания переселенца рассказать свою историю недостаточно. Пережитая боль и воспоминания сковывают, человек замыкается в себе. И психолог помогает «разрулить» ситуацию.

«Не мы решаем, что будет в спектакле, а решают именно участники. Мы не заставляем никого рассказывать то, что он не хочет. Для хорошей работы очень важно тесное взаимопонимание и доверительные отношения. Их необходимо выстраивать. К примеру, если в обычном театре главным является режиссер, и у него свои методы работы – он может кричать на актеров, командовать ими. В нашем случае главным элементом является создание семьи для участника спектакля. Если есть ощущение комфорта, тогда легче говорить свой монолог, нет зажимов. Также значение имеет осознание проблемы. Например, человек видит только то, что потерял, и не замечает того, что приобрел. Во всем есть и хорошее, и плохое. И от нашего внимания зависит, где мы будем расставлять акценты. Важно, чтобы произошло переосмысление», - объясняет Психолог Алексей Карачинский.

По его словам, Театр Переселенца становится комфортным местом, куда хочется возвращаться. «Здесь место, где любят. И человек приходит снова сюда», - говорит психолог.

В современном украинском театре (в большинстве случаев, это традиционные государственные учреждения) тема войны на Донбассе и ее последствий, практически не звучит на сцене.

«Государственные театры Украины позорным образом игнорируют ту действительность, в которой находится страна. Театр – это не чье-то личное дело, а общественная институция, за которую платят налогоплательщики. Грубо говоря, театр должен отрабатывать эти деньги. Поэтому наш театр старается взять ответственность за то, что происходит в стране. В Киеве нет публичного пространства для создания диалога с переселенцами. И я считаю, что переселенец – это герой современности», - считает немецкий режиссер и руководитель театра Георг Жено.

В этом театре создаются спектакли, в том числе и «Розарий», которые побуждают социум к рефлексии. Осмысление современной реальности ведет к трансформации общества в целом.

Ирина ГОЛИЗДРА, «ОстроВ»

Присоединяйтесь к "ОстроВу" в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.

Статьи

Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Донецк
22.04.2024
18:04

СЭЗ и кризис доверия. Донецкий дневник

Из всего обещанного ранее удалось реализовать только одно – «присоединение» к РФ. Да и то как-то кособоко: вроде, всех обрусили, то есть выдали паспорта с курицами, но по факту «русскими» жители «ДНР» считаются исключительно в своем зоопарке.
Все статьи