Кто послал их на смерть, или Праздник, который всегда с тобой

По количеству праздников, приуроченных к знаменательным датам отечественной истории Украина, без сомнения, впереди планеты всей. Мы отмечаем как годовщины славных побед и выдающихся достижений, так и трагические страницы в жизни нашего народа. Теоретически проведение разнообразных мероприятий, посвященных важнейшим событиям украинской истории должно способствовать сохранению исторической памяти, воспитания уважения к нашему прошлому. На самом же деле, нет лучше способа исказить историю, нежели поэтизировать и героизировать "своих" и демонизировать "чужих".

Так, например, произошло со знаменитой битвой под Крутами, когда несколько сотен молодых киевлян пали в неравном бою с большевистскими войсками. Отпраздновать 89 годовщину этих событий своим указом постановил Президент Украины Виктор Ющенко. "С целью воспитания у граждан, особенно молодежи, уважения к историческому прошлому Украинского народа" глава государства почтил память героев Крут. Указом предусмотрены: организация экспозиций и выставок, посвященных подвигу патриотов, проведение тематических вечеров, уроков патриотизма и так далее. К могилам Героев Крут – это уже стало традицией - первые лица государства возложат цветы.

И снова никто, из славящих подвиг отважных мальчишек и клеймящих позором большевистских убийц, не задастся вопросом – как получилось, что последним рубежом на пути красных войск, рвущихся к Киеву, стали безусые ребята и где в это время были "взрослые дяди" так много и красиво говорившие об украинской независимости. "Разобрали венки на веники. На полчасика погрустнели…" – писал Галич.

Напомним ленинские слова о том, что всякая революция, если она чего-то стоит должна себя защищать. Молодая украинская демократия в 1917 году защищаться даже не пыталась. Генеральный Секретариат и Центральная Рада в силу разных причин не захотели формировать регулярную украинскую армию. Вместо этого по всей Украине формировались войсковые подразделения из добровольцев. Украинский историк зарубежья Петро Мирчук выделяет три войсковые единицы, способные противостоять агрессии. Их он называет «фениксом украинских вооруженных сил». Речь идет о «Вольном казачестве», «Гайдамацком Коше Слободской Украины» и о сечевых стрельцах Евгена Коновальца. Любопытно отметить, что два из этих трех подразделений были неугодны Центральной Раде, так как «Казачество» и «Кош» находились под контролем павшего в немилость официальному Киеву Симона Петлюры.

Однако, весь трагизм ситуации состоял в том, что верховное командование над этими, как и всеми остальными частями, осуществляла именно Рада и Генеральный Секретариат. Войсковым министром в то время был некто Порш, который ничего в военном деле не понимал. Все это приводило к еще большему распылению и ослаблению и без того недостаточных украинских сил. И в этом один из лидеров Украинской Народной Республики Иван Мазепа видит главную причину поражения независимости Украины: «Разъединение сил через разное понимание задач революции началось уже со времени Центральной Рады».

Ситуация между тем, обострялась. 17 декабря 1917 года Совнарком РСФСР выдвигает в адрес Центральной Рады ультиматум, в котором требует прекратить одностороннее перемещение украинских частей с фронта в Украину; прекратить разоружение советских воинских формирований; прекратить пропускать через территорию УНР войска, идущие на Дон, к белому атаману Каледину. «В случае не получения удовлетворительного ответа на эти вопросы в течение 48 часов, Совет Народных Комиссаров будет считать Раду в состоянии открытой войны против Советской власти в России и на Украине». Ультиматум этот по всем международным юридическим нормам можно квалифицировать исключительно как вмешательство во внутренние дела суверенной державы и фактическое объявление ей войны. Советское правительство, между тем, от угроз переходит к делу - на завоевание Украины были брошены воинские части Антонова-Овсеенко и Муравьева.

И вот теперь, когда опасность вражеского вторжения стала неотвратимой реальностью, Генеральный Секретариат на своих официальных заседаниях был вынужден признать что «сил для борьбы с большевиками нет... Войск очень мало...». Растерянность и неспособность Генерального Секретариата в январе 1918 года хорошо передает редактор газеты «Киевская мысль» С.Сумский: «За исключением специальных украинских янычар, - а их было совсем мало, - все войсковые части требовали захвата власти советами. Рада, лишенная опоры в широких слоях населения, настроившая против себя солдат, была уже властью призрачной. Министры произносили речи, требуя защиты республики ..., правительство Рады играло в солдатики, украинизировало армию, вводило в моду оселедцы, полковников переименовывало в старшин, а поручиков - в хорунжих».

Была, правда, сила, которую можно было бы потенциально использовать в антибольшевистской борьбе: «Можно было бы набрать добровольцев очень много, прежде всего офицеров (бывших офицеров царской Российской армии – "Остров"), но украинское республиканское правительство сделало все возможное, чтобы оттолкнуть их от себя, - хотя бы своим распоряжением, чтобы все офицеры бывшей российской армии в трехдневный срок покинули Киев. И вот теперь по городу расхаживали тысячи людей в офицерских шинелях, бывшие лишь молчаливыми зрителями разыгравшейся перед их глазами отчаянной борьбы», - пишет очевидец. Так еще одна возможность создания антибольшевистского альянса была упущена.

Войска Совнаркома, между тем, приближались к Киеву. В поздний вечер 20 января 1918 г. офицер связи генерального штаба вручил Малой Раде срочную телеграмму с фронта: «Сильные отряды большевиков двигаются в направлении Бахмацкого узла, по железнодорожной линии Конотоп - Киев. Силами, которыми распоряжаетесь, срочно организовать оборону железнодорожного узлового пункта - станции Круты. Позицию удержать любой ценой». Стратегически оборонительный рубеж был выбран правильно, однако, оборонять его реальных сил у Генерального Секретариата не было. «Безумство храбрых» - на защиту Киева от войск советского полковника Муравьева выступила горстка молодых идейных воинов. Это был «Студентський Січовий Курінь». Он состоял из студентов и учеников старших классов и войсковой фельдшерской школы. Многие из них военному искусству были совершенно не обучены и не умели даже стрелять.

Что было дальше? Чтобы не быть обвиненными в передергивании украинской истории, обратимся к воспоминаниям одного из выдающихся борцов за украинскую независимость, члена Центральной Рады от Украинской партии социалистов-федералистов Дмитрия Дорошенко. Он с горечью пишет, как наспех подыскали отряд из студентов и гимназистов и "бросили их - буквально на убой - на встречу прекрасно вооруженным и многочисленным силам большевиков. Несчастную молодежь довезли до станции Круты и высадили здесь на позиции. В то время, когда юноши бесстрашно выступили против надвигавшихся большевистских отрядов, начальство их, группа офицеров, осталась в поезде и устроила здесь попойку в вагонах; большевики без труда разбили отряд молодежи и погнали его к станции. Увидев опасность, находившиеся в поезде поспешили дать сигнал к отъезду, не оставшись ни минуты, чтобы захватить с собой бегущих".

События под Крутами большинство украинских историков считает началом героической вооруженной борьбы за независимость Украины - украинскими Фермопилами. Это действительно так: "Слава героям. Героям – слава" Однако, эти же события, кроме беззаветного героизма 300 украинских спартанцев, высветили полнейшую военную несостоятельность Центральной Рады и ее Секретариата.

Я не знаю, зачем и кому это нужно.

Кто послал их на смерть недрожащей рукой,
Только так беспощадно, так зло и не нужно
Опустили их в Вечный Покой.

К сожалению, эти строки - не об украинских пацанах, преданных вождями революции. Свою песню Александр Вертинский посвятил погибшим, от рук большевиков примерно в то же, что и герои Крут, время московским юнкерам. А их украинским ровесникам достались чиновничьи венки, казенные речи, экспозиции и выставки, тематические вечера и уроки патриотизма.

И никто не додумался просто встать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги – это только ступени
В бесконечные пропасти к недоступной весне.

Александр Владимиров, "Остров"

Статьи

Страна
29.03.2024
10:18

В Крыму становится страшно: растет популярность страхования от БПЛА

...Эти выплаты никто не увидит, так как нет законодательной базы. Если они страхуют от террористического акта, то должно быть решение о возбуждении уголовного дела по соответствующей статье и так далее. Все остальное – красивые слова и обещания,...
Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Все статьи