ПЕРЕХОД СУВОРОВА ЧЕРЕЗ МАКЕЕВКУ

В Царском Селе стояла прекрасная погода. В ажурной беседке сидели два человека. Небольшой столик был уставлен чайной посудой.

- Вы, фельдмаршал, должно быть, догадываетесь, почему я в столь ранний час изволил вас вызвать... - тон императора Павла был решительным, но одновременно несколько извиняющимся. - В Европе происходит много такого, от чего голова идет кругом...

- Я солдат, ваше величество, и даже если бы и не знал, зачем, я бы все равно по первому требованию явился бы пред вами...

Отстраненный и усталый взгляд Павла на секунду потеплел.
- Вы не просто солдат. Вы — хороший солдат. И немало послужили к славе короны нашей. Именно поэтому я решил доверить вам еще одно важное дело.
- Преисполнен внимания, - сказал Суворов, и рука его машинально опустилась на эфес шпаги.

- Меня беспокоит Италия, - произнес император. - Эта доселе приличная страна, наслушавшись французских глупостей о равенстве и братстве, все больше посматривает в сторону Парижа. Они вот-вот тоже установят республику.
Суворов внимательно слушал, чуть склонив голову в сторону императора.
- А республика, мой друг, это... - Павел отхлебнул из чашки. — Это пренебрежение к монаршим особам. Это — власть черни. Это — гильотина, в конце концов. - Павел едва коснулся пальцами своей шеи. - [I]Miserable Louis[/I]...* - Император сделал длинную паузу, и было слышно, как вдалеке кого-то наказывают палками. 

- А там глядишь, эти проклятые карбонарии придут и к нам, в Россию...
- Но в Италии, ваше величество, есть и те, кто разделяет старые добрые взгляды на жизнь...
- Вот! Им надлежит помочь, мой друг... - Павел движением кисти подозвал лакея, который убрал со стола чайник и на его месте расстелил небольшую карту.

- Через неделю вы, фельдмаршал, отправитесь в Италию. Я дам вам 50 тысяч человек... О деталях вам расскажет на месте наш генерал Римский-Корсаков. Он уже там, среди наших италийских товарищей.
- В общем, желаю вам успеха, Игорь Сергеевич! - Павел, не вставая, протянул руку Суворову.
- Но... Ваш слуга — Александр Васильевич, а не Игорь... Сергеевич, - смутился Суворов.
- Ах да, я совсем забыл. На время Италийского похода вы будете Игорем Сергеевичем. Чтобы никто ничего не понял. Зачем всем знать ваше настоящее имя? Пусть будет военная тайна, - Павел I пристально посмотрел на Суворова, пытаясь разглядеть реакцию.

- А как насчет фамилии? - робко поинтересовался Суворов. - Ее прикажете тоже сменить?
- Вы понимаете меня с полуслова, фельдмаршал. Новую фамилию мы вам уже придумали. На время похода вы будете... графом... Межигиркиным.
- Почему Межигиркиным? - Суворов выронил чашку из рук.
- Видите ли, князь... Простите, граф. В Италии вам придется большую часть времени проводить в горах... Между гор, так сказать. Потому и Межигиркин... Или вам что-то не нравится?

- Да нет, все в порядке. - буркнул Суворов и начал нервно теребить краешек своей орденской ленты. - Я лишь хочу еще раз услышать, ваше величество, что в Италии у меня будет 50 тысяч солдат...
- Стоп! Никаких солдат! - Павел повысил голос, почти кричал. - Никаких солдат, Игорь Сергеевич! Если в Париже пронюхают, что я послал в Италию солдат, мне... мне не сдобровать... Начнется шум в прессе... И, опять же, экономические санкции. В Петербург перестанут поставлять яйца Фаберже. И пудру для солдатских париков... Вы хоть знаете, сударь, что у нас вся пудра — импортная? - После этого вопроса установилась тяжелая пауза. Экономика была не самым любимым коньком фельдмаршала. Суворов понял, что сморозил что-то лишнее, но что именно, догадаться не мог.
- Да, все же, не зря Павла многие считают весьма странным. - подумал Суворов, но вслух произнес совсем другое.

- Но вы же, ваше величество, сами сказали: «Я даю вам 50 тысяч человек»...
- Вот именно! Че-ло-век! - Павел с напором и по слогам произнес это слово. - Человек, а не солдат! Это немного разные вещи. Ну, то есть, они будут вооружены. У них будут и ружья, и штыки, и пушки. Я даже распорядился выделить специально для вас 25 новехоньких горных орудий... Но оформим мы этих … людей... как странников. Или, как говорят в Европе, туристов. Знаете ли, фельдмаршал, сейчас в Европе в моде «зеленый» туризм?
- Наслышан, ваше величество... - поникшим голосом произнес Суворов. - Разрешите идти?
- Не разрешаю. Вначале повторите вслух наш, так сказать, ретраншамент.
- Я — не светлейший князь Суворов, а граф Межигиркин... Игорь Сергеевич Межигиркин... - Суворов брезгливо поморщился. - Я получаю арм... группу туристов в количестве 50 тысяч человек. Бьем французов и италийских республиканцев, расточаем** карбонариев. В случае чего — прикидываемся лыжниками. А для этого, пожалуй, перейдем разок через Альпы...

Павел восторженно посмотрел на своего полководца.
- Браво! Молодец! Теперь можете идти, князь. Тьфу ты, граф. Идите, короче говоря...
- ...И никаких чудо-богатырей! Слышите?! - Император прокричал вслед удаляющемуся Суворову. - Есть только туристы! И местные макаронники! Меня, кроме карбонариев, еще и яйца интересуют. Запомните это, граф...

_____________________________
* Бедный Луи (фр.)
** Рассеиваем (церковнослав.)

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Все статьи