Выборы в Донбассе: кровь, PR и собственная слабость

Разговоры о фальсификациях выборов в Донбассе стали модными среди политической тусовки региона. Партия регионов обвиняет в том, в чем ее обвиняли полтора года назад «оранжевую» власть, а «Наша Украина» заявляет о фальсификациях, якобы подготовленных партией Януковича и местной властью. В результате, возникает напряженное ожидание чего-то плохого, но, в отличие от прошлых президентских выборов, нет четкого понимания: с чьей стороны будет это плохое, или кому оно нужно.

Больше всего шума с обеих сторон, как правило, из-за ошибок в избирательных списках и формирования избирательных комиссий. Несмотря на то, что ситуация со списками примерно одинакова во всей Украине, Донецкая область стала наиболее благоприятной сценой для взаимных обвинений в их намеренной фальсификации. Оппозиционные в стране, но правящие в Донбассе «голубые» заявляют о намеренном искажении списков со стороны подчиненных Луценко. А правящие в стране, но оппозиционные в Донбассе «оранжевые» говорят о намеренном искажении списков со стороны местных властей.

В открытом письме Президенту Ющенко Донецкий областной штаб «Нашей Украины» заявил об основаниях «считать, что в Донецкой области проведена целенаправленная, хорошо организованная и координируемая из единого центра работа по фальсификации выборов в области». Обосновывается это двумя факторами.

Первый - участковые комиссии на 70-80% сформированы из сотрудников одного коллектива, что, хоть и законно, но «делает работу членов комиссии подконтрольными, а включение членов одного коллектива в состав избирательной комиссии делалось под давлением, людей заставляли писать заявления о согласии быть членом комиссии от определенных партий». Также НСНУ заявляет, что руководство избирательных комиссий сформировано в основном из тех же людей, которые входили в состав избирательных комиссий во время первого и второго тура прежних президентских выборов.

Второй - подмена списков избирателей и их намеренное раздувание мертвыми душами. «Изучение показывает, что в процессе передачи списков избирателей от рабочих групп по их составлению в участковые избирательные комиссии реальные списки подменены на списки второго тура Президентских выборов 2004 года. Кроме того, даже эти списки еще больше сфальсифицированы и изменены. Такие действия могли быть совершены только сознательно и умышленно». В подтверждение такого вывода НСНУ приводит следующую статистику. «В целом по Украине количество избирателей составляет примерно 69% от населения Украины. Однако, например, в городе Краматорске, количество избирателей согласно спискам составляет 81% (запомните эту цифру – авт.) от жителей города. Завышенный процент избирателей имеет место почти во всех административно-территориальных единицах Донецкой области…».

У регионалов те же претензии, но под другим соусом. Они обвиняют нашеукраинцев в намерении срыва выборов, путем намеренного введения в комиссии людей без их ведома, либо даже «мертвых душ», что может сделать комиссии не легитимными в день выборов.

Что касается списков, то заявляется о пропаже из них целых улиц и кварталов, естественно, потенциальных избирателей ПР. При этом, идут и заявления о появлении в списке целых улиц и домов лишних людей.

В то же время донецкая милиция объясняет эти ошибки несовершенством компьютерной программы. «Это недостатки именно системы выборов. Основная причина – это несовершенство программного обеспечения, которое создавалось уже после принятия закона, на скорую руку и не было апробировано. Программа реагирует только на абсолютную идентичность. Если в фамилии, имени отчестве хоть одна буква отличается, то программа считывает информацию как это другой избиратель», - пояснил журналистам член региональной группы учёта избирателей, заместитель начальника ОГИРФЛ УМВД области Владимир Бучок. При этом В. Бучок сразу отверг обвинения в осуществлении компьютерного перевода списков избирателей. Правда, его слова о том, что этим занимались студенты и другие неподготовленные люди, оптимизма не добавили. Но эти вопросы должны были предусмотреть законодатели, которые и придумали норму о составлении списков на державной мове.

Сергей Ткаченко – руководитель Донецкого областного отделения Комитета избирателей Украины также считает, что проблема выборов не столько в желании каких-то политических сил сфальсифицировать их, сколько в элементарном организационном хаосе, вызванном как неготовностью политических партий к пропорциональной системе выборов, так и несовершенством законодательства.

«На мой взгляд, на данный момент прослеживается определенный организационный коллапс. То есть, большая часть проблем избирательной компании связана с ее организацией, а не с какими то конкретными нарушениями. Безусловно, две основные проблемы избирательной компании это формирование участковых избирательных комиссий и списки избирателей, т.е. то о чем сейчас говорят все. Сейчас каждая из политических сил пытается столкнуть вину за происходящее на своих оппонентов. Одни обвиняют по спискам избирателей, что виновато Министерство внутренних дел, которое изначально передало списки в плохом состоянии. Вторые говорят о том, что все-таки рабочие группы, которые были сформированы при органах местного самоуправления государственной власти, должны были все-таки заниматься проверкой этих списков, и для этого было время» - сказал С. Ткаченко в интервью «Острову».

По мнению главы Донецкого КИУ «здесь можно больше говорить о каких-то организационных недостатках и несостоятельности и одних и вторых влиять на организационные моменты проведения выборов, чем о намеренной фальсификации».

Что касается количественного и качественного состава комиссий, то главная проблема, по мнению С. Ткаченко, «заключается в том, что многие, если не сказать большинство участников избирательного процесса просто оказались организационно не готовы к проведению данной избирательной компании, а именно, не смогли обеспечить своих представителей в участковых избирательных комиссиях. Фактически закон отдает большую часть прав в формировании комиссий политическим партиям. Кто-то отнесся к этому безалаберно, кто-то в организационном плане просто не вытянул. К этому добавилась проблема, что с предыдущих выборов наши люди, которые работали в участковых избирательных комиссиях, привыкли, что за их труд политические партии или кандидаты им доплачивали. А сейчас, когда официальная компенсация за день выборов минимальна, и не многие партии в состоянии доплачивать своим членам участковых комиссий, где-то с февраля, после формирования участковых избирательных комиссий, пошли массовые заявления об отказе работать в комиссиях».

Вряд ли можно говорить о нехватке финасов у лидеров избирательной гонки. Но деньги не могут компенсировать им отсутствие человеческих ресурсов. В Енакиеве, на родине Януковича, преподаватели одного из ПТУ почти поголовно пошли членами комиссий и наблюдателями от «Нашей Украины». При том, что на президентских выборах все они голосовали за своего земляка. Неужели за год произошел такой переворот в сознании? Оказывается, ларчик открывается просто. Партия регионов платит 100 грн., а «Наша Украина» - 150. Для семейного бюджета учителя из депрессивного шахтерского городка 50 грн. – сумма не малая. Но чьи интересы в комиссиях на самом деле будут представлять эти люди? Почти таким же путем в Мариуполе пошла ПРП, представляющая там блок Кличко. Лидер областной организации ПРП просто опубликовала в местной газете объявление, что требуются «порядочные» люди на «хорошо оплачиваемую» работу в комиссиях. Кто к ней пришел и от кого? – можно только гадать…

Другие партии, вернее их местные лидеры, решали кадровую проблему не менее оригинально. Сергей Ткаченко рассказал, что к ним в Комитет избирателей пришло письмо из избирательной комиссии 43 округа. Там столкнулись с ситуацией, когда членов участковых комиссий приглашают на заседания, а те даже не в курсе, что партии подали их в комиссии. «Они просто отказываются, не только отказываются, но говорят о том, что они никогда не писали, не давали согласия на согласие в работе этих участковых избирательных комиссий. К обращению приложены заявления этих людей. Часть из них мы проверяли. Действительно за этих людей написали заявление и подали без их ведома. Вот типичное: «Ставлю вас в известность, что меня без моего согласия включили в состав комиссии №50 от партии «Наша Украина», так как я являюсь на сегодняшний день членом «Партии регионов». И такие же дальше: «Не давал согласия», «Не давал согласия…». Это блок «Костенко-Плюща», это «Наша Украина»…».

Ситуация опасна не только мертвыми душами или «подсадными утками» в комиссиях но и просто срывом голосования на участках. Поскольку большинство избирательных комиссий области сформированы в минимальном составе, желание любой партии, которая захочет скрыть свою бездеятельность либо финансовые махинации от киевского руководства, саботировать выборы приведет к не легитимности комиссий и соответственно, срыву выборов на конкретных участках. Таких участков может быть много. Тем более, что в комиссиях представлены и технологические партии, так что доказать преднамеренный сговор партий с целью срыва выборов фактически невозможно: на одном участке «заболеет» член комиссии от одной партии, на другом – от другой…

Нужно сразу сказать, что Партия регионов в таком сценарии не заинтересована. Зато для «оранжевых» партий это возможность не только оправдать свою низкую популярность, но и уменьшить число голосов, отданных за ПР в Донбассе. Однако, это теория. Вряд ли «оранжевые», для которых эти выборы будут экзаменом демократии перед глазами мировой общественности, пойдут на массовый срыв выборов в «голубых» регионах. Но соблазн таким образом подкорректировать выборы, наверняка есть. Тем более, что других реальных возможностей для фальсификаций, в Донбассе, ни у нашеукраинцев ни у бютовцев практически нет.

Чего нельзя сказать о Партии регионов. Она здесь по-прежнему правящая и через своих мэров и органы самоуправления имеет все рычаги для «нужного» формирования комиссий и прочих маленьких избирательных шалостей.

Так, милиция Краматорска обнаружила странную статистику: на многих избирательных участках уже собралось по 100-120 заявлений от граждан, желающих и имеющих право по состоянию здоровья проголосовать на дому. Когда такое нереальное количество инвалидов начали проверять, оказалось, что многие из указанных людей уже давно умерли. Врачи же, которые подписывали покойникам справки, признались, что делали это по указанию своего начальства. О партийной принадлежности этого начальства говорить излишне. По подсчетам милиции, такое количество голосующих покойников могло дать партии, которую они поддержат, до 10% голосов от общего количества избирателей города. По словам заместителя донецкого губернатора Юрия Грымчака, прокуратура решает вопрос о возбуждении уголовного дела. В любом случае милицией уже разработан механизм противодействия таким покойникам.

Известны и другие случаи попыток фальсификаций и админресурса. Но сегодня трудно сказать, является ли это скоординированной политикой ПР, либо инициативой местных властей, которые почти поголовно к ней относятся. Субъективное мнение автора склоняется к последнему. Админресурс сегодня перестал быть государственной политикой, но стал механизмом сохранения власти местными царьками. Заинтересованность действующих мэров, которые в большинстве случаев являются кандидатами от ПР прослеживается четко - мэру нужен послушный городской совет. Отсюда применение админресурса и заинтересованность в фальсификации голосования. Известна масса случаев админресурса. Вот только последние. В Красноармейске возник скандал вокруг мэра Примаченко из за того, что агитационная продукция выдавалась из исполкома. А в Докучаевске местное отделение образования занималось сбором школьников и персонала учебных заведений на агитационные собрания действующего мэра Самборского.

То есть, именно Партия регионов единственная в Донбассе обладает возможностью фальсификаций и админресурса. В то же время, именно регионалы громче всех кричат о нарушениях избирательного законодательства и фальсификациях со стороны власти. Ситуация словно искусственно нагнетается, чтоб отвлечь внимание от собственных шалостей. Повторюсь: политика – есть политика и, возможно, в других областях власть будет бороться за свое представительство в парламенте любыми методами. Но говорить об этом в Донбассе просто смешно. Тем не менее, говорят.

На всю страну прогремела информация об избиении неизвестными председателя ясиноватской территориальной комиссии, члена Партии регионов Натальи Луковых

«Наталья Адамовна Луковых была жестоко избита неизвестными и доставлена в районную больницу. По факту нападения в правоохранительные органы было подано соответствующее заявление. Наталья Луковых подтверждает, что нападение на нее связано с ее деятельностью как председателя городской избирательной комиссии на выборах депутатов. Результатом этого варварского нападения стали: ушибы мягких тканей, перелом костей носа, сотрясение головного мозга, ушибы в поясничной области, ушибы локтевого сустава» - говорится в официальном заявлении Донецкой областной организации ПР, опубликованном 16 марта на партийном сайте.

В то же время история эта выглядит совсем неоднозначно. Дело в том, что все заявления об избиении и политической подоплеке этого происшествия с самого начала делались не самой Луковых, а лидером ясиноватского отделения Партии регионов Михаилом Бештанко. И официальное сообщение в милицию сделала тоже не потерпевшая, а кандидат от Партии регионов, нынешний ясиноватский мэр А. Русаченко. Более того, в ясиноватской милиции автору этих строк показали два собственноручно написанных Натальей Луковых заявления, в которых она просит «прекратить всякое разбирательство по поводу полученных мною 13.03.06 телесных повреждений». «Случившееся считаю своим личным делом. От прохождения СМЭ (судебно-медицинской экспертизы- «Остров») отказываюсь и прошу по данному поводу больше меня не беспокоить» - написала Наталья Адамовна. Правда, заявление датировано 13 марта. Что или кто заставил Наталью Луковых через день придать своему, по ее словам, падению на лестничной площадке, политический оттенок - остается неизвестным. Только если 13 марта в объяснении милиции она говорит что просто « не удержала равновесия и упала ударившись лицом о какой-то предмет или, возможно, ступени, причинив себе телесные повреждения», то уже через два дня, но не в официальных показаниях, где можно ответить за лжесвидетельствование, а в политическом заявлении, ПР со ссылкой на нее заявила о «варварском нападении» в связи с «с ее деятельностью как председателя городской избирательной комиссии на выборах депутатов».

Попытка автора этих строк выяснить обстоятельства дела непосредственно от Натальи Адамовны оказалась безрезультатной. Она отказалась отвечать на вопросы по телефону, и сказала, что никого не пускает в квартиру в ответ на предложение приехать к ней и пообщаться лично.

В общем, дело ясно, что дело – темно. Как и выборы в Донбассе вообще. Хотя одно можно сказать с уверенностью, все-таки эти выборы гораздо технологичнее. Сейчас на людей уже не давят как раньше, сейчас ими манипулируют.

Сергей Гармаш, ЦИСПД

P.S: Уже после написания этого материала «Острову» сообщили об убийстве кандидата в депутаты городского совета Артемовска от «Нашей Украины» Анны Боришоль. Ее тело с четырьмя ножевыми ранениями обнаружили в горящей квартире покойной. Однопартийцы Боришполь не связывают напрямую убийство с политической деятельностью убитой, но говорят, что оно вполне могло стать результатом общего политического психоза, провоцируемого в городе местными властями, желающими сохранить свои должности еще на 5 лет. Недавно, в этом же городе двоих агитаторов от блока «Плюща-Костенко» их идеологические противники затащили в автобус и вывезли в карьер на окраину города….

Статьи

Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Мир
26.03.2024
07:36

«Уже сейчас можно купить билеты в Крым на июнь». Российские СМИ об Украине

"В реакции Киева - вся суть этого террористического режима. Трудно даже описать ту смесь восторга, злорадства и упоения, которую трагедия вызвала в украинских СМИ…"
Все статьи