Быть или не быть бензину из угля Донбасса?

Не успели еще высохнуть чернила на документах Международной инвестиционной научно-практической конференции «Производство жидких синтетических моторных топлив из угля Донбасса как составная энергетической безопасности Европы», которая прошла в середине октября прошлого года в Луганске, а в СМИ уже появились заявления некоторых кандидатов экономических наук о невозможности производства такого топлива. Мол, уголь не тот, техника и технология не те, да и сам проект производства бензина из угля уж очень дорогостоящ.

Справка. Участники конференции предложили следующие рекомендации:

1. Кабинету Министров Украины: принять решение о крупномасштабном производстве синтетического жидкого моторного топлива ископаемого угля; определить место строительства энергохимического комплекса в Луганской области; издать распоряжение по проведению дополнительных научных исследований и опытно-промышленных работ и последующему проектированию энергохимического комплекса.

2. Верховной Раде Украины принять Закон Украины «О стратегии использования углей Донбасса для производства синтетического жидкого моторного топлива», в котором предусмотреть: приоритетное государственное финансирование мероприятий по комплексному решению проблемы; создание льготных условий для привлечение иностранных инвестиций для становления и развития производства; меры по стимулированию внутренних капитальных вложений в новую технологию получения моторных топлив.

3. Луганской облгосадминистрации: представить Кабинету Министров «Программу создания в Луганской области комплекса по производству СЖМТ из ископаемого угля»; инициировать представление в Верховную Раду Украины законодательных актов с целью обеспечения благоприятного инвестиционного климата для вложения частного капитала формирования новой технологии получения моторных топлив.

Некоторые ученые мужи считают, что не следует «изобретать свой велосипед» и утверждают: «Другого пути, чем эффективное потребление энергоносителей ради выживания нации, сохранения государства и его энергетической безопасности, не существует». Предлагают немедленно провести другую научно-практическую конференцию, «определить приоритетные направления относительно энергосбережения» и подготовить свои рекомендации для Президента, Правительства, Верховной Рады.

Сопротивление реализации программы освоения производства синтетического жидкого топлива на базе угольных запасов Луганской области, чем-то напоминает ситуацию с закрытием здесь шахт в 90-х годах прошлого века. Тогда тоже некоторые специалисты говорили о нерентабельности угледобывающих предприятий. Отчего десятки перспективных шахт попали под реструктуризацию. В результате 1 млрд. 74 млн. тонн угля просто похоронили. Были даже случаи, когда угольные предприятия с запасами в сотни млн. тонн просто затапливались. И вот сейчас у Луганщины появилась уникальная возможность «реабилитироваться»: вернуть себе доброе имя «лидера промышленности» и навсегда избавиться от оскорбительного ярлыка «депрессивный регион». Основная роль в возрождении промышленного потенциала области отведена проекту по переработке углей в синтетическое топливо.

Реализацию проекта, который получил официальное утверждение Кабмина и Академии наук Украины, планируется провести в два этапа. На первом этапе, используя современные технологии, предполагается создать производственный комплекс мощностью 400-500 тыс. тонн готовых светлых нефтепродуктов синтеза в год. Далее, на втором этапе, по плану – строительство на базе Богдановского месторождения Северодонбасского угольного бассейна шахтного комплекса мощностью до 14 млн. тонн в год. Создание нового промышленно-энергетического узла будет происходить одновременно со строительством предприятия синтетического моторного топлива. Разработчики проекта считают, что возведение такого завода в голой донецкой степи мощностью до 10 млн. тонн займет два, максимум – 3 года и потребует капиталовложений на сумму 2 млрд. долларов США. Но если учесть, что производство планируется разместить не на пустом месте, а там где сохранена инфраструктура прежних предприятий, то бишь закрытых шахт, то реализация проекта будет стоить значительно дешевле.

Особо следует отметить уникальность Богдановского месторождения, на основе которого должна быть решена задача организации производства жидкого топлива. Недра данного месторождения скрывают около 3 млрд. тонн угля. Этого вполне хватит, чтобы обеспечить сырьем производство синтетического топлива на сотни лет. Мощность угольных пластов тут более 2 метров, глубина залегания 550-750 метров. Из этого угля можно получить более 220 млн. тонн бензина, свыше 330 млн. тонн дизельного топлива, около 250 млн. тонн котельного топлива, более 270 млн. тонн фенолов и более 65 млн. тонн серы.

Справка. По различным оценкам мировые запасы нефти иссякнут через 40-45 лет. Поставленные в жесткие условия выживания многие страны интенсивно развивают технологии получения моторных топлив из альтернативных источников. За последние годы эти технологии значительно усовершенствованы. Сегодня используются установки 3-4 поколения. К примеру, только одна компания «САСОЛ» потребляет 47 миллионов тонн угля, получая из него 7 млн. тонн жидкого синтетического топлива.

Над решением вопросов реальности организации производства жидкого синтетического топлива трудилась группа ученых нефтеперерабатывающей отрасли, геологи, шахтеры, аналитики и инженеры. Совместными усилиями они составили комплексную программу разработки процессов и оборудования для получения синтетического жидкого и газообразного топлива из угля и других нефтяных видов сырья. Эта программа должна обеспечить научную и техническую базу для, без преувеличения, новой отрасли народного хозяйства – производства синтетического топлива. В планах предусмотрена комбинация процессов снижения и газификации угля с производством электроэнергии или другими энергетическими процессами. Это повысит их общую эффективность. Позволит достичь энергетических КПД порядка 70-80 процентов и попутно решить экологические проблемы: атмосфера не будет загрязняться вредными продуктами сгорания угля.

Ведущие специалисты страны предположили два основных метода добычи – надземную и подземную газификации. Последнее подразумевает добычу сырья без выдачи угля на-гора. Как заявил директор киевского центра альтернативных видов топлива Владимир Касьянов: «Технология подземной газификации – самая современная в мире. Из химического сырья получается целый комплекс продуктов – конденсат газа, аммиак, фенолы, жирные кислоты. Если план работы будет разработан уже сейчас, то через 5 лет промышленное производство будет полностью налажено».

В свою очередь сотрудник Северодонецкого технического института Борис Мамедов сказал: «При добыче топливных материалов из угля мы сэкономим 15 процентов средств. Сейчас у нас есть мощный потенциал для разработки собственных технологий, а не использования зарубежных. Лишь один наш метод аэрозольной катализации позволит нам получать не только синтетический газ, но и превращать его в метанол и другие вещества».

Идея проекта производства синтетического топлива, помимо экономического смысла, имеет еще и финансовое и даже политическое значение. Украина, имея колоссальные запасы энергоресурсов, увы, энергетически крайне зависима, особенно от России, которая постоянно повышает экспортную пошлину на нефть. Сегодня импортируемая нефть обходится Украине в 170 долларов США за тонну.

Бензин на заправках дорожает. К тому же украинцы еще и заложники мировых тенденций: цена и спрос на черное золото растет с катастрофической скоростью. Нынче баррель нефти на бирже стоит 70 долларов. Важно и то, что ввоз импортной нефти – это прямое инвестирование экономики других стран. Вдобавок мы еще дотируем отечественную угольную отрасль. Получается, Украина по меньшей мере платит дважды, теряя при этом значительные суммы денег. Если же использовать луганское сырье для производства синтетического топлива, то уголь можно будет покупать по 700 грн. за тонну, сохранив существующие цены на АЗС. При цене нефти выше 17 (сегодня – 70(!)) долларов за баррель, производство бензина из угля - конкурентоспособно. На Северодонецком «Азоте» есть технологическая линия по производству аммиака и при незначительной доработке ее можно использовать для производства жидкого топлива. Короче, сырьевые и технические ресурсы Луганщины вполне могут спасти Украину от резких экономических скачков на мировом рынке энергоресурсов.

Справка. Уникальная технология переработки угля в синтетическое топливо родилась в 30-х годах прошлого столетия в Германии, когда был открыт процесс сжижения углей «Фишера-Тропша». После Второй мировой войны часть немецких заводов была вывезена в страны-победительницы. К примеру, в США они до сих пор успешно работают. В 50-х годах ЮАР из-за эмбарго ООН использовала уголь как альтернативный источник получения топлива, чем и обеспечила свое безбедное существование. В России разработана усовершенствованная технология, которая дает возможность из низкосортного и бурого угля производить соответствующие современным евростандартам бензин, дизельное, реактивное топливо и продукты углехимии. Китай также заявляет о перспективности данной технологии, заинтересовались ею Япония, Индия и др. страны.

Уже сейчас ведущие технологические компании и зарубежные банки серьезно заинтересовались возможностью наладить в Луганской области производство альтернативного топлива.

По данным управления экономики ОГА, «Банк реконструкции и развития в начале 2005 г. Объявил одним из приоритетных направлений инвестирование средств именно в развитие технологии и производства альтернативных видов топлива. У нас уже наладились некоторые контакты с мировыми компаниями , производящими необходимое оборудование, и с европейскими банками, которые заинтересованы в этой отрасли. К примеру, выразила желание участвовать немецкая компания «Лурги», имеющая 50-летний опыт строительства заводов по производству жидкого синтетического топлива. С ее «легкой руки» было отлажено 56 технологических цепочек в ЮАР, Малайзии, России, в этом году был подписан ряд контрактов с Китаем».

Не лишне сказать и о социальной стороне переработки угля региона на синтетическое топливо. Как гласят биг-борды в Луганске – это «восстановление разрушенных шахт, возрождение шахтерских городов и поселков, десятки тысяч новых рабочих мест».

Во всех без исключения выступлениях отечественных и зарубежных ученых на Международной научно-практической конференции своеобразным рефреном звучала мысль о необходимости объединения науки и бизнеса, которое непременно даст толчок развитию и применению технологий по производству альтернативного топлива. И никто из выступающих ни разу не обмолвился, что переработка угля в бензин на базе луганских месторождений - бесперспективный проект. Только после завершения конференции стали раздаваться голоса «о невозможности производства такого топлива». Но эти резонансы больше связаны с политикой, чем с обоснованным научным анализом.

Олег Дорош, для "Острова"

Статьи

Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Мир
26.03.2024
07:36

«Уже сейчас можно купить билеты в Крым на июнь». Российские СМИ об Украине

"В реакции Киева - вся суть этого террористического режима. Трудно даже описать ту смесь восторга, злорадства и упоения, которую трагедия вызвала в украинских СМИ…"
Все статьи