Деньги из ветра

Реструктуризация угольной отрасли, о которой вновь заговорили в последние дни, подразумевает сокращение и закрытие неприбыльных шахт. Как следствие, украинского угля с каждым годом будет добываться все меньше. В то же время, с развитием промышленности уровень потребления электроэнергии в Украине в последние годы неизменно растет. В этой связи перед нашей страной стоит несколько путей развития энергетики - закупать топливо за границей, развивать опасный «мирный атом» или "обуздать" ветер.

"Текут годы, текут советские деньги... в воздухе с ветром проносятся миллиарды неиспользованных кВт-часов, а в это время дело промышленного ветроиспользования, вследствие равнодушия и безответственности, ползёт и спотыкается так, что... трудно даже уловить - движется ли оно вперёд или вовсе топчется на месте... Каждый год промедления даёт нам огромные топливные и транспортные потери". Так новосибирский инженер, родом из Полтавы Юрий Кондратюк (Шаргей) в 1938 году охарактеризовал состояние дел в начавшей было развиваться советской ветроэнергетике. Кондратюк выиграл конкурс на проектирование мощной Крымской ветроэлектростанции (ВЭС), объявленный Наркоматом тяжелой промышленности. Окончательно технический проект был доработан к середине февраля 1934 года. В 1937 году на горе Ай-Петри в Крыму по подготовленным рабочим чертежам началось строительство фундамента станции. Однако уже в 1938 году было принято решение о прекращении проектирования и строительства мощных ветроэлектростанций. В связи с этим в последующие два года Кондратюку пришлось заниматься проектированием малых опытных ветровых электростанций, которые кстати, удачно работали на Кольском полуострове и Чукотке. С началом войны работы по созданию ветротурбин прекратились. Кондратюк погиб на фронте, да и планы развития энергетики в СССР по окончанию войны существенным образом изменились. Страну охватила гигантомания. С открытием "мирного атома" все деньги потекли на развитие этого направления энергетики. Чем обернулся "мирный атом" для Украины впоследствии - мы знаем.

Спустя несколько десятков лет с момента внедрения первых ветроэнергетических установок в СССР, в развитых западных странах также оценили перспективность получения электричества путем укрощения ветров. Это положило начало эпохе ветровых электростанции. В последние годы в Украине на уровне правительства и президента предпринимались попытки возродить некогда потерянную отрасль. В качестве государственной поддержки развития ветроэнергетики в Украине 2 марта 1996 г. был издан Указ Президента Украины № 159 "О строительстве ветровых электростанций", которым была установлена специальная надбавка к тарифу на электроэнергию в размере 0,75%. Надбавка предназначена для финансирования производства ветроэнергетического оборудования и строительства ВЭС. Однако, несмотря на предпринимаемые попытки, темпы развития ветроэнергетики в нашей стране оставляют желать лучшего.

По информации Министерства топлива и энергетики, потребление электроэнергии в Украине с учетом технологических затрат и потерь в электрических сетях в 2004 году по сравнению с предыдущим годом возросло на 0,8% - до 176013,5 млн. кВт/ч. Программой развития ветроэнергетики планируется довести уровень выработки электроэнергии ветроэлектростанциями к 2010 году до 3% всей производимой в стране энергии. Несложно подсчитать, что даже с учетом относительно небольшого прироста в потреблении электроэнергии в прошлом году, темпы развития ветроэнергетики не могут угнаться за ростом потребления электроэнергии. Таким образом, весь груз энергетического роста опять таки ложится на тепловые электростанции, а, следовательно, на плечи шахтеров. С учетом постоянного увеличения глубины добычи угля это означает дальнейший рост смертности среди шахтеров, не говоря уже о проблемах экологии и постоянного увеличения себестоимости добычи "черного золота".

Прояснить ряд вопросов, касающихся развития ветроэнергетики в Донецком регионе и в Украине в целом мы попросили директора Донецкого производственно-энергетического объединения "Ветроэнергопром" Юрия Жабского.

- Юрий Викторович, потуги обуздать силу ветра предпринимаются в Украине не первый год. Реально ли все-таки реализовать программу развития ветроэнергетики в нашей стране?

- Цель программы развития ветроэнергетики в Украине в долгосрочной перспективе - довести уровень производства ветроэлектроэнергии до 50% внутреннего потребления. Однако, на мой взгляд это слишком смелые планы. Думаю, более реальная цифра - 30%. В соответствии с разработанной государственной комплексной программой по развитию энергетического комплекса, в Украине до 2010 года необходимо построить ВЭС, которые бы вырабатывали до трех процентов потребляемой электроэнергии, то есть около пяти миллиардов кВт/часов. Для этого потребуется строительство порядка трех тысяч ВЭУ мощностью 500-600 кВт.

- Не так давно на Новооазовской ВЭС были установлены две турбины мощностью 600 КВт бельгийского производства. Это прототипы для будущих ветроагрегатов отечественного производства?

- Да, в дальнейшем планируется переход на турбины мощностью 600 КВт. До недавнего времени в Украине выпускались только ветротурбины на 100 КВт. Процент частей и механизмов произведенных в Украине для новых более мощных турбин будет постоянно расширяться. Начинали мы с изготовления одной только башни, сейчас освоено производство лопастей, сборка модуля из бельгийских частей на Южном машиностроительном заводе. Следующим этапом станет изготовление, скорее всего, на НКМЗ, главной рамы. Таким образом, мы подойдем к уровню 80% частей украинского производства для агрегата 600 КВт, это очень хорошие показатели. Не сможем мы делать разве что гидравлику. Эта часть оборудования настолько сложна, что у украинских специалистов просто не хватит опыта. В этом направлении сегодня лидируют голландцы, и многие европейские производители ветроэлектростанций покупают гидравлику у них. В то же время, хотелось бы напомнить, что более простые ветроагрегаты USW 56-100, работающие в Украине не первый год, на 100% сегодня изготавливаются из украинских деталей.

Чтобы разобраться в сути следущего вопроса позволим себе небольшое авторское отступление. Идея тиражирования в Украине ветротурбины USW 56-100 мощностью 100 КВт, изготовленной по американской лицензии вызвала в свое время много нареканий у отечественных инженеров. Специалисты "Южмаша", в частности, заявляли, что компания "Уиндэнерго Лтд", начавшая за счет государственных дотаций производить агрегат, за десять лет "развития" отбросила нашу ветроэнергетику к исходным рубежам конца 80-х годов. В качестве доказательства своей правоты они приводили следующие доводы: "Ветротурбина USW 56-100 является первой сетевой американской турбиной. Она была смонтирована на ВЭС Алтамонт ПЭСС в Калифорнии в 1981 г. Следовательно, спроектирована во второй половине 70-х годов. Её параметры: мощность - 50 КВт, диаметр ветроколеса (ВК) - 17 м, скорость вращения ВК - 72 об/мин. Для сравнения приведём параметры наших отечественных ВЭУ конца 30-х годов. На работавшей Балаклавской ВЭС: мощность - 100 кВт, диаметр ВК - 30 м, скорость вращения ВК - 19 об/мин. Спроектированная в 1935 г. Центральным ветроэнергетическим институтом: мощность - 1000 кВт, диаметр ВК - 50 м, скорость вращения ВК - 24 об/мин. Спроектированная Украинским институтом промэнергетики: мощность - 4500 кВт, диаметр ВК - 80 м, скорость вращения ВК - 18 об/мин. Отсюда вывод: USW 56-100 даже на момент создания не соответствовала мировому лидерству и во всём уступала известным отечественным разработкам 30-х годов".

Корр. - В Указе Президента отмечалось, что строительство ВЭС должно осуществляться с учетом положительного опыта эксплуатации Донузлавской ВЭС, чем закреплялся приоритет использования оборудования по американской лицензии, производство которого было организовано предприятием "Уиндэнерго Лтд". Однако, рядом отечественных специалистов отмечаются нарекания в отношении ветротурбин USW56-100. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?

Ю.Ж.- Что касается маломощных ветрогенераторов USW56-100, то сегодня уже есть программа снятия их с производства. Они уже устарели с технической точки зрения и малоэффективны. Во-первых, это разработка тридцатилетней давности, во-вторых, они больше расчитаны на условия тихоокеанского побережья Соединенных Штатов с постоянными и сильними ветрами. Многие разработчики отечественного оборудования сегодня, мягко говоря, скептически относятся к этим станциям, некоторые говорят, что не надо было покупать лицензию на их производство и вовсе. Однако, я считаю, что это не совсем правильная позиция. Во-первых, эти турбины не настолько плохи, как многие пытаются преподнести это общественности. Возможно, они не совсем рассчитаны на нашу местность, однако после небольшой модернизации, когда вместо башни 18 метров высотой на Новоазовской ВЭС мы использовали башню в 36 метров, эффективность работы турбины повысилась почти на 60%, что еще раз подтвердило - для каждой местности должны быть расчитаны индивилуальные размеры ротора, высота и, даже, мощность агрегатов. В Украине сегодня работает около 600 турбин USW56-100 и после упомянутой модернизации они, уверен, прослужат не один год. Снимать их рано. Несмотря на нарекания, турбины эти, в отличие от более мощных станций очень ремонтно пригодны. Изготавливаются они на 100% в Украине, поэтому проблем с запасными частями не возникает. Кроме того, сегодня мы имеем собственную ремонтную базу, что значительно упрощает их обслуживание. В ходе производства лицензионных американских турбин Украина получила бесценный опыт не только производства, но и эксплуатации ветроэлектростанций. Что касается разговоров о ненадежности этих малых станций, то я скажу, что они настолько же надежны, насколько вся украинская техника. В частности в Крыму с 1993 года работают 3 прототипа наших лицензионных турбин полностью американского производства. Никаких проблем с их техническим состоянием не возникает. К сожалению, качество обработки деталей и трудовая дисциплина на украинских предприятиях оставляют желать лучшего. Все это накладывает отпечаток на надежность оборудования. Да и желание все делать в Украине спорно. Ну не делают у нас, к примеру, хороших подшипников, потому в процессе эксплуатации нам приходится менять харьковские подшипники на шведские, фирмы SKF, или, с целью экономии, на белорусские или российские подшипники также неплохого качества. Желание делать все у нас в стране не всегда себя оправдывает.

- Нет ли опасности, что пока мы будем осваивать по лицензии турбины мощностью 600 КВт мировые технологии опять шагнут вперед и Украине вновь достанется роль отстающего?

- Сегодня действительно в определенных кругах, и, прежде всего, в среде отечественных разработчиков присутствует мнение, что не надо приобретать лицензии на импортные турбины, следует разрабатывать собственные технологии. Но защитники собственных технологий не учитывают, что в Европе или в Америке в разработку каждого вида турбин государством вкладывается до 150 млн. долларов. Наши конструкторы на том же КБ „Южный" не видят и сотой части этих средств. Конструкторам приходится приспосабливать в качестве редуктора для ветроагрегата редуктор от эскалатора метрополитена. Что еще можно говорить! Почему у нас умеют делать ракеты, которые смогли обогнать по своим техническим характеристикам почти все западные образцы? Потому что на протяжении долгих лет в эту сферу вкладывались огромные средства, по крайней мере, не меньшие, чем в США. Ветротурбины - техника также достаточно сложная и на Западе в их разработку шли значительные суммы начиная с 70-х годов. Потому нельзя ожидать, что наши конструкторы и производственники быстро догонят западные технологии. Для этого нужны годы при достаточно высоком уровне финансирования. Мы и так скачем семимильными шагами. С производства турбины мощностью 100 КВт сразу "прыгнули" к производству турбины 600 КВт. На Западе мощности турбин наращивались планомерно по 50-100-200 и т.д. КВт.

- Но на покупку лицензий, тем не менее, средства находятся?

- Если бы мы не освоили для начала производство лицензионных турбин малой мощности, то и до 600-киловатных не смогли бы добраться. Любое оборудование устаревает. Немцы, к примеру, сейчас начинают ставить отдельные опытные образцы турбин мощностью 5 МВт. 600 КВт - это в современном мире уже нижняя граница производства ветроэнергетического оборудования. Когда мы говорим о покупке лицензии, мы должны понимать, что нам никогда не продадут самую передовую технологию, поскольку разработчикам выгодно тиражировать ее самостоятельно. Есть и другая проблема, неготовность нашего производства к выпуску турбин высокой мощности. В частности, с Германией были договоренности о покупке нами лицензии на выпуск турбины мощностью 1 МВт, однако, наше производство такую турбину освоить не смогло. Более того, у нас нет ни одного подъемного крана, который был бы способен смонтировать такую турбину, его пришлось бы специально гнать из той же Германии. Даже для монтажа 600-киловатных бельгийских турбин пришлось везти в свое время единственный способный на такую работу кран аж из Ровно. Кран еще советской постройки, на гусеничном ходу. Доставлять его пришлось по частям в Новоазовск на огромном количестве грузовиков. Общее расстояние составило 1200 км. Сейчас мы уже имеем собственный кран неметкого производства, способный монтировать не только 600-, но 800-киловатные турбины. То есть, я считаю, что все должно развиваться постепенно и поэтапно. И нет ничего страшного в лицензионном производстве. Выпускаются ведь автомобили "Фольксваген" под маркой "Сиат" в Испании или "Шкода Октавия" в Чехии. Не надо верить в иллюзии и в то, что мы все можем. Путь лицензионного производства для Украины наиболее приемлем.

- Можно ли решить проблему развития ветроэнергетики за счет частных инвестиций?

- Можно решить часть проблемы, если применить в Украине на законодательном уровне специальный "зеленый тариф". Я вам могу привести в качестве примера информацию с недавней международной выставки по мировой энергетике. Прогнозы цен на ветроагрегаты на 2004-2008 годы показывают, что для получения 1 КВт установленной мощности необходимо вложить 729 Евро. Это показатель цены на электроэнергию, которая должна закладываться изначально для окупаемости ветроагрегата. Таким образом, 1 КВт/ч должен стоить 9 евроцентов. У нас же сегодня цена агрегата в два раза выше, чем в Западной Европе, а цена электроэнергии в три раза ниже. Это делает экономику ветроэнергетики в Украине неконкурентоспособной. Тариф, который нам устанавливает государство лишь немного выше тарифа на тепловую электроэнергию. Проблему пытались решить на законодательном уровне, приняв закон о "зеленом тарифе". Проект закона предусматривает датирование государством издержек на развитие ветроэнергетики за счет покрытия разницы между существующим в Украине тарифом и специальным "зеленым тарифом", таким, который бы покрывал издержки на строительство ветроэлектростанций. Ведь датируется же сейчас у нас государством угольная отрасль. Однако, нельзя говорить о том, что ветроэнергетика сегодня в нашей стране полностью неконкурентоспособна. Дело в том, что это новая отрасль, станции только строятся и требуют значительных вложений, в то время как имеющиеся тепловые станции уже давно окупили вложенные в их строительство средства. Если бы сейчас кто-то решился на строительство современной тепловой электростанции, то он также не смог бы продавать электроэнергию не в убыток себе по действующему в Украине тарифу. Датирование не обязательно предполагает какие-то специально выделенные на покрытие расходов суммы из бюджета страны. Достаточно разделить затраты на всех потребителей электроэнергии. Процент вырабатываемой ветровыми электростанциями в Украине энергии сегодня настолько мал, что потребители бы практически не ощутили на себе какого бы то ни было существенного увеличения тарифа. Это доли процентов от имеющейся цены. В Западной Европе ветроэнергетику датировали на протяжении двух десятков лет. На сегодняшний день, когда они вышли на уровень оборудования от 600 КВт до 1,5 МВт себестоимость производства ветровой электроэнергии снизилась настолько, что стала даже меньше, чем на тепловых станциях. Ветроэнергетика у них уже никем не датируется. Более того, новые ветроагрегаты окупаются в той же Германии всего за 2-3 года. Однако к этому они шли лет двадцать. Мы можем пройти этот путь гораздо быстрее, потому, что в нашем распоряжении современные технологии, которые на Западе нарабатывались так долго.

- Можно ли рассчитывать на иностранные инвестиции в нашу ветроэнергетическую отрасль?

- Несомненно. Интерес у западных инвесторов к Украине в плане размещения своих ветряков очень велик. У них огромное количество заводов, производящих ветротурбины и для их размещения в развитых странах уже не всегда хватает подходящих свободных площадей. Единственное, что сдерживает инвестиции в энергетическую отрасль Украины - низкий тариф на электроэнергию. Очень интересно своим потенциалом Азовское море. Его средняя глубина 3-4 метра и это просто идеальные условия для возведения офшорных станций. Строительство в море несколько удорожает конструкцию, однако позволяет экономить участки суши, да и ветры над поверхностью морей всегда сильней. Строительство таких станций на Азовском море не может даже сравниться по своей стоимости с ценой возведения аналогичных конструкций вблизи берегов Норвегии или Дании с глубинами 10-15 метров и суровым климатом.

Как видим, потенциал Украины для развития ветроэнергетики огромен. При грамотном подходе к делу ВЭС сможет обеспечить треть потребности Украины в электроэнергии. Примерно столько электроэнергии вырабатывается сегодня тепловыми электростанциями. Ветроэнергетика в Украине вряд ли сможет когда-нибудь полностью вытеснить традиционные способы получения энергии, однако, такой цели она перед собой и не ставит.

Процесс развития ветроэнергетики займет годы, а то и десятилетия. За это время извечный вопрос - куда девать шахтеров с закрывающихся шахт и персонал, обслуживающий ТЭС отпадет сам собой, поскольку все люди, как известно, имеют свойство стареть и рано или поздно уходят на заслуженный отдых. В то же время, новые поколения технических специалистов изначально будут планировать свою карьеру с учетом бурного, хотелось бы верить, роста ветроэнергетической отрасли.

Вадим Новоселов, ЦИСПД

Статьи

Страна
29.03.2024
10:18

В Крыму становится страшно: растет популярность страхования от БПЛА

...Эти выплаты никто не увидит, так как нет законодательной базы. Если они страхуют от террористического акта, то должно быть решение о возбуждении уголовного дела по соответствующей статье и так далее. Все остальное – красивые слова и обещания,...
Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Все статьи