Двойной удар Президента

Второй указ Президента о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Украины был полной неожиданностью для коалиции. Еще в среду ее депутаты были почти уверены в благополучном для них разрешении политического конфликта – и правовом (в Конституционном суде) и в политическом (компромисс с Президентом) направлениях. Ожидалось, что через три-четыре дня все вернется на круги своя. Причем из бесед с депутатами коалиции, а некоторые из них – весьма влиятельны, можно было сделать вывод, что коалицианты хотели вернуться именно в ту же реку, из которой 2 апреля Президент вывел их своим первым указом. По крайней мере, в разговоре с корреспондентом «Острова» утром 25 апреля Борис Колесников не признал какой-либо вины Партии регионов в возникновении политического кризиса. Не смутил его и вариант невозвращения в парламент двух оппозиционных фракций. Такую же точку зрения высказывали и коммунисты. В общем, уверенные в юридической правоте коалиции члены парламентского большинства так и не пришли к пониманию необходимости пересадки с танка на библейского ослика. Даже заявления Мороза о готовности коалиции принять условия Президента по пересмотру Закона о Кабмине, узакониванию положений Универсала и пересмотру принципов формирования коалиции выглядят неоднозначно, поскольку, как выразился один из депутатов-регионалов «Сан Саныч говорил в общем. Мы готовы, но давайте каждый пункт конкретно рассматривать – что там неконституционно». То есть, по каждому из этих пунктов процесс мог затянуться до бесконечности и не закончиться ничем…

Однако Ющенко вернул себе уже, казалось бы, утраченную им инициативу в процессе проведения досрочных выборов. Вечером 25 апреля он опубликовал второй указ о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады и переносе сроков выборов. Причем, в этом указе, в отличие от первого, Президент устранил формальную причину возможного негативного решения по нему в Конституционном суде и сослался на 90 статью Конституции. В ней говорится, что Президент имеем право распустить Верховную Раду если « на протяжении одного месяца в Верховной Раде Украины не сформирована коалиция депутатских фракций в соответствии со статьей 83 этой Конституции». В свою очередь, статья 83 гласит, что парламентская коалиция формируется на основе депутатских фракций. По мнению же Президента вхождение в коалицию отдельных депутатов, не входящих во фракции, сформировавшие коалицию, делает коалицию не легитимной. То есть, политико-правовая мотивация Президента осталась та же, что и в первом указе, только теперь со ссылкой на 90 статью.

Но еще большей, или скажем так, более неприятной, неожиданностью для коалиции было назначение Генеральным прокурором Святослава Пискуна. Однозначно оно является элементом игры президентской команды, хотя в генпрокуратуру Ющенко привел Пискуна из фракции Партии регионов. Слишком уж стремительно Президент принял во внимание сомнительное и не менее стремительное решение суда и представил нового главу ведомства сотрудникам прокуратуры. Это первый случай демонстрации уважения Виктора Андреевича к невыгодным для себя судебным решениям.

С самого начала конституционного кризиса Пискун заявлял журналистам, что Ющенко контролирует все силовые структуры страны, поскольку не пошел бы на роспуск Рады не заручившись поддержкой Генпрокурора. Уже тогда такое заявление могло восприниматься как деморализующее депутатов коалиции, а, следовательно, давало повод усомниться в искренности бело-голубой позиции Пискуна. Хотя и до этого, появление Святослава Михайловича в парламентском списке регионалов расценивалось всеми как банальное трудоустройство в обмен на некоторые услуги, а не как политическая позиция.

Сейчас ему предложили другое, более интересное место работы, и он согласился. Не известно только на каких условиях. Скорее всего, он должен будет нейтрализовать донецкое лобби в Генпрокуратуре, которое, при мягкотелом Медведько, стало слишком «донецким».

Вряд ли Пискун станет слепым оружием в руках Президента, но то, что этот человек способен на решительные действия, он уже не раз доказывал. Да и груз определенных обязательств в связи со своим восстановлением в должности будет сказываться на его действиях.

Кстати, уход этого «штыка» из фракции под акомпонемент Президента даст повод регионалам задуматься и о чистоте их списков тоже, а то слишком часто в последнее время они подкалывают на этот счет оппозицию.

Чем ответила на этот двойной удар правящая коалиция? – Очередным обращением в Конституционный суд и блефом об импичменте Президенту.

Блефом, потому что 260 депутатов, собирающиеся сейчас в здании Верховной Рады, могут инициировать процедуру импичмента, но не имеют ни возможностей, ни механизма для ее реализации.

Во-первых, статья 111 Конституции говорит, что Президент может быть устранен со своего поста только в случае совершения им государственной измены или другого преступления. Далее парламент создает временную следственную комиссию, в которую включается специальный прокурор и специальные следователи (правовой статус которых не урегулирован). Затем выводы этой комиссии рассматриваются Радой и если есть основания, то парламент уже не менее двумя третей голосов принимает решение об обвинении Президента. Потом дело должен проверить Конституционный суд на предмет конституционности процедуры, затем Верховный суд, на наличие признаков государственной измены или иного преступления в действиях в которых обвиняется Президент. А потом уже тремя четвертями от конституционного состава Верховной Рады (то есть, не менее 338 депутатов) депутаты голосуют за импичмент. Возможно ли такое единство в нынешнем, или даже будущем парламенте? - Пока это кажется фантастикой.

Другое дело, что партии коалиции могут просто отказаться от участия в выборах. Но если они сами допускают, что парламент может работать без оппозиции, то значит допускают и то, что оппозиция сама сформирует парламент. Ведь в законе о выборах нет порога явки. А значит, выбор будет не велик: любо принять участие в выборах, либо блокировать их проведение, как это делается сегодня, в «своих регионах». Но теперь, это придется делать уже при Генпрокуроре, который может соответственно отреагировать на такое нарушение закона.

То есть, на выборы партии коалиции, скорее всего, пойдут, но постараются затянуть этот процесс и успеть за это время повысить людям зарплаты и пенсии, то есть создать для себя благоприятную электоральную базу.

В общем, похоже, что регионалам и коммунистам придется смириться с мыслью о досрочных выборах. Тем более, что надежды на Конституционный суд, как показала практика, при нынешнем противоречивом законодательстве, себя не оправдывают. Соответственно, все дальнейшие действия украинских политиков будут продиктованы уже избирательной кампанией.

Сергей Гармаш, «Остров», Киев

Статьи

Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Мир
26.03.2024
07:36

«Уже сейчас можно купить билеты в Крым на июнь». Российские СМИ об Украине

"В реакции Киева - вся суть этого террористического режима. Трудно даже описать ту смесь восторга, злорадства и упоения, которую трагедия вызвала в украинских СМИ…"
Все статьи