“Родители знают, что сын был геем, но просили не разглашать. Опасаются, что в глазах некоторых он станет меньшим героем”. Западные медиа об Украине

Данные из очередной крупной утечке разоблачительных документов проанализировал и обнародовал Международный консорциум журналистов-расследователей. Документы, принадлежащие бюро министерства финансов США по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN), касались периода 2011-2017 годов.

Как несложно догадаться, в числе героев текстов, написанных на основе документов FinCEN, оказались хорошо знакомые в Украине имена: Игорь Коломойский, Андрей Клюев, Дмитрий Фирташ. Хотя принципиально новой информации документы не содержали, в них нашлось немало данных о конкретных сомнительных международных денежных переводах. Описывалось, в частности, как от офшорной компании, за которой стоял Клюев, крупные суммы переводились офшорным компаниям политтехнолога “Партии регионов” Пола Манафорта.

Süddeutsche Zeitung, которая участвовала в расследовании, обратила внимания на переводы, осуществлявшиеся в интересах Фирташа. Как отмечали в немецком издании, “у Фирташа есть одна общая потребность с другими олигархами: им нужен доступ к ведущим мировым валютам, чтобы действовать в крупном масштабе на международном уровне. Им нужен американский доллар. Но те, кто фигурирует или фигурировал в следственных делах ФБР или в санкционных списках США или те, на кого нацелено американское правосудие, вряд ли получат доллар. Банкам, которые работают в США, запрещено иметь дело с такими людьми. По крайней мере, так было задумано. Но реальность выглядит иначе. В финансовой системе есть несколько черных ходов, через которые люди также получают доступ к международной финансовой системе, которую они используют в незаконных целях. Они платят взятки, нарушают санкции или ведут дела с главарями мафии”.

Схема, которую обрисовали в Süddeutsche Zeitung, довольно проста. Например, BNY Mellon, крупнейший и старейший банк США, выступает для других банков в качестве банка-корреспондента. Банк, который не имеет собственного отделения в соответствующей стране, для осуществления денежных переводов в эту страну или из этой страны пользуется услугами банка-корреспондента. Счетами конкретных людей в этих банках банки-корреспонденты не интересуются - либо они намеренно не стремятся что-то об этом узнать. Поэтому клиентом BNY Mellon смог стать в свое время “Надра Банк” Дмитрия Фирташа.

“Ряд документов FinCEN показывают, как с помощью “Надра Банка” аж до 2014 года и своего ареста в Вене, Фирташ смог перемещать крупные долларовые суммы, - говорилось дальше в тексте Süddeutsche Zeitung. - ФБР давно расследует его в связи с подозрениями в даче взятки и создании преступной организации. Хотя бизнесмен был связан с известным главарем российской мафии Семеном Могилевичем, который в то время стоял в первой десятке разыскиваемых ФБР, подозрительные денежные транзакции продолжались. Они не прекращались даже после того, как было задокументировано, насколько близок был Фирташ к коррумпированному экс-президенту Украины Виктору Януковичу, который был свергнут во время революции на Майдане в 2014 году.”

“Правда, министерство юстиции США относилось к деловым контактам Фирташа с должным скептицизмом: Фирташ и его группа компаний “использовали многочисленные фиктивные компании и подставных директоров для отмывания денег внутри Соединенных Штатов и на международном уровне под видом инвестирования в законный бизнес”, - написал в мае 2014 года один служащий в отчете ФБР. В предыдущие годы большую часть суммы в более чем миллиард долларов “Надра Банк” перевел Фирташу и ряду сомнительных офшорных компаний через BNYM”, - писала также Süddeutsche Zeitung. В публикации немецкого издания приводился и пример одной из самых примечательных транзакций - перевода 658 тысяч долларов компании Фирташа DF International за “консультационные услуги”. О настоящем предназначении этих денег никто уже не узнает, констатировал автор текста.

Война за равенство

Польский Tygodnik Powszechny, который время от времени радует большими и качественными материалами об Украине и украинцах, на прошедшей неделе опубликовал истории об украинских солдатах из ЛГБТ-сообщества. Польское издание постаралось описать нечеловеческие моральные условия, в которых живут люди нетрадиционной сексуальной ориентации в Украине.

“Нужно выслать этих гомиков с Марша равенства на войну, пусть успокоятся,” - прочитал я в сети, когда удалось поймать хоть немного интернета, чтобы проверить новости из столицы, - начинался его текст. - Я сидел, свернувшись, у угольной печки, пытаясь отдохнуть от холода и стрельбы. Я не мог поверить в то, что читал. Я ведь уже на войне. А где они, объявляющие себя патриотами, готовые бить каждого, кто выйдет на улицу с радужным флагом? Я проверил профили комментировавших. Вообще никого, кто бы воевал. Почему я не вижу их всех рядом со мной в окопе? Я решил, что должен открыться”, - вспоминает Виктор Пилипенко с позывным “Француз”, первый из украинских военных, решившийся на каминг-аут. Сегодня “Француз”, спортивный темноглазый брюнет, администрирует группу “Военные ЛГБТ и наши союзники” из более чем ста человек. В ее рамках действуют еще подгруппы “Ахиллесово братство” для свиданий военных-геев и “Сестры” для военных-лесбиянок.”

Как рассказали в TP, “когда начался конфликт на Донбассе, “Француз” отправился в добровольческий батальон “Донбасс”. Полгода он провел на первой линии под Мариуполем, в селе Широкино, одной из горячих точек фронта. Свою ориентацию он скрывал. Когда солдат отпускали, он ходил к проституткам вместе с коллегами. В то же время в свободные минуты встречался с местными парнями. Но он знал, что это ни на что не повлияет в перспективе. Он старался подготовить свое окружение. Обмениваясь с коллегами шутками, несколько флиртовал, недоговаривал. Кто-то бросил будто ради шутки, не гей ли часом “Француз”. Он подтвердил. “Знаешь, раньше я был гомофобом, а теперь, наверное, не буду”, - ответил коллега. “По завершении службы я написал о своей ориентации в Facebook. Конечно, было несколько негативных комментариев. Но реакция общества меня порадовала. Оно оказалось достаточно зрелым для того, чтобы говорить о людях негетеронормативных. Достаточно уже отрицать реальность и делать вид, будто нас нет”, - заключает “Француз”.”

“В группах солдат-ЛГБТ продолжаются споры о том, какие изменения в законодательство нужно внести. Военных беспокоит, что если кто-то из них будет ранен, его партнер не сможет его навестить в отделении интенсивной терапии, поскольку не является членом семьи. “Мой коллега потерял парня, фактически жениха, на войне. Официально был для него никем. Многие говорят, что пока в Украине есть проблемы поважнее, не время поднимать вопросы ЛГБТ-сообщества. Я с этим не согласен. Мы на фронте отвоевали себе право на разговор на эту тему”, - говорит “Француз”.”

“Ветераны “Донбасса”, которых я спрашиваю о “Французе”, пожимают плечами. К тому, как он воевал, ни у кого нет претензий. Хороший стрелок из гранатомета, талантливый медик. Многим раненым он спас здоровье. А с кем он спит, это его дело”, - отмечала корреспондент польского издания.

Еще один ее герой - Влад Мирошниченко из Луганска. Когда в Украине началась война, парень еще учился в школе. У него были сложные отношения с отцом, проукраинская позиция и понимание опасности, которая грозит ему как гею от шовинистической идеологии “русского мира”. Поэтому, говорится в статье, “когда ему исполнилось 18 лет, он просто сел в автобус и выехал из непризнанной республики. Первые шаги направил в призывную комиссию. Сообщил, что хочет освободить свой город из оккупации.”

“Чиновники не знали наверняка, как поступить с парнем из Луганска, 170 см роста и 50 кг веса, - писал дальше Tygodnik Powszechny. - Спросили, умеет ли он считать. Умеет, интересовался информатикой. Так он попал в артиллерийские войска, в которых служил два года. Там он вел двойную жизнь. Днем спокойный и любимый командир артиллерийской установки, но когда никто не видел, он заходил из телефона в интернет-группы ЛГБТ-сообщества. Когда товарищи по оружию рассказывали ему о своих женах, он переводил тему. Уклонялся от ответа, когда его спрашивали, есть ли у него тоже девушка. Коллег навещали их подруги. А к нему парень приехать не мог. Влад ощутил, что снова задыхается.”

“Однажды он пошел к командованию и сообщил, что он не только военный, но и гей и активист ЛГБТ. И хочет открыться, чтобы показать другим, что он обычный человек, а не интернет-бот. “Сначала командир объяснял, что я могу спокойно жить себе дальше и не создавать шумихи. Я повторял, что не могу”, - рассказывает он. В конце концов он получил разрешение. Написал о своей ориентации в Facebook, дал несколько интервью. Солдаты, которые служили с Владом, реагировали по-разному. Некоторые убеждали, что он нормален независимо от его ориентации. Другие не понимали. Один из военных стал ночью у его кровати и стал рассказывать, что геям нужно отрезать гениталии. Услышал Влад также, что в армии масса наркоманов, но ни один из них не делает каминг-аута как наркоман, воюющий за родину.”

В польском издании также рассказали, что “когда в прошлом году отмечался День памяти погибших защитников Украины и “Француз” говорил под стеной (Михайловского монастыря, где вывешены фото погибших бойцов. - “ОстроВ”) с отцом коллеги, который погиб на его глазах, другой солдат подбежал к нему и ударил по голове. Он выкрикивал, что “Француз” пидарас и не имеет права стоять у фотографий героев. Защитили его коллеги из бригады, за нападавшим приехала полиция. Дело было квалифицировано как хулиганство, потому что в украинском уголовном кодексе нет раздела о нападениях на почве гомофобии. “На этой стене тринадцать моих погибших товарищей по оружию, - возмущается “Француз”. - Я воевал вместе с ними и сейчас кто-то хочет отнять у меня право возложить там цветы? Мое фото ведь тоже могло оказаться на этой стене. Кто знает, сколько погибших, которым воздают сейчас почести, были геями?”

“В качестве доказательства он показывает мне в телефоне профиль на Facebook, обозначенный как “In memoriam”. На фото профиля - худой высокий парень обнимает красивую брюнетку. Парень был застрелен российским снайпером несколько месяцев спустя. “Это активный член наших групп, гей. А это фото - типичный камуфляж. Сделай себе фото с девушкой, никто тогда не заподозрит, - комментирует “Француз”. - Родители знают, что сын был геем, но просили нас, чтобы мы этого нигде не разглашали. Они опасаются, что в глазах некоторых сын будет после этого меньшим героем”.”

Обзор подготовила Софья Петровская, “ОстроВ”

Статьи

Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Донецк
22.04.2024
18:04

СЭЗ и кризис доверия. Донецкий дневник

Из всего обещанного ранее удалось реализовать только одно – «присоединение» к РФ. Да и то как-то кособоко: вроде, всех обрусили, то есть выдали паспорта с курицами, но по факту «русскими» жители «ДНР» считаются исключительно в своем зоопарке.
Все статьи