У православных христиан началась Страстная седмица - последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, о Его страданиям, распятии, крестной смерти, погребении. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Так, в Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали в Египет за 20 серебренников, сказав отцу, что его разорвали звери. Умеренный и великодушный Иосиф – прообраз Христа, преданного за 30 серебренников. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. По церковному правилу возглавляет чин мироварения предстоятель Церкви. В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания: крещении, в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах. В Великий Вторник Страстной недели верующие вспоминают, как Христос учил в храме Иерусалимском, и народ считал Его пророком, а первосвященники и старейшины хотели напасть на Него, но не осмелились. В церкви вспоминают притчи, рассказанные Христом учениками незадолго до крестных страдании. Во время богослужения Церковь вспоминает притчу о десяти девах, притчу о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде. Этими воспоминаниями Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40). В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. В четверг, пятницу и субботу перед Пасхой на службах читаются отрывки из Евангелия, которые рассказывают о страдании Христа, осуществляются особенные обряды и молитвы. В Великий Четверг верующие вспоминают становление таинства причастия тела и крови Христовых – евхаристию (благодарность). Главное в этот день, не с утра до восхода солнца искупаться, как это принято в народе, а позаботиться о чистоте души – исповедаться и причаститься. В Четверг начинаются приготовления к Празднику Пасхи, но этот день «не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются». А Великая Суббота - это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас. Великая пятница - самый скорбный день церковного года, потому что именно в пятницу Иисус был распят и умер на Кресте, искупив человеческие грехи. Этот день строгого поста. В храмах не бьют колокола. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа. Утром в Великую Пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не вкушает пищи) и великой скорби. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице с пением тропарей. В Великую субботу совершается воспоминаение погребение Иисуса, пребывание Его тела во гробе, сошествие в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, ожидавших его пришествия, и воспоминание о благоразумном разбойнике, призванном в рай. Богослужение в субботу начинаются с раннего утра, продолжаются до конца дня и сливаются с началом торжественной пасхальной заутрени. После утреннего богослужения верующие освящают пасхальные куличи, а вечером собираются в храмах на торжественное богослужение, чтобы встретить Воскресение Христово, которое в этом году празднуется 15 апреля.