Выжить в оккупации
Прифронтовой Донбасс
Полезно переселенцам
Первый испуг, после накрывшей мир волны кризиса, прошел. Многие обнаружили, что их проблемы не так страшны, как показались сначала, и пусть с трудом, но их вполне можно решить. Однако, наверное, еще больше людей поняли, что их проблемы серьезнее, чем казалось в предкризисное время. Например, долг в несколько десятков тысяч долларов при полной потере бизнеса. В такой момент перед человеком возникает вполне резонный вопрос: что с этим делать?
Больше новостей о Донбассе в нашем Telegram канале
В последнее время много говорят о таком пути решения этой проблемы, как использование принятого еще в 2000 году Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Оказывается, статус банкрота позволяет списать с человека все долги. О том, насколько эта процедура является спасительной для должника, решил разобраться «ОстроВ».
Как стать банкротом
Анатолий Родзинский, генеральный директор Консультационного центра по вопросам банкротства рассказал «ОстроВ», что банкротство – это в первую очередь единственная законная возможность не остаться пожизненным «рабом» банка и начать новую жизнь без долгов.
Он отметил, что сейчас в украинском законодательстве не предусмотрена процедура банкротства физических лиц. Поэтому, чтобы начать процедуру банкротства, человеку необходимо быть субъектом предпринимательской деятельности (СПД). Процедура банкротства основывается на следующих нормах действующего украинского законодательства: ст. ст. 50-53 ГК Украины, ст. 1, 2 ГПК Украины, ст. 1, 7, 22-34, 47-49 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
«Специального закона действительно нет. Компании, предлагающие такую услугу, пользуются пробелом в законодательстве. Суть схемы предельно проста. Физическое лицо, заинтересованное в банкротстве, регистрируют частным предпринимателем. После этого формируются долги от предпринимательской деятельности. После этого частный предприниматель попадает в процедуру банкротства как субъект предпринимательской деятельности, втягивая за собой и долги, сложившиеся в предыдущий период», - сказал «ОстроВ» адвокат Александр Северский.
Однако А.Родзинский считает, что мнение о том, что депозиты являются источником для выдачи кредитов, является ошибочным.
«Банки публикуют свою финансовую отчетность. И если любой обычный украинец даже без специального образования почитает ее внимательно, он увидит, что соотношение суммы депозитов физических лиц в банках, которые в основном выдавали кредиты, не превышает 15% от суммы выданных этими банками кредитов. Это значит, что даже если в процедуре банкротства банкам вернутся только 30% выданных ими денег, этого все равно хватит, для того чтобы банки выплатили вкладчикам все депозиты», - говорит эксперт.
Как бы там ни было, главным остается то, отмечает А.Родзинский, что став банкротом должник возместит банку намного больше, чем в случае взыскания задолженности через суд или коллекторов.
«После выплаты денег от продажи имущества, суд освобождает физическое лицо от дальнейшего исполнения непогашенных в процедуре банкротства требований кредиторов», - отметил А.Родзинский.
«У банков нет логических оснований препятствовать…»
Относительно обжалований банками решений о банкротстве А.Родзинский сказал, что у банков нет никаких логических оснований препятствовать процедуре банкротства своих должников. Наоборот, банкротство – идеальный выход для заемщика и банка по нескольким причинам. Во-первых, именно банк является первоочередным кредитором, которому через суд возвращается долг. Во-вторых, в процедуре банкротства банк получает деньги быстрее и в большем количестве, чем через взыскание долга исполнительной службой. В-третьих, в процедуре банкротства продажей залогового имущества занимается арбитражный управляющий, который заинтересован в максимально высокой сумме продажи (он получает установленный судом процент от сделки).
А.Родзинский отметил, что в случае продажи имущества сотрудником исполнительной службы, который не получает никакого процента, стоимость сразу падает на порядок. Но и с этих денег до 20% уйдет исполнительной службе, и еще до 20% - за услуги коллекторов. В результате банк получит лишь 20-25% размера выданного кредита, а остальные 70-75% «повесит» на заемщика пожизненным долгом.
«Также после процедуры банкротства заемщика банк может сразу высвободить средства, которые он обязан зарезервировать в Национальном банке под залог «проблемного» кредита, а не «гоняться» много лет за заемщиком в надежде когда-нибудь погасить кредит и освободить «замороженные» в Нацбанке деньги», - добавил А.Родзинский.
Он также сообщил, что Консультационный центр, который он возглавляет, представлял интересы более 100 человек в делах о банкротстве, и все они были выиграны. Хотя некоторые из них и были обжалованы банками в судах.
«Действительно, некоторые решения были обжалованы банками, однако банки в сложившийся экономической ситуации не имеют судебных перспектив, и в отношении тех людей, чьи решения были обжалованы, мы все равно добьемся полного списания их кредитов», - сказал он.
Что дальше?
По словам А.Родзинского, человек, прошедший процедуру банкротства, не просто ничего не теряет, но даже становится для государства и банков «идеальным гражданином».
«Те «проблемные» заемщики, у которых исполнительная служба изъяла или вот-вот изымет все имущество в пользу банка, будут вынуждены прятаться, потому что банки будут продолжать до конца их жизни взыскивать любые появляющиеся у них деньги и имущество в счет оставшегося долга. А человек, прошедший процедуру банкротства, начнет жизнь с чистого листа и останется добросовестным налогоплательщиком», - сказал он.
Более того, отмечает А.Родзинский, действующий закон имеет эффективный защитный механизм против злоупотреблений банкротством - в течение 5 лет после первого банкротства человек не сможет заново подать в суд на банкротство. А если это сделают его кредиторы, то он не будет повторно освобожден судом от выплаты долгов.
«Это значит, что минимум 5 лет человек будет очень безопасным в смысле банкротств, заемщиком – то есть идеальным для банка клиентом», - подчеркнул эксперт.
Однако у А.Северского иное мнение.
«В большинстве случаев заемщика, объявившего личный дефолт, банки просто так в покое не оставят, поскольку не верят в его искренность. Финучреждения обращаются в правоохранительные и фискальные органы с требованиями разобраться в законности такой процедуры», - говорит он.- говорит он.
В то же время эксперт отмечает, что банкротство хоть и приводит к потере имущества, но человек погашает максимально возможную часть долга перед кредиторами, а остальная сумма списывается как безнадежный долг.
«Заемщик теряет свое имущество, но освобождается от всех долгов и штрафов, может начать жизнь с нуля. Банк возвращает максимально возможную часть долга и может списать проблемную задолженность», - отмечает адвокат.
Эксперты подчеркивают, что на сегодняшний день нет ограничений для физлица после прохождения банкротства на занятие предпринимательской деятельностью, взятие кредитов, возможности быть субъектом купли-продажи, выезжать за границу.
Адвокат предупреждает: в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, которым предлагается разрешить признавать физических лиц банкротами в связи с их неплатежеспособностью.
Согласно законопроекту, дело о банкротстве физлица возбуждает хозяйственный суд, если требования кредитора к должнику в совокупности превышают стоимость его имущества или если требования к должнику составляют не менее 150 минимальных размеров заработной платы и не были удовлетворены должником на протяжении трех месяцев после установленного для их погашения срока.
Отечественный законопроект о банкротстве имеет целью предотвратить сознательное недобросовестное банкротство гражданина путем установления определенных ограничений для физического лица, признанного банкротом, а именно невозможности на протяжении пяти лет со дня признания банкротом: зарегистрироваться физлицом-СПД; стать основателем (участником) юридического лица; входить в состав коллегиального органа юридического лица или быть назначенным (избранным) единоличным исполнительным органом юридического лица; приобретать имущество или получать денежные средства в кредит; быть поручителем; передавать имущество в залог.
Однако пока что депутатам за трибунными баталиями не до него.
Просто «тhe end» или «happy end»?
Виктор Дяченко, житель Харьковской области, клиент Консультационного центра по вопросам банкротства, был водителем в Одесском порту и в 2008 году решился работать на себя. В надежде «поднять» бизнес, он продал свою «Газель» и купил фуру в кредит за $80 тыс., рассчитывая расплатиться с банком за один год. Но грянул кризис. Перевозки товаров из порта «замерзли» и ежемесячный платеж по кредиту в $6 тыс. стал для него неподъемным. Банк за просрочку платежей через «свой» третейский суд насчитал штрафов еще на $80 тыс. А фура сейчас не стоит и $20 тыс. Виктор остался без работы, без возможности кормить семью, и с ярмом на шее в $160 тыс.
«Я не вижу другого выхода. Я старался платить банку, сколько мог, забирал у семьи последние деньги. Много раз обращался в банк, просил реструктуризировать или как-то отсрочить выплаты, пока я снова не стану на ноги. Сотрудники банка сочувственно кивали мне, говорили, что помогут… А потом пришла «бумажка» из суда, в которой говорилось, что банк насчитал мне еще $80 тыс. штрафа. Видите, что банкротство для меня – единственный выход не пойти по миру?», - сказал он «ОстроВ».
По данным Госдепартамента по вопросам банкротства, в январе в Украине было объявлено банкротами свыше 14 тысяч предпринимателей, что превышает количество их банкротств за последние два года. Однако, прежде чем решаться на подобный шаг, нужно взвесить все «за» и «против», и решить, стоит ли овчинка выделки.
Светлана Кузьменко, «ОстроВ»
Вы можете выбрать язык, которым в дальнейшем контент сайта будет открываться по умолчанию, или изменить язык в панели навигации сайта