Протестующие и протестанты. "Донецкий" раскол в УПЦ КП

«Владыка Юрий принял решение перейти в юрисдикцию Ассирийской Церкви. Вот это факс, полученный нами от главы Ассирийской Церкви». Пресс-секретарь Патриарха Филарета епископ Васильковский, викарий Киевской епархии Евстратий показывает бумагу с плохо пропечатанным английским текстом. По его словам, этот факс пришел на номер Киевской Патриархии от Ханания Мардинхи IV, Католикоса-Патриарха Ассирийской Церкви Востока. В нем Ханания Мардинха IV сообщает, что 9 сентября 2008 года к нему обратился «Митрополит Донецкий и Мариупольский Георгий» с просьбой принять его в Святую Апостольскую Католическую Ассирийскую Церковь Востока. А также что Священный Синод этой Церкви решил не удовлетворять просьбу «Митрополита Георгия»…

25 ноября Собрание духовенства и верующих Донецкой и Мариупольской епархии Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата приняло Обращение к Собору Епископов УПЦ КП, в котором заявило об отказе подчиняться указам Патриарха Филарета и поминать его в богослужениях. Святейшего обвинили в систематическом нарушении канонического порядка Церкви, а также в препятствовании объединению украинского православия. 

В это временя в Киеве как раз готовилось заседание Священного Синода УПЦ КП. 26 ноября этот орган принял решение запретить в священнодействии архиепископа Донецкого и Мариупольского Юрия, подписавшего Обращение от Собрания духовенства и верующих его епархии. «На основании 15-го правила Двукратного Константинопольского Собора за прекращение архиепископом Донецким и Мариупольским Юрием поминания Патриарха Киевского и всея Руси-Украины за богослужением, не прибегая к более суровым каноническим санкциям, исключить архиепископа Юрия (Юрчика) из состава епископата УПЦ Киевского Патриархата и запретить в священнослужении. В случае раскаяния в своем поступке иметь суждение о его возможном возвращении», – говорилось в протоколе заседания Священного Синода.

В тот же день пресс-служба УПЦ КП опубликовала письмо от главы Ассирийской Церкви.

По мнению епископа Евстратия, зная, что это письмо будет обсуждаться на заседании Священного Синода, владыка Юрий поспешил опередить своих обвинителей, и сам выступил с обвинениями в адрес Патриарха.

«О том, что владыка Юрий имеет некие особые взгляды вообще на жизнь Церкви, мы знали еще из той брошюры, которую он рассылал по епархиям, в органы власти, – говорит Его Преосвященство. – Он написал брошюру о том, что нам нужно объединить не только православную Церковь, но и вообще все Церкви, и не только Церкви, но и религии. С богословской точки зрения довольно странные, спорные суждения… В июле этого года он был в Киеве. У нас проходил Поместный Собор, проходил Архиерейский Собор. Он присутствовал на этих собраниях, где как раз обсуждались вопросы объединения Церкви, ни разу на них не выступал, никаких заявлений или предложений не делал, молчал, и таким образом давал понять, что он согласен со всем, что говорится и принимается. Если его Обращение – это не попытка подстроиться под ситуацию и выдать желаемое за действительное, о своей позиции нужно было заявлять тогда. Зачем обращаться, не то, что письменно, через Интернет, к архиереям, к Поместному Собору, понимая, что сейчас нет ни Поместного Собора, ни Архиерейского, и его обращения не могут быть рассмотрены в данный момент?…

«Он в Киевском Патриархате себя заявил впервые как священнослужитель в 93-м году, – рассказывает владыка Евстратий. – Но еще с того времени он старался занимать какую-то особую позицию. У него было несколько конфликтов с правящими архиереями Донецкой епархии, когда он еще был священником. И, в принципе, решающим моментом при решении об избрании его епископом стало то, что духовенство Донецкой епархии за него поручалось и просило Синод, чтобы его избрали как достойного человека. Тогда было такое решение принято, в 99-м году он стал Донецким епископом. Сначала Донецким и Луганским, потом Луганскую епархию отделили, она стала самостоятельной, и тогда приняли решение о том, что он будет руководить только Донецкой областью…

Сначала он действовал активно, старался открывать приходы, старался, чтобы жизнь Донецкой епархии развивалась, но с какого-то момента можно было уже видеть, что он утратил заинтересованность в этом, он начал выезжать за границу, искать каких-то контактов, и, в принципе, за последние шесть-семь лет Донецкая епархия остановилась в своем развитии. Стало видно, что он свою энергию начал направлять в другое русло».

Первый скандал в УПЦ КП с участием тогда еще епископа Донецкого и Мариупольского Юрия приключился в 2002 году, когда тот «засветился» в контактах с католиками-традиционалистами в США. Спустя четыре года владыка Юрий заключил союз с протестантской Церковью «Новое Поколение», возглавляемой в Латвии одиозным пастором Алексеем Ледяевым, а в Украине – Сергеем Яковлевым.

Духовный Центр «Новое Поколение» был прописан в Донецке, и именно оттуда изначально координировалась работа всей сети ледяевских религиозных организаций в стране. 18 июня 2006 года была даже подписана соответствующая Декларация, в которой владыка Юрий и пастор Сергий, кроме всего прочего, объявили о «проведении совместной работы, направленной на искоренение межконфессиональной розни, нетерпимости среди граждан разного вероисповедания по отношению друг к другу и созидание единства украинского народа в духе терпимости и миролюбия; развитии сотрудничества во всех направлениях деятельности, совместных молитвах и богослужениях, признавая друг друга равными партнерами; объединении деятельности, направленной на утверждение принципов Царства Божьего на земле». В заключение в Декларации говорилось о том, что ее подписание – «это удар по всем факторам, разделяющим христианскую Церковь на конфессии, течения и деноминации, это важный шаг к объединению христиан, исповедующих веру в Единого Господа Иисуса Христа».

Донецкая и Мариупольская епархия УПЦ КП, в частности, поддерживала организованную «Новым Поколением» в Донецке акцию против продажи трамадола. Между прочим, контакты с Алексеем Ледяевым имело также духовенство УПЦ КП в Херсоне. Пастор даже проповедовал в одном из тамошних храмов. А письмо Алексею Ледяеву от 12 июля 2006 года, с поздравлением по поводу открытия ежегодной конференции «Нового Поколения» в Риге, подписал, кроме архиепископа Юрия, епископ Славянский, викарий Донецкой епархии Сергий – 26 ноября именно он сменил владыку Юрия на посту главы Донецкой и Мариупольской епархии.

Центральное руководство УПЦ КП отреагировало на все это только в марте 2007 года.

«В Латвии действует организация неохаризматического направления под названием «Церковь Нового Поколения», основатель и руководитель которой – Алексей Ледяев. Им сформулировано учение (доктрина) об установлении в ХХІ ст. «Нового мирового порядка». Сущность этой доктрины состоит в необходимости внедрения религиозного контроля за государственной и политической жизнями стран. Филиалы этой религиозной организации, а также союзные с ней организации неохаризматического направления (как, например, «Посольство Божье» под руководством Сандея Аделаджи) действуют и в Украине.

По оценке квалифицированных экспертов практика внутренней жизни религиозных организаций, которые исповедуют доктрину «Нового мирового порядка», носит тоталитарный характер. Указанная доктрина противоречит Библии и основным принципам христианского вероучения. Доктрина А. Ледяева содержит признаки религиозного экстремизма, призывы нетерпимого отношения и дискриминации относительно верующих других вероисповеданий и других религиозных течений в Украине и за ее пределами. В выступлениях А. Ледяева содержатся призывы, направленные на нарушение основ конституционного порядка Украины: народного и государственного суверенитета, целостности территории, светского характера власти, верховенства права, неотъемлемости и незыблемости прав человека, что нарушает Конституцию и действующее законодательство Украины. Таким образом, как основы вероучения, так и практика деятельности религиозных организаций «Нового поколения» попадают под классические признаки тоталитарной секты или тоталитарного культа. Доктрина «Нового мирового порядка» противоречит Божественному откровению и является нехристианской.

 

В сети Интернет была опубликована информация об образовании так называемого «союза» между Донецкой епархией Киевского Патриархата и местным объединением религиозной организации «Новое поколение», который санкционировал своей подписью архиепископ Донецкий и Мариупольский Юрий. Появились также и другие свидетельства о сотрудничестве отдельных представителей УПЦ Киевского Патриархата с религиозными организациями «Нового Поколения» и А. Ледяевым. Секретарь епархиального управления Херсонской епархии протоиерей Иоанн Замараев без благословения Патриарха принимал участие в конференции «Нового поколения» в Латвии под названием «Пусть придет Царство Твое».

В связи с этим пресс-служба Киевской Патриархии призывает всех не воспринимать и не объявлять действия отдельных представителей УПЦ Киевского Патриархата за позицию всей нашей Церкви, а также учитывать изложенные в этом документе сведения при освещении отношения нашей Церкви к А. Ледяеву, его религиозной организации и учению», – говорилось в Официальном разъяснении УПЦ КП.

Сегодня в Киевском Патриархате также заявляют, что, «лелея честолюбивые планы, владыка Юрий одно время был увлечен идеей создания на Востоке Украины «Готской Митрополии»С неизвестными намерениями, без благословения и ведома Патриарха, владыка Юрий не раз выезжал в зарубежные поездки. Приезжая в Киев, он проводил, или пытался провести, встречи с влиятельными людьми – политиками и бизнесменами, – которых стремился привлечь к своей деятельности. Апофеозом этого стало его письмо к мэру Киева Л. Черновецкому, в котором владыка просил посодействовать в построении им в Киеве храма примирения религий».

«В августе прошлого года к нам в Донецк приезжала супруга Леонида Михайловича Алина Айвазова, которая была у меня в гостях, и вот в ходе разговора появилась идея «храма примирения», но только не религий вообще, а примирения христиан, – рассказал в интервью «Острову» сам владыка Юрий. – То есть, речь шла о месте, где простые люди из разных церквей могли бы просто общаться друг с другом, глубже узнавая друг друга. Мой пастырский опыт показывает, насколько сегодня люди мало знают православие в нашей стране, вот многие и идут в другие Церкви, не найдя себя в Православной Церкви, или, лучше сказать, не открыв для себя всей глубины Православия».

 

«Сегодня миссионерская работа Православной Церкви должна сочетать в себе любовь и открытость к другим людям», – убежден он.

«Письма к Предстоятелю Ассирийской Церкви, естественно, не существовало, – продолжает владыка Юрий. – Я думаю, что после опубликования Заявления духовенства нашей епархии нужно было срочно придумать что-то сенсационное, что могло бы перевести тему на мою личность. Поспешность этой выдумки прослеживается в первых, появившихся заявлениях епископа Евстратия (Зори) на эту тему. Например, на сайте «Портал-Кредо», который сотрудничает с Евстратием, была размещена информация: «По словам главы Информационно-издательского управления УПЦ КП епископа Евстратия (Зори), ранее на имя Патриарха Филарета поступило прошение архиепископа Юрия о каноническом отпуске его «в Сирийскую Православную Церковь». Когда я спросил по телефону, где же оригинал моего прошения о каноническом отпуске (которого в природе просто не существовало), Филарету или епископу Евстратию пришлось срочно менять версию на ту, что была озвучена позднее. Мне кажется, что более весомых аргументов против архиепископа Юрия, или какого-либо существенного компромата на меня, у этой «братии» просто не существовало».

«Как показал опыт последних дней, в УПЦ КП, видимо, очень хорошо усвоили правило, что для того чтобы заглушить вполне конкретные обвинения в свой адрес, лучше облить грязью того, кто эти обвинения выдвигает. Ведь мы задали конкретные вопросы Собору епископов УПЦ КП, но в ответ получили лишь ложь и клевету. Что касается нашего общения с представителями инославных Церквей, то ни для кого не секрет, что мы вполне открыто общались с разными христианскими деноминациями. Мы участвовали в создании Совета Церквей Донецкой области, но никогда не пытались присоединяться к инославным Церквям. Думаю, что руководители или представители этих Церквей, которые прочитают эти строки, только посмеются над тем, что архиепископ Юрий якобы к ним присоединялся», – подчеркнул Его Высокопреосвященство.

Между тем, в Киевском Патриархате уже подозревают, что архиепископ Юрий с поддержавшими его священнослужителями присоединился или готовится присоединиться к Патриархату Московскому. А также перевести на его «баланс» ряд парафий возглавляемой им ранее епархии. В УПЦ КП уже успели обратить внимание на то, что они зарегистрированы не как парафии УПЦ КП, а как независимые православные общины. «Что вполне согласуется с «Законом Украины о свободе совести и религиозных организациях», – отмечает, в свою очередь, владыка Юрий. – Это их право и никто не может им в этом препятствовать. Правда, сейчас Филарет пытается «давить» через Госкомитет по делам религий в Киеве на местную власть, но законно они ничего сделать не могут. Закон на нашей стороне».

Не намерен теперь уже официально бывший архиерей УПЦ КП возвращать и более ста тысяч гривен, выделенных Патриархом Филаретом на строительство часовни. «Эти деньги не были потрачены впустую, они пущены на подготовку проектной документации будущего храма во имя апостола Андрея Первозванного в г. Донецке, и я уверен, что после получения проекта и всех разрешений мы этот храм построим, – утверждает он. – Это ведь не личные деньги Филарета, это деньги верующих православных которые эти деньги пожертвовали не лично Филарету, а Церкви».

«А вот Филарет действительно кое-что взял не свое, – добавляет владыка Юрий. – Еще в 1999 году верующие православные украинцы из США собрали средства на строительство Свято-Покровского храма в Мариуполе, и попытались передать эти деньги через Филарета, который большую часть этих денег присвоил. Мариупольской общине удалось «отвоевать» у него в 2001 году только семьдесят тысяч гривен из той большой суммы, которая была собрана».

«Нам известно, что владыка Юрий дважды был в Киево-Печерской Лавре, после решения Синода, – говорит епископ Евстратий. – С кем он там встречался, мы не можем сказать с полной достоверностью, но после этого он говорит о том, что якобы его приняли, что он там нашел какое-то понимание своей позиции. Правда, непонятно, в качестве кого его приняли. В качестве священника? Возможно, он надеется, что за то, что он облил грязью Патриарха и нашу Церковь, его там возведут снова в «канонические» архиереи. На самом деле его надежды, я думаю, будут так же оправданы, как и желание вступить в Ассирийскую Церковь».

На вопрос, какой он видит свою дальнейшую деятельность, сам владыка Юрий отвечает, что «мы будем стремиться к диалогу любви с нашими православными братьями в Украине, ведь нельзя назвать нормальной ситуацию, при которой верующие православные между собой не имеют общения, сторонятся друг друга».

«Глядя, как динамично развивается Донецкая епархия Украинской Православной Церкви во главе с митрополитом Донецким и Мариупольским Илларионом, какая прекрасная работа ими ведется, какое миссионерское, издательское служения ведутся в этой епархии, невольно думается, что вот мы сидим как в болоте, и не причастны ко всему этому важному делу. Какой смысл нам продолжать разделение!? Против чего мы должны протестовать!? Неужели против всего того, что делается, против строительства десятков храмов в нашей области или против обращения к Православной Вере десятков тысяч наших граждан!? Необходимо начинать искренний братский диалог и приходить к согласию», – считает он.

«Я прекрасно знаю настроения среди архиереев УПЦ КП, – рассказывает также Его Высокопреосвященство. – Знаю также, что не всегда удобно стоять на «баррикадах». Но я уверен, что скоро нашему примеру последуют и другие. Меня поразил недавний телефонный разговор с одним из архиереев УПЦ КП, от которого я подобных слов не ожидал, так вот он сказал: «Владыка, держитесь, я тоже Вас поддерживаю, и мне надоело чувствовать себя так, будто я ношу украденный титул». Эти слова говорят сами за себя. Вообще УПЦ КП построена на личности одного человека – Филарета, и естественно, что все в ней зависит от его личных амбиций, желания или даже здоровья или настроения. Епископы прекрасно это понимают, поэтому им рано или поздно придется принимать решения за себя, не оглядываясь на Филарета».

По приведенной владыкой Юрием статистике, начиная с 2006 года УПЦ КП покинули девять архиереев, то есть, около тридцати процентов от общего их числа. Его Высокопреосвященство видит в этом факте свидетельство «системного кризиса Патриарха Филарета», его оппонент епископ Евстратий – «самоочищение».

«С одной стороны, может показаться, что такая цифра ушедших или исключенных из Киевского Патриархата говорит о чем-то плохом именно в Киевском Патриархате, – отмечает он. – Но с другой стороны, структура, которая готова к самоочищению, и которая не боится этого, – это живая структура. Потому что было бы намного хуже, если бы, как в Русской Православной Церкви, все покрывалось молчанием. Например, почти десять лет тому назад был грандиозный скандал в Екатеринбургской епархии, где епископа Никона (Миронова) обвиняли в гомосексуализме, в других грехах. В центральных российских газетах печатали об этом статьи. Там приводили даже такие подробности, что он якобы в пьяном виде плескал из бокала вверх и, обращаясь к Богу, говорил: «Ты кто? А я – епископ!» Так вот, после грандиознейшего скандала на всю Россию Московской Патриархией была направлена комиссия туда, и эта комиссия, вернувшись в Синод, заявила, что нет причин для того, чтобы его снимать. И только тогда, когда скандал не утих, а только еще более разгорелся, вторая комиссия, уже из других членов Синода, приняла решение о том, что все-таки он должен уйти, и он написал прошение об отставке, тихонько как бы ушел, но всплыл в Москве. И с того времени он является настоятелем одного из московских храмов. И вот совершенно недавно, несколько месяцев тому назад, в связи с каким-то его юбилеем, Московский Патриарх наградил его орденом. То есть, лучше так? Мы думаем, что лучше, если оказывается, что человек недостоин того служения, к которому он призван, его от этого служения отстранять, а не по принципу «не выносить сор из избы» весь этот сор хранить у себя».

«Того, что от нашей Церкви могут отходить священники, и даже епископы, я не могу исключить, в силу опыта предыдущих лет, – продолжает Его Преосвященство. – Понимаете, наша Церковь – это Церковь, которая борется. Борется за свое признание, за свое существование. То есть, она не является частью того, что принято называть православным истеблишментом. И поэтому, конечно же, кто-то, кто хочет славы и почета, может почувствовать себя несколько ущербным. Тот же владыка Юрий, я думаю, видит, каким почетом пользуется митрополит Илларион в Донецке, что с ним общаются богатые люди, которых принято называть олигархами, власть, что он получил в свое распоряжение красивейший новопостроенный кафедральный собор и так далее. И видит свое положение, можно сказать, униженное, когда с ним говорят сквозь зубы, когда вместо руководителя с ним встречается третий заместитель, когда круг благотворителей очень узок, когда храмы приходится строить с большими трудностями, когда служить приходится в приспособленных помещениях. Возможно, все это его с определенного момента начало угнетать. То есть, он считает, что вот он архиерей, и ему положено иметь все то почитание, которые есть у архиереев, а у него этого нет. И потому он начал искать. Искать возможность получить все это. Я не исключаю, что еще у кого-то есть такие мысли. Я ж не могу заглянуть в душу каждому. Почему в Московском Патриархате этого нет? Почему из Московского Патриархата не выходят? А потому что там понимают, что если ты выйдешь оттуда, ты перестанешь быть частью православного истеблишмента. Ты перестанешь быть частью признанной элиты».

Согласно отчету Госкомнацрелигий, на начало 2008 года при 11 334 парафиях УПЦ МП и 4 008 УПЦ КП в Украине действовали 10 000 протестантских общин. Без погони за почетом, целенаправленно и упорно, они заполняют тот вакуум, который не смогли заполнить, а то и сами создали традиционные для Украины конфессии. «Опережающими темпами, в сравнении с традиционными церквями, растет количество протестантских и неорелигиозных организаций…». «Религиозные организации харизматических церквей функционируют во всех областях Украины. Больше всего их действует в Донецкой области (более десяти процентов от общего количества)», – говорится в отчете. 

 

Юлия Абибок, «Остров»

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи