ЛГБТ в оккупации. Зачем "республики" лезут в чужую постель?

На фоне массовых репрессий и даже убийств представителей сексуальных меньшинств в сердце "русского мира" – Чечне, встал вопрос о безопасности и защите прав ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры), проживающих на оккупированной территории Украины. "ОстроВ" провел исследование этой темы.

Законодательная база "республик"

С одной стороны, в "ДНР" и "ЛНР" нигде не закреплен официальный запрет за гомосексуальные отношения или уголовная ответственность за это (как это было во времена СССР). С другой, - подобные попытки имели место.

Так, в "ЛНР" в сентябре 2014 года за однополый секс предлагалось ввести уголовную ответственность (от 2 до 5 лет). Но инициатива не была одобрена.

Позднее появилась информация, что в так называемой "конституции "ДНР" был закреплен запрет однополых отношений: "Статья 31.3. Никакие формы извращенных союзов между людьми одного пола в Донецкой Народной Республике не признаются, не разрешены и преследуются по закону".

Однако в действующей редакции документа такая статья отсутствует.

В ноябре 2014 года разгорелся скандал, когда экс-советник министра обороны Украины Александр Данилюк заявил, что командир бригады "Призрак" "ЛНР" Алексей Мозговой ввёл смертную казнь за гомосексуализм.

"У Мозгового ввели смертную казнь за гомосексуализм. Сегодня расстреляли первого обвиняемого", - написал он в Facebook.

Сам Мозговой опроверг эту информацию. "Ничего подобного, никакой смертной казни не вводилось. Никто не был расстрелян. Такого здесь никогда не происходило", - заявил он, но отметил, что "большинство нормальных мужиков поддержали бы запрет на гомосексуализм", но напрямую на это никто не пойдет.

В настоящее время статьи 48 "конституций" псевдореспублик устанавливают следующее: "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства", что копирует текст статьи 55 Конституции РФ.

Для сравнения: Конституция Украины (статья 64) гласит, что конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией.

В 2015 году скандально известный российский депутат Законодательного собрания города Санкт-Петербурга Виталий Милонов предложил "парламентам" "ДНР" и "ЛНР" законодательно запретить пропаганду гомосексуальных отношений.

"Я отправил соответствующие обращения моим коллегам. Надеюсь, что народные избранники "ДНР" и "ЛНР" прислушаются к моей идее и введут нормы, схожие с теми, которые действуют в России. Необходимо законодательно закрепить особый статус традиционной семьи и исключить проявления пропаганды нетрадиционных для нашей культуры ценностей, в том числе в сфере семейных отношений", - сообщил он в одном из интервью.

"Республики" не заставили себя долго ждать с ответом и уже через некоторое время закрепили эти нормы в своем "законодательстве".

В настоящее время в "ЛНР" действует Кодекс об административных правонарушениях., который практически копирует КоАП РФ, где устанавливается ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.

"Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч российских рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч российских рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона российских рублей либо административное приостановление деятельности на срок девяносто суток", - говорится в "документе".

Если же это "преступление" совершено иностранцем или лицом без гражданства, то кроме штрафа нарушителю грозит административный арест сроком до 15 суток и "административное выдворение за пределы Луганской народной республики".

В "ДНР" на сегодняшний момент применяется Кодекс Украины об административных правонарушениях, который не содержит никаких положений о "пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений". Несмотря на это, в "республике" нашли, куда вписать эту норму. Закон "ДНР" "О защите детей от информации", который снова-таки копирует Кодекс об административных правонарушениях РФ, устанавливает ответственность за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних. По сути он повторяет "КоАП "ЛНР", о котором шла речь выше, только штрафы в "ДНР" в несколько раз меньше.

Не так давно законодательство "республик" было применено на практике. В феврале 2017 года появилось сообщение о том, что в "ДНР" пропал российский ЛГБТ-активист Олег Васильев (известный также как Серое Фиолетовое— агендер, предпочитающий идентифицировать себя в среднем роде). Он отправился в "республику", чтобы провести акцию в поддержку ЛГБТ-сообщества, однако после пересечения российско-украинской границы (неконтролируемый Украиной участок) перестал выходить на связь.

Как выяснилось позже, активист был задержан "местными силовиками" и выдворен за пределы "ДНР".

"Насилие и нарушение прав"

"Насилие и нарушение прав", - именно так охарактеризовала ситуацию с правами ЛГБТ на территории оккупированного Донбасса исполнительная директорка общественной организации "Инсайт" Елена Шевченко.

"На оккупированных территориях в принципе тяжело работать любым правозащитным организациям, а особенно тем, что зарегистрированы на подконтрольной территории Украины. Мониторить ситуацию по соблюдению прав ЛГБТ там сложно. Мы можем только получать сведения по рассказам людей, которые оттуда выехали. Следует понимать, что на оккупированных территориях в принципе права человека никак не действуют, и их сложно отстаивать. К тому же там работают все те законы, которые существуют в РФ. И один из них – это так называемый закон о пропаганде гомосексуализма. Если тебя подозревают или считают, что ты из ЛГБТ, то жить ты там не сможешь. В целом мы наблюдаем там насилие, нарушение прав, невозможность снять жилье и найти работу", - пояснила она в комментарии "ОстроВу".

Эту информацию подтверждают представители ЛГБТ, которые остались жить на неподконтрольной территории или выехали оттуда.

Николай из Донецка всю жизнь скрывал свою ориентацию от родных и близких людей. По его словам, это его устраивало и не мешало жить.

"Я особо никогда не чувствовал никакой дискриминации в свою сторону. Меня устраивала моя жизнь: я никому не говорю о своей ориентации и не лезу на рожон. Я несколько лет жил с партнёром, у нас был узкий круг людей, которые были в курсе наших отношений, все остальные считали, что мы просто друзья. Объявлять вслух о своей ориентации в таком регионе как Донбасс было опасно. С началом войны все изменилось. Подавляющее большинство знакомых и друзей сразу уехали. Мы с моим партнёром решили остаться, так как в городе живут наши родители, которые нуждались в нашей помощи. С приходом вооруженных людей пришёл страх, тем более зная их отношение к геям. Мы стали переживать, что наши отношения и наша совместная жизнь могут стать известными", - вспоминает Николай.

В сентябре 2015 года он вместе со своим парнем вынужден был уехать с оккупированного Донбасса. Они переехали в Киев, где сейчас и живут.

"Мы переехали и вздохнули с облегчением. Конечно, нас там никто не бил и в подвалы не сажал, но ты живёшь с пониманием того, что это может произойти в любой момент. Все гей-клубы там закрылись, встречаться в общественных местах и кафе парни боятся, все только через интернет, но и там тоже небезопасно", - говорит он.

Но далеко не все ЛГБТ решили выехать с оккупированной территории Донбасса. Люди в силу разных обстоятельств продолжают жить под властью так называемых "народных республик". Александр из Макеевки - как раз один из них.

"Я всю жизнь прожил в Макеевке и после начала боевых действий уехал в Харьков к знакомым. Но я не смог там найти нормальную работу, чтобы содержать себя, поэтому спустя несколько месяцев вернулся обратно. Работа есть, жильё своё есть, меня такая стабильность устраивает. Я гей, но всю свою жизнь это не афишировал, город небольшой и достаточно гомофонный, это вам не Киев. Знакомился только по интернету. Сейчас стало сложнее и опаснее, всегда есть вероятность попасть на подставные анкеты, в таком случае могут избить, ограбить или что ещё хуже - убить. В донецких гей-кругах я часто слышал подобные истории, как переписывались, назначали встречу, а на неё приходило несколько крепких ребят, которые грабили и избивали", - говорит он.

Самое страшное в этом, признаётся Александр, то, что в таком случае бессмысленно идти в милицию и писать заявление. В лучше случае - "просто пошлют", в худшем - запрут в камере или изобьют.

"В "ДНР" не хотят слышать про права геев и вообще про их существование. И это устраивает тех же пенсионеров, которые так яро ратуют за Россию", - считает он.

В июне 2016 года был опубликован отчет об исследовании ситуации с правами ЛГБТИ в Крыму и на Донбассе, которое проводилось АДЦ "Мемориал" при поддержке Центра гражданских свобод. Там говорится, что риск агрессии со стороны вооруженных формирований в ситуации беззакония и безнаказанности существует для всех жителей территории т.н. "ДНР" и "ЛНР", однако для ЛГБТ боевики представляют собой особую и совершенно реальную угрозу.

"Многие ЛГБТ, остававшиеся в Донбассе, прекратили какое бы то ни было общение с другими представителями сообщества, за исключением самых близких им людей. Если в Крыму закрытые встречи ЛГБТИ происходили, то в т.н. "ДНР" и "ЛНР" это стало невозможным. Тем не менее, есть информация о насилии и бесчеловечном обращении с ЛГБТИ со стороны вооруженных людей. Как утверждает информант, уехавший из Донецкой области, "приятель был свидетелем того, как гея расстреляли и прикопали в посадке за Ясиноватским постом", - сказано в отчете.

Уехавшие из Донецка респонденты утверждали, что если вооруженные люди узнавали об ориентации человека, его увозили на подвал, туда помещали для запугивания, получения выкупов и бесплатной рабочей силы, унижали и оскорбляли.

В отчете также указывалось о наличии на территориях "ДНР" и "ЛНР" групп гомофобов, организующих подставные свидания с ЛГБТ, в результате которых человека могли избить или сдать вооруженным людям.

Одновременно с этим на неподконтрольной территории Донбасса закрылись все места для собраний ЛГБТ, которые работали ранее.

"Ни одной ЛГБТ организации на оккупированной территории Донбасса не осталось. Это же касается и ночных гей-клубов. Я думаю, что люди собираются дома друг у друга, но это не афишируется", - говорит директорка общественной организации "Инсайт" Елена Шевченко.

В июне 2014 года боевики совершили нападение на донецкий гей-клуб "Вавилон", посетители были избиты и ограблены.

"Это было действительно страшно. Несколько вооруженных людей забежали в клуб, вывели часть людей на улицу, выкрикивали оскорбления. Затем они забрали у всех деньги, мобильные телефоны и другие вещи (деньги так и не вернули). Вели себя похабно. И сказать, что посетителям было страшно – это ничего не сказать. После этого случая, конечно, клуб закрыли", - рассказал "ОстроВу" очевидец произошедшего.

Еще одно заведение "Кундербунт", где ранее устраивались ЛГБТ вечеринки, вынуждено было закрыться.

Боевики в Донецке также разгромили арт-пространство "ИЗОЛЯЦИЯ", которое известно тем, что поддерживает художников и активистов, которые отстаивали права ЛГБТ.

Вместе с этим, по информации "ОстроВа", в Донецке изредка проводятся тематические вечеринки (последняя была в декабре 2016 года), но место проведения и другая информация тщательно скрывается и разглашается только узкому кругу людей.

О гомофобных настроениях "властей" псевдореспублик, можно судить и по плакатам с текстом "курящая женщина рискует родить гея", которые появились в здании Донецкой обладминистрации в начале 2015 года.

Не скупятся в "республиках" использовать ЛГБТ-тему в гибридной войне против Украины, в частности, как предмет для шантажа тех, кого они используют в этой войне. В феврале 2016 года в "ДНР" разгорелся скандал, когда двух боевиков "Оплота" застали в момент интимной близости.

"Бойцы Виктор Коломойцев и Эдуард Полынников были застигнуты на месте их позорного преступления сослуживцами. Оба бойцы будут лишены всех званий и наград, с позором изгнаны из "подразделения" с запретом на службу в других частях армии ДНР", - говорилось в сообщении, которое было распространено в социальных сетях.

Позже стало, известно, что Виктор Коломойцев был вынужден бежать в "ЛНР", но там он был задержан сотрудниками МГБ и уже назван майором Вооруженный сил Украины, которого обвинили в подрыве автомобиля и смерти так называемого начальника управления народной милиции "ЛНР" Олега Анащенко.

"Главный виновник взрыва был найден быстро. Им оказался майор ВСУ. Он был сегодня схвачен стражами порядка. По некоторым данным, украинский офицер пытался покинуть пределы ЛНР, переодевшись в женское платье", - говорилось в сообщении российских СМИ.

Однако, судя по данным сайта "Миротворец", Коломойцев Виктор является боевиком незаконных вооруженных формирований, а обвинение в убийстве и зачисление его в ряды ВСУ, скорее всего, оказалось наказанием на интимную близость с мужчиной.

После переезда на подконтрольную территорию Украины

Тимофей выехал из оккупированного Донецка сразу после прихода к власти "ДНР". Гомофобные настроения среди ополчения, по его словам, чувствовались сразу.

"Я уехал в Киев, но и здесь не оказалось все радужно и прекрасно. Чего только стоят проведённые марши равенства в 2015 и 2016 гг. Я в них участвовал и было страшно. В 2015 году мы собирались тайно, в страхе, и в итоге мы подверглись нападению со стороны радикалов. В прошлом году все прошло спокойно, но угроз поступало много и страх нападения все равно сохранялся. Да и в целом украинское общество в большинстве гомофобно и не готово принимать ЛГБТ. Поэтому в этом плане мы не особо и отличаемся от "ДНР" и "ЛНР": дискриминации и гомофобии у нас хватает, там со стороны боевиков, у нас со стороны радикалов", - говорит он.

Действительно, украинские радикальные организации неоднократно выступали с гомофобными заявлениями и угрозами в адрес всевозможных ЛГБТ-мероприятий в Украине. Чего только стоит проведение "Марша равенства" в 2015 году, когда несколько десятков человек напали на его участников. В результате этого пострадали 20 человек, один из сотрудников полиции был на грани смерти. Противники марша тогда закидали активистов петардами и дымовыми шашками. И это при том, что мероприятие проходило в одном из спальных районов столицы и его местопроведение держалось в строгом секрете.

В следующем 2016 году ЛГБТ-активисты решили провести марш равенства в самом центре Киева. Накануне радикальные организации, в частности "Правый сектор", угрожали сорвать акцию и устроить "кровавую кашу". В день проведения марша были предприняты беспрецедентные меры безопасности, в результате чего правоохранителей оказалось больше участников. В целом все прошло спокойно.

Несмотря на европейский вектор развития Украины некоторые политические и общественные деятели позволяют себе резкие высказывания в адрес ЛГБТ. Например, советник министра МВД Илья Кива считает, что за гомосексуализм нужно предавать смерти.

"БИБЛИЯ, ЛЕВИТ, Стих 20, глава 13. Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них" – написал он в Facebook, будучи в должности руководителя департамента борьбы с наркопреступлениями.

Он также выразил убеждение, что украинскому обществу навязывают чужую идеологию и принципы морали.

"Я борюсь за человеческое, здоровое, полноценное, морально устойчивое будущее… Кто-то в Верховной Раде отрабатывает гомосексуальные гранты и пытается навязать нам свою игру. Меня беспокоит будущее наших детей. Меня интересует то, чтобы мой сын и дочь никогда не столкнулись и не были ущемлены в правах, потому что сегодня уже начинается этот процесс, когда ущемляются права гетеросексуальных людей ", - сказал украинский чиновник.

В целом, согласно исследованиям Международной ассоциации ЛГБТИ в Европе (ILGA-Europe), с 2014-2016 год индекс, отражающий уровень соблюдения прав ЛГБТИ, в Украине остается крайне низким - в пределах 10-13 %. Это, конечно выше чем в России (7%), но значительно ниже, чем в европейских странах (в соседней Польше – 18%, Германии – 55%, Великобритании – 81%).

Несмотря на вышесказанное, в Украине нет такого уровня насилия, как на территории оккупированного Донбасса, считает исполнительная директорка общественной организации "Инсайт" Елена Шевченко.

"Здесь не вламываются к тебе в квартиру, не говорят, что ты извращенец или извращенка и не кидают тебя в подвал", - говорит она.

По ее мнению, из-за гомофобии и нарушения прав, большинство ЛГБТ выехали с неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей. Не у всех была и есть возможность сразу снять жилье, найти работу и полноценно жить в статусе переселенца, поэтому в Киеве с июня 2014 года был запущен проект Шелтер (временное убежище) для ЛГБТ людей с оккупированных территорий.

"Наш проект стартовал 20 июня 2014 года, и за это время его услугами воспользовались 55 человек. Наша миссия заключается в предоставлении временного жилья и помощи ЛГБТ- переселенцам/кам из зоны военного конфликта и оккупированных территорий", - рассказала "ОстроВу" координаторка проекта Шелтер для ЛГБТ людей ОО "Инсайт" Ольга Ольшанская.

Она также отметила, что переселенцы из числа ЛГБТ на подконтрольной украинской власти территории сталкиваются с трудностями в вопросах поиска работы и дальнейшей аренды жилья, а также с трансфобией и гомофобией при устройстве на работу.

Таким образом, после переезда на подконтрольную территорию Украины, представители ЛГБТ также продолжают страдать от гомофобии и дискриминации. Но несмотря на это, здесь нет такого уровня насилия и незащищенности перед законом, как на оккупированных территориях.

"Если у людей есть возможность выехать и адаптироваться на новом месте, то я бы советовала это сделать, потому что никто не знает, когда закончится конфликт, а это будет постоянная опасность и психологическое давление. Я бы никому не посоветовала жить в такой ситуации", - считает Елена Шевченко.

Владислав Булатчик, "ОстроВ"

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи