Бой за миллионы

В Луганской области система здравоохранения станет вертикально управляемой, как в советское время. Сами медики о такой вертикали говорят в основном позитивно – дескать, там, где на кону вопрос здоровья населения, демократии быть не может… Наконец-то разрешен и скандал вокруг Луганского областного онкологического диспансера. Обвинения, которые выдвигали против его главврача три года назад, Луганской областной совет подтвердил только сейчас и то – шепотом. Почему молчали раньше? Политическая целесообразность!

Единоначалие в медицине

Начнется переформатирование отрасли с оптимизации системы управления. Все учреждения специальной помощи будут выстроены по вертикали. По словам начальника Главного управления здравоохранения Луганской облгосадминистрации Анатолия Высоцкого, в области будет создано 8 специализированных медицинских центров. В частности, планируется создание областного трансфузиологического центра, областного центра дерматовенерологии, областного клинического психоневрологического центра, наркологического, физиотерапевтического, туберкулезного, онкологического и противоинфекционного центров, а также центра крови.

Одной из главных причин, подтолкнувших чиновников к пересмотру системы управления, стала проблема финансирования – по новой системе власти смогут контролировать использование финансовых ресурсов в отрасли, влиять на кадровую ситуацию. Построение вертикали медучреждений для оказания специальной помощи позволит сделать их более управляемыми, считают в облгосадминистрации. Новыми медицинскими центрами будет управлять генеральный директор, которого будут назначать власти. В частности – областной совет.

Планируется внедрить принцип единоначалия в управлении специализированными лечебно-профилактическими учреждениями области и децентрализовать государственное управление – Главное управление здравоохранения облгосадминистрации делегирует часть полномочий по управлению специализированными службами генеральным директорам центров.

Дальше – больше. Будет проведена инвентаризация материально-технической базы, создан единый кадровый реестр, который позволит более четко планировать необходимость подготовки или переподготовки кадров.

Для каждого центра будут выписаны программы, по которым и будут финансировать, в том числе и техническое перевооружение медучреждений. В обладминистрации говорят, что Министерство здравоохранения Украины уже одобрило проект реформирования спецмедпомощи в Луганской области. Более того, депутат областного Совета и главный врач Марковского района Александр Житин утверждает, что такой принцип управления специализированными медицинскими учреждениями министерство предложит внедрить во всей Украине, а Луганщина, дескать, сработала более оперативно.

Такое внимание именно учреждениям специальной медпомощи уделяют потому, что именно они поглощают огромное количество финансовых ресурсов. А результатами финансовых вливаний власти недовольны.

«За последние годы финансирование системы здравоохранения значительно возросло. К примеру, консолидированный бюджет отрасли в области в 1998 году был около 40 миллионов гривен, в 2008-м – 1 миллиард 205 миллионов. А показатели работы? Состояние здоровья населения улучшается? Ответом «да» я порадовать вас не могу. Необходимо контролировать использование бюджетных средств. Или мы неправильно вкладываем деньги, или не туда», – говорит главный медик области Анатолий Высоцкий.

По его словам, демографическая ситуация в области ухудшается, ежегодно мы теряем 23 – 25 тысяч человек работоспособного возраста, большая часть – 65% – умирает от заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Во многом реформирование системы здравоохранения обусловлено надеждой чиновников на значительные финансовые инвестиции в отрасль, в том числе и со стороны меценатов. А.Высоцкий утверждает, что, к примеру, медики области рассчитывают на 100 миллионов гривен только для онкологического центра от благотворительного фонда Рината Ахметова. Только в этом году специальные медучреждения области получат около 400 миллионов гривен, и Анатолий Высоцкий хотел бы проконтролировать то, как эти средства будут израсходованы. Все специализированные центры будут заниматься еще и научной работой.

Мнения разделились

В целом медики и руководители лечебных учреждений согласились с тезисом о том, что демократии в вопросе здравоохранения быть не может и оценили реформу позитивно.

Открыто против реформы выступил главврач областного онкологического диспансера Леонид Чибисов. Он апеллировал к юридическим нюансам – дескать, ликвидация существующих лечебно-профилактических учреждений запрещена ст.49 Конституции Украины. К тому же это ведет к большим финансовым затратам. «Согласно ст. 44 КЗоТа Украины, в случае ликвидации, всем сотрудникам выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного оклада. Плюс – компенсации за неиспользованные отпуска. Итого ликвидация только Луганского онкодиспансера обойдется в миллион с лишним гривен. А таких специализированных учреждений в области 8. Откуда, при хроническом недофинансировании, возьмутся деньги?», - спрашивает Чибисов в одном из интервью. Но открыто о том, что реформаторы копают и под него персонально, он говорить не стал.

Проведение реформы стало поводом для очередных внутрицеховых разборок. Понятное дело: лес рубят – щепки летят. Но если некоторые особенности внутренних взаимоотношений медики могут себе позволить не выносить «из избы», то уж никак нельзя пренебрегать разъяснительной работой. На эти грабли украинские медики наступали не раз, из последнего эпизода – прививочной кампании - казалось, должны были сделать выводы. В первую очередь, выводы о том, что если общественности, в том числе медицинской, не разъяснить все нюансы, то медицинские чиновники на местах и дальше будут мямлить и не смогут ответить на вопросы людей. Помнится, после смерти ребенка в Донецкой области, министр здравоохранения выступил с гневным заявлением – дескать, журналисты виноваты, нагнетают ситуацию. Конечно, по резонансу затеянную реформу в Луганском здравоохранении с прививочной трагедией сравнивать не стоит, но и она четко показала: медики так и не научились разъяснять свою позицию.

Так, председатель профильной комиссии областного совета Александр Гудзенко, выступавший на сессии в качестве содокладчика по вопросу, говорил просто «директорским» тоном. Дескать, не вашего ума дело, реформу разработали профессионалы, а вы, вместо споров, голосуйте быстрее. Именно его тон стал причиной многих споров и того, что этот вопрос очень долго обсуждали депутаты, которые, по правде говоря, действительно мало чего понимают в системе управления здравоохранением. Но эта проблема из этой же цепи, ведь депутаты - такие же пациенты, и им нужно разъяснять суть происходящего.

Хотя стоит отметить, что начальник главного управления здравоохранения Луганской ОГА Анатолий Высоцкий сделал все, что мог, в силу своих ораторских способностей. Он провел две пресс-конференции, где рассказал о том, что и для чего будет изменено в системе оказания специальной медицинской помощи населению. Выступил по этому поводу и профильный заместитель губернатора Юрий Хунов. Однако против нововведений выступили не менее известные Луганские врачи, в частности, главврач областного онкологического диспансера Леонид Чибисов. Хотя теперь Чибисов уже не работает, а онкологического диспансера не существует.

Единственный пострадавший

О Леониде Чибисове стоит сказать отдельно. Последняя серьезная атака на Чибисова была предпринята в 2005 году. Тогда против него играла не только постреволюционная атмосфера, но и интересные факты. Фабула такова: после помаранчевой революции были сменены не только первые руководители областной администрации, но и начальники практически всех управлений ЛОГА, в том числе и облуправления здравоохранения. До 2005 года его возглавлял Юрий Хунов – сейчас он заместитель председателя администрации, вернулся в администрацию с повышением в 2006 году. В 2005-м начальником облздрава была назначена Ирина Комаревцева – но как руководителя, особо политически активные чиновники от медицины ее не восприняли. Впрочем, тогда не воспринимали всех, кто представлял иную политическую команду. В адрес Комаревцевой сыпались не только профессиональные упреки, но и чисто человеческие. В конце концов, они таки добились ее увольнения.

Так вот, в 2005-м году облздрав инициировал серьезное расследование деятельности Леонида Чибисова. Поводом для такого расследования послужили многочисленные жалобы на работу областного онкологического диспансера. В частности тогда в облздраве говорили о том, что у каждого десятого, кого оперировали или назначили курс химиотерапии и вовсе не было раковых опухолей. Говорили о том, что поставленное за государственные средства оборудование не эксплуатируется, а значительные площади онкодиспансера сданы в аренду частным структурам, которые могут и обследование провести, и лечение назначить – понятное дело, за деньги. Техника, купленная за бюджетные средства, якобы, простаивает (или используется в коммерческих целях), а медикаменты, которые закупают за бюджетные гривны, стоят на полках, в то время как в частных аптеках, расположившихся в онкодиспансере, их просто разметают. Несмотря на дороговизну. Впрочем, вряд ли кого-то можно в нынешнее время удивить такими подходами.

«График работы коммерческого аппарата УЗИ и государственного сделан специально так, что бы люди которые приехали из района попали в часы коммерческого приема… Например с 8 до 9 бесплатный прием, потом, когда основной поток - платный, и, когда уже никого нет, вечером - снова бесплатный», - говорила Ирина Комаревцева в 2005-м.

Чибисов оправдывался – дескать, оборудования за счет бюджета не поставляют, а лечить людей нужно, потому и вынуждены пускать частные клиники на собственную территорию.

По приказу тогдашнего губернатора Геннадия Москаля была создана специальная комиссия. Но ее не пустили даже не порог областного онкологического диспансера. Потом Москаля уволили, Комаревцева больше года была на больничном, власть поменялась и ее освободили от должности.

Чибисов победил – тогда за него заступились депутаты Луганского областного совета. Принципиально, надо полагать, – они были не за Чибисова, а против Комаревцевой.

Леонид Чибисов больше десяти лет руководил областным онкологическим клиническим диспансером. Казалось, он непотопляем. Но вот, против него ополчились и те, кто три года назад встал за него горой. Реформирование системы оказания специализированной медицинской помощи в Луганской области, инициированное областной администраций и областным советом, привело к тому, что Чибисов, несмотря на попытку его коллектива заступиться за своего многолетнего босса, уволен. В области создано 8 медицинских центров, 7 из них возглавили бывшие главврачи профильных медицинских учреждений. Должности лишился только Леонид Чибисов.

И теперь уже депутат областного Совета, член постоянной депутатской комиссии по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Александр Бабенко во время пресс-конференции перед сессией облсовета заявляет: дескать, в отдельных медицинских учреждениях врачами возданы условия, когда пациента, приходящего за помощью, направляют на обязательное обследование в частную клинику. Естественно, эти услуги платные. Более того, А.Бабенко утверждает, что в районных больницах также есть врачи, которые на обследование направляют исключительно в частные клиники, а точнее – в конкретную клинику. Заявил об этом А.Бабенко, отвечая на вопрос об областном онкодиспансере и судьбе его главврача. Правда, потом добавил, что это касается не только онкологии. Депутат считает, что реформированием системы управления в системе оказания специальной медицинской помощи позволит упорядочить сосуществование медицины государственной и частной. В том числе в вопросах размещения частных клиник и лабораторий на территории и в помещениях государственных больниц.

Нельзя не заметить, что он практически повторил сказанное Ириной Комаревцевой три года назад. Только тогда заявления Ирины Комаревцевой были осмеяны и названы политическим заказом, а теперь «те же яйца, только в профиль», названы реформированием.

Скорее всего, отстранение Чибисова – это лишь дополнительный бонус, который получает областная власть от изменения системы управления в системе здравоохранения. А главное, что сегодня на кону – государственные миллионы, и, видимо, чиновники опасаются, что если сохранить систему в нынешнем ее виде, то через годик-полтора им придется Комаревцеву не просто пересказывать, а цитировать. Как бы плохо они лично к ней не относились.

В 2008 году луганское здравоохранение получит 400 миллионов из бюджета и рассчитывает на 100 миллионов от меценатов. Полмиллиарда. Есть за что бороться.

 

Марина Дарницкая, Луганск, специально для «Острова».

Статьи

Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Мир
26.03.2024
07:36

«Уже сейчас можно купить билеты в Крым на июнь». Российские СМИ об Украине

"В реакции Киева - вся суть этого террористического режима. Трудно даже описать ту смесь восторга, злорадства и упоения, которую трагедия вызвала в украинских СМИ…"
Все статьи