Вымогательство у корпорации Януковича. Версия обвиняемого

В Донецке состоялось первое заседание Ворошиловского районного суда по делу Константина Лаврова – активиста общественной организации, обвиняемого в вымогательстве денег у корпорации «МАКО», президентом которой является Александр Янукович. Заседание, на которое не смогли попасть журналисты из-за дезинформации секретаря суда (она запретила представителям СМИ заходить в зал, хотя формально они имели на это право - ред.), было довольно интересным, в чем смог убедиться корреспондент «ОстроВ», которому все-таки удалось там поприсутствовать.

Началось заседание с того, что председательствующая, судья Лариса Переверзева, отклонила ходатайство защиты относительно назначения защитником жены обвиняемого - Любови Лавровой, которое было заявлено на предварительном слушании. Судья мотивировала это решение тем, что Любовь Лаврова допрашивалась в ходе досудебного следствия.

Затем прокурор зачитала резолютивную часть обвинения: «Лавров обвиняется в том, что находясь на территории Ворошиловского района города Донецка, совершил вымогательство - требование о передаче чужого имущества с угрозой ограничения прав свобод и законных интересов потерпевшего, будучи должностным лицом с использованием своего служебного положения, причинившее значительный ущерб потерпевшему <…> В начале июня 2011 года, точнее время в ходе следствия не установлено, Лавров, являясь координатором Донецкой областной общественной организации «Гражданская сила» и в соответствии с протоколом №1 от 28 апреля 2011 года учредительных сборов «Гражданской силы» пунктом 4.9 Устава наделенный административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями, то есть являясь должностным лицом, действуя умышленно, из корыстных побуждений, имея умысел на незаконное обогащение путем завладения чужими денежными средствами, воспользовавшись массовым недовольством и протестами жителей дома №48-А по ул. Университетской против будущей стройки, явившись на собрание жильцов указанного дома, уверил последних в своей возможности оказать им общественную помощь, помощь в общении с представителями средств массовой информации и необходимости отстаивать их права во всех организациях города, убедив таким образом вступить в Донецкую областную общественную организацию «Гражданская сила» и стать ее членами трех жителей дома. После чего Лавров стал инициатором и участником акций протеста жителей указанного дома, которые состоялись 8 июня 2011 года вблизи места выполнения работ и 17 июня 2011 года вблизи здания Донецкого городского совета <…> Использовав созданную им умышленно конфликтную ситуацию между жильцами дома №48А и корпорацией, выдвинул коммерческому директору указанной корпорации Бушуеву требование о передаче денежных средств в сумме 7 тысяч долларов США под угрозой ограничения его прав свобод и законных интересов как наемного работника коммерческого директора указанной корпорации».

Угроза, по словам прокурора, заключалась в продолжении и усилении акций протеста, что привело бы к срыву сроков строительства и причинению «необоснованных убытков корпорации». Как сообщалось ранее, К. Лавров обвиняется по части 2 статьи 189 УК Украины (вымогательство). Санкция этой статьи предусматривает лишение свободы на срок до 7 лет.

Судья: Вы признаете себя виновным?

К.Лавров: Я не признаю себя виновным.

Судья: Вообще не признаете?

К.Лавров: Вообще не признаю.

Согласно порядку проведения заседания, в этот день обвиняемый должен был дать показания в суде. Однако адвокат Татьяна Иванова обратилась к суду с просьбой заслушать сначала свидетельские показания в связи с тем, что обвиняемый не признал себя виновным. Прокурор выступила против, а судья отметила, что признание или не признание вины не влияет на порядок проведения заседания и настояла на том, чтобы сначала заслушать обвиняемого. К. Лавров сказал, что не готов и не имеет с собой необходимых записей, на что судья Л. Переверзева ответила, что у него есть возможность отказаться давать показания.

Обвиняемый попросил несколько минут, чтобы собраться с мыслями, после чего начал рассказ. Он говорил о своей деятельности в рамках общественных организаций, о том, как ранее сталкивался с делами о незаконном строительстве, и как к нему обратились жители дома №48-А по улице Университетской. Он рассказывал более часа, прежде чем перешел непосредственно к моменту переговоров с компанией «МАКО». Потерпевший по делу о вымогательстве – коммерческий директор корпорации «МАКО» Сергей Бушуев - за все время даже не посмотрел в сторону обвиняемого.

Далее приводим фрагменты показаний К.Лаврова:

17 числа мы провели акцию под горисполкомом, она имела широкий резонанс в СМИ, пришли очень много журналистов, пришло большое количество телекамер, кроме того поддержали люди, которые не жили вообще в этих домах, пришло как минимум человек 50, не смотря на ранее время. На саму акцию я опоздал. Точно не помню, 15 минут 10-го я уже был, люди уже проводили акцию. Я присоединился к акции, также высказывал свое мнение, также общался с людьми…

Вечером того же дня мне на телефон позвонил Нащекин Вадим Васильевич (директор капитального строительства корпорации «МАКО» Вадим Нащекин, - ред.) с претензией: «Почему мы так плохо отзываемся о руководстве?». И что надо прекращать эти акции. «Давайте общаться, давайте думать, каким образом снять конфликт и перейти к переговорам». Я согласился, мы договорились, что созвонимся с утра и определимся, где встретимся. Утром следующего дня – это 18-го числа, я точно не помню, часов в 9, Нащекин перезвонил и попросил подъехать в центр города в кафе «Миллениум». Это был выходной день, я согласился. Я считал, что, действительно, если застройщик готов идти на уступки, то это самый благоприятный момент, что он готов действительно учесть то мнение людей, которое есть, учесть те требования, которые есть у людей и внести изменения в проект <…> В половине одиннадцатого мы встретились в кафе. Более 10-15 минут вначале разговора мы общались именно по вопросу, что необходимо сделать, чтобы учесть интересы жителей. Я высказал все те требования, которые жители высказывали мне, и был удивлен, что они не знают, хотя и листовки были <…> С Нащекиным был непосредственно Сергей Геннадиевич Бушуев, мне его представили как коммерческого директора. Сказали, что он решает вопросы по финансам, а Нащекин по строительству. После того как мы пообщались про те уступки, которые необходимо сделать – это обязательно вопрос с газовой вытяжкой, обязательно вопрос восстановления детских площадок, обязательные вопросы с трещинами, необходимо также уменьшить этажность, вопрос подземного паркинга, который невозможно строить в таком узком квартале на 200 машин под окнами, там практически 2-3 метра. Мне было сказано, что будет другой проект, будет уменьшено количество машиномест до 100, что будут проверены экспертами все расчеты, что корпорацией будут выполнены работы по газовой вытяжке, будет решен вопрос с детской площадкой, причем не после строительства, а сразу…

Когда К.Лавров перешел к этому моменту, он остановился. «Ваша честь, у меня в горле пересохло, могу я попить воды?», - сказал он. Однако судья отметила, что не имеет права давать воду, это может сделать только конвой. В свою очередь конвоир сказал, что не имеет права передавать подсудимому никаких предметов, может только отвести в туалет. Лаврову пришлось продолжить:

После того как мы пообщались насчет уступок, непосредственно Сергей Геннадиевич поднял вопрос о том, как же быть с теми акциями протеста, которые происходят и как чтобы они не происходили, каким образом убрать недовольство жителей? Он поинтересовался моим мнением, Бушуев. Я сказал, что большая часть недовольных людей уйдет, если решить все требования. Но, безусловно, большое количество людей останется недовольными, учитывая то, что застройщик не собирается переделывать проект, а именно: уменьшать этажность. Недовольные люди останутся и вполне возможно продолжение акций протеста. На что мне Бушуев сказал: «Но вы же специалист в своей сфере, вы можете что-то предпринять, что-то решить, давайте думать». Я сказал, что, безусловно, правильно будет не только сделать уступки, но еще и эти уступки разъяснить, потому что застройщик игнорировал общение с людьми, не пытался даже решить те требования, которые были. Я сказал свое мнение, что необходимо будет разнести листовки людям, обязательно будут необходимы публичные встречи и, безусловно, необходимо выполнять уступки…

Я сказал, что если вы выполните все требования людей, мы понимаем, что больше уступок вы не сделаете, мы готовы уйти. Бушуев сказал, «а сколько?», я прекрасно понимал, что есть расходы определенные необходимо будет не только доносить людям информацию, необходима будет проработка социологов, необходима будет подготовка инициативной группы «за стройку», которая поддержит, поэтому приблизительно назвал сумму, даже не называл сумму, а перечислили те услуги, которые надо сделать…

Сидящий рядом Нащекин взял листочек для записей и, пододвинув ко мне, написал «Уходим, Помогаем». Я написал на листочке «4» и знак «$» и напасал также «7» и знак «$».

По словам Лаврова, это означало, что сценарий, когда общественная организация прекращает акции протеста называется «Уходим», и соответственно, предполагает «затраты» на сумму 4 тысячи долларов США, а вариант, когда К.Лавров организует PR-поддержку компании и непосредственно строительства, - стоит 7 тысяч долларов США.

Далее из показаний Лаврова следовало, что представители компании «МАКО» согласились на второй вариант и стороны договорились встретиться 20 числа. К этому сроку К.Лавров должен был подготовить соответствующую программу, которую, по словам обвиняемого, написал некто Кузнецов. «Бушуев позвонил мне и сказал, что корпорация согласна с теми требованиями, которые выдвигали жители и корпорации интересна именно PR-программа. Более того, Бушуев сказал, что руководство одобрило второй вариант, тех предложений, которые я озвучил. Я сказал: «Хорошо, давайте встречаться». Мы договорились, что созвонимся», - сказал Лавров.

В день задержания на встречу пришел только Бушуев, а Нащекин сослался на то, что находится в командировке.

«Бушуев прочитал программу, немного поспрашивал по программе, сказал, что одобрен второй вариант предложений. Я сказал, «хорошо, второй так второй, нам тоже это намного интереснее, все будут довольны, будут жители довольны, исчезнет конфликт». Я сказал, что лично готов взять под контроль, лично не мог выполнить, а взять под контроль», - рассказал Лавров о встрече.

«Бушуев сказал: «Хорошо, давайте второй вариант», вынул пакет, я даже не посмотрел, что это было, что это за пакет был, потому что Бушуев сказал: «Я спешу, вот, возьмите», передал пакет, я его положил к себе, я не знал точно, это деньги или документы. Все происходило быстро, Бушуев встал…», - рассказал Лавров.

После этого, по словам обвиняемого, он и Бушуев вышли на улицу, коммерческий директор компании «МАКО» очень быстро отошел, «убежал буквально», в сторону, а к Лаврову подошли люди, которые не представились, заломили ему руки, надели наручники и посадили в обычную машину со словами «надо поговорить». В момент задержания папка с деньгами, по его словам, выпала, по версии обвинения он пытался ее выкинуть. Но в любом случае, Лавров не раскрывал конверт и не прикасался к деньгам.

После завершения дачи показаний Лавровым в суде, прокурор начала задавать вопросы обвиняемому. Первый блок вопросов касался создания общественной организации «Гражданская сила». По словам Лаврова, он подал документы, необходимые для регистрации организации в управление юстиции Донецкой облгосадминистрации, однако 1 апреля текущего года ему сказали, что регистрация не может быть завершена в связи с тем, что нет устава организации. Он не вносил изменения в документы, а потому считал, что «Гражданская сила» юридически не существует. В то же время в ходе следствия оказалось, что управление юстиции самостоятельно внесло изменения и зарегистрировало организацию. Прокуратура особо акцентировала внимание на принадлежности Лаврова к общественной организации, поскольку в статье УК, по которой он обвиняется, указано - «пользуясь служебным положением». Однако в суде обвиняемого представляют как безработного.

Адвокат подсудимого в комментарии журналистам отметила, что членство в общественной организации не является основанием для признания его должностным лицом. Так, по ее словам, донецкий правозащитник, председатель общественной организации «Правовая защита» Вадим Черкас обращался с запросом к прокурору Донецкой области с просьбой разъяснить, является ли он должностным лицом, будучи руководителем общественной организации, и согласно полученному ответу – «не является».

Затем последовал блок вопросов о процедуре передачи денег. Прокурор уточнила, что конверт, переданный Лаврову, был белым, без надписей, размером примерно 15 на 20 сантиметров. Ее интересовало, зачем Лавров взял с собой на встречу папку. Лавров объяснил, что там лежали разные документы, ему некуда было ее положить, и он носил папку с собой. Однако прокурор трижды спросила, зачем он взял с собой папку.

Стоит отметить, что судья и прокурор постоянно прерывали Лаврова, обвиняя его в том, что он не отвечает на вопросы и уводит разговор в сторону. Судья начала критиковать Лаврова за его ответы, а прокурор потребовала, чтобы он вытащил руки из карманов.

На один из вопросов Лавров отказался отвечать. Прокурор спросила, сколько денег было в конверте? Лавров ответил, что конверт не открывал, а потому не знает, что там было. Прокурор уточнила, что следователь в присутствии понятых и Лаврова пересчитала деньги, в протоколе зафиксирована сумма 7 тысяч долларов США. Однако Лавров продолжил говорить, что пересчитывал не он, а потому не может ответить. «Скажите, соответствовала ли сумма 7 тысяч долларов, которую вам Бушуев передал, указанной вами сумме в виде второго варианта?», - спросила прокурор. Лавров снова попытался ответить, что не знал, что в конверте, но судья сделала замечание. «Вопрос некорректный, я не будут отвечать», - настаивал Лавров.

Судья: В связи с чем вы не хотите отвечать, вам не нравится вопрос?

Обвиняемый: Прокурор просто пытается манипулировать...

Судья: Чем манипулировать?

Лавров: Манипулировать…

Прокурор (не слушая ответа, прерывая обвиняемого): 7 тысяч, кто писал?

Судья: Кто писал «7» с «$»?

Обвиняемый: Я писал «7».

Судья: Так вот и спрашивает прокурор… Что тогда означало «7» с «$»… Кто это должен был дать или взять?

Лавров: Это должна была быть примерная сумма всех работ по размещению рекламных статей в Интернет-изданиях, в газетах…

Судья: Кому эта сумма должна была быть передана?

Лавров: Эта сумма была предварительная.

Судья: Какая разница, если бы эта сумма совпала с окончательной, что это за сумма? Кто кому должен был ее отдать?

Лавров: Я не знаю кто, потому что Бушуев…

Судья: (не давая ответить дальше): Кому?!

Лавров: Если бы было одобрение с двух сторон…

Судья: Кто вторая сторона?

Лавров: Вторая сторона непосредственно я, это было предварительно …

Судья (снова прерывая): А что вы должны были одобрить?

<…>

Прокурор: Соответствует ли сумма 7 тысяч долларов, обнаруженная в конверте, сумме 7 тысяч долларов указанной в варианте «Помогаем». 7 и 7 друг другу соответствуют, одинаковые цифры или нет?

Лавров: Вопрос понятен, я не могу отвечать на него.

Судья: Соответствует ли сумма, обнаруженная в конверте, сумме, написанной в качестве варианта «помогаем» <…> Пожалуйста, «да» или «нет».

Лавров: Ваша честь, я на этот вопрос не буду отвечать.

Лаврову пришлось трижды отказаться отвечать на вопрос. На этом заседание суда закончилось, поскольку завершился рабочий день (17.00). Судья отметила, что на следующем заседании будут заслушаны показания потерпевшего – коммерческого директора «МАКО» Сергея Бушуева.

Фотографировать и делать видеозапись в ходе заседания запретила судья. К.Лаврова удалось сфотографировать только в момент, когда его вели в зал 

Тем временем строительство скандальной высотки уже стартовало, о чем сообщила пресс-служба компании «МАКО». В пресс-релизе отмечается: «На сегодняшний день разработана проектная документация, проведены все предусмотренные законодательством и нормативной базой изыскания, экспертизы и согласования. Выводы уполномоченных для таких исследований и экспертиз организаций представлены на информационном стенде на стройплощадке».

Стоит отметить, что термин «строительство нулевого цикла» предполагает работы до уровня земли – подготовка площадки, фундаменты, подвальные помещения. В то же время проект надземной части здания по-прежнему не был представлен общественности, как это обещали сделать строители.

Алена Васина, «ОстроВ»

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Все статьи