Михаил Крылов: «Нужна маленькая война…»

Рабочее движение Украины – в упадке. Профсоюзы, которые должны защищать работяг стали карманными, прежние вожаки шахтерского движения (самого масштабного в стране) ушли кто во власть, а кто на пенсию. Лишь немногие как председатель Донецкого независимого профсоюза горняков Украины Михаил Крылов продолжают защищать интересы горняков. По результатам исследования Агентства социально-политического моделирования «Вэйс-Украина» Крылов - один из не многих в стране рабочих лидеров, не утративших доверия. На излете СССР он представлял бастующий Донбасс в переговорах с Михаилом Горбачевым, позже «заставил задуматься об уходе с поста главы уже независимой Украины Леонида Кравчука», а в 1996-м, после  того, как,  из-за хронических невыплат зарплаты, вывел горняков на дороги, его арестовали по личному указанию Леонида Кучмы. О  причинах упадка рабочего движения и его перспективах мы и побеседовали с Михаилом Алексеевичем.

- Будет ли в ближайшее время принят новый Трудовой кодекс, и как Вы его оцениваете?

-Этой Верховной Радой будет принят обязательно. Потому что он написан лакеями для своих хозяев, которые совершенно не знают жизни народа и умеют только считать деньги, заработанные чужим трудом. Я считаю, новый Трудовой кодекс уничтожает саму суть ТК, узаконивая беззаконие власть имущих. Смешно слушать, когда «руководители трудящихся» просят увеличить рабочую неделю. Сейчас, чтобы уволить работника, надо согласовывать с профсоюзом, новый же кодекс эту норму устраняет: работника смогут уволить по любому поводу, - и только потом он вправе попытаться доказать в суде незаконность приказа работодателя. А что такое рядовой человек в шестеренках нашей судебной системы, насколько невелики его шансы доказать свою правоту, - объяснять не надо. А если и докажет, - для наших хозяев решения судов никакой роли не играют.

Проблема в том, что ни увеличение рабочего времени, ни другие положения ТК не повысят производительности труда. Шахтный фонд у нас едва ли не самый старый в СНГ, 96% шахт работают более 20-ти лет без реконструкции. Оборудование изношено до предела, из-за чего и снижается эффективность угледобычи и повышается производственный травматизм, частые трагедии на наших шахтах. Нужна коренная техническая реконструкция и внедрение инноваций, а вместо этого предлагают Трудовой кодекс, чтобы люди в нынешних условиях работали больше во всё более тяжелых условиях, а зарабатывали бы всё меньше. И при этом не смели бы и думать о защите своих прав, в страхе, что за любое законное требование работника – хозяин тут же его вышвырнет его на улицу.

 - Как строятся отношения вашего профсоюза с проталкивающим новый Трудовой кодекс руководством Федерации профсоюзов Украины?

- У нас вражды нет ни с кем. Пытаемся находить точки соприкосновения, хотя не всегда это получается. Вот недавно мне принесли бумагу – то ли приказ, то ли просьбу – узаконить через профсоюзы «воздержание увеличения тарифных ставок» - очень обидно, но нашлись – я не хочу называть фамилии - профсоюзы, которые это подписали. Когда государство даёт возможность увеличить тарифную сетку, а те, чьей обязанностью является защита прав трудящихся, отказываются от этого, то можно только догадываться, какими они руководствовались мотивами и аргументами. 

Я не хочу касаться персоналий, хотя о многих и многое неприятное пришлось бы сказать. Общая оценка деятельности ФПУ, конечно, негативная. По сути, никакой Федерации у нас нет. Есть представители власти, которые пытаются отраслевые профсоюзы приручить, и это у них неплохо получается. А профсоюзы под политиками – это уже что угодно, но не профсоюзы.

     -То есть, повторение протестных выступлений 1993 года, которые заставили высшую власть пойти на уступки горнякам, и 1996 года, когда возглавляемый Вами стачком, сумел  вывести людей на дороги, - сейчас невозможно?

 -Думаю, нет. В 1993-м и 1996 многое было по-иному, в тех обстоятельствах власть ещё не была монополизирована, это позволяло снизу на неё воздействовать. Когда летом 1993 в Донецке на площади перед областным советом стояли тысячи людей с почти всех наших шахт, мне позвонил Леонид Кравчук. «Михаил, если я уйду, народ успокоится?». Ещё спросил: какие силы за нами стоят, кто нам подсказал требовать ухода президента. А за нами никто не стоял, это действительно было требование народа. Все тогда устали от нищеты, задержек зарплат, нестабильности. Людей никто не заставлял бастовать, они не видели другого способа повлиять на власть. Так я ему и ответил. А в 1994 на досрочных выборах его не переизбрали.

Это касается и истории скачка на должность и.о. премьера Ефима Звягильского, который, якобы нас поддерживал в своих интересах.  Это совсем не так. Мы с ним не раз встречались, но никакого влияния на рабочее движение он не имел. Хотя – в отличие от большинства теперешних хозяев – он не был пустышкой и умел общаться с людьми.

Я журналистам уже приводил характеризующий Звягильского случай. Напомню. Когда он стал и.о. премьера, мне поздно вечером позвонили: мол, Засядько стала. Работников уровень заработной платы не устраивал. Ко мне приехал представитель шахты Засядько Володя Прядко, мол, надо ехать в Киев к Фиме, договориться, чтобы зарплату в два раза поднять». Ну ладно, в этот же вечер вылетели в Киев. Володя: «Миша, говорить будешь ты. Что придумаешь то и говори». Попали мы к Фиме в восемь-девять вечера. Фима вообще трудоголик - других таких не видел, - при его комплекции, - когда он и.о. был, везде передвигался только бегом.

Звягильский спросил: «Почему шахта встала? Чего люди хотят?». Я объяснил: «За такие деньги люди не хотят работать, еще и инфляция». И – хотя собирались просить повышения в два раза – сказал, чтоб людям зарплату в пять раз увеличили. « Ты чего, рехнулся? Давай хотя бы в три». Я ему отвечаю: «В три с половиной и бумаги подпишите». Он тут же приказал составить распоряжение и подписал. И пригрозил, что в следующий раз, если явлюсь к нему в свитере и джинсах, он сам купит мне костюм…

 - А на забастовки 1996 – был политзаказ?

В 1996-м тоже не было никакого политического заказа, это однозначно. Люди на Лидиевской шахте поднялись стихийно, - из-за задолженности по зарплате их дети уже в голодные обмороки падали. Я собрал представителей других шахт, мы приняли решение поддержать. Изначально на целый июль никто перекрытие дорог не планировал. Люди пошли на это от безысходности. Назначили меня «генералом», пришлось координировать: какая шахта и что перекрывает.

Был у меня тогда с губернатором Владимиром Щербанем разговор. «Хочешь чтобы меня сняли?», - он меня спрашивает. Я ему: «Да, хочу. Я тебе раньше говорил, что к людям надо относиться так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Что ты мне сказал? Сиди возле ножки стула и будешь есть бутерброды с икрой». Вот это я ему в 1996 году сказал, а потом его вообще сняли. Был разговор на повышенных тонах и с тогдашним вице-премьером Василием Дурдинцом. Я ему тогда говорил, что давайте выйдем в эфир телевидения и я скажу как деньги шахтеров со счета на счет перегоняются и на счетах теряются. А если неправду хоть слово скажу – людей сразу отзову с дорог и железнодорожного пути. Дурдинец говорит: «Мне подумать надо», а потом я узнал, что он улетел в Киев. Ну а потом меня уже арестовали.

Когда меня после этой стачки судили (по личному указанию Леонида Кучмы, как уверял меня тогдашний премьер Павел Лазаренко), самые честные показания дали начальник городского МВД и заместитель областного. Они тогда сказали: «Если бы стачком не взял руководство на себя, у нас была бы гражданская война. Милиция и военные не стали бы стрелять в шахтеров».

- Недавние выступления предпринимателей и учителей носили вполне мирный характер. Однако недовольство властью растёт в геометрической прогрессии, многие эксперты убеждены, что президентские выборы в 2015-м с 99%-й вероятностью станут детонатором массовых бунтов, которые нынешняя власть будет подавлять любыми, самыми жестокими методами. Вы с этим согласны?

-На этот вопрос трудно ответить…Да, в 90-е, милиция встала на сторону стачкомовцев, не пошла на силовой вариант. Но сегодня ситуация иная: и милиция очень сильно изменилась не к лучшему, и профсоюзы не те…

-Михаил Алексеевич, а всё-таки – если к Вам придут уставшие терпеть беззакония власти горняки – Вы готовы повести их «на баррикады»?

-Не знаю. Скажу так, я вырос в рабочем посёлке, где дрались улица на улицу и так люди узнавали, кто есть кто. С кем ты можешь идти на схватку, и он прикроет тебе спину, а с кем не можешь. Либо ты можешь за себя постоять и дать отпор, либо ты – терпила. Третьего варианта нет. С кем идти сейчас я сказать не могу, а идти просто так – это глупо.

Скажу прямо: в профсоюзные «лидеры» просочилось очень много трусов. Это касается не рабочих, психология которых какой была такой и осталась, - это касается их «лидеров». Рабочим на кого-то надо опираться, а с такими вожаками – ни о каких протестах не может быть и речи. Да и сами рабочие – это моё мнение – не очень-то этого и хотят.

 - Положение горняков, как и всех рядовых украинцев,  будет только ухудшаться, особенно после принятия нового Трудового и Жилищного кодексов. В следующем году – выборы в Верховную Раду, которые должны закрепить всевластие разработчиков указанных кодексов. Планируете ли Вы предвыборные акции протеста?

- Никакие акции пока не планировали. Что будет дальше – время покажет. Люди будут терпеть до тех пор, пока не поймут, что дальше некуда и терпение становится несовместимым с жизнью. Сейчас все запуганы, все всего бояться, но так может продолжаться до определенного времени, когда терять будет уже нечего. И это время близко. Я очень грубо скажу, но честно: нужна маленькая война. Это лично моё мнение. Потому что сейчас никому из власть имущих ничего доказать невозможно, - я в этом убедился. События будут развиваться не по сценарию 1989 года или начала 90-х, а, скорее по сценарию 1917-го…

Недовольство постепенно нарастает, спусковым крючком протестов может стать что угодно. Всё меньше у работяг, пенсионеров остаётся средств для элементарного выживания. Ребята наверху знают только одно: как материальные блага у народа отнимать и делить исключительно между собой, они давно утратили реальное представление о жизни внизу и нисколько не озабочены тем, как умудряются выживать 85% граждан. За это обязательно придётся платить.

Интервьюировал Геннадий Дубовой, для «ОстроВ»

Статьи

Страна
29.03.2024
10:18

В Крыму становится страшно: растет популярность страхования от БПЛА

...Эти выплаты никто не увидит, так как нет законодательной базы. Если они страхуют от террористического акта, то должно быть решение о возбуждении уголовного дела по соответствующей статье и так далее. Все остальное – красивые слова и обещания,...
Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Все статьи