Ринат Ахметов: Live in Kyiv

Первое столичное явление Рината Ахметова прессе произошло при огромном скоплении этой самой прессы. Как и следовало ожидать, это привело к немалым накладкам с организацией пресс-конференции.

Сначала, еще при аккредитации, предупреждают, что впускать «скорее всего, будут только информагентства и телевидение». Потом оказывается, что пускают практически всех. Точнее, несколько разочарованных работников пера и микрофона все же покидают офис «Интерфакс-Украина», но большинство либо ловкостью, либо уговорами преодолевает сводный заградотряд пресс-службы и охраны.

В результате их останавливают в дверях конференц-зала. От этого там, а потом и в зале (по мере того, как туда просачиваются журналисты) создается ощущение вагона метро на станции «Республиканский стадион» через полчаса после евроматча «Динамо».

В соседней комнате включают телевизор, на который подается трансляция из зала, но так и не удается наладить звук. Журналисты шутят, что у Ахметова вредная для телевидения аура: недаром, мол, не только его пресс-служба не разрешила прямую трансляцию пресс-конференции «вражескому» 5 каналу, так еще и «родная» ТРК Украина по непонятным причинам отказалась от такой же инициативы.

Немногочисленные репортеры, скопившиеся у беззвучного телевизора и в коридоре, могут лицезреть через периодически открывающуюся дверь обширного кабинета нескольких людей, один из которых – знаменитый глава Донецкого облсовета Борис Колесников. Именно его, как известно, пресса именует «правой рукой» выступающего в зале Ахметова.

От общения «правая рука» отказывается, захлопывая дверь перед объективами фотокамер.

Владелец заводов, газет и футбольного клуба «Шахтер» начинает свое выступление с углубления в новейшую историю украинского бизнеса. Эту историю Ахметов рассматривает в марксистском духе чередующихся формаций. «В 1992–95 годах у нас существовала неформальная экономика», - говорит он. Тогда, по его словам, бизнес не мог честно развиваться и платить налоги – разумеется, исключительно в силу прорех в законодательстве.

«Есть белый бизнес, и есть черный. Мы были в сером, хотя я серый цвет не люблю», - поэтично объясняет Ахметов. По его словам, таким было большинство тогдашнего бизнеса, и выросшие из него сегодняшние предприниматели должны честно это признать. (Кто-то из журналистов шепчет коллегам: «И выжившие предприниматели должны это признать…»).

В 2000 году, говорит тем временем миллиардер, лично для него начался главный этап бизнеса.

Я называю этот этап прозрачным. Что это значит? Прозрачная стратегия, прозрачная отчетность, профессиональный коллектив…- объясняет он.

Такой прозрачности не хватает в политике, - делает плавный переход новоиспеченный депутат. – Что я имею в виду? Я имею в виду вовсе не прозрачную комнату, в которой заседает правительство. Потому что из этой комнаты не слышно ни звука…

Ахметов старается говорить ровно, в то же время сохраняя на лице улыбку из серии «я-открытая-душа». Периодически ему приходится сдерживать свою жестикуляцию – чувствуется, что над этим работали не меньше, чем над подбором темно-синего костюма и галстука в тон, гармонирующих с рыжеватыми волосами.

Слог Ахметова по-восточному цветист, при этом выражение его, в большинстве своем, метки. Хотя видно, что дается это непросто, и некоторые оговорки один из богатейших людей Украины все-таки допускает.

Итак.

Об отношении к «Нашей Украине» и Блоку Юлии Тимошенко.

Они – за реприватизацию, мы – за уважение к частной собственности… Есть браки по любви, и по расчету. Мне ближе брак по любви. Но раз любви между нами нет, возможен брак по расчету. С нашей стороны это – экономический рост и объединение Украины.

При этом Ахметов не исключает ни союза с обеими политическими силами, ни объединения с какой-либо одной из них.

О возможном уходе в оппозицию.

Если мы будем в оппозиции – мы будем качественно справляться с этой работой… Добиваться, чтобы власть принимала решения в интересах общества, делать ее решения прозрачными для общества.

Об экономических приоритетах.

Наша цель – добиться 8 – 12 % ежегодного роста ВВП в течение десяти лет.

Вряд ли Ахметова и его товарищей по партии можно упрекнуть в незнании нынешней, неблагоприятной для Украины конъюнктуры на мировом рынке металла (с одной стороны), и на рынке энергоносителей (с другой). Что ж, значит, их нельзя упрекнуть и в скромности обещаний.

Кстати,

О ценах на газ.

Мы имели газ по 50 долларов из двух стран. Правительство весь 2005 год говорило, что необходимо пересмотреть соглашение. Пересмотрели. Что мы имеем? Непрозрачную сделку. Непонятного посредника. И, честно, говоря, не знаем, будем ли мы иметь газ, и по какой цене.

Но если вы меня спросите, можно ли вернуться к старым ценам, я вам скажу: убежден, что нет. Следовательно, надо наращивать экономический рост, чтобы предприятия могли расплачиваться за газ по европейским ценам.

То есть и Виктор Янукович, и многие его соратники, и эсдеки, не говоря уж о Витренко, напрасно утверждали во время выборов, что, скажем, вступление в ЕЭП обеспечит понижение цены на голубое топливо. По крайней мере, так не думает Ахметов – человек, куда больше многих заинтересованный в этом понижении.

Да, об упомянутом уже ЕЭП, равно как и о НАТО и русском языке, Ринат Леонидович высказывается в истинно дипломатическом духе. По его словам, «если есть потребность в русском языке, власть должна это учитывать, а на русском говорит и думает половина населения страны». По НАТО – тоже надо «учитывать», то есть проводить референдум (тут же напоминает, что 70 – 80 % украинцев вроде как против вступления в эту организацию). По ЕЭП – вообще верх дипломатичности: «Украина должна вступать в любое объединение, в которое ей выгодно вступать. Если в ЕЭП выгодно – надо вступать туда. Здесь надо сесть и хорошо посчитать…».

Спрашивать у народа, заметьте, в этом случае ничего не надо.

Ринат Ахметов с большой убежденностью говорит о необходимости экономического роста и снижения налогов. С большой увлеченностью – о футболе. Но ярче всего выходит все-таки о себе.

Так, на вопрос о своем первом миллионе он, смеясь, сообщает:

Чувствую, снаряды рвутся все ближе и ближе… Мне легче сказать вам, как я заработал первый миллиард. Или даже второй.

Однако Ахметов очень уважает себя как серьезного человека, и его внутренне ужасает возможность показаться пустословом. Это не комплимент – это видно даже из-за спин телеоператоров. Поэтому на каждый вопрос он отвечает до конца, пусть и с неохотой:

В 1992-95 был, как я уже говорил, период «неформальной» экономики. Тогда нами была создана компания АРС. Мы занимались торговлей углем и коксом. Именно тогда я заработал свой первый миллион.

Старание договаривать до конца едва не дает сбой в другом случае - когда Ахметова спросили, правда ли, что в 2003 году он общался с Виктором Ющенко на тему поддержки того на президентских выборах 2004 года. И что, когда Ющенко спросил гарантий, Ахметов якобы просто протянул ему руку.

Я хочу сказать, что моя рука – это действительно самая надежная гарантия, - нее дослушивая вопроса, несколько раз повторяет Ахметов. Он явно пытается развить эту тему, говоря, что вот сейчас-де некоторые и документы подписывают, «а потом говорят – это не моя подпись»… Но бизнесмена таки дожимают журналисты.

И в первом, и во втором, и в третьем туре мой голос был отдан Виктору Януковичу, - говорит он. Но вредная пресса напоминает, что речь идет о 2003 году.

Я этого не помню, - наконец, как-то тихо отвечает миллиардер.

Надо думать, речь идет именно о содержании переговоров с Ющенко и/или факте «рукоподавания». Сам же факт встреч Ахметова и Ющенко в те времена неопровержим: их совместное фото с дня рождения Ефима Звягильского где только ни публиковалось.

…В остальных случаях Ахметов традиционно ярок. Он с юмором отрицает своекриминальное прошлое, серьезно обещает отдать нуждающимся детям свою депутатскую зарплату и «категорически не желает» претендовать на посты в правительстве.

В финале Ахметов заверяет, что в списке Партии регионов есть самые разные специалисты, включая целый полк сотрудников его компании СКМ, но вот с его водителем, якобы занимающим 66 место списка, журналисты перегнули палку.

Вы меня без водителя хотите оставить? - добродушно интересуется он. И показывает своего «настоящего» водителя – уже на улице, у своей машины.

Перед этим ему приходится четыре раза помахать рукой, поворачиваясь в разных направлениях – по просьбам столпившихся с четырех сторон теле- и фотожурналистов.

Александр Михельсон, "Главред"

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи