Война объявлена? Газовая

С чего начинаются войны? С того, что в одностороннем порядке разрываются - не обязательно де-юре, можно и де-факто - международные соглашения. Далее агрессор, используя свое преимущество в тех или иных силах и ресурсах, осуществляет активные действия против неприятеля, достигая желанных результатов.

Что мы имеем с этой точки зрения в украинско-российских газовых отношениях?

Между НАК "Нефтегаз Украины" и "Газпромом" номинально действует контракт об объемах и условиях транзита российского естественного газа по территории Украины на период с 2003 до 2013 года от 21 июня 2002 года. Дополнением № 4 к контракту от 9 августа 2004 года на период с 2005 до 2009 года установлены:

а) фиксированная ставка платы за транзит российского газа в размере 1,09375 долларов за 1 тыс. куб. м газа на 100 км расстояния, которое не подлежит изменению сторонами.

б) фиксированная цена на российский естественный газ, который предоставляется ОАО "Газпром" для обеспечения баланса газа Украины за счет оплаты НАК "Нефтегаз Украины" услуг, которые предоставляются по транзиту, в размере 50 долларов за 1 тыс. куб. м, что не подлежит изменению сторонами.

Тогда же Украина и Россия договорились об условиях транзита через территорию Украины к Европе 112 млрд. куб. м российского газа в 2005 году. Как оплату транзита, Россия обязалась поставить 23 млрд. куб. м газа по цене 50 долларов за 1 тыс. куб. м., а остаток платы за транзит внести деньгами.

Это де-юре.

А де-факто российская сторона требует пересмотра системы газовых соглашений с целью увеличения цены за газ, обозначенный в пункте б). Как и за весь другой газ, который Украина получает из России. Реально речь идет суммарно приблизительно о 50 млрд. куб. м. из тех 75 млрд., которые ежегодно потребляет украинская сторона.

Мотивация российской стороны будто сугубо экономическая – мол, в Европе за последние годы цена газа увеличилась втрое – поэтому давайте и мы перейдем на рыночные отношения, так как нам невыгодно продавать вам газ по таким мизерным ценам, мы фактически его дотируем.

В действительности "экономические" аргументы – это откровенная туфта. Никто в России не дотирует добычу газа для Украины.

Или может, за последние годы там втрое увеличилась зарплата газовиков? И вообще – какую частицу в стоимости российского газа составляет зарплата "низовым" работникам? Два или три процента? Или целых пять?. Продавать газ выгодно даже по низкой цене (иначе каким бы образом "Газпром" сколотил свое состояние).

Просто в случае Украины речь идет не о сверхприбылях, а об обычных прибылях. И надо иметь рынок, куда продавать. Западная Европа с ее энергосберегающими технологиями едва ли проглотит все, что добывает Россия.

Борьба же с бедностью и другими бедствиями за счет валютных поступлений от продажи газа и нефти в государственный резервный фонд не ведется – иначе бы сам Путин, например, не разводился на проведенном в Пензе недавнем совещании на высочайшем уровне по вопросам улучшения медицинского обслуживания населения о том, что проблемы с обеспечением провинции машинами "скорой помощи" должны быть решены за два-три года.

Эту проблему можно было решить в течение месяца, использовав деньги из этого фонда, где уже около 50 миллиардов долларов. Такая же туфта и то, что, мол, "Газпром" – это не политическая, а хозяйственная структура. На самом деле речь идет о полностью подчиненной "кремлевским чекистам" организации.

Так вот, господа, заметили ли вы, что нам объявлена война? Нет?

Тогда продолжим. По цене 46-47 долларов за 1 тыс. куб. м. 2006 года будут получать российский газ Беларусь и Армения. А вот в Грузию, Молдову и страны Балтии газ будет поставляться по значительно более высоким ценам. То есть демонстрируешь полную и окончательную геополитическую лояльность Кремлю – получаешь экономическую подачку. Стремишься жить по-своему – плати!

Что же, хоть и цинично, но по-своему честно. Если бы не одно "но": подписанные раньше сторонами соглашения, которые не допускают возможности односторонних действий со стороны России. Односторонние же противоправные действия в отношениях между государствами – это война. Есть ли другое определение?

И что интересно: россияне при этом называют условия, при которых они согласны не нарушать соглашение. Председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер прямо назвал их в интервью телеканалу "Russіа Today": "Что касается компромисса, конечно, он возможен. Он известен украинской стороне – это вопрос газотранспортного консорциума".

Другими словами, речь идет о передаче собственности Украины российской стороне. Даже самые скромные оценки стоимости этой собственности (то есть системы газотранспортных коммуникаций) превышают размеры платы за газ в течение десяти лет (если принять российские требования) в несколько раз.

Но и в таком случае Россия будет поставлять Украине газ по льготным ценам только в течение "некоторого периода". То есть до тех пор, пока хочет, если исходить из имеющегося опыта общения.

В отношениях между людьми это называется хорошим словом "шантаж". В межгосударственных отношениях – агрессивными действиями.

А еще в эфире радио "Эхо Москвы" спикер "Газпрома" Сергей Куприянов заявил: компания прекратит поставки газа в Украину с начала 2006 года, если к этому времени не будет подписан контракт об условиях этих поставок. Это при том, что юридически указанные условия определены до 2009 года и не могут быть изменены.

Сразу после этого в эфире телеканала НТВ заместитель председателя правления российского "Газпрома" Александр Медведев заявляет, что Украина, мол, упустила время для обсуждения цен на газ. Он сказал, что на этот момент о цене в 160 долларов за тысячу кубометров и речи быть не может. По словам Медведева, газ должен поставляться по европейским ценам, и это будет около 217-230 долл. за тыс. куб. м.

Вы еще не убедились, что нам объявлена война?

Тогда вспомните заявления Путина о том, что Украина заработала хорошие деньги на приватизации "Криворожстали" и способна заплатить "рыночную цену" – как в Европе – за поставленный газ.

Слова "рыночная цена" я не случайно ставлю в кавычках. Как может цена газа на украинской границе равняться цене газа на немецкой границе, когда добираться туда газ должен еще пару тысяч километров через территории Украины и Польши, а за транзит следует платить?

И почему не говорится о "рыночной цене" за транзит русского газа украинской территорией (цена транзита территорией Германии сегодня составляет 2,5 доллара за тысячу куб. м. на 100 км расстояния, территорией Польши – 2 доллара)?

А когда российские политики ведут речь о необходимости "монетизировать отношения" с Украиной, Грузией и Молдовой, почему они забывают, что такая монетизация может быть всесторонней, то есть по нормальным ценам, следует, должна платить и Российская Федерация за воинские базы, за транзит товаров и за другие услуги, предоставленные ей этими странами?

Другими словами, разговоры о "рыночной цене" – эта тоже туфта, способ маскировки своих истинных целей и психологического давления на население государств, определенных как объекты кремлевской агрессии.

Тогда кто же сидите сейчас в Кремле и какая команда, по данным немецких экспертов, непосредственно контролирует свыше 2/3 российского ВВП и экономических структур? Это – чекисты. Номинально – бывшие, но, как говорила сам Путин, присяга в их ведомстве дается раз и на всю жизнь.

А что такое ЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ? Это организация, которая создана тоталитарным режимом и обеспечивала его власть – как на территории СССР, так и в мире, путем максимально возможного в данный исторический момент контроля за политикой, масс-медиа, наукой и экономикой демократических государств. Это организация, которая преступно убила значительно больше невинных людей, чем СС или Гестапо.

Это структура, которая была создана в свое время для реализации целей мирового господства российского тоталитарного режима – и могла ли она и ее функционеры коренным образом измениться, если в России (как и в Украине, кстати) большевистский тоталитаризм не получил надлежащей юридической оценки и не состоялась декоммунизация?

Это Джордж Буш, который спрашивает у Кондолизы Райс разрешения сходить в клозет во время сессии Генеральной ассамблеи ООН, может заявлять: "Я посмотрел в глаза Путину и ощутил все положительные качества этого человека". Мы же должны знать реальную цену "кремлевским чекистам" и их отношению к демократии.

Историк КПСС Владимир Литвин, конечно, может заявлять, что в нынешней ситуации вся вина лежит на официальном Киеве, - но оценивали ли историки КПСС когда-нибудь иначе какие-либо действия в ответ на московскую агрессию со стороны "украинских буржуазных националистов" - то есть всех, для кого честь и достоинство Украины – не пустой звук?

Хотя с другой стороны, вина таки лежит на Киеве – на том Киеве, который год тому назад вышел на Майдан и не допустил к власти в Украине кремлевского кандидата в президенты. Мы должны сознавать то, что сам факт оранжевой революции сделал неминуемой настоящую "газовую агрессию" со стороны "кремлевских чекистов". Как и другие акции, направленные на смену не только теперешней власти – а и трансформацию всего украинского общества в желаемом той публике направлении.

И этой агрессии может поставить точку или способность Украины дать адекватный ответ на действие "кремлевских чекистов", или полная и окончательная капитуляция команды Ющенко, или отстранение ее от власти. Понятно, что во втором случае дешевый газ и другие льготы будут символизировать успех агрессивных действий Кремля, то есть об "остановке агрессии" можно будет говорить весьма условно.

А каким образом команда Ющенко утратит эту власть – здесь, разумеется, возможны варианты.

Первый – Россия прекращает поставки газа и народ под руководством сами знаете кого, разогретый соответствующими медиа, выходит на улицы и свергает ненавистную оранжевую власть, не зная при этом, что в России в течение года цены на газ для обычных граждан возрастут на 50%, то есть даже вхождение в состав РФ не спасет ничьи кошельки.

Второй – Ющенко капитулирует, от него отворачивается национально гордый избиратель, и вскоре глава государства, лишенный какой-либо поддержки, сам отправляется в отставку.

Третий – команда Ющенко во время избирательной кампании распадается, следствием чего становится полное доминирование в Верховной Раде бело-голубых и появление соответствующего полновластного премьера. Список вариантов можно продолжить, но в любом случае они, по мнению "кремлевских чекистов", беспроигрышные.

Уже сейчас, как подтвердило голосование в парламенте 14 декабря за законопроекты, нужные для вступления Украины в ВТО (они были провалены во втором чтении), команда Ющенко утратила большинство в Верховной Раде (даже при поддержке БЮТ!)...

Теоретически поставить Кремль на место можно элементарно. Вы не будете нас поставлять газом после Нового года? ОК.

Мы продержимся зиму на запасах, на собственной добыче и на купленном в мире сжиженном газе, но на уступки не пойдем, пусть даже упадет наше производство. Но вместе с тем, как вы нас призываете, "монетизуємо" межгосударственные отношения на всех векторах.

Прежде всего, денонсируем соглашение о Черноморском флоте, чтобы аренда базы в Севастополе также базировалась на мировых ценах - не 97 млн. долларов, как сейчас, а не меньше 2 млрд. А пока что отключим все коммуникации российской базы. Пусть ваши корабли включают двигатели и сам производят электроэнергию для потребностей базы, тратя свой и без того не весьма значительный ресурс.

А еще мы немедленно отключаем энергоснабжение радиолокационных станций предупреждения о ракетном нападении в Мукачево и Севастополе, вследствие чего Россия как мировая воинская мощь перестает существовать. Надолго.

По меньшей мере года на три-четыре – пока не построят что-то адекватное на своей территории. А до этого кто угодно может безнаказанно расстрелять Москву своими ракетами. Скажем, Шамиль Басаев, купив где-то пару пусковых установок. Усама бин Ладен. Или Борис Березовский.

И сколько так продержится Россия, в придачу утратив возможность зарабатывать деньги на транзите энергоносителей через Украину (ведь почему мы должны бесплатно обслуживать "кремлевских чекистов")?

Но способна ли украинская власть сделать что-то решительное?

Президент Ющенко уже призывал "не политизировать" конфликт. Господин президент, этот конфликт политизирован самим фактом вашего президентства!

Вы можете, конечно, согласиться на реанимацию газового консорциума, но это не уймет аппетиты "кремлевских чекистов" и не изменит их намерения, ни относительно Украины, ни относительно Вас лично, ни относительно нас всех, тех, кто не хочет возвращаться в "светлое минувшее" и снова петь сталинский гимн с едва обновленными словами. Литва 1990-91 года выстояла в условиях энергетической блокады.

Но там была достойная власть.

Сергей Грабовский, заместитель главного редактора журнала "Современность” для "Украинской правды"

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Все статьи