Холодная война

Премьер загоняет Президента в угол, планомерно отбирая у него рычаги влияния. Но получить полноту власти Виктору Януковичу помешают противоречия в его собственной партии.

"Сегодня объявлена война, которая не принесет победы ни одной стороне", – заявил с трибуны парламента член Нашей Украины Вячеслав Коваль, комментируя тот факт, что охрана Кабмина не пускает на заседание правительства министра иностранных дел Бориса Тарасюка. Слово "война" последнее время все чаще можно услышать от политиков, оценивающих ситуацию, сложившуюся в стране. Кризис институтов исполнительной власти, который наметился в октябре, сегодня выливается в жесткое противостояние Президента и премьера, проявления которого заметны уже не только в Украине, но и на международной арене.

Давление на Виктора Ющенко со стороны антикризисной коалиции, очевидно, будет только усиливаться. Партия регионов (ПР) готовит принятие законов, устраняющих правовые лазейки для расширения полномочий своих оппонентов. Скоро парламент примет закон об оппозиции, в котором отсутствуют пожелания Блока Юлии Тимошенко (БЮТ) и Нашей Украины (НУ). Но ключевым документом для регионалов остается закон о Кабмине. В середине ноября парламент одобрил правительственный проект, ущемляющий права Президента. Если Ющенко подпишет его после второго чтения, это станет сигналом перехода противостояния Президента и премьера в "мирную" фазу, когда стороны вяло интригуют друг друга, но не вступают в открытую схватку. "Нет противостояния. Между правительством и Президентом есть обстоятельства, по поводу которых у нас разные подходы", - туманно объясняет Анатолий Толстоухов, министр Кабинета Министров.

На всех фронтах

Обострение отношений между бело-голубыми и оранжевыми началось сразу же после слаженной атаки на практически всех союзников Ющенко во власти. На некоторых из них Генпрокуратура Украины (ГПУ) завела уголовные дела, и их вряд ли закроют в ближайшее время. Только против бывших руководителей Нафтогазу України открыто 58 дел, в том числе и против его экс-главы Алексея Ивченко. На крючке у ГПУ экс-министр внутренних дел Юрий Луценко, экс-министр по делам семьи, молодежи и спорта Юрий Павленко, запорожский губернатор Евгений Червоненко и другие оранжевые. Контрольно-ревизионное управление (КРУ) копает под экс-министра обороны Анатолия Гриценко, а также под бывшее руководство Укртелекома, Укрзалізниці и Минпромполитики.

Новые возможности поквитаться с оппонентами откроются перед Партией регионов, если она получит рычаги влияния на МВД – мощный аппарат давления и сбора компромата. Регионалам будет непросто сломить вновь назначенного министра этого ведомства Василия Цушко. Но не исключено, что "осваивать" министерство будут через департаменты. Первым признаком этого станет появление среди замов Цушко людей, близких к Партии регионов.

Губернаторы – последний ресурс Президента. Но и здесь есть червоточина – некоторые из глав администраций тайно или явно переходят на сторону сильного. Например, аналитики говорят о симпатиях к бело-голубым недавно уволенной главы Сумской обладминистрации Нины Гаркавой. По словам Александра Гудымы, депутата Верховной Рады четвертого созыва, губернатор Львовской области Петр Олейник тоже в хороших отношениях с "донецкими", в частности, с Николаем Азаровым и Андреем Клюевым.

В парламенте Партия регионов уже полным ходом вербует депутатов из оппозиционных БЮТ и Нашей Украины. Голосования по бюджету и отставке Луценко показали, что работа в этом направлении ведется успешно.

Если Регионы получат конституционное большинство в 300 голосов, они возьмут страну под контроль. Коалиция сможет преодолевать вето Президента, подчинить себе губернаторов и местную власть. Она может объявить импичмент Президенту и даже упразднить этот институт. "Любая сила стремилась бы иметь в Верховной Раде конституционное большинство, чтобы улучшить Конституцию, - не скрывает депутат Партии регионов Борис Колесников. - Это нужно для принятия важнейших вещей: статуса русского языка как второго государственного и реформы местного самоуправления".

Но, к счастью для Президента, до 300-т голосов коалиции еще далеко. Пока что большинство не набирает и 250-ти. А ресурс потенциальных перебежчиков в стане оппозиции не дотягивает даже до 40-ка "штыков". Больше можно получить лишь путем жесткого давления на депутатов, беспрецедентного даже для эпохи Леонида Кучмы. Но такой экстремальный вариант развития событий не устраивает многих регионалов. Ведь не все хотят войны с Президентом на уничтожение.

Соратник Рината Ахметова Колесников дает понять, что несмотря на его личные счеты с "оранжевыми демократами", бизнесменам его фракции война не нужна. "Любое политическое противостояние бизнесу, в том числе и с Востока Украины, невыгодно. Оно означает нестабильность, недоверие к государству, что вызывает дополнительные ненужные риски", - говорит он.

Ту же позицию озвучила лидер фракции Партии регионов Раиса Богатырева, которая выступила против отставки Гриценко и призвала обе стороны сесть за стол переговоров.

Учитывая, что Богатырева представляет во фракции группу, соперничающую с группой Януковича, можно говорить о противоречиях, наметившихся в лагере премьера.

Партия мира и партия войны

Со стороны Партия регионов кажется монолитом. Такой сплоченностью в Украине не может похвастать ни одна серьезная политическая сила. В отличие от НУ, съезды которой смахивают на базар, ПР - предельно закрытая структура, где сор не выносят из избы. О жесткой дисциплине регионалов ходят легенды. Схема принятия и исполнения решений там предельно централизована. Решения принимают несколько человек, во многих случаях единолично лидер партии, а партийные органы доводят их до низов, беспрекословно выполняющих приказы сверху.

Но даже у этого монолита есть трещина. Эксперты уверенно говорят о наличии в донецкой группе двух соперничающих команд – Ахметова и Януковича.

Эти команды отличаются по происхождению и менталитету. Первые – хищники эпохи первичного накопления капитала – бизнес-партнеры Ахметова, а также управленцы Систем Кэпитал Менеджмент (СКМ), головной компании предпринимателя. Вторые – крупные промышленники советской закалки, пришедшие к власти через трудную директорскую карьеру.

"Ахметов шел напролом, и многие члены ПР испытали на себе его давление, – вскрывает подоплеку противоречий Сергей Гармаш, президент Центра исследований социальных перспектив Донбасса. – Были попытки захвата «Стирола» Николая Янковского, давление на Новокраматорский машзавод Георгия Скударя, на шахту имени Засядько Ефима Звягильского. Конфликты погашены, но осадок у однопартийцев наверняка остался".

Авторитарный стиль управления Януковича не может не вызывать раздражения Ахметова. Отношения между ними стали особенно напряженными после выборов 2004 года, когда Янукович, будучи кандидатом в президенты, не оправдал надежд партийных спонсоров. "Это жесткий, властный и мстительный человек, - говорит Гармаш. – Ахметов вынужден это учитывать и опасаться усиления премьера".

Без сомнения, избрание Януковича премьером чрезвычайно укрепило его позиции в партии. Это констатируют и сами регионалы. "Ахметов – один из лидеров партии, - говорит Олег Калашников, член фракции ПР. – Но безусловный лидер – Янукович".
Ахметов получил от победы над оранжевыми не так уж много. В Кабмине доминируют люди Януковича – от вице-премьеров Николая Азарова, Дмитрия Табачника и Владимира Рыбака до министра Кабинета Министров Анатолия Толстоухова. К команде Ахметова можно отнести разве что министра экологии Василия Джарты. Влияние бизнесмена распространяется больше на заместителей, чем на первых лиц. Его люди есть среди замов гендиректора Укрзалізниці, главы Налоговой администрации, министра углепрома, Генпрокурора и других ведомств.

В партии, за исключением Донецкой облорганизации, доминирует Янукович. В президиуме ПР тоже перевешивают его люди: Азаров, Рыбак, Валентин Ландик, Евгений Кушнарев, Тарас Чорновил и другие. Представители региональной элиты, примкнувшие к победителю парламентских выборов, побаиваются Ахметова и делают ставку на Януковича.

Учитывая эти факторы, Ахметову невыгодно получение Януковичем всей полноты власти после сокрушения Президента и его людей. "Как любой бизнесмен, Ахметов заинтересован в политической стабильности и репутации за рубежом, – считает Гармаш. – Ему невыгодна конфронтация с Президентом. Схватка за Тарасюка ему определенно ни к чему".

Первые признаки того, что группа Ахметова может начать свою игру – уколы в адрес премьера со стороны подконтрольной СКМ газеты «Сегодня». Там появились заметки о его охоте на кабана в Беларуси в день памяти жертв Голодомора, а также о ночевке премьера в дорогом отеле во время визита в Вашингтон. Впрочем, в открытый конфликт эти уколы вряд ли перерастут. Самый богатый человек в Украине, несомненно, располагает достаточными средствами, чтобы создать новый политический проект (у Ахматова так же есть контроль над Донецкой областью, фракцией в парламенте, собственные СМИ и лидер с потенциалом национального – Богатырева). Но с другой стороны, очевидно, что нынешняя сила ПР – в ее монолитности перед внешней угрозой. А пока эта угроза – объединение Ющенко и Тимошенко – еще актуальна.

Если группа Ахметова начнет дискредитацию Януковича, донецкие потеряют партию и власть в стране. "Существование регионалов зависит от рейтинга их лидера, от успехов правительства, – отмечает Андрей Ермолаев, руководитель Центра социальных исследований София. – Ахметов своими деньгами расколовшуюся партию не соберет. Партнерам-соперникам выгоднее договориться, чем вырывать коврик из-под ног друг друга".

Сегодня регионалы отвергают возможность конфликта своих лидеров. В ответ на вопрос «Корреспондента», не смущает ли его усиление позиций Януковича, Колесников ответил: "Позиции премьера совпадают с позициями партии. Так что нас в этом плане ничего не смущает". "Дисциплина у нас сильна, как никогда, нет ни одного сомневающегося, – также уверяет Людмила Кириченко, фракция ПР. – Будем идти на серьезные компромиссы, чтобы связь коалиции и правительства не пошатнулась".

Партии регионов необходим большой компромисс с Ющенко. Это понимает, в первую очередь, бизнес-крыло донецких, заинтересованное в нормальных отношениях с Европой и США. "Следует заморозить конфликты вокруг Тарасюка и Гриценко, а также принятия бюджета и искать компромисс, – предлагает Владимир Корнилов, директор украинского филиала Института стран СНГ. – Это необходимо для того, чтобы не подорвать международный имидж Украины".

В ожидании весны

В радикальном развитии конфликта между Президентом и премьером заинтересована в первую очередь оппозиция. "Война началась не с подписания или неподписания бюджета. Она началась с момента, когда Президент внес кандидатуру Януковича в парламент", – говорит зампредседателя БЮТ Александр Турчинов. Оппозиция считает, что сумеет избавиться от Януковича до середины 2007 года. Якобы за это время может произойти либо распад коалиции, либо Конституционный Суд (КС) отменит реформу, либо Президент добьется досрочных парламентских выборов. "Закончиться это должно только одним – роспуском Верховной Рады. Ведь эта Верховная Рада, эта антикризисная коалиция полностью провалили внутреннюю политику", – делится своим виденьем Турчинов.

Но Партия регионов не намерена просто так уступать власть. Донецкие бизнесмены уже усвоили, что в этом случае за них возьмутся новые хозяева страны. Гарантия их безопасности – как можно более длительный контроль над государством.
"В противостоянии с оранжевыми коалиция будет руководствоваться логикой силы, – убежден Иосиф Винский, внефракционный депутат. – Не забывайте, Янукович – не Кучма, который не стал стрелять в Майдан и уступил бразды правления. Янукович получил безграничную власть и больше не допустит поражений".

Угроза кровопролития может помешать осуществлению любого из сценариев устранения ПР от власти. Даже в случае позитивного решения КС по отмене политреформы регионалы просто не будут его выполнять под предлогом того, что судьи необъективны или продажны. "Сам КС тоже будет искать компромиссы, – намекает Корнилов. – Не думаю, что кто-то будет рассматривать вариант отмены политической реформы через КС".

Идея досрочных выборов слаба, поскольку нет четких законодательных механизмов роспуска парламента. Второго Майдана не предвидится: широкие массы не всколыхнуло даже беспрецедентное повышение коммунальных тарифов.

Уход фракции социалистов из коалиции кажется более вероятным из всех вариантов. Но бывший социалист Винский, зная о взаимоотношениях между лидерами СПУ, скептически оценивает этот сценарий. "Говорят, что весной коалиция будет иной, но я в это не верю, – говорит он. - Коалиция монолитна, потому что объединена особыми неполитическими механизмами. Александр Мороз и Петр Симоненко сломлены. Мороз мог бы изменить ситуацию, но его окружение – Николай Рудьковский и Ярослав Мендусь – определяют его мнение. В свою очередь они исполняют партитуру Януковича".
Партия регионов сегодня не сомневается в своем долгом и стабильном положении у власти. "Коалиция будет у власти минимум пять лет, – излагает план регионалов Людмила Кириченко. – А потом пройдут выборы. За это время избиратели оценят наши усилия и снова выберут нас в парламент. Ради этого работает Кабмин".

Статья перепечатана из журнала "Корреспондент" №49 от 16 декабря 2006г. Перепечатка, копирование или воспроизведение статьи в каком-либо виде строго запрещено без письменного разрешения ООО "КП-Пабликейшнс".

Автор - Юрий Зущик, "Корреспондент".

Статьи

Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Мир
26.03.2024
07:36

«Уже сейчас можно купить билеты в Крым на июнь». Российские СМИ об Украине

"В реакции Киева - вся суть этого террористического режима. Трудно даже описать ту смесь восторга, злорадства и упоения, которую трагедия вызвала в украинских СМИ…"
Все статьи