Нардеп от "Слуги народа" Святолав Юраш: Изменения происходят быстро или никогда

Святослав Юраш - самый молодой народный депутат в украинском парламенте, ему 23 года. Высшее образование получал за границей: сначала в Польше, потом в Индии. В 2014 году вернулся в Украину и основал пресс-центр Евромайдана, который рассказывал о событиях в нашей стране на семи языках. За участие в событиях Революции Достоинства получил орден "За заслуги" III степени.

С начала российской агрессии на Донбассе освещал ситуацию на оккупированных территориях для американского телеканала Fox News. После возвращения сотрудничал с международными организациями, государственными, общественными, медийными и бизнес-структурами.

Занимал должность заместителя директора Всемирного Конгресса украинцев в Киеве и секретаря Общественного Совета при Парламентском комитете по иностранным делам. В июле 2019 года был избран народным депутатом от "Слуги народа".

В интервью "ОстроВу" Святослав Юраш рассказал, почему "Слуга народа" не торопится с внесением и рассмотрением законопроектов об оккупированных территориях и как он видит процесс реинтеграции Донбасса.

- Как вам первый месяц работы в качестве народного депутата?

- Первый месяц, прежде всего, дает понимание ответственности, которая стоит перед нами, особенно учитывая результаты парламентских и президентских выборов. Это уникальный шанс, цена потери которого очень высока, поэтому мы работаем каждый день, чтобы реализовать все аспекты этого шанса. Работы очень много. Я работаю в комитете иностранных дел и очень часто сталкиваюсь с манипуляцией запросов, которые получаю.

- Например?

- Например, это лоббизм. Есть понятный вариант лоббизма, когда кто-то приходит и предлагает тебе деньги за какую-то услугу. Но есть и другой вариант, с которым я сталкиваюсь, когда приходит миллион "плакальщиц" и говорят, что если в законе поменять какое-то предложение, то какому-то украинскому селу станет жить легче. Хотя, на самом деле, когда начинаешь разбираться, то понимаешь, что изменив это одно предложение, получит миллионы не село, а какой-то конкретный человек. И ты понимаешь, что нужно быть очень осторожным.

- Вы - самый молодой народный депутат в истории Украины. Не чувствуете дискриминации на этой почве?

- Нет. Внутри партии нужно просто укрепить за собой определенную нишу работы, показать в ней результаты и возможности и тогда уже появляется уважение. По крайней мере, это чувствуется.

- Вы не считаете, что слишком торопитесь с принятием законов?

- Наоборот, я считаю, что мы идем слишком медленно. Изменения происходят быстро или никогда. Если мы говорим про запрос народа, который существует, то он требует быстрых изменений своей жизни. Нам нужно отвечать на этот запрос и производить эти изменения. И мы понимаем, что начать этот путь нужно с Верховной Рады, потом продолжить в исполнительной власти и завершить президентской поддержкой.

- Раз вы начали говорить про запрос населения, то согласно многим социологическим исследованиям, украинцы от новой власти ждут, прежде всего, завершения войны на Донбассе. Однако, в том огромном перечне законопроектов, которые инициирует и принимает партия "Слуга народа", нет ни одного про оккупированные территории, переселенцев или завершение конфликта.

- Это совсем другой вопрос, который требует диалога в "норманнском формате", из которого станет понятно, что является возможным для нашей мирной перспективы на Донбассе. На самом деле, я понимаю, сколько невозможного произошло за последнее время: это и выборы, и возвращение наших пленных из России, которые находились там пять лет. Если говорить конкретно про мир на Донбассе - то там дискуссия должна идти про "нормандский формат", который всё покажет. А какие-то спекуляции до этого не имеют смыла. Давайте посмотрим, что там произойдет, что там обсудят, какие будут достижения, и после этого будем думать, как это закреплять на парламентском уровне.

- То есть вы ждете сигнала от президента?

- Давайте не забывать, что по Конституции у президента есть прерогатива в вопросах по международной политике. Более того, прогресс по освобождению украинских пленных из России произошел именно после звонка президента Украины Владимира Зеленского Путину.

- Да, но в вопросе с пленными парламент не мог никак повлиять на этот процесс. А в случае с Донбассом у Верховной Рады больше возможностей и полномочий.

- Если мы говорим об установлении мира в Украине, то переговоры в "нормандском формате" являются ключевыми. Давайте дождемся, о чем там договорятся, и от этого уже будем отталкиваться, что мы как парламент можем сделать.

- Вы не считаете, что у украинского общества есть ожидания от парламента, что он тоже будет инициировать какие-то вопросы, а не просто выполнять волю президента?

- Я думаю, что общество четко показало на парламентских выборах, что оно хочет дать полный мандат Владимиру Зеленскому для реализации его идей. Мы прекрасно понимаем, что без него процессы, которые уже начались, не произошли бы. Общество ожидает, что Зеленский и его команда, куда входит парламент, смогут воплотить эти изменения. Мир - это не только борьба с Россией, это еще успех Украины как государства. Мы должны показать, что несмотря на весь дискомфорт и проблемы, мы все равно сможем реализовать нашу программу по трансформации государства и построить качественно другой уровень жизни.

- Ожидания жителей оккупированного Донбасса, особенно которые регулярно ездят на подконтрольную территорию Украины за пенсиями и продуктами, совсем другие. Например, это упрощение порядка пропуска и оформления социальных пособий.

- Мы понимаем эти проблемы. У нас ведется работа по этим направлениям в комитетах, есть люди, которые занимаются этими проблемами. Моя жена родом Донецка, она там потеряла свой дом, и она прекрасно понимает и рассказывает мне каждый день о ситуации на оккупированном Донбассе. Мы очень хотим изменить тональность диалога между украинцами, которые остались на оккупированных территориях, и украинцами на подконтрольной части нашей страны. Мы должны этот диалог начать и всячески усиливать, чтобы Украина и украинцы понимали счастье и радость в целостности и единстве. И как только российские войска оттуда уйдут, ситуация поменяется.

- В предвыборной программе партии "Слуга народа" был пункт о создании "информационной реинтеграции жителей оккупированных территорий". Что делается в этом направлении?

- Мы понимаем, что первый фронт нашей войны с Россией - информационный. Создание в Украине альтернативы, которая могла бы пояснять даже за пределами Украины ситуацию в нашей стране, это был бы тот ход, который мог бы изменить ситуацию. Если говорить про конкретные инициативы, то был анонс создания русскоязычного телеканала.

- Кабмин в своей программе обозначил одной из целей снижение вдвое потребления российского информационного контента. Как Вы это видите

- Это очень правильная инициатива и она отвечает нашим национальным интересам. Конечно, у меня будут вопросы к правительству, какими методами это будет происходить. Но я очень рад, что этот вопрос мы поднимаем в программе действий нашего правительства.

- В результате недавно принятого закона об украинском языке наш информационный ресурс, как и многие другие, которые выходят на русском языке для жителей Донбасса, где мы среди прочего стараемся бороться с российской пропагандой, вынужден будет перейти на украинский. Очевидно, что большинство жителей Донбасса, которые привыкли читать новости на русском языке, будут искать альтернативу и найдут ее в российских СМИ. Выходит, что принятый закон об украинском языке только увеличит потребление контента страны-агрессора. Как с этим быть?

- Я хорошо понимаю эту проблему. Более того, в мой адрес был шквал критики от моих земляков из Западной Украины, потому что я выступил с критикой закона о языке. Например, согласно этому закону, официантку в ресторане можно привлечь к административной ответственности, если она не обратится на украинском языке, а парламентарий, который в Верховной Раде говорит не на украинском языке, может максимум получить отключение микрофона. Закон, который наказывает официантку и не наказывает депутата, нельзя назвать идеальным. Поэтому, нужно думать, чтобы не допускать подобные ситуации, чтобы и ваше информагентство, которое занимает свое место в информационной борьбе с Россией, не лишалось своего основного инструмента эффективности. Закон об украинском языке неидеальный и его нужно переосмысливать и совершенствовать: нужно больше "пряников" и меньше "кнутов".

- Какая будет судьба закона об особом статусе Донбассе ("Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей")?

- Я думаю, что президент Владимир Зеленский четко ответил на этот вопрос: никакого особого статуса не будет. Эта позиция также постоянно повторяется внешнеполитическими советниками главы государства. Россия мечтает интегрировать оккупированный ею Донбасс в Украину как постоянный гарант нашего неприсоединения к каким-либо альянсам. Но это невозможный вариант, мы - суверенное государство и имеем право выбирать, с кем нам дружить. Осуществление российской мечты, а именно - интеграция оккупированного Донбасса в Украину через принцип его вето на какие-то процессы - недопустимо.

- Прошлая власть принимала и продлевала этот закон якобы для продления антироссийских санкций. Вы будете его поддерживать с такой формулировкой?

- Давайте сначала посмотрим, что принесет нам встреча в "нормандском формате". Там мы услышим новый диалог и новые реалии. Давайте дождемся ее результата и поймем, что нам дальше делать в парламенте. Я уверен, что эта встреча пройдет не как всегда, будет много запятых, точек, особенностей процесса, которые смогут изменить тональность диалога.

- Тем не менее, до сих пор нет четкой информации о том, когда состоится эта встреча.

- Есть информация, что она состоится. И это уже важно. То, что все стороны согласились на диалог, это уже хороший знак.

- В вашей политической силе ведутся обсуждения относительно каких-то "красных линий", которые вы не поддержите, даже если их внесет президент после этих переговоров?

- Для меня основная "красная линия" - это изменение границ Украины. Крым и Донбасс - это территория Украины, и забыть про Крым в обмен на Донбасс - это неприемлемая для меня дискуссия.

- В вашей партии разрабатываются какие-то законопроекты по Донбассу?

- Я не думаю, что есть смысл их разрабатывать до встречи в "нормандском формате". Зачем что-то очерчивать, на что потом могут не согласиться?

- Вы знаете, что ваши коллеги по парламенту из других политических сил ("Оппозиционная платформа - За жизнь" и "Оппозиционный блок") зарегистрировали несколько законопроектов, направленных, как они сами говорят, на "достижение мира"?

- Они могут играться и спекулировать на вопросах мира долго, но не вечно. Зарегистрировать законопроекты - это небольшого ума дело. Мы хотим мира или капитуляции? Мы - партия мира, они - партия капитуляции.

Вы поймите, что моряки и другие политзаключенные, включая Олега Сенцова, были возвращены после переговоров Владимира Зеленского с Путиным. Несмотря на то, что представители этих партий часто ездили в Москву, конкретные результаты достигались на уровне избранного президента.

- Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Украина согласилась на "формулу Штайнмайера". Многие уже окрестили это капитуляцией. Как Вы прокомментируете такое решение?

- На самом деле, если почитать те документы, которые подписала украинская сторона, то ничего принципиально изменяющего политику нашего государства по отношению к оккупированным территориям, мы там не увидим. Любые выборы на Донбассе должны пройти согласно украинским законом и Конституции Украины, а также под наблюдением ОБСЕ. Любые попытки представить договоренности как реванш основаны лишь незнании реального текста документа.

- Давайте поговорим про вынужденных переселенцев. Они должны голосовать на следующих местных выборах на подконтрольной территории Украины? Сейчас у них нет такого права.

- Однозначно, переселенцы должны голосовать на местных выборах. Я буду мониторить этот вопрос, общаться с коллегами, которые занимаются этой проблемой, стараться их стимулировать, чтобы переселенцы смогли участвовать в местных выборах.

- Должна ли измениться политика государства в отношении переселенцев?

- Безусловно. Люди, которые решили уехать в Украину, должны быть приняты Украиной с гостеприимством. Все эти пять лет у нас была ситуация, когда роль государства играли общественные организации, которые занимались проблемами внутреннее перемещенных лиц.

Я считаю, что для реинтеграции граждан и нашей земли нужно делать все необходимое, и помнить, что у жителей оккупированного Донбасса есть те же права, что и у остальных украинцев.

- Какие конкретные шаги в направлении этой реинтеграции вы готовы предпринимать?

- Например, если будет система, как доставлять и выплачивать пенсии жителям оккупированных территорий, то мы готовы рассмотреть этот вопрос. Я также считаю, что нужно упростить механизмы регистрации детей в Украине, которые родились на оккупированных территориях за последние пять лет. Это очень важно строить связь для их будущего с Украиной. Это также вопрос о соблюдении прав переселенцев, которые нарушаются в Украине на каждом углу, - мы готовы это решать.

- Блокада Донбасса была правильным решением?

- Это не было блокадой, это было чем-то невнятным. Так называемая блокада себя дискредитировала. Нужно думать немного по-другому. Нужно думать, как интегрировать наших граждан на оккупированных территориях, нужно строить диалог через все возможные инструменты, а не через блокаду их жизни там.

- Вы допускаете восстановление торгово-экономических отношений с оккупированными территориями?

- Я бы очень хотел, чтобы мы говорили об этом не на фоне слоганов "блокада", а на фоне реальных стратегий работы с нашими гражданами там. Ситуацию нужно подробно изучать. Но нам нужно забыть такой слоган как "блокада", которая к тому же не выполнялась. Нужно думать про более реальную стратегию в направлении восстановления.

Я искренне заявляю, что блокада оккупированного Донбасса была абсолютным фарсом. Мы видели коррупционные истории, мы видели "Роттердам плюс". Эта блокада не работала, она была неэффективной и била не по тем. Нужна прагматическая дискуссия, где работать, а где блокировать. Но это нужно делать не слоганами, а реальными делами. Там наши люди, наши граждане, которых нужно связывать с Украиной, а не отрезать.

Беседовал Владислав Булатчик, "ОстроВ" 

Статьи

Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Мир
26.03.2024
07:36

«Уже сейчас можно купить билеты в Крым на июнь». Российские СМИ об Украине

"В реакции Киева - вся суть этого террористического режима. Трудно даже описать ту смесь восторга, злорадства и упоения, которую трагедия вызвала в украинских СМИ…"
Все статьи