В углепроме смена руководства? Тимошенко расплачивается за власть целыми отраслями

В Украине, наверное, нет министерства, где руководители менялись бы столь же часто, как в Минуглепроме. За 17 лет независимости власть в угольной отрасли ротировалась (можно читать от слова «рот»)   9 раз. Не сложно подсчитать, что в среднем, на каждого министра приходилось чуть меньше двух лет деятельности. То есть, человек приходил, осваивался, разрабатывал очередную программу «реформирования» или «оздоровления», начинал что-то ломать, но мало что успевал строить. Отсюда и разруха… Но вот, на днях, ожидается пришествие очередной, 10 «команды профессионалов». 

Уже больше месяца в угольной отрасли говорят о   скором назначении на, пока еще не вакантный, пост министра угольной промышленности донецкого депутата из НУНС Александра Клименко. Кандидатура, скажем так, неожиданная, поскольку, как выразился на днях в Луганске регионал Александр Ефремов, «ни дня не работала в угольной отрасли».

Впрочем, в последнем утверждении есть небольшая натяжка, - Клименко около года курировал углепром в должности заместителя главы Донецкой обладминистрации после революции 2004 г.. Но уже в июне 2006-го, нынешний донецкий губернатор Владимир Логвиненко уволил его вместе с другими «революционными» замами, заявив, что  «претензий ни по каким мотивам, кроме профессиональных, к этим коллегам» не имеет…

Тем не менее, сейчас, именно Александр Клименко рассматривается как наиболее вероятный сменщик Виктора Полтавца. Объясняется это просто – представители УНР Клименко и Джоджик были последними депутатами-нунсовцами, которые дали недостающие (до 37), решающие, голоса, для создания коалиции НУНС с БЮТ и Блоком Литвина. То есть, без них, Тимошенко уже не была бы премьером, а Литвин спикером. В таком торге, какой-то там углепром – не такая уж большая цена…

Александр Иванович Клименко появился на политическом небосклоне стремительно и туманно. Никто не знал о таком стороннике Ющенко в Донецке, пока последний не победил на выборах и не возник вопрос, кто же станет «оранжевым» государевым оком в «голубой» Донетчине. Именно тогда, фамилия неизвестного «бизнесмена, владельца магазина в центре Донецка», всплыла в прессе, как одна из возможных и, самая загадочная, кандидатура. 

Люди, работавшие с Клименко, рассказывают, что своей политкарьерой он обязан лидеру УНП Юрию Костенко, партию которого, Александр Иванович, якобы, финансово поддерживал в ходе президентской компании. Судя по тому, что впоследствии Клименко действительно возглавил областную организацию УНП, и вошел в НУНС от этой партии, - информация близка к истине.

Однако с губернаторством не получилось, и Александр Клименко стал заместителем главы ДОГА по топливно-энергетическому комплексу. Какое отношение до того момента он имел к углю – сказать трудно. По крайней мере, из Донецка оно не просматривалось. В шахтерской столице семья Александра Ивановича в тот период владела только магазином «She & he» и бывшим помещением областного совета профсоюзов на площади Ленина, первый этаж которого этот магазин и занимал. Остальные этажи сдавались под офисы, в том числе и известной в Донецке компании АРС, входившей в империю Рината Ахметова. Правда, в официальных биографиях указывается, что «трудовую деятельность начал в 1985 году учеником горнорабочего очистного забоя шахтоуправления "Трудовское", с 1991 года занимал руководящие должности в доме быта малого предприятия "Темп-2", акционерном обществе "Энергосбытпром", открытом акционерном обществе "Донбассэнергострой", ООО "Лизинг-центр"». Но, как утверждают знающие люди, все эти «энерго-сбыты и –строи» занимались продажей электроэнергии, а не добычей или производством.

Вообще, и деловая и политическая жизнь дончанина Клименко, в основном, происходила в Луганской области. Там, он, в 2002 году, как мажоритащик проиграл выборы в Верховную Раду, и там же вел свой основной бизнес. Нельзя не назвать это мудрой тактикой, поскольку высовываться в то время в Донецке означало попасть в сферу внимания местных ФПГ. А в совковой Луганщине, где и по сей день правят не конкурирующие бизнесс-группы, а местные царьки-чиновники, решать вопросы было легче.

Деятельность Александра Ивановича на посту энергетического замгубернатора запомнилась, в основном, скандалом. В октябре 2005-го в СМИ появилась информация, что Клименко заявил о готовящемся на него и членов его семьи покушении, и отказывается выходить из служебного кабинета. Милиция тут же отреагировала на сообщения СМИ и взяла замгубернатора под охрану, хотя, как сообщил глава УВД области Михаил Клюев, гражданин Клименко, почему-то, отказался написать официальное заявление в органы внутренних дел.

«Я связываю это с тем, что разбираюсь во всех тонкостях механизма функционирования угольного комплекса, мне удается рушить преступные схемы и связи. В прошлые времена за любую попытку вмешаться в дела угольной мафии люди платили жизнями», - пояснил Клименко ситуацию журналистам.

На брифинге он рассказал, что ему позвонил некто – «очень известные люди» - и предупредил о готовящемся покушении. «Ты даже не представляешь, на сколько серьезна может быть эта опасность» - процитировал Клименко, сказанное ему в телефонную трубку. Никаких имен или подозрений в отношении конкретных лиц, чьи схемы он «рушил» Александр Иванович не назвал. Делать какие-то предположения об этом исходя из его служебной деятельности – сложно, поскольку ничего кардинального на рынке углей в Донбассе в этот период вроде бы не происходило. 

Уже через пару недель после шумихи в СМИ о покушении, Александр Иванович представил публике свою программу по выведению из кризиса угольной отрасли. В основе программы лежало изменение мотивации шахтерского труда - увеличение заработной платы, строительство дешевого жилья, изменение подходов в производстве теплоэнергии.

«По словам А. Клименко, сейчас существует «дисбаланс по средствам, вложенным в угольную отрасль, и по эффективности их отдачи». «Уже подписано распоряжение председателя облгосадминистрации Вадима Чупруна по созданию рабочей группы, которой было поручено, в первую очередь, изучить то состояние, в котором находятся сегодня наши предприятия, перспективы их развития и судьба тех предприятий, которые находятся сегодня в стадии реструктуризации», - сказал А. Клименко.

По его словам, сегодня уже приняты решения о стабилизации ситуации в угольной промышленности. «Рабочая группа приняла следующее решение: о том, что мы выводим пилотные проекты по некоторым главным флагманам наших угледобывающих объединений, которые смогут добыть больше угля, и уголь будет лучше качества и, соответственно, будет дешевле. Если мы берем сегодня в среднем по фонду заработной платы – это на уровне 120 млн. грн. в месяц,- фонд заработной платы будет увеличиваться почти вдвое. А добыча будет увеличиваться примерно на 70%. Таким образом, мы можем вывести ситуацию из кризиса», - отметил А. Клименко.», - писал в те дни «Остров».

Несли ли перечисленные Клименко мероприятия такую опасность для «угольной мафии», что та могла совершить покушение на государственного чиновника? Учитывая, что слова тогда остались только словами, - сейчас судить об этом сложно.

Однако, оставим «туманное» прошлое нардепа, и попытаемся рассмотреть последствия его возможного назначения на должность министра угольной промышленности с позиций сегодняшнего дня.

Согласно официальной статистике, правление Виктора Полтавца в углепроме не дает производственных поводов для его смещения. За год   работы он сумел добиться остановки спада производства в отрасли и роста добычи на 3,2 миллиона тонн. У шахтеров почти вдвое выросли зарплаты, что сделало их более лояльными к Тимошенко. Был принят закон   «О повышении престижности шахтерского труда», что набавило в среднем по 390 гривен еще и шахтерам-пенсионерам. Чтоб зарплатные средства не уходили на «производственные нужды» директоров, на каждой шахте были открыты специальные счета, деньги с которых могут тратиться только на выплату зарплаты. Впервые были проведены угольные аукционы, что вывело украинские угли на мировые цены. Только в мае прошлого года Кабмин утвердил концепцию реформирования углепрома, которая предусматривает, в том числе, и приватизацию шахт…

То есть, при таком официальном позитиве Полтавца, возможное назначение Клименко можно оценивать однозначно как чисто политическое, - расплату за оказанную в парламенте услугу. Но углепром слишком специфическая область, чтоб ей руководили политики, а не специалисты. Политик – это пиар, а значит очередная реформа, еще одна программа, концепция и … воспоминания о них на руинах очередной шахты.  

Возьмем ту же приватизацию. Правительство Тимошенко сказало: приватизации углепрома быть!

Александр Иванович, в июне прошлого года высказал противоположную мысль.

«Народный депутат от «НУ — НС» Александр Клименко считает, что подход к продаже шахт, предложенный Минуглепромом, на сегодняшний день неэффективен. «В условиях, когда у нас нет собственной добычи газа и нефти, а стоимость импортного газа очень скоро достигнет 400 долларов за тысячу кубометров, запасы угля являются залогом энергетической безопасности страны. В связи с этим я бы не спешил продавать шахты, имеющие достаточное количество разведанных запасов угля», — сказал Клименко.

«Предприятия, которые раньше считались перспективными, имели большие запасы угля, сейчас не только снизили добычу, а практически не добывают угля. Очевидно, что реализовывается схема с тем, чтобы показать их убыточность и бесперспективность, чтобы за копейки их продать», — заключил Клименко», - писала газета «Дело». То же время, очевидно, что в неперспективные шахты частный инвестор вкладывать деньги не будет. Значит приватизации – ступор?

Дальше – министр угля должен, как минимум, иметь ровные отношения с угольными регионами и ФПГ, иначе вместо реформ будет вестись холодная война, как это было при, также «политическом», министре Викторе Тополове.

«Бессовестным самоуправством антиукраинского мэра Донецка Александра Лукьянченко» - назвал нардеп Александр Клименко запрет в январе этого года городскими властями Донбасса на проведение фестиваля рождественских вертепов в Донецке.

Нужно сказать, что взаимоотношения депутата и донецкого городского головы давно отличаются «теплотой и толерантностью». Кроме того, что они были соперниками на выборах 2006 года, мэр выступал еще и инициатором судебных исков по поводу незаконной достройки нескольких этажей в принадлежащем Клименко здании,   которое в силу своего расположения на центральной площади города является, фактически, архитектурным лицом Донецка. По этому поводу даже было заведено уголовное дело, но после назначения Александра Ивановича замглавой губернатора, оно либо «закрылось», либо легло под сукно…

Не забыли в Донецке и его инициативу о роспуске донецкого горсовета, с которой в мае прошлого года А. Клименко выступил как соавтор   соответствующего проекта постановления парламента. Такой была реакция на решение донецких депутатов прекратить плановое увеличение обучающихся на украинском языке школьников в связи с несоответствием этих планов пожеланиям учащихся и их родителей. В Донецке   шаг Клименко   был расценен как месть городу, за проигранные с треском мэрские выборы…

Примерно такая же ситуация у Александра Ивановича и в луганском регионе.

В феврале 2007 года луганские власти фактически забрали у Клименко приобретенный им в 2005 году ЗАО “Луганский завод коленчатых валов”.

«По данным представителей областных властей, в декабре 2004 г., после утверждения плана санации ЗАО “Луганский завод коленчатых валов”, “Лизинг-Центр” (компания, принадлежащая А. Клименко – «Остров»), как санатор, обязался перечислить за имущественный комплекс предприятия 7,2 млн грн., которые должны были пойти на полное погашение его кредиторской задолженности, составлявшей тогда 5,8 млн грн. Имущество завода донецкая компания получила в полном объеме в конце 2005 г., однако заплатила за него деньгами только 2,6 млн грн., а оставшиеся обязательства были зачтены векселями на сумму 3,6 млн грн. и погашением кредитного долга перед Проминвестбанком на сумму 1 млн грн.

Эти действия власти сочли неправомерными, как и то, что “Лизинг-Центр” не стал правопреемником ЗАО “Луганский завод коленчатых валов” в качестве работодателя. Помимо этого, власти недовольны тем фактом, что донецкая компания за время ее пребывания на заводе фактически его не финансировала, жалуясь на проблемы с кредитованием.

В результате, по словам представителя Луганской облгосадминистрации, на сегодняшний день долг по зарплате ООО “Луганский завод коленчатых валов” (эта компания была создана “Лизинг-Центром” на базе имущества одноименного ЗАО) составляет около 1 млн. грн., при том, что предприятие работает и выпускает профильную продукцию — коленчатые валы и шатуны к двигателям тракторов и комбайнов»,  писала тогда “Деловая столица”.

Кроме того, позиция луганской элиты в отношении потенциального угольного министра во вторник была недвуззначно очерчена депутатом-регионалом Александром Ефремовым.

«Я знаю, что кандидатура Полтавца последние недели находится в подвешенном состоянии. И я знаю, кого предлагают на его место. Она ни одного дня не работала в угольной промышленности, но на следующей неделе эту кандидатуру будут предлагать. Но вряд ли протолкнут. Сегодня коммунисты нам добавят голоса», - заявил А.Ефремов в ходе луганской областной учредительной конференции  общественной организации «Союз шахтеров-инвалидов, ветеранов и пострадавших на производствах».

  

Правда, в некоторых кругах в Донецке считают, что, работая на Луганщине, Александр Клименко сблизился по бизнесу с нынешней неофициальной кураторшой углепрома Натальей Королевской. Есть мнение, что это она инициирует отправку на пенсию вышедшего из-под контроля Полтавца, чтоб поставить другого, послушного ей, министра. 

Версия кажется не очень убедительной, поскольку со стороны Королевской было бы    глупо отдавать такую важную, и в финансовом и в политическом плане, отрасль как угольную представителю другой, даже не всегда лояльной к БЮТ политической силы. К тому же, накануне выборов. Ведь еще в октябре 2007, когда решался вопрос о назначении Тимошенко премьер-министром «Экономические известия» писали: «Не скрывают холодного отношения к лидеру БЮТ представители УНП Юрий Костенко (№ 16), Иван Заец (№ 30), Александр Слободян (№ 42) и Александр Клименко (№ 50)»… 

Но еще более пикантной может быть обратная ситуация – если в результате такой ротации руководства углепрома Королевская потеряет те рычаги влияния на ФПГ, которые сегодня, благодаря ему, имеет. Не усилит ли это внутривидовую борьбу в БЮТе, и без того отчетливо просматривающуюся сегодня, особенно по угольной линии?

Но уйдем от политики и посмотрим на отношения Александра Клименко с «околоугольными» ФПГ. Нет никакой информации о связях потенциального министра с какими-либо олигархами и финансово-промышленными группами. По крайней мере, с «донецкими» он точно не курит. 

Комментируя для «Дела»   аварию на енакиевской шахте им. Карла Маркса в июне прошлого года, он недвузначно намекнул, что ответственность за гибель людей должна нести компания Рината Ахметова «Метинвест».

 

Газета писала, что, несмотря на особую опасность предприятия, шахта продолжала работать. - «В этом были заинтересованы в первую очередь крупные игроки металлургического рынка. Ведь предприятие добывает коксующийся уголь марки ТС, который используется в их производстве. Кому сбывала свою продукцию шахта имени Карла Маркса, "Дело" попыталось выяснить у народного депутата от "НУ - НС" Александра Клименко. "Кто у нас собственники металлургических комбинатов? Их можно пересчитать по пальцам", - намекнул чиновник. "То есть "Метинвесту"?" - уточнил корреспондент. "Ну вот, журналисты знают больше, чем я!" - констатировал Клименко».

Ранее, после серьезной аварии на донецкой шахте им. Засядько, контролируемой Ефимом Звягильским, Александр Клименко выступал за ее закрытие. «В безопасность шахты им. Засядько вкладывают миллионы гривен. Эти средства можно направить на возрождение шахты им. Панфилова, которая расположена рядом, при этом горно-геологические условия там проще», — говорил он, видимо, вызывая восторг Ефима Леонидовича... Удивительно, но у правительства Тимошенко по этому поводу планы оказались совсем иными, - шахта работает.

Из всего перечисленного, можно составить представление о том, что ждет угольную отрасль страны в случае прихода Александра Клименко на пост министра угольной промышленности.

Назначение «политического», да еще враждебного угольным регионам «оранжевого» министра накануне президентских выборов, может спровоцировать если не открытую войну Минугля с «голубыми» угольными областями, то, минимум, тихий саботаж. И все бы ничего, если бы от этого пострадали только электоральные аппетиты Тимошенко. Но это может обернуться еще и реальным ухудшением ситуации в угольной отрасли, а, как следствие, - в угольных регионах. Отсюда и повышение социальной напряженности, и стук шахтерских касок в Киеве, и благотворная предвыборная почва для деления Украины на Запад и Восток, и та самая, пусть пресловутая, энергетическая безопасность страны…

Сергей Гармаш, "Остров"

Статьи

Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Мир
16.04.2024
10:17

«Энергичный контрудар может стать джокером в рукаве Сырского». Российские СМИ об Украине

«Общая оценка украинских резервов приводит к выводу: имеющихся сил и средств командованию ВСУ не хватит для проведения стратегического наступления. Но их достаточно для энергичного контрудара оперативного масштаба на одном направлении».
Все статьи