Законы про "реинтеграцию" Донбасса: и мёд, и деготь

Это самый анонсированный и ожидаемый законопроект последних лет. Трудно сказать, какой еще проект закона был окружен такой секретностью, утечками и страстями. В экспертном сообществе и политикуме о нем говорили все, его все комментировали, хотя видели его – единицы. И то, потом оказывалось, что видели они не конечную версию закона, а лишь рабочую. Сегодня Президент Украины Петр Порошенко лично внес законопроект "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированной территории Донецкой и Луганской областей Украины"  в парламент.

Еще 13 июня секретарь СНБО Александр Турчинов неожиданно для всех заявил, что пришло время отменить Антитеррористическую операцию на Донбассе и перейти к новому формату.

"Пришло время не просто признать оккупированными некоторые регионы Донецкой и Луганской областей, а четко, на законодательном уровне, определить принципы государственной политики относительно их освобождения", - заявил он.

Затем инициативу перехватил президент Петр Порошенко, который стал главным "двигателем" этого закона. Глава государства не упускал возможности почти при каждом публичном вступлении вспоминать про готовящийся закон то про "реинтеграцию", то про "деокупацию", то про "возвращение Донбасса". Финальное название документа стало известно только на этой неделе.

Можно смело сказать, что закон готовился в тайне от украинского общества: он не обсуждался не только с общественными организациями, переселенцами, но даже с народными депутатами и профильным министерством.

"Законопроект, который завтра должен быть представленным в Верховную Раду, разрабатывается Администрацией Президента, в частности Советом национальной безопасности и обороны", - заявил во вторник вечером заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгий Тука.

"Нет, с нами не советуются. Я был привлечен в качестве консультанта только при разработке первого варианта. Тогда состоялась закрытое совещание в Совбезе, нам раздали первые экземпляры законопроекта с грифами "съесть, но врагу не отдавать", мы их изучили, дали свои замечания, разошлись и дня через четыре подобный документ вышел к некоторым депутатам Верховной Рады, но уже не как законопроект, а концепция. Это существенная разница", - добавил он.

В среду днем появилась информация, что будет внесено два законопроекта по Донбассу: один про деоккупацию и один о продлении действия Закона "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", который был принят в 2014 году на три года.

В законе, опубликованном сегодня действительно нет нормы о продлении "особого статуса" оккупированных районов. Вероятно для того, чтоб этот спорный пункт не заблокировал весь закон, его вынесут на рассмотрение Рады отдельным законопроектом.

Некоторые народные депутаты из провластной коалиции не исключают, что уже в четверг законопроект внесенный Порошенко как неотложный может быть вынесен на голосование. Такие сжатые сроки, отпущенные депутатам на изучение документа, уже вызывают возмущение во многих фракциях. Некоторые депутаты говорят о том, что их пытаются использовать втемную.

О чем законопроект

Предложенный президентом законопроект условно можно разделить на несколько блоков.

Первый – вносит изменения в терминологию происходящих событий на Донбассе.

1. Россия впервые законодательно признается страной-агрессором. До этого РФ называлась агрессором лишь в постановлении Верховной Рады и в пламенных речах Порошенко..

"РФ инициировала, организовывала и поддерживала террористическую деятельность в Украине, осуществляет вооруженную агрессию против Украины и временную оккупацию частей ее территории, применяя регулярные соединения и подразделения вооруженных сил и других воинских формирований Российской Федерации", - говорится в тексте законопроекта.

2. Неподконтрольные территории Донбасса признаются временно оккупированными. Границы временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях определяются по представлению Генерального штаба Вооруженных Сил Украины Министерством обороны.

3. Антитеррористическая операция превращается в "мероприятия по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях".

5.Деятельность Вооруженных Сил и других воинских формирований РФ на оккупированном Донбассе, а также оккупационной российской администрации, называется незаконной, а любой изданный ими акт называется недействительным и не создает правовых последствий.

6. Целью государственной политики Украины по обеспечению суверенитета Украины на временно оккупированными территориями Донбасса определяется: освобождение этих территорий; защита прав и свобод людей, которые пострадали в результате этого конфликта; обеспечение единства и территориальной целостности Украины.

Второй блок - это изменения в структуре военного руководства операции на Донбассе и увеличение полномочий президента.

В частности, создается Объединенный оперативный штаб Вооруженных Сил Украины, который непосредственно будет руководить силами и средствами ВС и других военных образований, МВД, Национальной полиции, вовлеченными в процесс "сдерживания военной агрессии" на Донбассе.

"Сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и другие лица, которые привлекаются к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживания и отпора российской вооруженной агрессии в Донецкой и Луганской областях, на время их проведения подчиняются начальнику Объединенного оперативного штаба Вооруженных Сил Украины", - говорится в тексте законопроекта. Ранее АТО руководил представитель СБУ, что усложняло цепочку принятия решений, поскольку военные подчинялись не СБУ, а своему руководству.

Объединенный оперативный штаб Вооруженных Сил Украины совместно с СБУ будет определять порядок пересечения линии разграничения и перемещения товаров через нее.

Также, по мнению вице-спикера Рады Оксаны Сыроид, которая комментировала законопроект еще до его официальной публикации, в нем расширяются полномочия главы государства по введению военного положения в Украине и ограничению прав органов местного самоуправления в случае его введения.

"Порошенко не удалось это реализовать через изменения в Конституции, поэтому теперь он решил воплотить мечту через изменения к Закону "О правовом режиме военного положения", наделив себя неконституционными полномочиями останавливать мандаты местных советов и их председателей", - написала она в Facebook.

Для обеспечения национальной безопасности и сдерживания российской агрессии на Донбассе будут привлекаться Вооруженные Силы Украины, МВД и другие силовые структуры, - это впервые закрепляется законодательно.

В законопроекте также закрепляется налаживание культурных связей с людьми, которые остались на оккупированной территории, оказание им гуманитарной помощи. А Кабинет министров, в свою очередь, должен будет осуществлять постоянный мониторинг состояния соблюдения прав и свобод людей на оккупированных территориях.

Вместе с этим "Украина не несет ответственности за противоправные действия РФ, ее Вооруженных Сил и оккупационных администраций на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей".

Отдельным блоком в обсуждении этого закона можно вынести введение в украинское правовое поле так называемых "Минских соглашений". На сегодняшний день "Минские соглашения" правовым актом не являются. После появления их в Законе Украины их правовой статус меняется.

"Этот пункт меня очень беспокоит, потому что это будет первый официальный документ, который обязывает нас выполнять минские договоренности, которые, с нашей точки зрения, не является источником международного права, потому что его не подписывали субъекты международного права... Это значит, что тогда нас могут обязать выполнять и часть, не связанную с безопасностью - которая касается политических вопросов", - считает народный депутат Мустафа Найем.

Впрочем, у авторов законопроекта есть аргумент, что они ссылаются только на "безпекові" нормы Минска, а не Минск вообще. Но сам факт появления этих "договоренностей" в украинском законе может стать основным камнем преткновения при принятии закона.

Например, экс-министр обороны Анатолий Гриценко считает, что "ко второму чтению необходимо изъять все ссылки на так называемые "Минские договоренности" - как разрушительные для Украины по их содержанию и как юридически ничтожные по процедуре их подписания".

Действие Закона "об особом статусе" Донбассе продлят еще на год

Совершенно неожиданно Петр Порошенко внес вместо одного законопроекта про Донбасс сразу два. Второй касается продления действия Закона "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" еще на один год (согласно нынешней редакции он действителен до 18 октября 2017 года).

Петр Порошенко внес его в парламент под красивым названием "О создании необходимых условий для мирного урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". В этот законопроект умудрились даже вписать вопрос о введении миротворческой миссии. Скорее всего, это было сделано в качестве рычага воздействия на депутатов, чтобы те его поддержали.

"…создавая необходимые условия для развертывания в отдельных районах Донецкой и Луганской областей миротворческой операции ООН, в частности с учетом Постановления Верховной Рады Украины от 17 марта 2015 № 253-VIII "Об одобрении обращений от имени Украины в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций и Совета Европейского союза в отношении развертывания на территории Украины международной операции по поддержанию мира и безопасности", - сказано в тексте законопроекта.

По словам народного депутата от "Народного фронта" Виктории Сюмар, именно их фракция предложила вынести этот вопрос в отдельный законопроект.

"Насколько мне известно, это была позиция и нашей фракции, и наших лидеров, которые говорили с президентом на тему, что здесь невозможно смешивать эти две категории: с одной стороны, признавать Россию агрессором, территории оккупированными Россией, создавать систему защиты, и одновременно вводить в законодательное поле минские договоренности, которые, к сожалению, не являются сегодня супер-эффективными для освобождения украинской территории. Поэтому наработали позицию разделить эти два документа", - заявила она в среду.

Ранее представитель Украины в трехстороннем контактной группе Ольга Айвазовская заявила, что закон об особом порядке местного самоуправления на Донбассе нужно продлевать для сохранения санкций против России.

"Если он не будет продлен, то я думаю, в Украине появятся серьезные проблемы, по крайней мере с санкционным пакетом по РФ, проведением переговоров как в Минском формате, так и Нормандском", - сказала она.

Оба законопроекта имеют как положительные, так и негативные аспекты. В первом из них, с одной стороны, президент предлагает признать Россию страной-агрессором, с другой - вводит нелегитимные "минские соглашения" (пускай только часть про безопасность) в украинское законодательное поле. Второй документ продлевает скандальный закон "об особом статусе" Донбасса, но вместе с этим создает почву для введения миротворческой миссии ООН.

Очевидно, что в ближайшее время Верховную Раду ожидают горячие дискуссии по поводу этих президентских инициатив, исход которых предсказать сложно.

Владислав Булатчик, "ОстроВ"

Статьи

Страна
29.03.2024
10:18

В Крыму становится страшно: растет популярность страхования от БПЛА

...Эти выплаты никто не увидит, так как нет законодательной базы. Если они страхуют от террористического акта, то должно быть решение о возбуждении уголовного дела по соответствующей статье и так далее. Все остальное – красивые слова и обещания,...
Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Все статьи