"Подход под названием "Наш человек в Киеве" не работает в Украине" - западные СМИ

Англоязычная западная пресса прокомментировала политические рокировки в Киеве как никогда резко. На реальные изменения в Киеве в США и Британии уже, кажется, мало кто рассчитывает, предвидя самое худшее.

«Давайте разъясним кое-что тем немногим, кто полагает, что отставка премьер-министра Украины Арсения Яценюка остановит текущее соскальзывание Украины к политическому кризису: она не остановит, - говорилось, например, в статье Foreign Policy - На деле самым вероятным итогом будет то, что страна продолжит свое движение к хаосу. Человек в центре проблем Киева, президент Петр Порошенко, все еще отказывается бороться со всеобъемлющей коррупцией, пронизывающей украинцев и удушающей их экономику. И благодаря Западу, который продолжает его поддерживать, Порошенко закрепился во власти глубже, чем когда-либо ранее».

«Речь идет не о том, что Яценюк не был проблемой: он, свободно говорящий на английском, пользующийся покровительством Вашингтона и Международного валютного фонда, сталкивался с многочисленными скандалами и обвинениями за союзничество со старым украинским олигархическим классом, - продолжается статья. - Его попытки провести продиктованные МВФ реформы привели разве что к падению его рейтинга. Но это не неудачная деятельность Яценюка на посту премьер-министра вызвала кризис. Он начался в феврале с отставки двоих уважаемых высокопоставленных реформаторов: министра экономики Айвараса Абрамовичуса и заместителя генерального прокурора Виталия Касько, заявивших, что больше не могут молча наблюдать за тем, как попытки провести реформы систематически блокируются лицами из окружения Порошенко. «Чем глубже наши реформы и чем глубже наш прогресс, тем больше давления нам приходится выдерживать», - писал в своем заявлении об отставке Абрамовичус. «Здесь правят беззаконие, а не закон», - добавлял сверх того Касько».

«Эти отставки стали громом среди ясного неба, дальше обстановка накалилась: Сергей Лещенко, авторитетный борец с коррупцией и член парламента, в интервью 16 марта рассказал, что в нескольких случаях Порошенко оказывал на него давление, чтобы тот не критиковал Виктора Шокина, украинского генерального прокурора и объект частого осуждения, потому что Шокин был «частью семьи». Затем, в конце марта, партия Порошенко использовала новый закон, чтобы исключить двух членов парламента, публично обвинявших союзников президента в коррупции. И хотя президент уволил, наконец, Шокина, своим последним актом дискредитированный прокурор избавился от Давида Сакварелидзе, другого заместителя генерального прокурора, заявившего, что Шокин лично препятствовал его попыткам искоренить коррупцию».

«Порошенко - миллиардер с десятилетней репутацией политика, настроенного ни в пользу России, ни в пользу Запада, а в пользу собственным деньгам, утратил то немногое доверие, что мог иметь однажды как реформатор, - писали в Foreign Policy. - Возможно, если бы Яценюка заменили независимым чужаком, новый премьер-министр оживил бы угасающий процесс реформ. Родившаяся в США министр финансов Наталья Яресько, высоко оценивавшаяся американскими и международными организациями за работу по реструктуризации украинского долга и другие меры, одно время называлась главным претендентом на эту роль. Теперь, однако, все указывает на то, что новым премьером станет спикер парламента Владимир Гройсман. В отличие от Яценюка, чья партия «Народный фронт» была независима от партии Порошенко, Гройсман считается президентским протеже. Конечный итог - не перераспределение, а консолидация власти, когда на кресло премьер-министра усаживается человек, преданный Порошенко».

«Запад до сих пор отказывался нажимать на Киев, - констатирует американское издание. - Наглядный тому пример - поездка Порошенко в Вашингтон 31 марта. У президента Украины была ужасная неделя: она началась со скандала с увольнением Шокиным Сакварелидзе. Она закончилась сжиганием шин протестующими на улицах Киева после того, как утечка «панамских бумаг» выявила, что Порошенко был занят открытием офшорных счетов в то же день, когда украинские солдаты умирали в горячем бою с поддерживаемыми Россией сепаратистами. Между двумя этими катастрофами у Порошенко был обед в Белом доме, где он получил $335 миллионов и обещание еще одного миллиарда в ближайшем будущем».

«Обед Порошенко - это последний пример того, что было до сих пор повторявшейся схемой. Каждые несколько месяцев правительство потрясают новые обвинения в коррупции; Западные дипломаты прилетают, чтобы высказать украинским лидерам упреки и уговоры подумать об их народе; Киев обещает вести себя лучше; Запад смягчается. Реформы тем временем стагнируют, власть олигархов усиливается, украинцы разочаровываются все сильнее. Причина кажущегося бесконечным терпения Запада очевидна: она называется Москвой. Сложно представить, чтобы бесстыжей украинской клептократии давали десятки «последних» шансов, если бы Украина участвовала в конфликте со, скажем, Буркина Фасо. Но Киев противостоит России, стране, которую многие в НАТО считают главной угрозой, что придает Украине символической и стратегической важности. Никто не понимает - и не использует - этого лучше, чем киевские олигархи. Именно поэтому попытки заставить Киев взять на себя ответственность за отсутствие реформ вызывает взрыв возмущенных отповедей, напоминающих Западу, что олигархи противостоят России, борются за демократию и защищают западные ценности».

Дальше в Foreign Policy повторяют тезис из нашумевшей редакционной статьи The New York Times о коррупционном болоте в Украине. «С точки зрения реалистичной политики, вливание денег в коррупционную трясину - необязательно проигрышная стратегия, - отмечают там. - Во время Холодной войны Америка и Советский Союз использовали ее для обеспечения лояльности режимов, хунт и диктаторов, чья финансовая политика, не говоря уже об отношении к правам человека, оставляла желать лучшего. Проблема, помимо моральных последствий, заключается в том, что подход под названием «Наш человек в Киеве» не работает в Украине. Вашингтон может иметь по отношению к Порошенко бесконечное терпение, а украинский народ - нет».

«В то время как Запад занят выборами в США и миграционным кризисом, Украина превращается в 45-миллионную кипящую кастрюлю размером с Техас в центре Европы, - предупреждают в Foreign Policy. - С каждым новым скандалом, каждой редакционной статьей, сравнивающей Порошенко с его свергнутым предшественником, с каждым реформатором, в растерянности уходящим в отставку, давление растет. Рано или поздно Порошенко, или кто-то из его круга, сделает что-то настолько непростительное и отвратительное, что зажжет новую волну протестов. Но разница между Украиной-2013 и 2016 - в двух годах войны, приблизительно 10 тысячах жертв и более чем двух миллионах беженцев и временно перемещенных лиц. Украина заполнена оружием, имеет враждебное население в юго-восточных регионах, разочарованных военных, экономику, едва отошедшую от балансирования на грани краха, и, что самое важное, хорошо вооруженные батальоны ультраправых бойцов. Еще одно восстание может толкнуть страну к разделению».

«Запад должен признать эту опасность, оставить свой фарс по изображению Порошенко в образе рыцаря демократии и начать принуждать его проводить видимые и ощутимые реформы. Вялые рекомендации, вроде туманного пожелания Государственного департамента насчет «нового кабмина, нацеленного на проведение необходимых реформ», прекращать его не будут. Сирия и Ливия доводят Европу до предела прочности - представьте, до чего доведет несостоявшееся 45-миллионное государство в центре Европы», - заключает автор статьи.

С теми же акцентами выступила The Financial Times , также фактически назвавшая виновником политического кризиса в Украине не Яценюка, а Порошенко.

«Это началось с февральской отставки Айвараса Абрамовичуса, технократа-министра экономики из Литвы, - напомнили в британском издании. - Абрамовичус обвинил известного депутата и партнера Порошенко в давлении для назначения в руководство государственных компаний, дающих значительные возможности для взяточничества, людей, лояльных президенту. Правящая прозападная коалиция распалась, когда Яценюк едва выдержал парламентское голосование за недоверие, остановив очередную выплату $17,5 млрд из пакета поддержки Международного валютного фонда. Порошенко критиковали за провал в мобилизации парламентской поддержки обсуждавшегося технократического правительства во главе с уроженкой США, министром финансов Натальей Яресько, которую предпочитали иностранные инвесторы. Вместо этого президент в воскресенье, похоже, преуспел в своих попытках утвердить новое правительство во главе со своим близким союзником, спикером парламента Владимиром Гройсманом, и это вызвало опасения, что президент может монополизировать политическую власть».

Рассказывая о киевской акции протеста, которую вызвала информация об офшорных счетах Петра Порошенко, FT пишет о «тревожных сигналах»: «Администрацию президента охраняла элитная полицейская часть, сформированная преимущественно из бывших участников Майдана, позже служивших в добровольческих батальонах на войне на востоке Украины. Некоторые из них выражали симпатию протестующим; один, назвавшийся Александром, сказал, что их требования «справедливы». Так он на стороне президента или на стороне протестующих? «Я буду выполнять приказы защищать людей, - сказал он осторожно. - Мы были вместе с людьми два года назад на Майдане; мы будем с ними сегодня».

«Российской пропаганде придется туго»

Примечательно, однако, что немецкоязычная пресса оценила условные перемены в Киеве сдержанно положительно. Но в Германии, например, говорили, прежде всего, о своем…

«То, что украинское правительство возглавляет теперь Владимир Гройсман, ни для кого не мучительно так, как для работников конвейеров российских фабрик пропаганды, которые со времени демократической революции «Евромайдана» раздувают миф о «фашистской» Украине: новый премьер-министр, родившийся 38 лет назад в провинциальном городе Виннице, не только происходит из еврейской семьи, но и четко проявляет свое происхождение в фамилии. То, что украинский парламент выбрал его главой правительства 257 голосами, что на 31 голос больше необходимого минимума, - удар для каждого, кто еще пытается развивать легенду об «антисемитской» Украине», - писала Frankfurter Allgemeine Zeitung.

«Гройсман получил эту должность, поскольку много лет был тем, кого Петр Порошенко, мультимиллионер в украинском президентском кресле, ценит особенно: талантливым, молодым и, прежде всего, послушным менеджером. Как таковой он проявлял себя с 27 лет в роли мэра Винницы: модернизировал администрацию, прокладывал асфальт на улицах и интернет в трамваях…», - говорилось также в статье FAZ.

Die Zeit  тоже отмечала, что «с Гройсманом в качестве нового премьера испытывать трудности в будущем будет по меньшей мере российская пропаганда - в распространении истории о «фашистской хунте», которая якобы находится у власти после Майдана. Потому что Гройсман еврей».

«Пока в Киеве еще формируют правительство, в Виннице дела Гройсмана в порядке, - писали в немецком издании. - Там его любят настолько, что в народе даже назвали улицу в его честь. Произвести такое же впечатление в Киеве будет гораздо сложнее».

«Гройсман был раньше председателем украинского парламента и принадлежал к партии президента. Нового премьер-министра Порошенко заметил и поддержал еще как местного политика. Теперь станет видно, сможет ли Гройсман быть больше, чем исполнителем приказов президента и членом его окружения. При распределении министерских постов он, кажется, вел жесткие переговоры, чтобы привести к властным рычагам также собственных доверенных людей. Это говорит о том, что Гройсман определенно рассчитывает вести самостоятельную политику», - предполагали в швейцарской Neue Zürcher Zeitung

«Украина всегда была частью Европы»

Независимо от политических процессов в Киеве, в ЕС на прошедшей неделе попытались послать сигнал украинцам - для воодушевления, - но прежде всего, кажется, собственному населению - для преодоления растерянности и демонстрации решимости. «Европейская Комиссия в этом месяце предложит предоставить Украине безвизовый режим, несмотря на нидерландский референдум против соглашения между Украиной и ЕС, обусловленный отчасти враждебным отношением к миграции, сказал высокопоставленный источник в ЕС, - сообщало информагентство Reuters. - В марте президент Комиссии Жан-Клод Юнкер пообещал президенту Украины Петру Порошенко, что исполнительный орган ЕС выдвинет с нетерпением ожидаемое предложение в апреле, предоставляя украинцам самую ощутимую пользу от более близких связей в то время, как соглашение о свободной торговле не принесло до сих пор плодов для их экономики. «Это может выглядеть так, будто мы игнорируем нидерландских избирателей, но мы должны сдержать слово перед Украиной, которая выполнила условия», - сказал источник».

«Чтобы вступить в силу, предложение должно быть принято квалифицированным большинством стран-членов ЕС и Европейским Парламентом, - поясняли в Reuters. - По словам источника, Комиссия включит в него некоторую подстраховку, позволяющую странам ЕС временно восстановить визы в случае потока мигрантов. Население Украины - 45 миллионов. Аннексия Россией Крыма в 2013 году (так в сообщении, на самом деле Крым был аннексирован в начале 2014-го. - «ОстроВ») и война с пророссийскими сепаратистами на востоке Украины не привели до сих пор к крупному исходу из страны, отмечают чиновники ЕС».

А корреспондент The Washington Post, в свою очередь, взялся доказать западной аудитории, что «Украина всегда была частью Европы».

Как отмечал он, «современная Украина была прямо в центре более крупного королевства в средневековой Европе, прежде всего - в 11 и 12 столетиях. Средневековое государство Русь было предшественником современных Украины, России и Беларуси. Русь, основывавшаяся на нынешней столице Украины Киеве, простиралась от Балтики на севере до Черного моря на юге, от Польши и Венгрии на западе до Урала на востоке. Правящая семья (известная как Володимировичи или Рюриковичи) была частью средневековой европейской системы династических браков. Например, русская княжна Анна была замужем за Генрихом I Французским и в середине 11 века родила ему сына и наследника Филипа, первого под таким именем. Сестра Анны была замужем за изгнанным англо-саксонским королем Англии, а ее племянница была императрицей Германии. На самом деле свыше 70 процентов русских королевских браков связывали Русь с другими правящими семьями Европы. Первое, что бросается в глаза на карте, - что эти браки определяют границы Европы. Они берут начало в городах по всей Европе и связывают королевские семьи, формировавшие средневековую Европу».

«В середине 12 столетия две сестры из Руси вышли замуж за представителей норвежской и датской королевских семей, - продолжается статья The Washington Post. - В Дании Ингеборг вышла замуж за Кнуда Лаварда, позже убитого. Их сын был назван Вальдемаром по имени дедушки Ингеборг Володимира Мономаха, правителя Руси. Но у Вальдемара были трудности в наследовании датского престола, отчасти из-за убийства его отца. Его мать и тетка Малфрид, королева Норвегии, вмешались, и Вальдемар был, наконец, коронован. Он стал одним из самых сильных королей Дании. Это стало возможным благодаря двум русским женщинам, которые, как и многие другие из Руси, были активными участницами родственных сетей, сформировавших Европу».

«Королевство Русь начало распадаться в 13 столетии из-за внутренних распрей и внешнего вторжения. Западные части Руси, которые в конечном итоге стали Украиной, остались крепко связанными с Европой. Территории, известные как Галичина и Волынь, время от времени имели сильных местных правителей и связи с венгерской и польской политикой. Лучший пример - Даниил Романович, чей отец, правитель Галичины и Волыни, умер, когда Даниил был еще мальчиком. Даниил вырос при дворе Андраша II, короля Венгрии, и всю его юность Андраш, польский князь Лешек Белый и галицкие вельможи боролись за возможность посадить Даниила на трон его отца. Как только он вернулся на трон, Даниил вынужден был бороться с теми же силами, чтобы отстоять свою независимость. После вторжения монголов Даниил покорился им, но также сохранил связи с большим европейским миром. Он женил одного сына на внучке Андраша II Венгерского, а другого - на внучке императора Германской империи Фридриха II; вдобавок к этому он получил корону от Папы Александра IV».

«Хотя некоторые утверждают, что Украина - не часть Европы, это исторически ошибочное заявление. Они определенно могут говорить, что украинская демократия, политика или экономика недостойны Соглашения об ассоциации, или что соглашение будет вредно то ли для Европейского Союза, то ли для Украины, то ли для обоих. Но утверждать, что Украина - не часть Европы и никогда ею не была, попросту неправильно», - заключает корреспондент американского издания.

«Люди с оружием могут думать по-другому»

Два громких политических события - нидерландский референдум и перетасовка украинского правительства - вытеснили на абсолютную периферию тему войны на Донбассе как таковой. Между тем, как раз сейчас регион впервые за долгое время снова стоит на грани полномасштабной войны. Корреспондент Foreign Policy, рассказывавший о боевых действиях в самой горячей ныне точке украинского конфликта, между Ясиноватой и Авдеевкой, констатировал предчувствие кризиса.

«Мрачная решимость бороться до смерти за маленький кусок территории не нова и не уникальна для обеих воюющих сторон, - писал он. - Комментаторы с каждой из них проводят параллели между нынешними боями и убийственным и в конечном счете бесполезным сражением за развалины донецкого международного аэропорта в 2014-15 годах. Сотни людей были убиты, и те, кто были там, по сей день не могут объяснить, за что они воевали. «Политическое эго», - сказал один украинский офицер, сражавшийся там: вопрос государственного достоинства. «Усилить линию обороны вокруг Донецка», - сказал сепаратистский офицер. Российские союзники сепаратистов, очевидно, хотели наработать ценный боевой опыт: процитированный выше украинский офицер считает, что имел дело, среди прочих, с элитной российской контртеррористической командой «Вымпел». Руины аэропорта до сих пор на линии фронта».

«Однако если в конечном итоге бои не имели никакого значения, это должно подействовать как пробуждающий звонок для многих дипломатов и правительственных лидеров в Европе, США, Украине и России, которые спокойно прогнозируют - или, скорее, надеются, - что военная конфронтация на востоке постепенно урегулируется до замороженного конфликта. Люди с оружием, которых слишком много там, смотрящие друг другу в лицо по всей линии разграничения, могут думать по-другому», - заключает FP.

Обзор подготовила Софья Петровская, «ОстроВ»

Присоединяйтесь к "ОстроВу" в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Все статьи