Геополитический вуайеризм. Куда ведет нас Янукович?

… «Кири – ку – ку.

Царствуй, лежа на боку!»

А. С. Пушкин, «Сказка о золотом петушке»

Вот уже несколько дней тема подписанного недавно меморандума о сотрудничестве с Таможенным Союзом (ТС) составляет предмет острого обсуждения политико-политологического сообщества Украины. Как и другие горячие темы, она рискует довольно быстро сойти на нет в условиях характерной украинской апатии. Между тем подписание означенного документа демонстрирует симптоматичную черту политического режима, правящего в Украине – его неспособность к полноценной интеграции ни на западном, ни на восточном направлении.

Опыт нейтральных стран

В нейтралитете как таковом, ничего плохого, конечно же, нет. В Европе издавна существует группа государств, которые считаются нейтральными. Этот статус был приобретен ими в силу особенностей исторического пути и, нередко, являлся результатом баланса, достигнутого сверхдержавами. В истерзанной давними конфликтами и мировыми войнами Европе нейтральные государства по понятным причинам пользуются заслуженным авторитетом и обычно имеют высокий международный престиж. При В. Януковиче «внеблоковый» статус провозгласила и Украина. Однако, что на самом деле означает нейтралитет по-украински? Правильно ли понимают смысл нейтралитета во властных коридорах? Для ответа на этот вопрос обратимся к опыту европейских нейтралов.

Австрия. Республика, территория которой ранее составляла срединную часть обширной европейской сверхдержавы, в 1938 г. была поглощена фашистской Германией в форме т.н. аншлюса. Во избежание в дальнейшем ситуаций, заключающихся в усилении австрийским довеском германской военной мощи, после Второй мировой войны державы-победители (СССР, США, Великобритания, Франция) восстановили Австрийскую государственность именно как независимую и нейтральную, что зафиксировано в соответствующем Государственном договоре (май 1955 г.) и в конституционном законе о постоянном нейтралитете (октябрь 1955 г.). При этом Австрийская республика активно участвовала в интеграционных процессах, происходящих на Европейском континенте: еще в 1960-е гг. она стала членом ЕАСТ (Европейской Ассоциации Свободной Торговли), а в 1990-е годы вошла в ЕЭС. Не входя в блок НАТО, Австрия ныне является органичной частью управленческих структур Евросоюза и европейской экономики.

Люксембург. Строго говоря, это государство было нейтральным еще до того, как стало полностью независимым: статус «вечно нейтрального государства» Люксембургу был предоставлен на Лондонской конференции 1867 г. (кстати, при деятельном участии российской дипломатии), а полная независимость от Нидерландов наступила лишь в 1890 г., с прекращением личной унии. Итак, «Великое герцогство» возникло на политической карте изначально как нейтральное, как бы призванное служить небольшим буфером между двумя сильными соседями – Германией и Францией. В обеих мировых войнах его нейтралитет был грубо нарушен Германией, после чего Люксембург пошел по пути европейской и евроатлантической интеграции, став членом и НАТО (1949 г.), и ЕС (1957 г.), а также ряда других интеграционных объединений экономического характера (например, БЛЭС – Бельгийско-Люксембургский экономический союз; Бенилюкс).

Швеция. Подобно Австрии, Швеция - бывшая европейская сверхдержава. Некогда она владела обоими берегами Балтики, стратегически важными устьями судоходных рек Северной Германии и целым рядом немецких княжеств. Шведское великодержавие прекратилось с Ништадским миром 1721 г., по которому была потеряна большая часть присоединенных ранее территорий. В I и II мировых войнах Швеция придерживалась политики нейтралитета. Несмотря на провозглашенный нейтралитет, страна стала членом ЕАСТ, а позже - ЕС, в числе участников которого пребывает и в настоящее время. Шведская экономика с момента вступления в ЕС почти всегда демонстрировала хорошие или отличные результаты, а шведская крона являлась и является одной из надежных мировых валют.

Швейцария. «Вечный нейтралитет» Швейцарии был закреплен на Венском конгрессе (1815 г.) и подтвержден Версальским договором (1919 г.). Эта страна являет собой, пожалуй, самый последовательный и даже радикальный вариант нейтралитета, поскольку весьма долгое время избегала не только каких-либо военных союзов, но и членства в ООН. Однако следует сказать, что Швейцария, даже когда не входила в ООН, тем не менее, участвовала в работе большинства ее специализированных организаций, особенно экономического характера, а также участвовала в работе ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Швейцария наряду с Австрией и Великобританией в свое время вошла в ЕАСТ, а ныне широко взаимодействует с Евросоюзом в области экономической политики и свободного перемещения граждан (вспомним общую для Швейцарии и ЕС Шенгенскую зону).

Как видим, нейтральный, внеблоковый статус ряда европейских стран касается именно военной, максимум – военно-политической сферы, но никак не экономики или свободы перемещения. В экономическом же отношении нейтральные страны Европы давно и успешно подключились к основным европейским интеграционным объединениям, в рамках которых они давно защищают свои национальные экономические интересы и извлекают разнообразную выгоду. Между тем в Украине, похоже, реализуется модель именно экономического нейтралитета – некоего новейшего и при этом противоестественного с точки зрения экономики чиновничьего изобретения, все более превращающего нашу страну не то в изгоя, не то в своеобразный заповедник отживших технологических укладов с памятниками коммунистическим вождям посередине...

А нейтральна ли Украина в экономическом смысле?

Впрочем, явление экономической самоизоляции и замкнутости, или автаркия, известно давно, а некоторые режимы, вроде коммунистического албанского или северокорейского, практиковали политику автаркии десятилетиями. Однако там экономика была, действительно, в силу ряда причин отрезана от мирового хозяйства. Так ли обстоит дело в нынешней Украине?

Для того, чтобы уйти от чисто литературных аргументов, в рамках которых всегда есть риск выглядеть голословным, я использую показатель, давно применяемый в экономических расчетах для количественного определения степени открытости экономики той или иной страны внешнему миру или, если сказать точнее, степени участия тех или иных стран в международном разделении труда. Этот показатель измеряется в процентах и рассчитывается как половина суммы экспорта и импорта, деленная на величину ВВП. Чем этот процент выше, тем больший масштаб имеет внешняя торговля на фоне ВВП а, значит, тем выше вовлеченность страны в мировые обменные процессы.

Как следствие, при высокой вовлеченности в торговые процессы выше и зависимость экономики от внешних рынков. В эпоху кризисов такая зависимость может стать уязвимостью, особенно при введении торговыми партнерами квот, сдерживающих пошлин и других ограничений. Чтобы этого избежать, страны, собственно, и создают интеграционные объединения.

Итак, насколько экономика Украины вовлечена в мировые торгово-экономические процессы, и как она смотрится в этом плане на фоне других европейских стран?

Таблица. Степень вовлеченности некоторых стран в мировые обменные процессы.

Страна

ВВП, млрд. евро*

Объем внешней торговли товарами и услугами

Показатель интегрированности в мировую экономику, %

Годовой объем экспорта, млрд. евро

Годовой объем импорта, млрд. евро

Германия

2 238, 4

949, 6

795, 7

39,0

Британия

1 739, 6

313, 8

445, 9

21,8

Франция

1 678, 9

394, 9

459, 9

25,5

Швеция

287, 3

119, 6

112, 4

40,4

Польша

248, 2

120, 5

134, 3

51,3

Австрия

239, 3

115, 1

119, 9

49,1

Румыния

77, 5

37, 3

46, 9

54,3

Украина

125, 3

48, 5

59, 1

42,9

* По странам ЕС - усредненные показатели за период 1999 – 2011 гг., по Украине – за период 2010 - 2012 гг.

При составлении таблицы использованы данные Евростата (Eurostat) и ООН.

Из этой таблицы можно сделать следующие выводы.

Во-первых, степень вовлеченности Украины в мировые обменные процессы не только не уступает аналогичным показателям ряда ведущих стран ЕС, но и значительно превышает их, особенно в случае с такими большими экономиками, как британская или французская, где очень емкий и масштабный внутренний рынок.

Во-вторых, при фактически высоком уровне включенности украинской экономики в мировую торговлю (наш показатель практически одного уровня со шведским или немецким), Украина по-прежнему остается за бортом основных региональных интеграционных объединений, внутри которых можно эффективно защищать свои национальные интересы.

Иными словами, политический режим Украины значительно отстал от реального уровня интеграции украинской экономики в мировую. В этом смысле он чем-то смахивает на извозчика, обученного обращению с лошадьми, но почему-то посаженного за руль вполне современного автомобиля. При этом следует заметить, что свой посильный вклад в такое отставание политических привычек от реальностей экономики внесли команды не только действующего, но и всех предшествующих президентов Украины.

Из сложившейся ситуации теоретически может быть два принципиально различных выхода: либо режим своей некомпетентностью и искусственным изоляционизмом задушит экономику, переведя ее на рельсы некоего украинского варианта чучхе, либо субъекты экономических интересов откажутся от услуг некомпетентного режима. Однако в обоих случаях рано или поздно произойдет приведение в соответствие экономики и политики…

Пока же Украина вместо полноценного членства хоть в западном, хоть в восточном сообществе предпочитает и тут и там некие половинчатые формы: на Западе все время «ассоциируется» (пока что безуспешно), а на Востоке – лишь «наблюдает». При этом даже усеченные формы участия постоянно откладываются на перспективу, а о них 22 года независимости все еще говорят как о неких будущих желательных состояниях. Радость же, демонстрируемая нынешним правящим режимом от того, что его допустили к замочной скважине Таможенного Союза, навевает мысли о его особом извращении – своеобразном геополитическом вуайеризме.

А в это время в экономике Украины…

По данным отечественных и международных статистических институций, май текущего года станет, как минимум, 10-м месяцем непрерывного падения производства в Украине. Одновременно с этим страна испытывает большие финансовые трудности. Их интегральным обобщением становится дефицит государственного бюджета, который значительно вырос с начала года.

Не радует и состояние торгового баланса страны, для которого отрицательное сальдо в последние годы стало едва ли не нормой. Многие предприятия, еще не так давно успешно отгружавшие продукцию потребителям, практически лежат. Небольшие шахтерские города Донбасса нередко напоминают естественные площадки для съемок фильмов в жанре пост-катастрофа. Снижается экспорт. Сокращаются золотовалютные резервы НБУ. Все более возрастает вероятность глубокой девальвации гривны – меры, необходимой для улучшения торгового баланса, но больно бьющей по кошельку значительной части потребителей (прежде всего - покупателей импортных товаров).

Среди важнейших причин такой неблагоприятной ситуации – не только общемировые кризисные процессы, на которые практически нельзя повлиять, но и искусственная самоизоляция Украины. Ведь любые интеграционные объединения – и Запада, и Востока - оставляют чужакам лишь минимальные экспортные квоты и навязывают максимальные таможенные барьеры. Можно, конечно, и дальше продолжать игнорировать этот факт и десятилетиями топтаться в «гордом» одиночестве у замочных скважин богатых соседей. Однако не следует забывать, что оплачивать экономические издержки этого придется, в итоге, простым гражданам.

Евгений Сытник, к.э.н., стипендиат Программы им. Л. Киркланда Польско-Американского Фонда Свободы, специально для «ОстроВа»

Присоединяйтесь к "ОстроВу" в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Все статьи