Народ не готов к оппозиции, оппозиция не готова к объединению - эксперты

Экстраординарные внешнеполитические да и внутренние действия новой власти действительно всколыхнули общество. Однако, несмотря на это, массовые акции проходят вяло, а оппозиция по прежнему разделена и не имеет своего лидера. Когда протестные настроения смогут вылиться   в организованное политическое движение и кто может стать его лицом, - об этом «ОстроВ» решил спросить мнение экспертов.

Директор Киевского института проблем управления имени Горшенина Кость Бондаренко

- На Ваш взгляд, есть ли сегодня в Украине оппозиционные лидеры, способные повести за собой протестные массы?

- Сегодня таки лидеров нет. Возможно, они где-то и существуют, но на самом деле нет протестных масс. Потому и лидеров нет. Думаю, что при нормальной ситуации не лидеры должны вести массы, а массы должны рождать лидеров. Они обязательно появятся. Формирование масс под лидера – это гиблое дело.

- Допустим, протестные массы появились – кто может стать их лидером?

- Кто угодно. Но я не верю, что это кто-то из нынешних лидеров оппозиции. Когда появились протестные массы в Московском государстве XVII века, тогда они сами начали искать лидеров и выдвигать их.

- А за лидером «Нашей Украины», экс-президентом Виктором Ющенко или лидером БЮТ, экс-премьер-министром Юлией Тимошенко как лидерами Майдана могут пойти люди?

- Это уже прошедшая история - и Ющенко, и Тимошенко. Дайте людям нормально доработать до политической пенсии. Не надо стимулировать их, и им не надо стимулировать массы. Их песня уже спета.

- Тогда кто это может быть?

- По крайней мере, я не думаю, что это кто-то из тех, кто громко называет себя оппозиционером. И я не думаю, что это какой-то комитет, например, Комитет защиты Украины. Будет оппозиция – будут лидеры.

- Смогут ли новые политики «пробиться» через нынешних лидеров при существующей избирательной системе?

- Кто сказал, что нынешняя система будет сохранена без изменений? Насколько мне известно, сейчас ведется очень серьезная работа по изменению системы выборов.

- Вы можете спрогнозировать, когда в Украине могут появиться действительно протестные массы?

- Я думаю, что пройдет не менее 3-5 лет, пока снова соберется протестный электорат или появятся протестные настроения, необходимые для того, чтобы появилась критическая масса людей, способных выходить на улицу и заявлять свои требования. В 2004 году на улицу вышла критическая масса, которая собиралась на протяжении 15 лет. Как показывает опыт Франции, России XIX-нач.XX века – между первым революционным выступлением и активной революцией проходит от 13 до 18 лет. Наверное, нам тоже надо дождаться, когда снова соберется критическая масса.

- То есть, это долгий последовательный процесс, и вряд ли какие-то события могут подтолкнуть людей к активным действиям?

- Да.

Глава правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко

- По Вашему мнению, среди оппозиции есть лидеры, которые могут повести за собой протестные массы?

- А почему вы считаете, что их нет? Другое дело, что сейчас сама оппозиция переживает послевыборный кризис, который традиционно происходил после любых президентских выборов. Плюс раскол оппозиции. Это опять-таки ситуация довольно традиционная. Но, во-первых, я бы не стал сбрасывать со счетов Юлию Тимошенко – она второй по популярности лидер в стране, с немалым потенциалом влияния, я уж не говорю о ее харизме, энергии. Поэтому сама по себе ситуация присутствия Юлии Тимошенко в оппозиции – это уже хорошо. Если б не было ее, то оппозиция была бы гораздо слабее. Другое дело, что именно ее присутствие не дает объединиться оппозиционным силам, поскольку идут расколы, другие лидеры ревнуют к Тимошенко, не хотят идти под ее начало, а она хочет руководить единолично.

Но, так или иначе, дело не в отсутствии лидеров – лидеры есть, их, пожалуй, даже слишком много для того, чтобы реально поднять население против новой власти. Проблема в другом – сейчас общество устало от политики. Оно разочаровано, в том числе теми политиками, которые находятся в оппозиции. Почему сейчас люди не хотят идти на Майдан? Потому что они помнят печальный постмайданный опыт 2005-2006 годов, когда они поддержали Ющенко, а потом он разочаровал их ожидания. Люди не хотят повторения этого печального опыта. Поэтому они не хотят участвовать в сугубо политических акциях. Я говорю не о всех, а о значительной части людей, которые не являются сторонниками Януковича и его партии.

- Могут ли люди пойти за Ющенко?

- У Ющенко нет политического будущего. Конечно же, в истории есть немало примеров, когда, казалось бы, уже политический труп, списали со счетов, но разочарование в новой власти заставляло вспоминать о предыдущем политическом лидере. Но мне кажется, что в Украине ситуация несколько иная – у нас очень динамичная политика. И очень похоже на то, что Ющенко свой политический цикл уже прошел. По возрасту он, конечно же, еще может принимать участие в политическом процессе и может рассчитывать на определенное продолжение политической карьеры, но несколько обстоятельств будут работать против его будущего в политике. Дело в том, что феномен Ющенко был связан не с ним как с личностью, политиком, а с мифом Ющенко. Его некий политический образ в общественном сознании и реальный человек по имени Виктор Андреевич Ющенко – это две разные субстанции. Граждане это почувствовали, оценили, и у него остался очень небольшой круг сторонников, так как у него все-таки есть определенные ценности, определенная позиция. Но большая часть бывших избирателей Ющенко убедилась, что у него нет достаточной политической воли, нет четкой политической позиции. Поэтому они в нем разочаровались, и скорее всего, навсегда. Я не знаю, какие события могут вернуть к нему избирателей, разве что если сам Ющенко изменится.

- Кто тогда может стать лидером и повести за собой людей?

- Сейчас в обществе появится запрос на новых лидеров. В принципе, он уже начал проявляться. А старые лидеры будут отходить. Я думаю, что популярность Тимошенко будет снижаться. Тренд этот уже проявился, но пока он связан с поствыборной ситуацией. Но в каждом случае ситуация разная… Вообще у нас вся политика развивается по десятилетним циклам. 90-е были периодом идеологических партий, и роль лидеров была не столь значимой. 2000-е годы стали периодом харизматических лидеров и партий, созданных под них. У меня такое ощущение, что новое десятилетие так или иначе принесет изменения в избирательную систему и начнется этап новых лидеров. Яценюк (Арсений Яценюк, лидер «Фронта перемен», нардеп фракции НУНС), и Гриценко Анатолий Гриценко, лидер ««Гражданской позиции», нардеп фракции НУНС), думаю, первые представители этой новой волны, но не последние.

- Могут ли появиться новые лидеры, если да, то откуда: третий сектор, нынешние политсилы, армия, церковь, регионы?

- Могут. Во-первых, из нынешней политической элиты – это те люди, которые сейчас на вторых ролях, но могут постепенно выходить на первую роль. Во-вторых, как вы сказали, из регионов, региональные лидеры. Это тоже один из источников появления новой элиты. Если будет изменение избирательной системы, хотя бы частичное возвращение к мажоритарке, это будет еще один способ селекции новых лидеров. Традиционный источник появления новых лидеров – это бизнес. Также таким традиционным источником является гражданское общество. Оно переживает до сих пор серьезный кризис, но как раз нынешний общественный процесс может стимулировать новые общественные движения. И, как показывает практика, новые общественные движения выдвигают новых лидеров. Скрытые духовно-идеологические и организационные процессы уже идут, они просто не проявились пока публично и массово. Но я думаю, что это не за горами – если не сейчас, то через год-два мы увидим проявление этих процессов. Ну и, наконец, как это часто бывало в украинской истории и истории постсоветских стран: новые лидеры появлялись из госаппарата, тогда, когда они вступали в конфликт с руководством страны.

- Кого из нынешних политиков Вы считаете наиболее перспективным в плане их возможности стать лидерами протестных масс?

- Будущее за теми новыми лидерами, которые будут способны объединять. Но пока такого лидера я не вижу. Теоретически эту роль может выполнить Яценюк, Гриценко, в тень ушел по непонятным причинам Кириленко (Вячеслав Кириленко, лидера партии «За Украину», нардеп фракции НУНС – «ОстроВ»). Но в принципе, лидеры есть. Может быть появятся новые фигуры. Но тот, кто возьмет на себя роль не главного лидера, а роль объединителя, координатора без претензий на первую роль, тот может и заявит себя на перспективу как будущий общенациональный лидер. Напомню, что в 2001-2002 годах не было одного лидера. Это уже потом логика президентских выборов вывела на первый план Ющенко. Пока на проведении оппозиционных акций единого лидера быть не должно. Фигуру, которая должна стать главным символом оппозиции, надо определять перед президентскими выборами. Сейчас оппозиции надо поднимать людей, заниматься координацией действий, а определять главного лидера – это как раз тупиковый путь.

Политолог Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

- На Ваш взгляд, есть ли сегодня в Украине оппозиционные лидеры, способные повести за собой протестные массы?

- Сейчас не вижу таких людей.

- Кого из политиков Вы считаете наиболее перспективным в плане их возможности стать лидерами протестных масс?

- У нас таким человеком была только Тимошенко. Сейчас она выбирает какую-то странную модель для своего позиционирования, что, мне кажется, лишает ее массовой поддержки.

- Могут ли появиться новые лидеры?

- Конечно, могут. Если не устраивают одни лидеры, появляются другие. Мне кажется, что сегодня просто запрос на стабильность больше, чем на лидеров, способных поднимать народ на бунт. Да и народ сейчас не готов к бунту.

- Смогут ли новые политики пробиться при существующей избирательной системе?

- Я думаю, что она будет меняться, и быстро это произойти не может. Думаю, будет переходный период не меньше, чем два избирательных цикла.

Алексей Голобуцкий, политолог

- На Ваш взгляд, есть ли сегодня в Украине оппозиционные лидеры, способные повести за собой протестные массы?

- Пока на данный момент есть имитирующие оппозиционные силы, которые имитируют то, что они могут за собой повести массы. На самом деле, недоверие как к власти, так и к оппозиции одинаково высоко. Оппозиция в том виде, котором она существует, не может повести за собой массы, достаточные для того, чтобы реально хоть сколько-нибудь влиять на действия власти.

- А в каком виде она может это сделать?

- В виде, в котором оппозиции будут доверять, когда оппозиция будет пользоваться моральным авторитетом. Она не должна быть просто другой, ей недостаточно просто отличаться от власти – власть такая, а оппозиция другая. Оппозиция должна быть альтернативой, а не просто Иванов, Петров, Сидоров – это власть, а Иваненко, Петренко, Сидоренко – это оппозиция. Когда смена фамилий ничего не меняет в конечном счете: у называющих себя оппозицией такое же видение реформирования и модернизации страны, как и у нынешней власти. Они не показали, что у них какой-то другой взгляд на эти вещи. Оппозиция, к сожалению, не понимает, что нужны системные реформы, а не просто смена людей. Наша система, она любого человека, кто бы ни возглавлял эту систему, превращает в царя, человека, который в конечном счете становится жёстко авторитарным.

- Кого из политиков Вы считаете наиболее перспективными в плане их возможности стать лидерами протестных масс?

- Есть лидеры масштабные, харизматичные, от них сейчас сложно отказаться. Например, Тимошенко – она все-таки получила второй результат на президентских выборах, этот результат будет психологически влиять на избирателя. Они не хотят идти за неудачниками, у кого 3-4%. Но опять-таки, если бы власть не совершала глупые совершенно поступки – как заведение уголовного дела в отношении Тимошенко, - то той уже сейчас было бы очень сложно главенствовать в оппозиции. А вообще я уверен, что настоящие лидеры оппозиции не среди тех, кто сейчас на виду. Мы видели, насколько понятие «третьей силы» может быть нивелировано буквально в течение нескольких месяцев. Еще вчера тот же Тигипко был альтернативой Тимошенко и Януковичу, прошло два месяца - и мы о Тигипко вообще не слышим. Точно так же, я думаю, не слышит и его избиратель. Поэтому, я думаю, потенциальные лидеры, которых признают избиратели - это люди 30-40 лет, которые занимают активную, прежде всего гражданскую, а не исключительно политическую, позицию. Те, кто зарабатывал жизненный опыт не в комсомоле и застойной бюрократии, а экономический опыт приобретал не на комсомольско-партийном постсоветском дерибане. Такие лидеры работают сегодня кто в парламенте, кто в бизнесе, в общественных организациях. Они не столь известны, но у них есть главное – отсутствие негативного багажа пребывания при власти. Я думаю, что лидеры реальной, признаваемой избирателями оппозиции должны иметь, само собой, профессиональные знания, но прежде всего - определённые моральные качества, отличные от тех, что царили в партийной элите вчера и в подавляющем большинстве управленческой элиты - сегодня. В принципе, кое-кого из таких общественных лидеров уже можно выделить сегодня: это и О.Тягныбок, и Н.Королевская, и А.Шевченко... Возможно, даже В.Кличко удастся преодолеть последствия своей политической неискушённости, которая завела его в те же традиционные рамки игры постсоветской партийной элиты. Это лидеры разнообразных локальных структур, поднимающихся сегодня в ответ на всё более чётко осознаваемую потребность местных общин, - ориентированные на реальное и эффективное решение локальных проблем одного региона, одной отрасли. Падает запрос на лозунги, но зато пропорционально возрастает запрос на способность профессионально решить хоть одну-две серьёзных проблемы на государственном, региональном, отраслевом уровне. И именно этот запрос формирует новую элиту – не лозунговых «крепких хозяйственников», а реально смотрящих на вещи прагматичных бизнесменов для управления «корпорацией Государство».

- Когда мы сможем увидеть таких лидеров?

- Если будет запрос общества на таких людей, они появятся. Тогда, когда общество реально поймет, что кроме сердца надо еще и голову применять при голосовании, избиратель поймёт, что действительно хочет услышать правду. Наши политики ублажают избирателя. Лидер оппозиции не имеет права таким заниматься. Он должен сказать людям правду – в какой стране они живут, кто они в этой стране, и что если они сами не захотят измениться, не изменится страна. Но процесс уже начался: обратите внимание, насколько серьёзнее сегодня люди прислушиваются к профессиональной позиции таких людей как И.Акимова, Н.Королевская, А.Плотников в отношении конкретных проблем той или иной отрасли. Вот на таком признании избирателем способности того или иного молодого общественного деятеля, не обязательно уже являющегося политиком, и сформируется базис обновлённой элиты, на данном этапе, безусловно, оппозиционной – работающей с альтернативами неудачным решениям власти.

- Смогут ли новые политики пробиться при существующей избирательной системе?

- Если будет запрос, никакая политическая, избирательная система не может воспрепятствовать появлению таких людей. Если ничего не будет получаться у нынешней власти, а оппозиция так и не сможет никакой альтернативы предъявить, логично, что общество востребует новых лидеров. И там уже не будет иметь никакого значения, какая будет система. По идее, для того, чтобы структурировать политические элиты, ту же оппозицию, нужна как минимум смешанная система выборов. Нынешней власти всё-таки выгодна мажоритарная система. Раньше человек покупал место в списке, он как-то должен был учитывать идеологию, хоть как-то формально заявлять, что он поддерживает или Партию регионов, или БЮТ. А сейчас желающему попасть во власть проще и выгоднее будет покупать конкретный округ, а идеология опять уйдет на задний план.

Записала Светлана Кузьменко, "ОстроВ"

Статьи

Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Страна
18.04.2024
09:14

Закон об усилении мобилизации: основные положения

"Это было очень неожиданно. Пока мы на всех эфирах и в соцсетях рассказывали, что это закон о справедливости, о демобилизации, главную норму просто решили убрать. Говорят, что это был четкий ультиматум от Генерального штаба. В частных разговорах они...
Страна
17.04.2024
10:00

Формирование вооруженных сил и мобилизация в Украине. Как это было в прошлом

Битва за Украину была выиграна в значительной степени благодаря победе большевиков на идеологическом и информационном фронтах. Именно это, вместе с мобилизационными возможностями Красной Армии, непревзойденной жестокостью противника, способность...
Все статьи