АПК в тени

Виктор Янукович недавно сделал едва ли не самое резкое и громкое заявление первых ста дней своего премьерства. Он признал, что в аграрном секторе страны существует еще один – теневой, который имеет тенденцию к росту. По оценкам правительственных экспертов, вне зоны реального рынка находится около 20 % продукции сельского хозяйствования. Не обремененные государственными должностями специалисты утверждают, что отечественный АПК уверенно наследует общие экономические традиции и, соответственно, в аграрной «тени» находится от 40 до 50 процентов сельскохозяйственного производства.

Если учесть, что в сельской местности проживает половина населения страны, то наметившийся в высших руководящих кругах переполох вполне объясним. Тем более, что тень в АПК явно просматривается от проводимого властями реформирования. Искать крайних, в случае чего, долго не придется.

Конечно же, можно в очередной раз найти «стрелочника». Но тогда все равно придется как-то объяснять, почему «верхи» не знают, что творят «низы». А «низы», если следовать «сигналам» Генпрокуратуры и МВД, представляют явно не крестьянина с сохой, а посаженных на местах в роли «государева ока» все тех же чиновников.

Так еще летом минувшего года тогдашний и.о. генпрокурора Н.Гарник направил в Кабмин «подання» о необходимости «устранения нарушений законодательства при реформировании аграрного сектора экономики». Оказалось, что самым прибыльным теневым бизнесом стало оформление документов при передаче земли в аренду. Иногда и сами селяне не знают, кому и за какую цену передали свои кровные наделы во временное пользование. Сельсоветы и вовсе отправили в «свободное плавание» 400 тысяч га земель запаса и резервного фонда, или почти треть территорий, отданных им государством «на всякий пожарный случай». То есть только сельская советская власть отдала в «левое» пользование половину Черновицкой области. Разумеется, никаких налогов от теневой эксплуатации этих земель в бюджет не поступало.

Прокурорские проверки показали, что массового характера достигли невыплаты за аренду земли и зарплату селянам, «незаконная реализация служебными лицами вновь созданных предприятий имущества, которое было передано совладельцами в аренду, присвоении средств от его реализации, незаконной передачи в банковский залог имущества граждан-совладельцев».

Н. Гарник прямо говорит о невыполнении министерством аграрной политики возложенных на него функций. Чиновники же госкомитета по земельным ресурсам и вовсе обвиняются не только в нарушениях земельного законодательства, но и в «скоєнні службовими особами кримінально-карних діянь”.

Смена правительства не привела к кадровым перестановкам в руководстве АПК. Более того, бывший министр агропромполитики И. Кириленко стал вице-премьером. Госкомитет по земельным ресурсам и вовсе получил безграничные полномочия в сфере своих действий. Например, теперь, чтобы бабушка со своим пятисоточным огородом попала в систему автоматического кадастра, ей придется платить не 60 грн., как это было раньше, а все 270. Такие расценки ввел глава Госкомзема А. Даниленко практически сразу после “подання” Генпрокрутуры. Если бабушка не пожелает попасть в электронный учет, то может и вовсе лишиться не только своих кровных от деда-прадеда пяти соток, но и хаты, стоящей на этой земле. Любопытно, что от новых поборов в местные бюджеты будет поступать только 25% средств. Остальные – в столицу. На какие счета – укажет начальство. Ведь всегда найдется фирма, производящая замеры на местах и имеющая в Киеве головной офис. Под крылом все того же Госкомзема.

В итоге Н. Гарник из и.о. так и не стал Генпрокурором. Теперь его стратегическую ошибку рискует повторить руководство МВД.

14 декабря уже министр Ю.Смирнов «сигнализирует» новому премьеру «про оперативне супроводження процесів реформування аграрного сектору”, в котором указывает: “з початку дії указу Президента України “Про невідкладні заходи щодо прискорення реформування аграрного сектору економіки” (з грудня 1999 р.) органами внутрішніх справ викрито майже 17 тисяч корисливих злочинів, у тому числі 6 тисяч розкрадань, скоєних посадовими і матеріально відповідальними особами, 6,5 тисяч злочинів у сфері службової діяльності...”. Если учесть “абсолютную независимость” сельских участковых и “оперов” от бывшего колхозного и действующего районного начальства, то эти цифры для достоверного восприятия можно умножать на десять, а то и на сто. Это наш теневой криминальный потенциал.

Ведомство Ю.Смирнова подсчитало убытки госбюджету от деятельности аграрных госчиновников на сумму 191 млн. грн. Сколько оказалось в “тени”, остается догадываться. Недавно вице-премьер И.Кириленко сокрушался, что в прошлом году только ценовой обвал на сельскохозяйственную продукцию отнял у крестьян три миллиарда гривен. Думается, «чиновничий обвал» забирает у сельских жителей и бюджета не меньше. Если же учесть, что прибыль АПК в минувшем году составила всего 700 миллионов грн. при реальных возможностях в несколько десятков миллиардов, то реформаторские «проколы» в аграрном секторе экономики более чем очевидны.

Сегодня Кабмин завершает подготовку собственной программы, где меры по реорганизации аграрного сектора займут ключевое место. В.Янукович уже сказал, что «нельзя позволять делать бизнес не в сельском хозяйстве, а - на нем». Побывавший недавно на Донетчине новый министр агропромполитики С.Рыжук, похоже, «шефа» не понял. Он назвал ход реформ правильным и заявил: «Земля должна стать как товар, как капитал уже в следующем году. Если мы этого не сделаем, инвестиции не пойдут в село».

Сложно сказать, о каком товаре говорит начальник АПК, если на сегодняшний день только 20 процентов селян получили на руки государственные акты на право частной собственности на землю. Агробиржи существуют практически только на бумаге. Цену на крестьянские наделы установили сами чиновники, рыночная ее стоимость может сформироваться лишь после 2005 года, когда будет разрешена ее продажа. Пока же обнищавшие селяне нелегально продают свои наделы за тонну угля, чтобы зимой не замерзнуть, или – бутылку сивухи, чтобы выпить и забыть о трудностях крестьянской жизни. Этим при содействии властей, оформляющих «дарственные», умело пользуются новоявленные инвесторы, на которых с надеждой уповает господин Рыжук.

Сашко Гребінка.

Статьи

Донецк
26.04.2024
16:00

Восстановление Донетчины: пока даже не в проекте, но...

Отношения власти и общественности никогда не были исключительно конструктивными, в Донецкой области в частности, прежде всего, из-за взаимного недоверия, нехватки опыта, несовпадения представлений о сотрудничестве и просто нежелания власти быть...
Страна
26.04.2024
10:51

Украинский металл: кажется, есть надежда

"Производственные результаты по итогам года могли быть выше, если бы импортная продукция из Китая не заходила в больших объемах на отечественный рынок, особенно когда в Украине производятся аналоги".
Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Все статьи