Донецкий металлургический завод ждет реприватизация? (продолжение)

История, связанная с отстранением от должности генерального директора ДМЗ Владимира Следнева, стала следствием его несогласия с той политикой приватизации, которую проводили власти Украины сразу же после обретения страной в 1991 году независимости. Международные дельцы (они же, большинстве своем, - выходцы из постсоветского пространства), спешили воспользоваться возможностью заполучить лакомые куски на льготных условиях, без учета государственных интересов. Под такую схему смены собственности попал и ДМЗ, о чем свидетельствует рассказ г-на Следнева – очевидца тех событий.

В его распоряжении имеется также пакет документов, подтверждающих, что приватизация ДМЗ прошла неправомерно. Со своими пояснениями он направил его уже в Фонд государственного имущества. Пока же реакция этого ведомства, председатель которого Валентина Семенюк успела прославиться своими реприватизационными амбициями, еще не известна.

Метаморфозы власти

«После того, как были приняты первые законодательные акты, ознаменовавшие переход экономики Украины на рыночные рельсы, международные дельцы не могли допустить, чтобы разгосударствление и приватизация прошли в интересах Украины. Им нужно было выйти на Президента Леонида Кравчука, «организовать» отставку премьер-министра Витольда Фокина, поставить во главе Правительства «своего человека» и, дав ему чрезвычайные полномочия, получить доступ к национальным богатствам», - рассказывает Владимир Следнев.

И дальше, в изложении собеседника «Острова», события развивались следующим образом. 13 октября 1992 года по представлению Леонида Кравчука Верховный Совет утвердил Леонида Кучму премьер-министром Украины, который потребовал предоставить ему чрезвычайные полномочия. При обсуждении вопроса на сессии речь шла о предоставлении Кабинету Министров права издавать декреты, которые после рассмотрения на сессии ВС должны были приобретать статус Закона.

Именно такое решение простым большинством голосов было принято ВС. Затем, очевидно, сообразив, что нельзя простым большинством лишать депутатов, парламент и Президента конституционных полномочий, разрешение ВС на чрезвычайные полномочия Леониду Кучме 19 декабря 1992 года приняло форму Закона Украины «О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования по вопросам собственности, предпринимательской деятельности, социального и культурного развития, государственной налоговой, научно-технической политики, природно-финансовой системы, налогообложения, государственной политики оплаты труда и ценообразования».

«Иными словами – государственная собственность поступила в полное распоряжение Леонида Кучмы!, - резюмирует г-н Следнев. - Обвинив «красных директоров», которые якобы под видом децентрализации экономики наносили ущерб государству, он начал строить вертикаль управления «под себя», игнорируя принятые ранее законодательные акты». По его словам, все декреты, принимаемые Кабинетом Министров в течение полугода (срока предоставления чрезвычайных полномочий) носили антирыночный характер, подвергались резкой критике со стороны парламента.

Владимир Следнев полагает, что события в общественной жизни второй половины 1992 года нельзя не связывать с появление в Украине «бизнесмена с мировым именем», выходцу из СССР Бориса Бирштейна, ныне, по некоторым данным, проживающего в Канаде. Как утверждает собеседник «Острова», без юридических оснований, после заявления об отставке, Леонид Кучма 12 августа 1993 года Постановлением Кабинета Министров № 635 фактически разрешил Бирису Бирштейну приватизировать «Криворожсталь», «Запорожсталь», Донецкий металлургический завод и пять стратегических заводов Химпрома Украины.

Вскоре Постановлением ВС № 3459 – XII от 21 сентября 1993 года Кабинету Министров было оказано недоверие, и Леонид Кучма был уволен в связи с поданным заявлением. А в следующем, 1994 году, он стал Президентом Украины. «Почему лидеры партий пошли у него на поводу, отступили от «демократических завоеваний», создали сверхтоталитарную систему? Может, из-за желания придти к власти вместо Кучмы и вместо него продолжать бесконтрольно «разбазаривать» общенациональное богатство и общественную собственность, доля которой принадлежит каждому гражданину Украины? К сожалению, даже после Майдана этот вопрос остается открытым», - говорит Владимир Следнев. По его словам, как Леонид Кучма захватывал власть и собственность, можно проследить на примере приватизации Донецкого металлургического завода.

Как приватизировали ДМЗ

«Приватизация ДМЗ была инициирована мной, депутатом Верховного Совета XII созыва, в 1992 году после принятия в марте 1992 года Закона Украины «О приватизации государственного имущества». Инициатива была обусловлена тем, что завод осуществлял техническое перевооружение, финансирование со стороны Министерства черной металлургии СССР и УССР было прекращено, завод испытывал трудности в получении централизованных финансовых средств и кредитов», - отметил г-н Следнев.

В Государственную программу приватизации на 1992 год не были включены предприятия группы «Г», в которую также входил ДМЗ. При этом на заводе был разработан альтернативный план приватизации с выкупом государственного имущества.

«В ноябре 1992 года я отказался работать с Кучмой в его правительстве и выступил с критикой в его адрес, начал вести работу среди депутатов парламента о прекращении срока действия чрезвычайных полномочий. 21 мая Кучма заявил об отставке, и уже 3 июня 2003 года в Правлении Международной акционерной торгово-промышленной группы «Украина» во главе с Борисом Бирштейном конфиденциально обсуждалась служебная записка «Некоторые аспекты приватизации предприятий, входящих в АГ «Украина», в которой было указано, что предприятия, входящие в эту структуру, включены в Программу приватизации на 1993 год», - вспоминает Владимир Следнев.

При этом, по его словам, первая Государственная программа приватизации на 1992 год включала задания по приватизации на 1992 год и мероприятия, направленные на обеспечение организационно-экономических условий для реализации государственной политики приватизации в 1993 – 1994 годах. Этим документом не предусматривалась приватизация предприятий группы «Г», горно-металлургического и сырьевого комплекса Украины. А следующая, вторая, «Государственная программа приватизации на 1994 год» запрещала приватизацию предприятий группы «Г», к которой относился и ДМЗ, без разрешения и согласования с Кабинетом Министров Украины.

«Таким образом, на момент конфиденциального обсуждения упомянутой «Служебной записки» (03.06.93) не было «Программы приватизации на 1993 год», в которую были бы включены предприятия АГ «Украина», - констатирует В. Следнев. А упомянутой служебной запиской предписывалось проводить приватизацию всех предприятий, входящих в АГ «Украина», «…с обязательным приоритетным учетом интересов иностранного учредителя АГ», то есть президента фирмы «Сеабеко Канада Инк.» Бориса Бирштейна, имевшего в своем распоряжении 35% акций АГ «Украина».

В Служебной записке «Некоторые аспекты приватизации…» также, как рассказывает Владимир Следнев, детально рассматривались и другие последствия приватизации предприятий АГ «Украина». В частности, политические: «…результаты приватизационного процесса могут быть использованы в политической борьбе, в том числе и в борьбе против отдельных политических, государственных и хозяйственных деятелей…», «…увеличение возможности АГ выбирать политиков, поддержка которых необходима и которые будут наиболее полезны самой АГ «Украина»; экономические: «…обязательным приоритетным учетом интересов иностранного учредителя АГ, приобретению… необходимого количества акций в каждом из приватизируемых предприятий»; юридические: «…принятие нормативных актов в Правительстве»; психологические: «…влияние на производственные взаимоотношения, …смену социально-психологического климата».

6 июня 1993 года Министр промышленности Украины А. Голубченко официально сообщил «о вхождении Донецкого металлургического завода в состав Международной акционерной торгово-финансовой группы «Украина».

В это момент Леонид Кучма подал в отставку. Очевидно, по словам Владимира Следнева, во исполнение положений, изложенных в «Служебной записке», он еще успел до ухода с премьерского поста подписать Постановление Кабмина «Об утверждении перечня предприятий, приватизацию имущества которых, находящихся в общегосударственной собственности целесообразно осуществить с привлечением иностранных инвестиций». Этим документом в нарушение Конституции и Закона «О приватизации государственного имущества» был утвержден перечень 50 ликвидных, в основном арендных, предприятий, куда были включены все стратегические предприятия, входящие в АГ «Украина» - ДМЗ, «Запорожсталь», «Криворожсталь», пять особо важных предприятий химической промышленности общегосударственного значения. Также 8 сентября 1993 года Постановлением Кабмина Леонид Кучма утвердил «Методику оценки стоимости объектов приватизации», которая позволяла значительно занижать стоимость основных и оборотных средств предприятий.

«Удивительная оперативность! В течение пяти месяцев Правительство Кучмы не могло принять решение о квотировании и лицензировании продукции металлургической промышленности. И вдруг в течение месяца принимает решение о приватизации предприятий, имеющих общегосударственное значение и значительное влияние на экономику страны…», - говорит Владимир Следнев.

Потом, рассказывает он, начала работать комиссия ФГИ по приватизации. Не заводская, а на уровне членов правительства Украины, часть которых входила в состав правления АГ «Украина».

При этом собеседник «Острова» вспомнил красноречивый эпизод одного из заседаний Правления АГ «Украина» в здании Министерства промышленности: члены Правления АГ сидели за круглым столом во главе с Бирштейном, а члены коллегии Министерства и заместители Министра - в общем зале, на коленях записывая поручения Бирштейна.

«Вскоре был разработан проект Устава открытого акционерного общества «Донецкий металлургический завод», - говорит г-н Следнев. В соответствии с этим документом получалось, что ФГИ должен передать акции завода некоему «органу приватизации», который сам же является и «учредителем». А юридическим лицом при этом является Международная акционерная торгово-промышленная группа «Украина» во главе с Борисом Бирштейном, который владеет блокирующим пакетом акций. Таким образом, весь пакет акций завода должен был перейти Бирштейну.

«Кстати, 11 ноября 1993 года, в свой день рождения, Борис Бирштейн сделал ставку на Леонида Кучму в качестве будущего президента Украины и просил меня поддержать его… Очевидно, этот шаг был продиктован политическими аспектами той самой Служебной записки, где указывалось на «увеличение возможностей АГ выбирать политиков…, которые будут наиболее полезны самой АГ «Украина», - вспоминает Владимир Следнев.

В заключение нашей беседы он подытожил, что изложенная история позволяет сделать вывод, что Леонид Кучма, будучи премьер-министром Украины, и тогдашний Председатель Фонда госимущества В. Прядко, нарушая положения Конституции и законов Украины, взяли на себя функции продавцов государственной собственности всей страны. Таким образом, по словам собеседника «Острова», Донецкий металлургический завод стал первой разменной монетой в борьбе Леонида Кучмы за политическую власть.

Продолжение следует…

Мария Игнатенко, Киев, для «Острова»

Статьи

Страна
20.04.2024
10:00

Тучи на горизонте, или Почему у бизнеса "портится настроение"?

Валовой внутренний продукт (ВВП) за январь-февраль вырос на 3,6%, по данным Минэкономики. Не стоит забывать, что в январе 2023 г. зафиксировано падение на 32%, в феврале – на 26%. Сейчас - рост...
Мир
20.04.2024
09:31

"Трамп хочет, чтобы Конгресс принял решение о помощи Украине". Обзор западных медиа

Если Трамп вернется в должность и попытается протолкнуть мирное соглашение между Россией и Украиной, ему нужно, чтобы Украина имела сильную военную позицию
Страна
18.04.2024
18:19

Медицинская реформа по-запорожски. Получат ли пациенты надлежащее медицинское обеспечение и качественное лечение

Факт экономии бюджетных средств, о котором говорят местные чиновники, вряд ли добавляет оптимизма запорожцам,  пациентам оптимизированных больниц. Любой рядовой горожанин подтвердит, что до сих пор не заметил, чтобы такая реорганизация положительно...
Все статьи