Транзитная перемога/зрада: Нужное подчеркнуть

Достижение договоренностей об условиях транзита российского газа в ЕС через Украину в 2020-2024 гг. с возможной пролонгацией до 2035 г. нельзя оценить однозначно.

Если рассматривать ситуацию только с экономической точки зрения, то это однозначный плюс: Украине удалось сохранить транзитный статус.

Но какой ценой это достигнуто? Увы, если подойти более глобально, то "перемога" получена за счет "зрады".

Меняем газ на Донбасс?

Напомним, официальный Киев и НАК "Нефтегаз Украины" хотели подписать контракт с ОАО "Газпром" на 10 лет и предусмотреть в нем гарантированную прокачку 60 млрд м3 по европейским тарифам.

На выходе получили срок контракта 5(+10) лет и 65 млрд м3 объема в 2020 г. с уменьшением до 40 млрд м3 на весь остальной период с 2021 г.

Да, это 2-х кратное падение транзитной загрузки по сравнению с 85-90 млрд м3 в прежние годы. Но что очень важно – плата за транзит существенно повышается.

И здесь не нужно ориентироваться на заявление премьера РФ Дмитрия Медведева о том, что "Украина, как ни старалась, не смогла существенно повысить плату за транзит".

Информация о том, что новый контракт принесет Украине около $2 млрд за транзит газа в 2020 г. и в дальнейшем по $1,3 млрд в год, появилась с подачи агентства Fith ratings.Но это не инсайдерские данные, а оценка аналитиков агентства, взявших в качестве базы для сравнения прокачку прежних 90 млрд м3 и плату в размере $3 млрд, которую ранее получал "Нефтегаз". А потом в Fith просто экстраполировали эти значения на новые объемы транзита – и получили предполагаемый доход Украины в 2020-2024 гг.

Однако здесь лучше не прибегать к взятым "с потолка" математическим выкладкам, а ориентироваться на данные министра энергетики и охраны окружающей среды Украины Алексея Оржеля. По его словам, в течение последующих 5 лет страна получит за российский газовый транзит порядка $15 млрд, т.е. примерно по $3 млрд в год.

Не нужно быть великим математиком, чтобы увидеть: получить за 40 млрд м3 транзита ту же сумму, что и ранее за 90 млрд м3 можно только путем повышения тарифа в 2 раза.

Разумеется, Д.Медведеву не хотелось признаваться в этом перед своими согражданами. Но это так.

Отдельно надо остановиться на критике украинской делегации за решение отозвать из стокгольмского арбитража новые иски к "Газпрому" на $12,2 млрд. Напомним, что "Нефтегаз" требовал их в качестве компенсации упущенной выгоды за прекращение/снижение объемов транзита.

Значит, отзыв иска абсолютно логичен: ведь несмотря на предстоящее падение объемов прокачки, годовая выручка НАК от транзита сохранится на прежнем уровне. За что же тогда требовать компенсацию?

При этом украинской стороне удалось отстоять обязательность выплат "Газпромом" $3 млрд по ранее вынесенному решению стокгольмского арбитража.Оно касается предыдущих нарушений транзитного контракта "Газпромом". Причем выплаты сделаны 27 декабря "живыми" деньгами – хотя ранее "Нефтегаз" соглашался получить их натурой, т.е. в виде поставок газа.

Правда, официальному Киеву пришлось отказаться еще и от требований по уплате "Газпромом" штрафных санкций в 172 млрд грн., наложенных Антимонопольным комитетом Украины и подтвержденных решениями украинских судов всех инстанций.

А это $7,17 млрд по текущему обменному курсу. Итого имеем: $18 млрд "полюбовно", т.е. в счет добровольной уплаты по арбитражу плюс плата за транзит за 5 лет - или $19,37 млрд, которые только предстоит выбить в судебном порядке. И еще не факт, что это удастся сделать.

Очевидно, что здесь предпочтительнее выбирать пресловутую "синицу в руке" вместо эфемерного "журавля в небе" – ведь суммы в обоих случаях вполне сопоставимы.

Тогда получаем, что берлинские соглашения – однозначный успех с коммерческой точки зрения. Однако насколько оправданно было исключать из переговоров политическую составляющую?

Ведь украинская сторона пошла на договоренности со страной, аннексировавшей часть ее суверенной территории (Крым) и поддерживающей сепаратистские режимы в Донецке и Луганске - существующие исключительно благодаря протекторату Москвы.

Об этом важном обстоятельстве в Киеве предпочли "забыть". Не без помощи ЕС, угрожавшего снять с РФ экономические санкции в случае прекращения транзита через Украину – поскольку под угрозу ставилось бесперебойное снабжение европейских потребителей.

Агрессор в приоритете

Однако транзитный статус Украины не исчерпывается транспортировкой газа. Есть еще и нефть.

Договор о продлении на 10 лет нефтяного российского транзита был благополучно продлен госкомпанией ПАО "Укртранснефть", причем без всякого давления со стороны европейцев.

Но и это еще не все. В конце декабря выяснилось, что 6 лет спустя после захвата Крыма и ОРДЛО Украина продолжает оставаться транзитером российских промышленных грузов.

Эти грузы (железная руда, уголь, зерно) транспортируются через украинскую территорию по железной дороге госкомпанией ПАО "Укрзализница" (УЗ) и далее проходят перевалку на суда в украинских черноморских портах.

Ситуация получила огласку после заявления компании Ferrexpo Plc., принадлежащей олигарху Константину Жеваго и контролирующей Полтавский и Еристовский горно-обогатительные комбинаты.

Дело в том, что УЗ давно испытывает серьезные проблемы с подвижным и тяговым составом. Проще говоря, у железнодорожников не хватает грузовых вагонов и локомотивов, чтобы удовлетворить запросы всех своих клиентов-грузоотправителей.

В Ferrexpo возмутились тем фактом, что их собственные грузы простаивают – тогда как российские идут в приоритете у "Укрзализницы".

Чуть раньше, в июле-сентябре, аналогичные претензии украинским железнодорожникам высказывала и Украинская зерновая ассоциация.

В УЗА отмечали, что из-за приоритетности российских грузов украинские зернотрейдеры не могут своевременно доставить в порты собственную продукцию, срывая выполнение экспортных контрактов.

И тут надо вспомнить, что в конце апреля 2018 г. Кабинет министров направлял Совету национальной безопасности и обороны предложения полностью запретить транзитные речные грузоперевозки по территории Украины российскими судами.

Принять эти меры предлагалось в рамках специальных экономических санкций за аннексию Крыма. Причем по данным аудиторско-консалтинговой компании Ernst&Young, транзитные грузы из РФ по украинским рекам не перевозятся.

Очевидно, что и в Кабмине об этом прекрасно знали. Как и о том, что основной поток российских транзитных грузов через Украину идет железнодорожным транспортом в порты.

Ведь еще ранее, в 2016 г., тогдашний министр инфраструктуры Владимир Омелян (чиновник с наиболее яростной антироссийской и патриотической риторикой в том составе Кабмина) подписал приказ… о снижении на 50% портовых сборов для транзитных (читай: российских, потому что другие грузы в украинские порты не транзитируются) грузов.

Но когда в конце сентября 2016 г. об этом спросили тогдашнего премьера Владимира Гройсмана во время "часа вопросов правительству" в Верховной Раде, тот заявил, что "безусловно, предоставлять любые преимущества стране-агрессору – недопустимо".

Тем не менее, скидка для российских транзитных грузов так и не была отменена. Она продолжала действовать и при В.Гройсмане, и сохранилась при нынешнем премьере Алексее Гончаруке.

Благодаря этому, по данным УЗ, в III кв. 2019 г. транзитные перевозки железной руды, железорудного концентрата и окатышей из РФ в направлении украинских припортовых станций выросли более чем на 113% по сравнению с I кв.: с 803 тыс. т. до 1,71 млн т.

По данным украинской ассоциации собственников ж.-д. вагонов, в январе-мае ежемесячно по украинским ж.-д. дорогам шло 300 тыс. т. транзитных грузов (в основном из РФ), в июле показатель превысил 700 тыс. т.

Снова-таки, в Кабмине могут возразить, что ранее Украина ограничивала российский грузовой транзит автотранспортом через свою территорию – и в апреле 2019 г. проиграла арбитражное разбирательство по данному вопросу во Всемирной торговой организации.

Ограничения пришлось снять во исполнение решения арбитража ВТО. Но здесь надо начать с того, что Украина за 11 лет так и не получила никаких преимуществ от членства в ВТО.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть ключевые данные Госстата по украинскому экспорту.

Отсюда вопрос: насколько необходимо официальному Киеву выполнять предписания этой организации?

И самое главное: одно дело просто не препятствовать транзиту грузов страны-агрессора, и совсем другое – предоставлять им льготы по сравнению с грузами своих собственных  производителей.

Ведь ВТО точно не требовало от Украины транзитных преференций для РФ, это была инициатива КМУ. Разумеется, все с той же благой целью: сохранить транзитный потенциал страны.

И она, можно сказать, достигнута. И это однозначно плюс несколько процентов роста для национальной экономики. Вот только ощущения "перемоги" почему-то нет.

Виталий Крымов, "ОстроВ"

Статьи

Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Мир
26.03.2024
07:36

«Уже сейчас можно купить билеты в Крым на июнь». Российские СМИ об Украине

"В реакции Киева - вся суть этого террористического режима. Трудно даже описать ту смесь восторга, злорадства и упоения, которую трагедия вызвала в украинских СМИ…"
Все статьи