Ахметов и Коломойский: жизнь под арестом

Имущество и бизнес 3 из 5 наиболее состоятельных украинских бизнесменов оказались под арестом по решению британского правосудия.

Но если бенефициарам группы "Приват" Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову уже не привыкать к подобным сюжетам, то владелец группы SCM Ринат Ахметов оказался в данной ситуации впервые.

Битва за $5,5 млрд

Имущество И.Коломойского и Г.Боголюбова в очередной раз оказалось под арестом по делу Приватбанка. Из которого, согласно выводам независимого аудита, проведенного американским агентством Croll, они вывели около $5,5 млрд. Речь о кредитах, выданных компаниям, конечными владельцами которых являются либо сами "приватовцы", либо фигуры из их бизнес-окружения.

Кредиты не были возвращены банку – но его прежние владельцы от этого ничего не потеряли,- в проигравших оказалось государство.

Оно национализировало Приватбанк в декабре 2016 г. И таким образом оказалось обладателем многомиллиардных долгов перед вкладчиками… и перед собой. Поскольку в лице Нацбанка Украины ранее уже потратило несколько десятков миллиардов гривен на кредиты рефинансирования Приватбанку – для его стабилизации.

Возвращать эти кредиты И.Коломойский и Г.Боголюбов не горят желанием: договоры о реструктуризации их долгов перед банком требовалось заключить до 1 июля 2017 г. Однако никто ничего до сих пор не подписал. Именно поэтому теперь уже государственный Приватбанк обратился в Высокий суд Лондона для принудительного взыскания долгов.

Согласно появившимся в начале января сообщениям, в качестве обеспечительной меры по данному процессу суд арестовал имущество Г.Боголюбова и И.Коломойского на $2,5 млрд.Это примерно половина предполагаемой суммы ущерба – но тем не менее, все равно цифра весьма внушительная.

Помимо личного имущества олигархов, включая яхты, самолеты, виллы и земельные участки в различных странах Европы, арестованы активы 6 компаний Привата по всему миру.

Сам И.Коломойский в комментариях СМИ изображает невозмутимое спокойствие, ограничившись лишь напоминанием, что речь идет о временном аресте, а не о конфискации. Однако поводы для беспокойства на самом деле есть. Например, масштабность принятых обеспечительных мер.

Ранее все тот же Высокий суд Лондона уже как минимум дважды выносил аналогичные решения в отношении имущества И.Коломойского и Г.Боголюбова. Одно из них касается разбирательства с давним бизнес-партнером по группе "Приват" Вадимом Шульманом.

Ранее он возглавлял наблюдательные советы Днепродзержинского, Баглейского и Днепропетровского коксохимзаводов – до того, как "Приват" продал их в 2007 г. российскому холдингу "Евраз".

А затем возникли некие разногласия. Как утверждает В.Шульман, совладельцы "Привата" не вернули ему $28,5 млн, инвестированных в ферросплавный завод в США.

Претензии к И.Коломойскому и Г.Боголюбову есть и у президента Татарстана Рустама Минниханова. Они касаются спора относительно прав на Кременчугский нефтеперерабатывающий завод.На его базе в 1995 г. было создано совместное предприятие, ПАО "Укртатнефть", одним из акционеров которого стала госкомпания "Татнефть".

Впоследствии связанные с "Приватом" фирмы вытеснили с предприятия татарскую сторону. На память о ней осталось только название ПАО.

Разумеется, "Татнефть" и Фонд госимущества Татарстана не согласились с такой остановкой вопроса.

Через международные судебные процессы они требуют взыскания с И.Коломойского и Г.Боголюбова компенсации за причиненные неудобства.В рамках этого дела лондонский суд еще в 2016 г. арестовал имущество И.Коломойского и Г.Боголюбова на $380 млн. Теперь сравним эти цифры: $28,5 млн, $380 млн и $2,5 млрд.

Несложно заметить, что ставки постоянно повышались и в последнем случае, т.е. с Приватбанком, игра действительно пошла по-крупному. Можно даже сказать, ва-банк. В случае проигрыша И.Коломойский и Г.Боголюбов рискуют не просто из долларовых миллиардеров превратиться в гривневых миллионеров. Они вообще могут остаться ни с чем.

Еще одним поводом задуматься для "приватовцев" является выбор юридической компании Hogan Lovells для защиты интересов государственного Приватбанка в Высоком суде Лондона.

Ранее эта компания в этом же суде представляла еще одного украинского олигарха, владельца группы EastOne Виктора Пинчука.

Он добивался от И.Коломойского и Г.Боголюбова компенсаций прибыли, недополученной из-за утраты контроля над Никопольским ферросплавным заводом.А также требовал вернуть ему деньги за передачу группе "Приват" Криворожского железорудного комбината в начале 2000-х гг.

В итоге И.Коломойский уже в ходе судебного разбирательства предпочел пойти на мировое соглашение, добровольно обязавшись заплатить В.Пинчуку (по данным СМИ, речь шла о половине суммы исковых требований).

Hogan Lovells в Высоком суде Лондона также представляла правительство Казахстана в споре о возврате в страну денег, украденных из БТА Банка его бывшим председателем правления Мухтаром Аблязовым. Тогда игра также шла по-крупному: сумма претензий превышала $6 млрд.

Итак, у Hogan Lovells есть опыт участия в процессах, подобных по своей сути тяжбе государственного Приватбанка с бывшими владельцами.

Есть и опыт ведения дел именно против И.Коломойского с Г.Боголюбовым. Это серьезный козырь в юридической войне: когда заранее уже примерно знаешь, какой ход ожидать от оппонента.

Исходя из этого, ситуация для И.Коломойского представляется как минимум очень проблемной. Если не сказать - критической.

Особенно с учетом официального письма глав представительств Международного валютного фонда, Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития, опубликованного 17 января в СМИ.

В письме, адресованном руководству Национального банка Украины и министерства финансов, подчеркивается необходимость привлечение к ответственности бывших собственников обанкротившихся украинских банков - за убытки, понесенные государством в результате их махинаций.

И хотя здесь название Приватбанка не упоминается – совершенно очевидно, что речь идет прежде всего о нем. Поскольку далее говорится, что общие расходы госбюджета на спасение проблемных банков начиная с 2014 г. составили 215 млрд грн., в т.ч. 155 млрд грн. – при национализации Приватбанка.

Учитывая, что госдолг Украины по итогам 2017 г. составляет 75,6%, а в нынешнем ожидается дальнейшее увеличение показателя до 82,4% - можно утверждать, что мнение зарубежных кредиторов имеет очень важное значение по любому вопросу. Проигнорировать его практически нереально. Поэтому даже теоретическое примирение с президентом Петром Порошенко ничего не даст И.Коломойскому в плане возможностей "спрыгнуть" с темы возврата денег в Приватбанк.

А такой вариант тоже нельзя исключать. На размышления наводит выигрыш И.Коломойским значительного числа дел в украинских судах по искам против уже государственного Приватбанка. По подсчетам СМИ, за год c небольшим после национализации Приватбанка, его бывшие владельцы подали более 400 исков в различные судебные инстанции. И чаще всего Фемида почему-то оказывалась именно на их стороне.

Нет, возможно, здесь не стоит искать подводные камни. Не исключено, что причина в банальном юридическом непрофессионализме работников Нацбанка.

По его данным, начиная с 2014 г. суды вынесли 15 решений, подтверждающих законность действий НБУ при банкротстве либо национализации банков.

Вместе с тем суды приняли 11 решений об отмене постановлений НБУ о признании банков неплатежеспособными или об отзыве у них банковских лицензий.

Т.е. 15 против 11 – почти 50/50. Это очень плохой показатель, если оценивать правомерность и профессионализм действий Нацбанка в ходе "большой чистки" банковской системы.

Тогда не стоит удивляться, почему экс-владельцам удалось снять аресты с большинства активов группы "Приват" в Украине.

Между тем СМИ со ссылкой на источники в президентской администрации ранее сообщали, что братья Суркисы добились возвращения конфискованных денег в Приватбанке. Якобы в обмен на это они согласились отдать принадлежащие им пакеты акций "Львовоблэнерго", "Тернопольоблэнерго" и "Прикарпатьеоблэнерго".

В качестве конечного бенефициара сделки называют первого заместителя главы парламентской фракции БПП Игоря Кононенко, многолетнего друга и бизнес-партнера президента.

Снова-таки: степень достоверности этой информации каждый способен оценить самостоятельно.

Тем не менее, судебные решения о принудительном возвращении Суркисам 1,047 млрд грн. и $266 тыс., лежавших на депозитных счетах в Приватбанке, в прошлом году действительно были приняты...

Точно так же и для И.Коломойского подобный "договорняк" по долгам Приватбанка с президентской стороной однозначно выгоднее, чем выплаты по решению лондонского суда.

Не в накладе будет и вторая сторона, которая сможет напрямую получить определенные активы в собственность (денежные выплаты очевидно никто не станет делать).Это гораздо предпочтительнее, чем если активы перейдут государству и тогда контроль над ним придется устанавливать опосредованно, через назначение своих людей в руководство компаний и предприятий.

При сооружении "договорняка" в проигравших окажутся все остальные граждане Украины – поскольку тогда латать "дыры" в финансовом балансе "Приватбанка" предстоит за счет государства. Т.е. за счет простых украинских налогоплательщиков.

Именно поэтому и появилось открытое письмо МВФ, ВБ и ЕБРР о недопустимости такого сценария.

Спокойный сон Порошенко

О неприятностях Р.Ахметова впервые стало известно в начале февраля 2017 г. Тогда сообщалось об аресте 44% акций зарегистрированной на Кипре SCM Holdings Ltd. на €656 млн.Арест был наложен в обеспечение по иску кипрской Raga Establishment Ltd. к SCM Financial Overseas Ltd. в лондонском суде.

Raga пытается получить с SCM Financial $760,6 млн в рамках сделки о купле-продаже ПАО "Укртелеком", крупного интернет-провайдера и национального оператора фиксированной телефонной связи.

А уже в начале января т.г. стало известно о решении окружного суда Никосии (столица Кипра) о "заморозке" активов Р.Ахметова на $820 млн – также в рамках спора Raga с SCM.

Чуть позже суд в Амстердаме принял аналогичное постановление. Под "заморозку" попали 100% акций SCM Management BV, DTEK Management BV, DTEK BV, DTEK Grids BV, Metinvest BV, Premium Household BV.

Это компании, зарегистрированные в Нидерландах. Они являются владельцами украинских структур "Метинвест" и ДТЭК.

"Метинвест" включает ряд горно-обогатительных и металлургических комбинатов, а также логистические активы, ДТЭК – это прежде всего крупные угольные шахты и тепловые электростанции.

В SCM поспешили заявить, что наложенные аресты никак не влияют на текущую работу предприятий и компаний группы. И это действительно так. Однако для Р.Ахметова и его бизнес-партера по "Метинвесту" Вадима Новинского (владеет около 25%) проблема видится в другом.

СМИ полагают, что за иском Raga стоят владелец холдинга Group DF Дмитрий Фирташ и его неофициальные бизнес-партнеры – экс-глава президентской администрации Сергей Левочкин и экс-вице-премьер Юрий Бойко. Поскольку конечным собственником кипрской оффшорки является экс-глава правления Родовид-банка Денис Горбуненко. А он не только лично присутствовал в Вене на судебных заседаниях по вопросу выдачи Д.Фирташа в США. Еще раньше, будучи главой правления Родовид-банка, Д.Горбуненко согласился разместить порядка 500 млн грн. связанной с Д.Фирташем компании ЧАО "УкрГазЭнерго" под… 48% годовых.

Таких безумных ставок на рынке нет и сейчас, а тогда это было примерно в 3 раза выше, чем в среднем по банковской системе, по данным Генеральной прокуратуры Украины.

Действительно, сложно предположить, что подобную щедрость банкир проявил к первому встречному клиенту - внезапно проникнувшись к нему необъяснимой симпатией. Да и летать из Лондона (где Д.Горбуненко обосновался после бегства из Украины) в Вену просто так, скуки ради – тоже никто не станет.

Опять же, вряд ли случайно директорами Raga в кипрском реестре значатся две киприотки, Георгия Георгиу и Андриана Пиас.

Последняя по совместительству также возглавляет фирму Glorietta Investments I APS, владеющую виллой С.Левочкина на Лазурном побережье во Франции.

А Г.Георгиу приходится сестрой Ксении Георгиу – директорствующей на пару с А.Пиас в Glorietta, официальном собственнике поместья С.Левочкина в городке Сен Жан Кап Ферра.

Итак, факт разборки между Д.Фирташем и Р.Ахметовым можно считать установленным. И по большому счету не так уж и важно, кто в данном случае прав.

Raga утверждает, что SCM в 2013 г. обязалась заплатить ей $860 млн за "Укртелеком", однако перечислила только $100 млн. А затем прекратила платежи.

Вместе с тем сама Raga (прежнее название Epic Telecom Invest Ltd.) ранее не заплатила за 92,79% акций "Укртелекома" ни копейки из собственных средств.По данным правоохранительных органов, 10,575 млрд грн., уплаченных государству за "Укртелеком" в 2011 г., фирма ЕСУ (украинская структура Epic Telecom)… получила в кредит от государственных Ощадбанка и Укрэксимбанка.

Теперь ЕСУ - часть SCM и на ней остались обязательства по долгам перед украинскими госбанками. Т.е. если бы Р.Ахметов согласился на требования Raga (Epic) – то, получается, дважды заплатил бы за "Укртелекома". Один раз – в счет своей покупки у группы Д.Фирташа, второй – профинансировал бы предыдущую приватизационную сделку самих владельцев Group DF.

Тем не менее, формально на руках у Raga есть договор, где обязательства SCM прописаны черным по белому. А захочет ли британский суд вникать в запутанную предысторию "прихватизации" украинского телекоммуникационного гиганта – большой вопрос.

Разумеется, цена проигрыша в лондонском суде для Р.Ахметова не столь высока, как для И.Коломойского и Г.Боголюбова в случае с Приватбанком. Сумма претензий здесь примерно в 8 раз меньше, а один только "Метинвест" за январь-сентябрь получил $6,222 млрд доходов.

Да и сам "Укртелеком" стараниями Фонда госимущества Украины уже благополучно сплавили назад государству. Так что и вопрос с долгами SCM перед госбанками можно считать условно-закрытым.

Гораздо важнее, что нынешняя разборка двух бизнес-групп, наиболее влиятельных при прежней власти, позволяет спокойно спать ее нынешним носителям.

И продолжать "деолигархизацию" экономики страны в собственных интересах, пользуясь разобщенностью оппонентов.

Виталий Крымов, "ОстроВ" 

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Все статьи