Почему украинцам не по карману одежда отечественного производства?

Выброшенные после второй стирки китайские и турецкие вещи и война за секонд-хенд заставили задуматься – почему на украинских  прилавках преимущественно импортные вещи, а не отечественного производства? Это «ОстроВ» решил выяснить у главы правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности Валентины Изовит.

- Валентина Аркадьевна, продукция украинской легкой промышленности занимает только 10% внутреннего рынка. Если сравнивать с другими странами, насколько отличается эта цифра?

- Да, действительно на внутреннем рынке предлагают преимущественно продукцию иностранного производства.  Вступив в ВТО мы  изменили таможенные тарифы, поэтому импорт в еще большем масштабе хлынул на рынок Украины. С другой стороны, у нас проблемы с сырьем. Еще во времена Советского Союза все сырьевые ресурсы были не в Украине. Например, хлопок мы не выращивали, мало было шерсти, не хватало и химических волокон, тканей, пряжи. Как правило, это производство осталось или в Беларуси, или в России, или в Узбекистане.

Только лен у нас был – он выращивался хорошо, перерабатывался красиво. И мы его даже экспортировали в больших количествах. За период либерализации, когда нужно было банкротить предприятия для приватизации, мы пришли к тому, что стимулов у производителей почти не осталось. Налоги большие, импорт давит, Китай свою продукцию проталкивает. Против Китая борется и Евросоюз, и США. А у нас слабая позиция защиты внутреннего рынка.

- Но ведь конкуренция необходима…

- Да, я согласна. Она заставляет производителя ориентироваться на мировые процессы, думать, как сделать продукцию лучше, привлекательнее, как ее подать. У нас в этом направлении идет движение. У нас и дизайнеры есть хорошие. И те предприятия швейной отрасли, которые сегодня работают – они, как правило, работают с иностранными партнерами на давальческом сырье. Они делают качественную продукцию. Сегодня, по сути, вся Европа работает с нами. Более миллиарда долларов объем экспорта продукции легкой промышленности.

- Почему в Европе наша продукция востребована, а в Украине – нет?

- Нам этот вопрос и СНБО задавало. Во-первых, в Европе другой покупательский спрос, другой материальный уровень покупателя. Там берут нормальную продукцию в нормальных магазинах. И нет этих бесконечных толкучек, рынков, которые есть у нас. На рынки у нас завозится одежда, обувь, аксессуары из Китая. Или под видом секонд-хенда, с минимальными тарифными нагрузками. Продавцы работают по упрощенной системе налогообложения. Вот они на Майдане были, против нового Налогового кодекса выступали. Можно их понять, они свой бизнес защищали. Но этот их бизнес построен на импортной продукции. Налогов платят максимум 200 грн. А если продавать через магазин – надо ж каждому зарплату выплатить не в конверте, заплатить 15% подоходного, в ПФ 32%, социальный фонд 5%, НДС 20%. И получается, что на гривну зарплаты от 75 до 84 коп. только в виде налогов нужно  отдать.

- Предприниматели на рынках не хотят брать продукцию у наших фабрик?

- Они берут, но немного. Наша продукция для них дорогая. Из Европы же не завозят хорошую продукцию – только секонд-хенд. Потому, что новые вещи завезешь, потом не продашь – они стоят дорого. Поэтому везут из Турции и Китая. А какая это продукция? Допустим, написано хлопок, а там хлопка и не видать. Конечно, и цена ниже. А наши предприятия делают замечательные хлопковые майки, футболки. Но они и стоят так же, как  вещи из Европы. Потому что сырье у нас европейское, оборудование европейское.

То есть, что снижает нашу конкурентоспособность в сравнении с импортом? Первое – что наши предприятия работают не в тени, а на общей системе налогообложения, где люди официально зачислены, платятся налоги. Второе – что сырье завозится из Европы по европейским ценам, цена на электроэнергию выше, чем в той же Европе. Единственное преимущество – зарплата небольшая. Но уровень зарплаты в себестоимости только 15-20%. А остальное приходится на сырье, транспортные расходы.

- Можно ли решить проблему с сырьем в Украине и таким образом снизить стоимость отечественной продукции?

- Возможность есть, стимула нет. Нет желания государства помочь тем, кто занимается сырьем. Потому что овцеводство не развивается, большой рогатый скот не разводят, хлопок не выращиваем. Хотя до 1954 года выращивали около 100 тыс.тонн – это вполне достаточно. А лен у нас выращивался и в Винницкой, Черниговской, Волынской, Житомирской областях. Были заводы, которые перерабатывали, делали ткани. Сейчас же почти ничего не выращиваем. А что производим, экспортируем.

Сейчас, правда, правительство сделало первый шаг. В Налоговом кодексе прописали, что от налога на прибыль в течение 10 лет предприятия легпрома освобождаются. Но этого конечно недостаточно. Нужно дать возможность брать дешевые кредиты, обеспечить своевременный возврат НДС. Мы надеемся, что за этим шагом последуют другие. И инвесторы уже сейчас начнут думать, что здесь можно вкладывать деньги в производство. 

- Но проблему с секонд-хендом, против которого украинский легпром так долго выступал, так и не решили…

- Да, решение проблемы секонд-хенда была очень хорошо прописана в кодексе. Для тех, кто занимается этим бизнесом, нельзя было бы использовать упрощенную систему налогообложения. Никто не запрещал этот завоз. Просто была задача, чтобы они платили не 200 грн., а платили настоящие налоги. Мы давали и другие предложения: то ли усилить санитарный контроль, то ли дополнительную пошлину ввести. В Беларуси, например, есть санитарный приказ, который регулирует движение и продажу секонд-хенда, чтобы не было заразы, инфекций. А сейчас мы видим, что в 2010 году завезли в 1,7 раза больше, чем в 2009.

- Вы выступаете против самого секонд-хенда, или против именно того, что под видом секонд-хенда ввозят новую одежду в обычные и стоковые магазины?

- Средняя цена по импорту за секонд-хенд 90 центов за кг. А продают 150-200 грн. за кг. То есть ввезти и заплатить 10 грн, а продать в 15 раз дороже – вот такой уровень рентабельности. Самый выгодный бизнес сегодня. Все должны работать в одинаковых условиях. Если условия разные, то предприятия уходят в ту систему, которая более выгодна. Например, у меня есть предприятие, и я могу его разбить на 30 малых и так же работать. И этот процесс у нас уже происходит. Естественно, страдает от этого госбюджет.

- А секонд-хенд может стать украинским? Это решило бы проблему?

- Мы тоже об этом говорим. Одежду сегодня сдавать некуда. Ее надо как-то собирать, проводить чистку. В Европе есть сборщики одежды. Отдают в основном бесплатно в специальных местах. А в Украине этот бизнес совершенно не развит. Я не вижу таких организаций, которые бы этим занимались. Не выгодно. А выгодно завезти. Потому что, как мы уже говорили, там не только секонд-хенд, но и совершенно новые вещи. К тому же не редки случаи, когда продают вещи, переданные как гуманитарная помощь – то есть совершенно бесплатно. Их вообще продавать  запрещено. А у нас это стало бизнесом, да еще и на широкую ногу. Несчастным, бедным мы должны помогать, нет вопросов. Бизнес же на этом делать – это преступление, и моральное, и экономическое.

- А в чем секрет Китая, Турции? Каким образом их продукция оккупировала мировые рынки?

- Мы анализировали по Китаю. Там для производства своей продукции они обеспечили себя и сырьем, и оборудованием. Кроме того, у них коммунистическая система. Определились, что будут производить столько-то продукции, так и делают – от начала до конца. И начинают проталкивать на все рынки, сначала, конечно, по низкой цене. Еще есть государственная поддержка, кредиты. Если ты экспортируешь, НДС возвращают в течение 5 дней. И если экспортируешь готовую продукцию – то НДС до 24%, а если сырье – не более 4%. То есть стимулируют экспорт готовой продукции, а не сырья. Да и Китай всегда был развит по текстилю.

- И где же все-таки можно купить вещи украинского производства?

- Вся торговая сеть – оптовая и розничная, после развала СССР рухнула. А предприятия без этого не могут жить. Поэтому они сейчас должны решать эту проблему сами. Вот фабрика «Роза» - по Киеву маленькие магазинчики есть. Но это же проблему не решает. В больших объемах не продашь, а иначе с торговлей работать не получается. Это очень серьезный качественный ассортимент, продать который из-за его стоимости на рынке не берутся. На заграницу тоже тяжело работать, но есть контракт – получили сырье, пошили, отправили. Сейчас уже начала работать такая система через магазины, например МЕТРО, где оптом берут. Наши предприятия там находят свое место. Проблема в том, что наше население идет за покупками на вещевые рынки.

- Можно утверждать, что наша продукция ничуть не хуже импортной?

- Она лучше. Лучший покупатель сегодня в Европе. И этот лучший покупатель покупает нашу продукцию. Он разбирается, у него доходы больше. А большей части украинцев наши вещи не по карману.

Кстати, я не вижу дешевой импортной продукции на рынках. Она вся дорогая. Потому что люди установили монополию. Если на рынке на 70-80% китайской продукции – это уже монополисты. Должна быть специальная программа поддержки государством отечественного производства. Единственный проблеск – это вот эти льготы по налогу на прибыль. Но хотелось бы больше приоритета для легковиков. Я понимаю, что сегодня должен быть приоритет для села. Но если будет лучше работать аграрный сектор, химики, то и нам будет хорошо. Мы за то, чтобы развивать все отечественные виды производства.

- Если подвести итог, то у нас как всегда две проблемы – в карманах и в головах?

- Я думаю, что все наши проблемы в головах. Мы не сориентированы патриотично. Во всех странах люди руководствуются принципом: я куплю отечественное, значит, помогу своему государству и себе. А у нас все наоборот. Но перспективы есть. За прошлый год у нас был рост. При этом не хватает работников. Так что приглашаем людей идти работать к нам.

Беседовала Александра Волынская, специально для «ОстроВ»

Статьи

Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Мир
26.03.2024
07:36

«Уже сейчас можно купить билеты в Крым на июнь». Российские СМИ об Украине

"В реакции Киева - вся суть этого террористического режима. Трудно даже описать ту смесь восторга, злорадства и упоения, которую трагедия вызвала в украинских СМИ…"
Все статьи