Где жить офицеру-отставнику?

"Теперь знаю точно: моя семья голосовать за Партию регионов не будет… Каким бы ни было решение Апелляционного суда Донецкой области, я намерен идти до конца. Надо будет - дойду и до Верховного Суда Украины, и до Европейского"…

Дончанин Евгений Тихонов 20 лет отслужил в Вооруженных силах СССР. Нес ратную службу в отдаленных гарнизонах России, Казахстана, Венгрии, Чехословакии, Белоруссии. Старший сын родился в Белоруссии, младший - в Казахстане.

И вот в апреле 1992 году в звании капитана глава семьи был уволен по сокращению штатов. По закону отставник Тихонов должен был получить жилье в течение 3 месяцев после того, как он прибудет в выбранное место проживания. Вернувшись с женой и двумя сыновьями в родной Донецк, капитан обратился в Киевский райисполком. Там его в мае того же года поставили на льготную очередь на получение жилья под № 108. Сейчас его фамилия под № 57. С такими темпами, может, к своему 80-летию воин Тихонов получит свое законное жилье. То есть ждать ему еще 15 лет.

Секреты открылись в суде

За все эти годы куда только ни обращался капитан, стремясь защитить свое гражданское право: сначала в Киевский райисполком, потом к тогдашнему донецкому мэру Владимиру Рыбаку. Далее - к тогдашнему донецкому губернатору Виктору Януковичу, в Национальный координационный центр адаптации военнослужащих, к министру обороны Анатолию Гриценко, в Верховную Раду и к Президенту Украины Виктору Ющенко. Тщетно. Кто отписки слал, кто просто не отреагировал, кто был щедр на обещания.

Будучи активным членом Партии регионов, Евгений Тихонов в 2004 г. решил искать понимания у однопартийца. Тогда Донецк был на пике страстей предстоящих выборов городского головы. Удивительно, но попасть на личный прием к кандидату-«регионалу» оказалось невероятно сложным делом. Помогли добрые люди, и Евгений Тихонов таки встретился с Александром Лукьянченко. Тот был приветлив, внял рассказу и пообещал: мол, если его выберут мэром Донецка, эту квартирную несправедливость разрешит. Мэром Александр Лукьянченко стал, но попасть второй раз на прием к нему отставному капитану так и не удалось.

- Да я и не расстроился, - вспоминает тот урок Евгений. - Решил пойти по длинному, но законному пути - в суд. За эти годы скрупулезно изучил законодательство и обошелся без адвоката, чтобы подготовить судебные иски на Киевский районный и Донецкий городской исполкомы.

Кстати, к иску требовалось приложить документы как доказательства законности претензий. Увы, оказалось, все эти бумаги были «секретными». На просьбу ознакомиться со списком очередников-льготников чиновница Киевского райисполкома Л. Б. Ватаг ответила отказом: «Нельзя! А можно только по личному распоряжению председателя райисполкома Сергея Бешули». Пришлось добиваться личного приема у председателя, и тот все же позволил капитану одним глазком взглянуть на список. Так истец узнал, что его номер в очереди 57-й. То есть с 108-го за 15 лет продвинулся вверх на 51 пункт! Радости мало, так как с такими темпами ждать новоселья придется еще лет 15-20. Выяснить динамику своей очереди Евгений Тихонов намеревался, ознакомившись с данными о числе уже предоставленных льготникам квартир (например, в 2006 г.). Но все та же хранительница бумаг райисполкома Ватаг попытку жестко пресекла: «Не положено!»

Столь бесцеремонное пользование чиновниками законами удивляет. Ведь Жилищный кодекс Украины предписывает таким спискам полную открытость и прозрачность.

Впрочем, разгадка «секретности» списка все же открылась.

«Я был в шоке, - вспоминает истец, - когда в судебном заседании стали оглашать документы по льготникам. Затем я эти бумаги смог-таки лично изучить. Сначала меня поразил список военных-очередников. Выше моего 57-го номера значились фамилии тех, кто не прослужил 20 лет. Кроме этого, в поданном в суд исполкомом списке значился № 39... без фамилии! Надо полагать, что туда можно вписать «нужного» человека? Сколько еще таких «пустых» номеров ниже по списку?

Еще больше меня потрясло то, что в списке я насчитал 35 фамилий... военнослужащих, проживающих более 15 лет за пределами Украины! Могу так утверждать, судя по указанным адресам проживания этих очередников. То есть они не могут претендовать на место в очереди, так как не прибыли к месту жительства. Вот примеры из базы данных бесквартирных военнослужащих, уволенных в запас или в отставку, которые находятся на квартучете в Киевском райисполкоме. Сведения на 1 июня 2007 года, предоставленные по требованию Киевского райсуда г. Донецка.

Подполковник Бездощук Виктор Антонович (1942 г. р.) поставлен в очередь в июне 1990 года, проживает в г. Сосновый Бор Ленинградской области. Капитан Брикез Валентин Михайлович в очереди с августа 1990 г., проживает в г. Приозерске (Казахстан). Майор Бутенко Анатолий Феоктистович стал очередником в августе 1990 г., проживает в г. Капустин Яр (Россия). Майор Чайкин Геннадий Васильевич стоит в очереди с января 1990 г., проживает в г. Советская Гавань (Россия). Прапорщик Герасименко Анатолий Кузьмич - очередник с января 1991 г., проживает в г. Ашхабаде (ул. Атабаева, д. 8а, кв. 20). Капитан Измалков Федор Николаевич - очередник с апреля 1991 г., живет в Эстонии (почтовое отделение Эмари). Полковник Галустян Захарий Артемьевич тоже с апреля 1991 г. в списке льготников, живет в Узбекистане (г. Самарканд, ул. Скорины, д.2, кв.13). Капитан 3-го ранга Санжаревский Виктор Яковлевич - очередник с мая 1991 года, живет в Латвии (г. Лиепая, ул. Тиссе, д. 52. кв. 86). Не знаю, сколько таких странных очередников числится за мной, ниже № 57», - резонно замечает собеседник.

В суде капитан обошелся без адвоката, поэтому имел законное право на ознакомление со всеми документами. И получил шанс понять загадку «вечности» своей очереди. «Обратите внимание, - указывает истец на строки очередной «секретки», - В сводной ведомости выделения жилья в 2006 году Донецким горисполкомом выделено 265 квартир. Из них получили: «афганцы» - 12, «чернобыльцы» - 9, сотрудники милиции - 7, военнослужащие - 1».

Если исходить из формулировок законов, то ни для одной из категорий упомянутых льготников (кроме военных) не существует четкого обозначения срока предоставления жилья. Есть только указание «предоставляется в первоочередном порядке». А вот для военнослужащих, уволенных по сокращению штатов или по состоянию здоровья, законом прописано так: «Жилье выделяется исполкомами советов в первую очередь, не позднее 3 месяцев со дня прибытия к месту проживания» (ст. 45 Постановления Совета Министров УССР и Укрсовпрофа от 11.12.1984 г. № 470). И этот документ пока никто не отменял.

Дивизионный штабист - на рынке

Власть сегодня любит демонстрировать свое почтение и заботу о защитниках Отечества. Семья Тихоновых, казалось, могла бы быть в первых рядах. Глава семейства 85-летняя Мария Лукинична - ветеран Великой Отечественной войны, инвалид II группы. Ее сын Евгений, армейский капитан, отдал служению Отечеству более 20 лет. Эта семья из 5 человек (жена Евгения Валентина и двое их уже взрослых сыновей) второе десятилетие ютится в тесной двухкомнатной квартирке (ее удалось приватизировать в 2000 г.). В итоге сегодня на каждого члена семьи - по 5,88 кв. м (при норме 13,65). Это и есть забота государства о династии защитников?

Истец считает, что ситуация гораздо хуже. В нашей стране узаконена дискриминация военнослужащих, они поделены на два сорта. Капитан Тихонов оказался среди тысяч военных пенсионеров, чья «вина» в одном лишь опрометчивом патриотическом выборе. А именно: после провозглашения независимости Украины Евгений Тихонов с семьей решил вернуться на родину. Ведь в Донецке он родился, тут учился в школе и военном училище, здесь жили его родители. Надеялся на справедливость народной мудрости - «Где родился, там и пригодился». В родительской квартире (в окружении ящиков и чемоданов) впятером тесно, да и сегодня младший 19-летний внук теснится с 85-летней бабушкой в одной спаленке. Вещи годами хранятся в гаражах и сараях друзей. Мебель после морозных зим превратилась в дрова. Такие мытарства и убытки суд не учел и отказал истцу в удовлетворении компенсации заявленного морального и материального ущерба (это требовалось документально подтвердить).

В исковом заявлении истец Тихонов мотивирует свои претензии к власти ею же узаконенной дискриминацией в отношении военных пенсионеров «советского прошлого» и их семей. Есть закон «О государственных гарантиях социальной защиты военнослужащих, уволенных со службы в связи с реформированием Вооруженных сил Украины и членов их семей» № 1763-IV от 15 июня 2004 года. «Этот закон, - подчеркивает собеседник, - предусматривает для офицера с аналогичной моей выслугой ряд льгот: предоставление квартиры в течение 3-х лет (куда сдвинутся «советские» пенсионеры-военные, понятно), статуса ветерана Вооруженных сил (а это льготы на оплату жилья, мед-обслуживание и санаторное лечение). А вот льготы прежние (принятые для военнослужащих советским государством) не действуют. Но таких, как я - тысячи. Многие из нас еще трудятся, работают и члены наших семей и платят налоги. Выходит, тем самым мы продолжаем платить некую дань государству, лишившему нас достойной жизни. Как не вспомнить, сколько я, вернувшись в 1992 г. в Донецк, встречал униженных офицеров. Представьте: полковник, начальник штаба дивизиона стоял на рынке и продавал... унитазы. Мне, кстати, тоже пришлось торговать лампочками, иного заработка просто не мог тогда найти».

Скромность не позволяет моему собеседнику гордиться своей медалью «За боевые заслуги» № 127291. А ведь мог бы: награда имеет особый вес. Капитан (специалист-радиоэлектронщик) отличился в одной успешной технической операции по обнаружению скрытой системы ракетного базирования НАТО, нацеленной на СССР. Специалисты подобного профиля Украине, выходит, без надобности.

Игры в «жмурки»

Судебные слушания тянулись по причине систематических неявок ответчиков. Вместо 2 месяцев дело слушалось полгода. Последнее заседание пришлось вести без представителя Киевского райисполкома. А представитель Донецкого горисполкома хоть и прибыл для дачи пояснений, но лучше бы эти доводы и не звучали. Оказывается, истец... не предоставил всех нужных документов. Странно: чиновники, видно, и в глаза не видели пакета документов истца все эти 15 лет. Иначе как тогда его вообще приняли на учет, поставили в очередь льготников и даже дали номер? «Знаете, я был приятно удивлен тем, как тщательно и всесторонне судья Людмила Павленко исследовала материалы столь конфликтного дела», - заметил закаленный волокитой Евгений Тихонов.

10 июля 2007 года Киевский райсуд г. Донецка частично удовлетворил иск капитана и постановил: в течение месяца городские власти должны выделить ему жилье. Но суд же и отказал желанию истца получить от чиновников 1 тысячу гривен морального ущерба. Это победа? Пока нет, так как городской и районный исполкомы подали апелляцию. Но воин решил не сидеть в ожидании следующего этапа борьбы с чинушами. Он подал заявление в Донецкую прокуратуру с требованием разобраться, кто и почему внес в список льготников «иностранцев»? И кто ответит за такие игры в «жмурки» с законом?

«Теперь знаю точно: моя семья голосовать за Партию регионов не будет. Кстати, я все партийные сражения вынес на передовой. В декабре 2004 г. работал секретарем избирательной комиссии в пригороде Львова. Сам буду бороться за свои права. Каким бы ни было решение Апелляционного суда Донецкой области, - заверил нас капитан в отставке, - я намерен идти до конца. Надо будет - дойду и до Верховного Суда Украины, и до Европейского. Пусть это будет прецедент, пример для других униженных военнослужащих. Пенсионер не перестает оставаться офицером. Имею честь!»

Одолеет ли Молоха государственной машины этот воин, трудно сказать. Но в одном он уже победил - вынудил чинуш и бюрократов признать главное: гражданские права расписывать по «секретным» спискам - противозаконно.

Газета 2000.

Статьи

Донецк
26.04.2024
16:00

Восстановление Донетчины: пока даже не в проекте, но...

Отношения власти и общественности никогда не были исключительно конструктивными, в Донецкой области в частности, прежде всего, из-за взаимного недоверия, нехватки опыта, несовпадения представлений о сотрудничестве и просто нежелания власти быть...
Страна
26.04.2024
10:51

Украинский металл: кажется, есть надежда

"Производственные результаты по итогам года могли быть выше, если бы импортная продукция из Китая не заходила в больших объемах на отечественный рынок, особенно когда в Украине производятся аналоги".
Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Все статьи