"С открытым сердцем!": как Бухарест принимает украинцев, бегущих от войны

…Из-за развязанной россией войны семья одной из журналисток «ОстроВ» вынуждена была покинуть Украину и вот уже третью неделю живет в Румынии. По ее словам, за это время им не раз предлагали деньги, бесплатно лечили, кормили, а слова поддержки украинцы слышат постоянно и везде: на заправках и детских площадках, в супермаркетах и просто на улицах.

Переводчики нарасхват

Румыны, как и другие жители Европы, понимая масштабы трагедии, включились в процесс на всех уровнях. На Северном железнодорожном вокзале Бухареста, куда ежедневно прибывают тысячи украинцев, можно получить бесплатный билет на поезд в другие страны Евросоюза, поесть и отдохнуть в специальном зале. Здесь помощь оказывают муниципальные службы, Красный Крест, через соцсети подключаются и рядовые жители Бухареста, которые делятся необходимыми вещами и продуктами, приходят на вокзал, чтобы поддержать психологически, помочь с переводом.

Диана – волонтерка, хорошо знает русский, потому что выросла в Молдавии, сразу откликнулась на сообщение муниципалитета о том, что нужны переводчики. В основном она помогает людям заказать и получить билеты на поезд или самолет.

«Я решила, что праздник 8-го Марта выделю для волонтерства. Мы больше тысячи человек встречали с поезда. Сегодня снова здесь. В основном Румыния для людей транзит. Тут остаются те, у кого нет других планов, родственников, друзей. Я уже видела объявления, что украинцы усиленно ищут работу, устраивают детей в садики, и даже делают хирургические операции», – рассказывает волонтерка.

Услуги Дианы нарасхват: за несколько минут к ней обратились несколько «клиенток»

На вокзал приезжают в основном женщины (часто это представительницы нескольких поколений), все с тяжелыми сумками, уставшими детьми и пожилыми родителями на руках. Все в разном психологическом состоянии, те, кто выезжает из зон обстрелов, часто не в силах сдержать эмоций.

«Моя дочь знает английский, она помогает с переводом, меня попросили помочь с переноской вещей, просто разговаривать с вновь прибывшими, чтобы люди проговаривали свое состояние и немного расслаблялись. Николаевский поезд сегодня был очень тяжелый. Люди очень уставшие. Одна женщина, зашла в зал ожиданий, я только спросил, откуда она приехала, как она начала рыдать. Видимо, почувствовав, что опасность миновала и вспомнив, что и как было там», – рассказывает волонтер Алексей.

На вокзале организованы комнаты «Матери и ребенка» для отдыха. Тут кормят, лечат, раздают подгузники, одеяла. Сюда привозят детские коляски, чемоданы, вещи, которыми румыны делятся с украинцами.

Полтава – Бухарест – Ирак

Александра и Хусам прибыли в Бухарест из Полтавы. И хотя в их городе относительно спокойно, страх, что при продвижении военных действий они могут попасть в окружение и рискуют с тремя детьми и грудной дочерью остаться в оккупации, пересилил. Хусам живет в Украине 12 лет, здесь получил медицинское образование, приобрел друзей и женился.

«По три раза на день была воздушная тревога, и мы с детьми бежали в бомбоубежище, было очень страшно, – рассказывает Александра и добавляет, – Конечно, Украина победит, тут нет никаких сомнений, и мы очень хотим вернуться».

Семья задумывала временно выехать в Ирландию, но так как Хусам не имеет украинского гражданства и на тот момент не мог претендовать на статус беженца, поедут на родину мужа в Ирак. Им уже купили билеты.

«Я люблю Украину – здесь живут культурные, интеллектуальные люди, страна очень красивая. Мы сейчас находимся в Румынии, но я считаю, что Киев красивее Бухареста и люди также достойны быть частью ЕС», – говорит Хусам.

…На вокзале мы взяли во временное пользование коляску для моей младшей дочери и чемодан. Во внутреннем отделении я нашла записку и сюрприз – крем для лица и туалетную воду.

Знаки внимания

Поддержка рядовых румын очень чувствуется. Нашу семью принимают у себя друзья друзей из движения йогов Ананда Марга, которым мы чрезвычайно благодарны. О нас трепетно заботятся: готовят вкусную еду, во всем консультируют и поддерживают, практикуют с нами английский, помогают с логистикой, и даже организовали нам прекрасную экскурсию в музей.

К слову, несколько музеев Бухареста сделали посещения бесплатными для украинцев. Также бесплатным (при наличии загранпаспорта) сделали проезд в наземном общественном транспорте.

Меня до слез поразил случай, когда мы прогуливались с дочками в центре Бухареста и перед нами остановился пожилой скромно одетый мужчина на велосипеде и протянул два пакета с едой. Сначала мы подумали, что это ошибка, потом поняли, что он предлагает помощь, поблагодарили и пояснили, что не нуждаемся, да просто не дотащим такие сумки! Но он продолжал настаивать. Мужчина не знал английского, а мы румынского. Проходящая мимо женщина перевела и попросила не отказывать, он очень хочет помочь. Видимо, он сделал покупки для себя, но решил, что нам нужнее. Мы искренне поблагодарили, поделились едой с бездомными, которые сидели неподалеку, остальное взяли с собой.

Впервые мы встретились с неожиданным тогда для нас проявлением внимания румынов на трассе по дороге на Бухарест. Нас попросили остановиться, мы думали проблемы с автомобилем, но водитель позвал мужа и стал из багажника доставать продукты. В такие моменты, за тысячи километров от дома, под впечатлением от новостей из Украины – эти знаки внимания очень поддерживают.

Кто чем может

Не остается в стороне и местный бизнес. В «Ашане», недалеко от дома, где мы сейчас живем, я видела точку сбора продуктов для украинцев. В центре Бухареста мы познакомились с совладелицей веганского ресторана Алиной, которая угощает жителей Украины бесплатными бургерами и пиццей.

«Это единственный способ, которым можем помочь людям, особенно, веганам, которым тоже нужно где-то есть», – говорит предпринимательница. Нам помогает общаться ее помощница Юлия, которая приехала из Москвы учиться в университете Бухареста.

«Мне кажется, сейчас весь мир помогает украинцам, хотя Алина и другие владельцы ресторана всегда помогали нуждающимся. Сейчас, после пандемии, бизнес держится без особой прибыли, но они решили включиться. Каждый день кто-то заходит, и днем, и вечером. Вчера были две девушки из Украины и парень местный, они познакомились, и он за них заплатил, хотя мог этого и не делать», – объясняет Юлия.

Мы не встречали ни одного жителя Румынии, который бы не понимал, что это война, которую развязала Россия, что в этой войне путин убивает людей, исчезают города. Люди шокированы тем, что мы столкнулись с этой трагедией и готовы всячески поддерживать украинцев в этой войне. Когда, я сказала своей соседке Махашахти о том, что буду писать статью о том, как в Румынии встречают украинцев, она ответила: «Withopenheart!», что значит «С открытым сердцем!». И мы это чувствуем.

Для справки

Как сообщает сайт Regnum со ссылкой на бухарестскую газету Jurnalul, за 18 дней с 24 февраля 2022 года на румынскую территорию въехало 420 тысяч украинцев, а выехало — 301 224 человек. Убежища в Румынии официально попросили 3970 граждан Украины.

По последним оценкам Миграционного агентства ООН, из-за российского вторжения 3,2 миллиона украинцев выехали за границу. Об этом сообщает Громадське со ссылкой на The AssociatedPress.

Анна Боковая, специально для «ОстроВ», Бухарест

Статьи

Донецк
26.04.2024
16:00

Восстановление Донетчины: пока даже не в проекте, но...

Отношения власти и общественности никогда не были исключительно конструктивными, в Донецкой области в частности, прежде всего, из-за взаимного недоверия, нехватки опыта, несовпадения представлений о сотрудничестве и просто нежелания власти быть...
Страна
26.04.2024
10:51

Украинский металл: кажется, есть надежда

"Производственные результаты по итогам года могли быть выше, если бы импортная продукция из Китая не заходила в больших объемах на отечественный рынок, особенно когда в Украине производятся аналоги".
Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.