Ветер перемен. Как Ужгород стал вторым домом для переселенцев из Донбасса

Переселенцы – это не только справка и «донбасская» регистрация в паспорте. Это и люди, способные изменять в лучшую сторону место, где они живут. Как заявляла исполнительный директор Общественного холдинга "Группа влияния" Татьяна Дурнева, благодаря внутренне перемещенным лицам качество многих местных громад изменилось в лучшую сторону. Даже в тех громадах, где численность переселенцев, согласно официальным данным, достаточно скромная. Например, Закарпатье стало вторым домом для более чем 3,6 тысяч переселенцев из Донбасса. Из-под бомбежек в 2014 году люди выезжали на западную Украину по разным мотивам. У одних там родственники или знакомые, у других – работа, третьи – без никакой протекции и связей. В последнем случае приходится все начинать с нуля, рассчитывая только на себя.

Фотограф улыбок

«Для меня дико слышать стереотипное мнение о том, что, мол, город маленький, работы мало, и все в этом духе. Мне кажется, что каждый мастер своего дела может найти свою нишу и развиваться», - рассказывает фотограф Александра Борушко, которая уже более двух лет живет в Ужгороде.

Накануне военного конфликта на Донбассе, в конце 2013 года, Александра открыла фотостудию в родном Донецке. Детище, о котором она мечтала несколько лет, стало явью. Созданные с вдохновением интерьерные фотозоны уже ждали первых клиентов. Тогда немного омрачали вести из Киева. Там уже в самом разгаре был Евромайдан … Спустя 2-3 месяца, весной, тревожные мысли стали ближе: война в Славянске, где жила ее бабушка. А по календарю – самый светлый праздник Пасхи. И тогда Александра придумала проект «Солнечная Пасха» для своей фотостудии.

«Купила несколько цыплят и обустроила специальную фотозону. Приглашала родителей и их детей на фотосессии. Дети от цыплят были в восторге. И в результате получились отличные фотографии», - вспоминает девушка.

 Александра с дочкой

Фотографией Александра увлеклась еще в школе. С появлением более или менее «серьезного» фотоаппарата в 2010 году ее хобби переросло в профессию, азы которой она принялась активно осваивать. Мастер-классы, онлайн-обучение, фотошколы от ведущих фотографов принесли плоды в виде детских фотосессий, работ с моделями, семейных съемок. А с открытием собственной фотостудии творческий запал Александры загорелся с новой силой - появились сотни идей проектов, которые хотелось воплотить здесь и сейчас.

«Когда военные действия начались в Донецке, муж уговаривал уехать, а я ему говорю, мол не могу, у меня съемки новорожденных, свадьбы, все уже расписано по часам. Я вместе со своими клиентами очень надеялась, что это вот-вот закончится», - вспоминает бывшая дончанка. Однако с каждым днем заказов становилось меньше. Клиенты собирали чемоданы и уезжали из города, охваченного войной.


В августе в квартире Александры начала осыпаться штукатурка. Семья пряталась от обстрелов в подвале. Ехать от войны решили в Ужгород - город, в котором нет ни родных, ни друзей, ни коллег. Никого.

Александра с мужем и маленькой дочкой решили, что там будет безопасно, бюджетно и перспективно. Перспективу для себя Александра, как фотограф, видела в туристах. Ужгород – город, граничащий с четырьмя странами. Однако реальность диктовала свои условия.

"Первые шесть месяцев было тяжело, но местные жители очень помогали - вещами, посудой, продуктами», - рассказывает девушка.

В Ужгороде завоевать доверие местных жителей фотографу помогли… дети. Александра придумала фотопроект с детьми из детского сада, куда ходила ее дочь. Нарядные малыши в образах сказочных персонажей, поварят, и даже ученых фотографировались с удовольствием. Отдавая родителям файл с фотографиями, девушка вложила и свою визитку. Уже весной 2015 года столица Закарпатья «утопала» в цветущей сакуре, многие доставали визитку и набирали ее номер. Постепенно круг знакомых, а соответственно и клиентов расширялся. Плюс помогло «сарафанное радио». «Обычно, если один раз человек уже побывал на фотосессии, то потом обращается снова - на праздники, семейные торжества», - говорит переселенка.

Александра больше специализируется на детской и семейной фотосессии, плюс – свадебные и индивидуальная съемки. На одну стандартную фотосессию Александра тратит приблизительно 8-12 часов: подготовка, дорога, процесс съемки, обработка. Именно последний этап наиболее трудоемкий, иногда на него уходит 6-8 часов. По мнению девушки, успешный фотосет – это не только труд фотографа.

Прежде всего, клиент, например семья, должна прийти в хорошем настроении и с позитивными эмоциями. Тогда фото будут жизнерадостными. Неслучайно на ее странице в соцсетях значится: «Фотографирую улыбки». «Приходится быть одновременно психологом и, если совсем маленькие детки, аниматором, с камерой в руках. Стараюсь, чтобы фото получились максимально естественными и «живыми». Иногда, правда, особенно, девушки хотят выглядеть на фото как «на глянце», - рассказывает бывшая дончанка. Изредка она вырывается в Киев или другие города – зовут клиенты, которые у нее были раньше в Донецке. Как правило, это поездка на день-два, чтобы успеть отснять несколько человек.


Кроме фотосессий, Александра открыла в этом году свою фотошколу, где обучает основам фотографии и ретуши. Уже «выпустила» несколько групп. Еще она занимается организацией мастер-классов в Ужгороде. «Сейчас пробую свои силы в качестве организатора – пригласила для мастер-класса своего педагога-наставника. Это стимулирует фотографов», - считает переселенка. Среди местных фотомастеров жесткой конкуренции нет. У каждого уже своя ниша и свои клиенты. Однако проблематичным, по словам Александры, является нехватка фотостудий. Иногда приходилось даже на съемной квартире устраивать мини-фотозону.

Поэтому хотелось бы в перспективе открыть свою фотостудию. А ближайшие планы - увеличение клиентов плюс акцент на другие виды съемок. Главное, считает Александра, не останавливаться. Ей приходилось слышать, мол, переселенцы, если не повсеместно, то в определенных сферах деятельности задали новый темп громаде. И подобные примеры из нашей реальности еще раз подтверждают, что ВПЛ – это не ярлык, а ресурс для формирования активного гражданского общества.

Как дончанка покорила Ужгород танцами

«Вся карта была перед глазами – поезжай, куда хочешь. Моя подруга в тот момент предложила Ужгород. И я поехала на Закарпатье», - вспоминает дончанка Вита Коваль. Она – профессиональная танцовщица восточных танцев, судья и преподаватель.

До войны девушка несколько лет успешно работала за границей, в Египте. Совершенствовала свои навыки и набиралась опыта на родине бэллидэнса (танец живота) - в Каире. За время работы девушка достаточно хорошо познакомилась с египетской культурой: традициями, музыкой, языком, менталитетом. Искусством танца в исполнении пластичной и красивой украинки восхищались как местные, так и туристы. И с этим «козырем» спустя некоторое время Вита решила вернуться на родину – в Донецк. Приехав весной 2014 года, она увидела, что атмосфера в городе не для танцев, мягко говоря. Город изменился не в лучшую сторону, спокойно жить было невозможно. Постоянный грохот и парализующий страх с каждым днем приближал отъезд. По предложению подруги, которая давно собиралась переехать в Ужгород, Вита с супругом отправилась в незнакомый город.


«Когда начали искать жилье, то не всегда хотели сдавать квартиру донецким», - рассказывает девушка. По ее словам, в остальных случаях - ощущалась поддержка и хорошее отношение к переселенцам. В Ужгороде Вита решила открыть свою школу бэллидэнса. Тогда эта ниша еще не была занята. Ни помощи, ни грантов ни у кого девушка не просила. Пыталась сделать все своими силами.

«Стояла на улице и раздавала визитки. Параллельно искала помещение для занятий», - рассказывает дончанка. Первая группа набралась из 15 человек. Постепенно число желающих заниматься восточными танцами увеличивалось.

Периодически в ее танцевальной школе проводятся различные мероприятия – тематические встречи, вечеринки-выступления. Вита частый гость на международных конкурсах в составе жюри. Иногда занимается организацией фестивалей вместе с командой единомышленников. «Благо, Европа рядом, например, пару часов, и ты в Венгрии. Хочу отметить, что на сегодня Украина на мировом уровне представляет один из лучших уровней владения бэллидэнсом!», - говорит девушка.

Сейчас у Виты около 50 учениц, в том числе и дети от 5 до 11 лет. По ее словам, с детьми немного сложнее работать. Если во взрослой группе женщины в основном занимаются танцами «для себя», воспринимая это просто как хобби, то к юным воспитанникам другой подход.

«Девочки занимаются и стремятся к какому-то конкретному результату – участию в фестивалях, дальнейшему признанию», - рассказывает педагог.

В перспективе Вита планирует расширить набор в детскую студию. Тем не менее, для некоторых уже взрослых учениц восточный танец оказался решающим в жизни. Например, одна из подруг девушки, швея по образованию, но с работой по специальности не сложилось. На одном из занятий Вита предложила ей пошить костюм для бэллидэнса. И завертелось. С тех пор подруга выпускает целые коллекции костюмов.

«Для девушки восточные танцы – это совершенствование пластики тела, женственности. Занятия бэллидэнсом касаются непосредственно психофизического уровня, благодаря чему девушка становится грациознее и увереннее в себе. Танец – это инструмент к познанию себя и открытию новых граней», - уверена девушка.

Недавно Вита ездила на несколько дней в Донецк – проведать родных. «Впечатления остались очень тяжелые. Смогу ли я вернуться в украинский Донецк – не знаю», - говорит Вита. Она уверена, что сейчас в Ужгороде есть перспективы на профессиональной почве, и это ее стимулирует к новым проектам.

Ирина Голиздра, «ОстроВ»

* Проект осуществляется при финансовой поддержке Правительства Канады через Министерство международных дел Канады

Статьи

Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Все статьи