Страшные будни «ДНР». Почему они не уезжали из Донецка

Улица, где стоит добротный дом Татьяны и Сергея Маншилиных, упирается в забор донецкого аэропорта. Вернее, раньше так было. Потому что сейчас там уже не осталось ни забора, ни улицы, ни дома…

В поселке Спартак Ясиноватского района активные боевые действия начались еще 26 мая, когда боевики предприняли попытку штурма аэропорта. С тех пор Маншилины и остальные жители поселка ежедневно слышали выстрелы.

- Первый обстрел я помню очень хорошо. Это сейчас понимаю, что тогда был «всего лишь миномет». Всего лишь… Я хлопотала на грядке с клубникой, когда снаряд прилетел где-то близко. Единственное, что смогла в тот момент сделать, это изо всех сил прижаться к земле. Руками разгребала клубничные кусты, как будто можно спрятаться под этими неспелыми ягодами, - вспоминает Татьяна свой первый боевой опыт.

Это потом все в Спартаке, от мала до велика, научились не только отличать виды снарядов, но и просчитывать, сколько у них есть секунд, чтобы успеть спрятаться в подвалы.

- Самое важное сейчас в поселке – это подвалы. Уже три месяца нет ни света, ни газа, ни воды,- рассказывает Сергей. - Но об этом уже никто не печалится, главное, чтобы не стреляли. В поселке научились обходиться своими силами, кооперироваться, помогать друг другу. У нас, например, был генератор, у соседа – скважина. Так мы вместе добывали воду. Соседи строили печки и летние кухни прямо во дворах, чтобы не осталось голодных стариков. Когда начались пожары от прямого попадания в дома, по ночам машины МЧС не пропускали на блокпостах, поэтому мы на мой КАМАЗ поставили бочки с водой, на бус соседа – помпу, чтобы качать воду для тушения. Правда, потом этот бус на эвакуаторе увезли ДНР-вцы. Национализировали, узнав от местных, что хозяину пришлось уехать…

Эта война, как лакмус, показала все человеческие качества: кто-то, несмотря на различие политических взглядов, старался помочь ближнему, а кто-то попросту «стучал» на соседей, то ли в отместку, то ли желая получить вознаграждение. Одна из знакомых семьи, пожилая уже женщина, узнав, что в аэропорту есть раненые, ходила по посадкам, в надежде, что их туда смогут вынести: чтобы ухаживать за ними дома. И таких примеров героизма и подлости, на Донбассе много. И хочется верить, что первых, все-таки больше.

- Мы никогда не скрывали своего отношения к целостности Украины. И то, что мы ходим в протестантскую церковь, тоже знали все. К сожалению, оба этих факта в нынешней ситуации смертельно опасны. Еще в середине лета мы узнали, что в соседних Песках наших братьев забирают прямо из домов. Было страшно, не меньше, чем когда по ночам приходилось молиться, чтобы снаряд не попал в дом. Но оставаться в Спартаке решили до последнего, пока там были люди, которым мы были нужны, - говорит Татьяна.

За каждой историей тех, кого часто обвиняют в нежелании покидать опасные места боевых действий, обычно стоит трагедия. Несмотря на собранные «чемоданы» уехать семья не решалась долго. Не рванули, даже когда снаряд попал в гараж, где стоял их кормилец КАМАЗ, на котором Сергей много лет зарабатывал грузовыми перевозками. Решиться уехать из, днем и ночью грохочущего, Спартака не давала тяжелая болезнь сестры Татьяны. В конце лета они хоронили ее под канонаду на местном кладбище: ребята выкопали могилу в перерывах между обстрелами.

- Но бывали у нас и более ужасающие истории: после очередного обстрела (уже после объявления перемирия, которое у донецкого аэропорта не придерживается никто!) наша посельчанка хоронила своего мужа прямо в огороде. Вернее, по частям собирала, чтобы похоронить. А один мужчина не успел спрятаться в подвал, его снарядом прямо на лавочке у дома и убило. Но такие обстрелы начались, что еще три дня никто не мог выбраться из укрытий, чтобы похоронить. Так и просидел он три дня, мертвый. И такие истории – каждый день, об этом никто не пишет и не говорит, как будто поселка нет на карте! Погибшие не включаются даже в статистику жертв, потому что ни больниц, ни власти, чтобы просто выдать справку о смерти, там не существует. Председателя поссовета последний раз видели, когда его под автоматами вывели во время референдума – он отказывался открывать избирательные участки, - рыдая, рассказывает Татьяна.

Но они все же уехали. Когда 30 августа в поселок вошли войска боевиков, оставаться было уже безумством: в дома братьев по церкви уже приходили с «последним предупреждением». Они выехали в Авдеевку, чтобы привезти продуктов прихожанам. А вернуться уже не смогли.

- Меня уже однажды задерживали на блок-посту в Донецке. Обвинили в шпионаже, найдя в машине клочок бумаги с точным указанием адреса – я же грузы развозил. Но тогда молитвы помогли: боевики не поленились прозвонить по номерам телефонов, где им подтвердили, где и когда я был. Но в этот раз выбраться из Спартака мы бы уже не смогли. Буквально сразу после нашего отъезда из поселка уже не выпускали ни людей, ни автомобили,- делится Сергей.

А на следующую ночь снаряд попал прямо в их дом. Если бы Сергей, Татьяна и ее мама в этот момент были там, то вряд ли успели даже спрятаться в подвале. Этот снаряд «высматривал» своих жертв долгих три месяца. И они чудом успели от него увернуться…

Сейчас они живут у братьев в артемовской церкви, подыскивают себе квартиру, занимаются поиском работы.

- Быть беженцем тяжело в любом возрасте: бросить насиженные места, за которыми стоят истории и судьбы, налаживаемый годами бизнес или любимую работу, привычный уклад жизни… Сейчас мы, находясь в освобожденном городе, понимаем, что границы не помогут. Пока что-то не поменяется в головах у людей. Я даже в Артемовске, которому посчастливилось пройти войну практически без жертв и разрушений, слышу призывы к сепаратизму. Таким людям я сразу предлагаю бесплатную экскурсию в наш Спартак: поселок, в котором после установления «независимости» остались одни подвалы. И в котором ежедневно гибнут люди, - печально констатирует женщина.

Маншилины верят, что когда-то они смогут вернуться в родной дом в живописном поселке на окраине Донецка. И они будут слышать привычный гул взлетающих мирных самолетов, а не завывание грозных Градов и Смерчей…

Лидия Кващенко, для «ОстроВа»

Присоединяйтесь к "ОстроВу" в Facebook, ВКонтакте, Twitter, чтобы быть в курсе последних новостей.

Статьи

Донецк
26.04.2024
16:00

Восстановление Донетчины: пока даже не в проекте, но...

Отношения власти и общественности никогда не были исключительно конструктивными, в Донецкой области в частности, прежде всего, из-за взаимного недоверия, нехватки опыта, несовпадения представлений о сотрудничестве и просто нежелания власти быть...
Страна
26.04.2024
10:51

Украинский металл: кажется, есть надежда

"Производственные результаты по итогам года могли быть выше, если бы импортная продукция из Китая не заходила в больших объемах на отечественный рынок, особенно когда в Украине производятся аналоги".
Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Все статьи