Выжить в оккупации
Прифронтовой Донбасс
Полезно переселенцам
Последние полгода обитатели 16-этажного новостроя в Куйбышевском районе Донецка живут, словно на пороховой бочке. Вложив деньги в строительство жилого дома по улице Куйбышева 218 и дождавшись в январе 2010 его сдачи, люди спустя некоторое время узнали, что их квартиры арестованы, а оформление жилья «зависло» в БТИ и в горсовете. Из-за этого дом тоже «повис» в воздухе: его не могут принять ни ЖЭК, ни ОСМД. А в холода «бесправным» жильцам пришлось сидеть без тепла…
Больше новостей о Донбассе в нашем Telegram канале
Виной всему - судебные разбирательства предприятий, построивших дом – донецкого завода «Топаз», производящего военную радиотехнику, и строительной компании «Донгорстрой». Уже третий год стороны воюют в судах за 650 квадратных метров многоэтажки. Владельцев квартир с третьего по восьмой этажи, покончивших с ремонтами и уже успевших обжиться, уведомили, что «Топазу» из этого сектора причитается примерно 13 квартир, которые он выберет по своему усмотрению. Вот люди теперь и гадают, кому придется с детьми жить на улице, если суд вынесет решение в пользу производителя военной радиотехники. При этом половина квартир в доме (более 60) покупалась молодыми семьями через Госфонд содействия молодежному жилищному строительству под кредиты на 30 лет. Городские власти в конфликте госпредприятия с частником соблюдают нейтралитет. По словам мэра, в хозяйственные споры муниципалитету не позволяет вмешиваться закон. Кого он, закон, защищает – вопрос риторический…
«Мы строили, строили…»
По словам жителей микрорайона «Привокзальный», на месте новой шестнадцатиэтажки по Куйбышева шесть лет назад красовался фундамент долгостроя. Здесь несколько десятилетий назад донецкий «Топаз» арендовал у города участок и собирался построить жилые дома. Но все как-то не складывалось. В 2004-ом участком с фундаментом заинтересовалось общество с ограниченной ответственностью «Донгорстрой». Подумав, предприятия договорились строить вместе. «Топаз» выступил заказчиком, инвестировав со своей стороны в стройку фундаментную плиту. За это «Донгорстрой» обязывался выделить производителю военной радиотехники 1180,30 квадратных метров в будущем доме.
По закону, муниципалитету от застройщика причитается 10% квартир в новострое. И здесь «Топаз» выступил посредником между строителями и городом. 650 «квадратов» из полученного от «Донгорстроя» жилья завод должен был передать «на инфраструктуру городу» (как свою долю и долю строительной организации). Столько же, по договору, отходило «Топазу». «Донгорстрою» оставались 5459,7 кв.м жилых и 528 кв.м. нежилых помещений, которые компания могла продавать, по своему усмотрению.
Все бы хорошо, но вначале строительства вдруг выяснилось, что переданный «Топазом» фундамент - с дефектом. В «Донгорстрое» в подтверждение показывают заключение Донецкого Промстрой НИИпроекта. В «Топазе» с выводами экспертов ознакомились и возражать не стали.
Но, по-видимому, мирно договориться с руководством госпредприятия у строителей не вышло, и они обратились в хозяйственный суд Донецкой области с просьбой о пересмотре инвестиционного договора. По словам представителей строительной компании, устранение дефекта отданного им фундамента обошлось дороже, чем он того изначально стоил. Хозяйственный суд, рассмотрев вышеизложенные обстоятельства, признал претензии «Донгорстроя» справедливыми и лишил «Топаз» квартир в новострое.
«По первому решению хозяйственного суда (Донецкой области – «ОстроВ») «Топазу» отходило только 650 кв метров, которые он должен был передать городу, - пояснил в комментарии «ОстроВ» директор ООО «Донгорстрой» Михаил Нечаев. – Такое решение суда было вынесено на основании ст.652 Гражданского кодекса Украины, поскольку из-за передачи дефектной плиты было нарушено соотношение имущественных интересов сторон договора. Ведь стоимость работ по устранению дефекта плиты превысила стоимость самой плиты, определенную в договоре, и соответственно – стоимость квартир, подлежащих впоследствии передаче ОАО «Топаз».
С этого судебного решения и началась борьба за дом на Куйбышева. «Топаз», несмотря на явный огрех со своей стороны, пытается получить жилье в уже сданном доме.
Суды судами, но проблема в том, что все 120 квартир многоэтажки давно проданы и имеют своих владельцев. Загвоздка только в получении официальных документов от органов власти, подтверждающих имущественные права граждан, которые вложили деньги в собственные стены.
«Деточкин, конечно, виноват, но он не виноват
По словам же представителей «Донгорстроя», отдавать жилье «Топазу» они не намерены, потому, как компания уже понесла значительные убытки (около1,5 млн. грн.) из-за дефектного фундамента. Именно этот форс-мажор, говорят строители, и вынудил их первыми через суд внести изменения в инвестиционное соглашение. Кроме того, в 2008 году в связи с отказом «Топаза» от аренды участка, на котором построен дом, функции заказчика на себя взял «Донгорстрой». Именно он сегодня и рассчитывается с городом. С октября 2008 года, согласно изменениям в Закон «О содействии строительству», застройщики отдают долю городу не квартирами в новостроях, а деньгами. Первую часть средств, по словам руководства компании, муниципалитету уже перечислили.
Сам же хозяйственный спор между «Топазом» и «Донгорстроем» не на шутку затянулся…
Изначально, в июне 2007 года, Хозсуд Донецкой области оставил обещанные «Топазу» 650 квадратных метров «Донгорстрою». Возвратить их оборонному госпредприятию отказался и Донецкий апелляционный хозяйственный суд. Это же решение поддержал своим постановлением от 16.09.2009 года Высший хозяйственный суд Украины. Однако со временем все суды вдруг пересмотрят свои же решения в пользу донецкого производителя радиотехники… Тот же Высший хозяйственный суд посчитает, что интересы «Топаза» ущемлены и откажет строителям в возможности обжаловать свое решение в Верховном суде.
«После исков «Топаза» те же суды уже говорят, что да, действительно, предыдущее судебное решение нарушило интересы Топаза. А на дефектную плиту суды вообще закрыли глаза. Этот момент постоянно игнорируется, - сетует руководитель компании-застройщика Михаил Нечаев. - Раньше по Хозяйственно-процессуальному кодексу, если в местной замкнутой судебной системе выносится решение, согласованное с теми, кто пытается пролоббировать свои интересы, и с вышестоящими судами, была возможность поломать эту «связку» с помощью кассации в Верховный суд Украины. Вырвать дело из этой «касты», где согласованное решение первой инстанции в обязательном порядке оставят в силе вышестоящие суды, мог только Верховный суд Украины, отменив их решения. Теперь же, согласно судебной реформе (в июле вступил в силу новый Закон «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 – «ОстроВ»), Высший хозяйственный суд, который в свое время вынес незаконное постановление, сам решает отправить дело на обжалование в ВСУ или нет. В нашем случае так и получилось… Мы направили кассационную жалобу, которую нам через время возвратил Высший хозяйственный суд Украины со своими комментариями. Их суть сводилась к тому, что постановление Высшего хозяйственного суда Украины вообще не обжалуемо. Хотя даже после судебной реформы у Верховного суда Украины остались полномочия по пересмотру судебных решений хозяйственных судов, пусть и с согласия Высшего хозяйственного суда Украины. А нашу жалобу просто не стали принимать, судебное дело из системы хозяйственных судов для его пересмотра в Верховный суд не выпустили», - резюмировал директор «Донгорстроя».
«Мы столкнулись с очень тяжелой артиллерией»
Так говорят о конфликте с «Топазом» в «Донгорстрое».
Строители подозревают, что военному заводу помогают из Кабмина, а местные власти всячески этому благоприятствуют.
«17 мая 2010 года я был на встрече с Волковым (Николаем Волковым – первым заместителем донецкого мэра – «ОстроВ») по поводу выдачи сертификатов владельцев квартир, - продолжает директор «Донгорстроя» Михаил Нечаев - 19 мая, после проверки в БТИ, эти документы должны были быть рассмотрены на сессии горсовета. Но почему-то до нее не дошли… А 21 мая хозсуд уже вынес решение об аресте квартир. Выходит, документы просто придержали… Здесь, по нашему мнению, речь идет о лоббировании интересов, - считает руководитель строительной фирмы. - Мне господином Волковым было четко сказано, что госпредприятие, которое приносит миллионы в бюджет города и страны, вынуждено страдать от какого-то частного предприятия… ». А то, что страдают конкретные жители этого города и страны, вложившие свои деньги в спорные квартиры, это, значит, чиновникам не интересно. Ведь по иску «Топаза» хозяйственным судом Донецкой области 21 мая 2010 года был наложен арест не на спорную часть жилья, а на весь 120-квартирный дом. В результате получить свидетельство владельца квартиры долгое время не мог никто из его жильцов.
В сентябре этого года застройщику удалось через суд снять арест с «неспорных» квартир и добиться продолжения регистрации их владельцев. Но, судя по сообщению на официальном сайте Бюро техинвентаризации в Донецке, оформить квартиры на Куйбышева 218 не представляется возможным до сих пор. А все из-за того же ареста от 21.05.10.
«Внимание! По адресу: г. Донецк, ул. Куйбышева, дом №218, оформление права собственности и выдачи свидетельства на квартиры не производится!», - гласит объявление на электронной странице донецкого БТИ. Здесь же сообщается, что имеющиеся в бюро документы, не прошли голосование в горсовете. А всем возмущенным и несогласным юристы БТИ рекомендуют отстаивать свои права в судебном порядке.
Ходила в суд и Наталья Клименко, которая живет на 4-ом арестованном этаже. Правда, пока не в роли истца, а в роли болельщика. Говорит, на всех заседаниях по делу «Топаза» и «Донгорстроя» жильцы 16-тиэтажки не имеют права голоса.
«На последнем заседании суда 9 ноября (2010 года – «Остров») мы права голоса, конечно, не имели. На следующее заседание суда (в 20-х числах ноября – «ОстроВ») «Топаз» уже должен предоставить перечень квартир с номерами, на которые претендует. Выходит, мы купили жилье, сделали ремонт, а теперь должны просто взять детей и освободить помещение…для представителей «Топаза»?!», - не может сдержать возмущения женщина.
В ноябре 2004 года Наталья взяла кредит на квартиру в этом новострое через Госфонд содействия молодежному жилищному строительству. По ее словам, половина жильцов этого дома купили квартиры через «молодежку».
Наталья Клименко одна растит несовершеннолетнюю дочь. О том, как будет жить дальше, если квартиру отберут, женщина даже боится себе представить… Один ремонт обошелся женщине в 40 тысяч гривен.
«В течение 30 лет я буду выплачивать кредит государству. Но сейчас неизвестно, будем ли мы жить в квартире, за которую выплачиваем деньги», - говорит Наталья.
По словам жильцов спорного дома, получить документы о праве собственности на квартиры смогли только 15 семей. Но ОСМД они создать не могут, а ЖЭК не готов взять дом на свой баланс и обслуживать жильцов. С кем коммунальщикам заключать договора, если владельцев квартир по документам нет? Свет, вода и тепло есть, но их могут и отключить. За неуплату. Пока дом «ничейный», за все платит застройщик, но ведь сдали новострой еще в январе...
«Когда похолодало, мы остались без отопления на несколько дней, потому что со стороны застройщика не было проплат. Да ему и резона нет платить. А нам просто некуда», - сетует Наталья Клименко.
Пока предприятия выясняют отношения в судах, жильцы вынуждены заново оформлять документы для БТИ, ведь их срок ограничен. А это дополнительные затраты. Главная интрига для обитателей шести арестованных этажей (с третьего по восьмой) - как «Топаз» будет в суде определять «свои» квартиры, ведь в первоначальном договоре с «Донгорстроем» указан был только метраж и этажи.
«На этаже по 8 квартир. Под вопросом сейчас 48, - поясняет эту невеселую арифметику Валентина Чайка, живущая на последнем «спорном» восьмом этаже, - Как будут определять тех, кто должен собрать вещи, - непонятно. На кого пальцем покажут? И непонятно, на чьей стороне закон. Мы живем как на пороховой бочке», - поделилась с нами женщина.
Власти попросят суды «ускориться»
С вопросом о том, как быть в этой ситуации дончанам, чьи интересы еще пару недель назад не обещал отстаивать только ленивый, «ОстроВ» обратился к избранному на третий срок мэру столицы Донбасса Александру Лукьянченко. Сразу же после первой «послевыборной» сессии горсовета.
«Мы будем просить судебные органы ускорить рассмотрение этих вопросов, дабы побыстрее исчерпать этот конфликт, - уверенно заявил городской голова. Правда, он не уточнил, в чью пользу исчерпать и каким образом - Но по закону органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность», - отсек одним махом все претензии к муниципалитету городской голова.
Вообще же, как только корреспондент «ОстроВ» заговорил с градоначальником о конфликте между «Топазом» и «Донгорстроем», мэр поспешил отрапортовать, что городские власти «все свои обязательства перед «Топазом» выполнили». По-видимому, Александр Алексеевич забыл об имеющемся у горисполкома договоре с предприятием- застройщиком, то бишь с «Донгорстроем».
«Мы отдали ту долю, которая предназначалась городу, коллективу («Топаза» – «ОстроВ»). А то, что между двумя организациями – «Топазом» и строителями – возник хозяйственный спор, то, по закону в нашей стране, истину в хозяйственных спорах находят только через хозяйственный суд… Эти вопросы (конфликт вокруг дома на Куйбышева – «ОстроВ») были рассмотрены специальной комиссией исполкома несколько лет назад, и мы приняли решение отказаться от той доли, которая была городу положена…», - подчеркнул Лукьянченко.
На этом месте автор окончательно запутался: кто, кому и чего отдал… Возможно, мэр имел в виду как раз те законодательные изменения, по которым город не вправе требовать от застройщика квартирную «дань»… Последний же, по новым правилам, рассчитывается с властями деньгами «на инфраструктуру». Но, как заверил нас Александр Лукьянченко, денег от «Донгорстроя» он не видел. В «Донгорстрое» же показывают выписку об оплате первых 169 тысяч гривен…
Прокомментировать позицию городских властей в хозяйственном споре двух донецких предприятий «ОстроВ» попросил и первого заместителя городского головы Николая Волкова, к которому не раз обращались жильцы и строители арестованного дома.
«В октябре месяце исполком принял решение и зарегистрировал право собственности граждан на квартиры, - отчитался Николай Иванович. - Есть хозяйственный спор. Хозяйственный суд наложил арест… Жилой дом, который на сегодня введен в эксплуатацию, обеспечен всеми коммунальными услугами… Есть решение суда об аресте и мы его отменить не можем…
Мы говорим о том, что два хозяйствующих субъекта затеяли между собой спор. Суд принимал одно решение, потом суд отменял это решение. И так несколько раз… Горсовет защищает интересы жителей», - лаконично заверил заместитель мэра Донецка.
Наталья Коммодова, «ОстроВ»
Вы можете выбрать язык, которым в дальнейшем контент сайта будет открываться по умолчанию, или изменить язык в панели навигации сайта