Янукович едет в парламент на трубе?

…смешно думать, что в украинско-российских торговых, прежде всего – энергетических, отношениях Владимира Путина волнует этот прошлогодний снег - политический флирт с «дважды несудимым» Януковичем или даже дрейф Украины в сторону НАТО и ВТО.

Телевизионный вечер в прошлый четверг, 22 декабря, для луганчан был праздником предновогодней сказки. В политическом формате. Властителем дум телезрителей в этот раз был Виктор Янукович. Явление лидера оппозиционной партии сразу на всех местных телевизионных каналах напомнило давнее время, когда голос Левитана торжественно объявлял: «Работают все радиостанции Советского Союза!».

Так уж сошлось, но это событие политической жизни прошлой недели осветилось для телезрителей не только софитами телестудии «ЛКТ». Помимо предновогоднего волшебно-праздничного мерцания вечерних огней рекламы, на него еще пали отсветы той колдовской чертовщины, под магией которой находились мы все в эти дни, ежевечерне отправляясь в гости к «Мастеру и Маргарите» на «Интере».

Эта культурная перекличка в телевизоре перед самым Новым годом придала фигуре Виктора Федоровича дополнительный шарм. Его породисто-вальяжная осанистость, этот, в сущности, единственный ресурс лидера Партии регионов, по крайней мере, для женской половины избирателей, приобрела вдруг, так сказать, новый объем - фактурность деда Мороза и загадочность булгаковского Воланда.

Лепили, как могли, этот образ новый пресс-секретарь Януковича Родион Мирошник, в меру сил сыгравший роль конферансье Коровьева, и тщательно отобранные им луганские журналисты, помогавшие ему своими «нужными» вопросами внушить нам, зрителям этого «Варьете», что «магазин открыт» - можно переодеваться. До выборов - бесплатно!

К сожалению, в нашем политическом «Варьете» фальшивые кредитки-посулы, по воле партийных краснобаев летящие на наши головы прямо с потолка, превращаются в простые бумажки не на следующее утро, как в великом романе Булгакова, а через полгода после выборов. Так что в целях безопасности просто необходимо по возможности проникнуть «за кулисы» и подсмотреть, что же там делается «на самом деле».

Речь Виктора Януковича, как известно, не блещет ни смысловым бисером беспардонной демагогии Шуфрича, ни хаотическими эмоциональными вспышками Витренко (вот бы кому сыграть роль Маргариты!), ни богатством аллюзий и коннотаций Бродского, - его речь уныла и однообразна, как пейзаж в шахтерском поселке. Он отбирает слова так же неторопливо, тщательно и примитивно, отбраковывая ненормативную лексику, как выборщик (есть такая профессия на обогатительных фабриках) отбирает крупные куски пустой породы на угольном конвейере, «обогащая» тем самым уголь.

Но в его речи одномерного технократа есть одно преимущество в сравнении с другими, в том числе перечисленными, политиками – сосредоточенная сила и воля крокодила, терпеливо подстерегающего свою добычу. Поэтому в арсенале его второй сигнальной системы единственная эмоциональная краска, которой он пользуется - спокойное презрение к «козлам», пасущимся у водопоя. Надо вслушаться в эту спокойную, но наполненную подземным гулом речь, звучащую, как приговор.

О профессионализме новой власти: «Мы уверены, что власть надо менять. Мы уверены, что это правительство, которое мы видели – вначале правительство Тимошенко, теперь Еханурова, - не выполняет свои обязанности перед народом Украины. Это правительство проводит неэффективную как внутреннюю, так и внешнюю политику».

О лицемерии власти: «Где же ваши обещания, что давали на Майдане, где та сладкая жизнь, которую вы обещали, где та демократия, которую вы пропагандировали, а превратили ее в инструмент насилия над половиной страны, которая не поддержала вас на прошедших выборах. Вы же демократы. Вы что, думали поставить народ на колени?»

Об исторической миссии родной партии: «Мы не хотим, чтобы продолжали снижаться темпы роста экономики. Мы видим путь, как их можно увеличить и на этой основе улучшить жизнь наших людей. Мы это уже демонстрировали в 2003-04 году, сейчас наша команда только окрепла, только усилилась. Мы готовы взять на себя эту ответственность. Все будет зависеть от вас, избирателей. Мы просим вас поддержать нас. За каждое свое слово мы привыкли нести ответственность. Мы не популисты, мы практики, мы профессионалы».

С этой чудовищно-пошлой риторикой (чего стоит одно только это: «насилие над половиной страны»!), с этими словами-булыжниками нам необходимо считаться. Их примитивная логика может травмировать многих. Для прояснения этой опасности разберем один, но очень важный тезис в выступлении бывшего премьер-министра – по поводу ультиматума российского «Газпрома» повысить цену на газ для Украины.

Янукович сказал так: «Если бы мы имели какие-либо полномочия, которые признает Россия, мы бы этого не допустили. Если мы придем к власти, нам удастся найти пути решения этого вопроса… Мы поищем компромисс».

Возможно, Янукович говорит это искренне, полагая, что российское руководство использует сейчас свое энергетическое оружие исключительно для наказания украинского руководства в виду его «неэффективной внутренней и внешней политики», якобы враждебной России. Возможно, он искренне самообольщается насчет доброжелательности Путина лично в свой адрес, принимая его неумеренную поддержку на выборах прошлого года как приятельский залог его готовности субсидировать дешевым газом будущее украинское правительство во главе с Януковичем. Если таковое, не дай Бог, произойдет.

Однако, вряд ли донецкие «практики и профессионалы» подвержены таким поверхностным иллюзиям. Подобная политическая близорукость – удел политиков, не обремененных собственными капиталами и толкущихся на тусовках, вроде «Свободы слова» Шустера.

Между тем, иллюзорность такого дипломатического дискурса со стороны России становится очевидной, если принять во внимание некоторые существенные характеристики российской политико-экономической жизни. О них совсем недавно выразительно говорил виднейший российский экономист Андрей Илларионов.

На фоне этих характеристик смешно думать, что в украинско-российских торговых, прежде всего – энергетических, отношениях Владимира Путина волнует этот прошлогодний снег - политический флирт с «дважды несудимым» Януковичем или даже дрейф Украины в сторону НАТО и ВТО. Нет, мне кажется, его по-настоящему волнует провал собственного амбициозного плана, заявленного на весь мир в 2003 году: плана удвоения ВВП за десятилетие в качестве рычага модернизации страны на основе быстрого и устойчивого экономического роста. Плана полноправного членства в «восьмерке».

Этот главный план второй каденции Путина не просто провалился в силу каких-то непреодолимых обстоятельств - нет, он провалился самым конфузливым образом. В то время, когда экономическая конъюнктура исключительно благоприятна для России: положительный торговый баланс, сумасшедший приток валюты при невиданных ранее ценах на нефть, огромный финансовый резерв в виде Стабилизационного фонда, взлет фондового рынка – все эти важнейшие ресурсы сейчас на таком уровне, о котором нам и не мечтать. А в то же время темпы роста экономики России значительно упали.

Упали по всем важнейшим составляющим ВВП и имеют устойчивую тенденцию к дальнейшему падению. Так, прирост промышленного производства, например, упал с 11,9% в 2000 году до 4% в 2005 году. Прямые иностранные инвестиции в неэнергетические отрасли сократились в 2,5 раза. В то же время темпы инфляции остаются высокими (на потребительском рынке – 11,2%). Неблагоприятен для экономической конъюнктуры и курс рубля. Что же случилось?

Причина, утверждают специалисты, в том, что Россия при Путине выбрала неверную модель развития – модель корпоративизма. Ее суть – тотальный государственный контроль над частным бизнесом, поглощение крупными государственными компаниями частных. В этой модели разрушение «Юкоса» и поглощение «Юганскнефтегаза» «Роснефтью», «Сибнефти» «Газпромом» и т.д. – лишь видимая часть айсберга российской экономики.

Этот системный процесс корпоратизации в экономической, политической и общественной жизни России и лежит в основе использования энергетического оружия для политических целей государства. Это оружие уже было опробовано и внутри России - в виде разнообразных отключений электроэнергии в разных регионах страны. Так, в частности, было на Дальнем Востоке, в Приморском крае – для создания (в разгар зимы!) искусственного кризиса и снятия губернатора.

Теперь селективное применение этого корпоративного энергетического оружия используется и вне России – для реализации идеи «либеральной империи», озвученной в свое время Чубайсом. Эта идея стремится материализоваться в форме экспансии российского капитала и компенсировать реальное падение темпов роста экономики усилением госконтроля за ресурсами вне страны.

Побочный, но неизбежный продукт модели корпоратизации – потеря Россией уже в этом году статуса свободной и демократической страны. По оценкам «Фридом Хаус», индекс демократических свобод в России (3,5) опустился ниже уровня свободы. Для Украины этот индекс – 5,6.

Контроль над украинской трубой в это жестокое геополитическое время для России был бы очень кстати. Как и пятикратное повышение цены на газ для Украины. Особенно, если принять во внимание непредсказуемую зыбкость цен на нефть, вполне возможный обвал которых обвалит и российскую экономику. Насколько возросли риски в этой сфере российской экономики, красноречиво говорит динамика финансовых показателей компании «Юганскнефтегаз»: за девять месяцев этого года при росте цен на нефть в 1,5 раза объем продажи в постоянных ценах сократился на 17%!

Такая конъюнктура заставляет думать о черном дне и страховом полисе.

Заявленный Януковичем на пресс-конференции в Луганске тезис: «Если придем к власти - мы поищем компромисс», - заставляет теперь гадать, в каком амплуа он выступил перед луганчанами – Деда Мороза или Воланда? В первом случае «товарищ не понимает» сложности проблем и просто пообещал нам новогодние подарки, за что ему большое спасибо.

Но, кажется, более реален второй вариант - «проффесора черной магии» – когда он сможет, конечно, «порешать вопросы» и «найти компромисс», но только одним, дьявольским, способом - отдать под контроль России украинскую трубу. И тогда уже в будущем году корпорация «Газпром» превратит всю Украину в «Варьете» - для увеличения ликвидности своих активов этот монстр выбросит на наши головы свои акции, чтобы забрать и наши деньги. Через бюджет, через инфляцию или просто из карманов, не суть важно. В России такую грабительскую для народа эмиссию уже опробовала государственная корпорация «Роснефть».

На что же в таком случае надеется Виктор Янукович со своей партией региональных плутократов? Видно, на то, что корпорация «донецких пацанов» в этом переделе стратегической собственности найдет свое прибыльное место и общий язык с российскими корпорациями. Не спроста же они все (даже со своими секретаршами, охранниками и шоферами – точно в эмиграцию!) ринулись в партийный список. Как на спасательную шлюпку.

Николай Козырев, Луганск, для "Телекритики"

Статьи

Донецк
26.04.2024
16:00

Восстановление Донетчины: пока даже не в проекте, но...

Отношения власти и общественности никогда не были исключительно конструктивными, в Донецкой области в частности, прежде всего, из-за взаимного недоверия, нехватки опыта, несовпадения представлений о сотрудничестве и просто нежелания власти быть...
Страна
26.04.2024
10:51

Украинский металл: кажется, есть надежда

"Производственные результаты по итогам года могли быть выше, если бы импортная продукция из Китая не заходила в больших объемах на отечественный рынок, особенно когда в Украине производятся аналоги".
Донецк
25.04.2024
10:45

Действовать и жить интересно: Как молодежь из Мирнограда развивает общину у линии фронта

Сейчас в Донецкой области массовые мероприятия запрещены, но люди нуждаются в каком-то моральном утешении. Творческие проекты объединили талантливую молодежь и создали терапевтический эффект для жителей громады, заполнили культурную пустоту.
Все статьи