Ревизоры под землей

Главное контрольно-ревизионное управление на днях объявило результаты очередной проверки углепрома. Они, мягко говоря, впечатляют: из 135 шахт, которые попали под неожиданную ревизию, нарушения обнаружены на 130. «Налево» ушло 528,3 млн. грн. (при дотации отрасли из прошлогоднего бюджета в 2,4 млрд грн). Только прямых убытков, то есть денег, которые никогда не удастся вернуть, насчитали 50 млн грн.

Ситуация выглядит ошеломляющей на фоне того факта, что КРУ прошлой осенью уже наведывалось с проверками на некоторые угольные предприятия Донбасса. Тогда на 63 самостоятельных субъектах хозяйственной деятельности насчитали нарушений еще на 200 млн грн. При этом, по утверждению заместителя руководителя Контрольно-ревизионного управления Сергея Бельчика, свыше 51 млн грн – абсолютно откровенные наглые кражи.

Создается впечатление, что проверяющих с удостоверениями государственных ревизоров на шахтах «имели в виду». Вот абсолютно свежая махинация, которую раскрыли в Донецкой области на днях: руководители одной из шахт укрыли от учета и реализовали «по своим каналам» несколько железнодорожных составов с углем. Незаконный заработок составил, по предварительным подсчетам, 400 тыс. грн. По результатам проверки относительно нарушителей возбуждено уголовное дело. Но виновные едва ли понесут ответственность.

Министр угольной промышленности Сергей Тулуб после последней рабочей поездки на Донбасс в феврале этого года жаловался местной прессе: «Мы с помощью КРУ посмотрели, что декларируют руководители предприятий, и что есть на самом деле – каковы реальные запасы угля на складах, а не на бумаге, какая техника работает и числится за предприятиями, Скажу, что открыли для себя много интересного. Из 1,5 миллиона тонн угля, который должны быть на шахтных складах по утверждению руководителей, реально оказалось разве что несколько тысяч тонн. Остальное - чистой воды приписки.»

А еще на украинских шахтах приспособились присваивать государственные деньги, безбожно завышая цену использованного оборудования и материалов. Или покупают уголь на подпольных «копанках», чтобы потом втридорога перепродать его государству как продукт собственной добычи. Или так разбавляют пустой породой топливо, предназначенное для тепловых электростанций, что без «подсветки» мазутом гореть не желает.

Вот что рассказывает про наиболее распространенную и ювелирно отработанную схему отчуждения государственных средств в углепроме народный депутат Михаил Волынец, глава Конфедерации свободных профсоюзов Украины: «Ахметов выиграл тендер на закупку нового шахтного оборудования. Другие даже заявок не подали – или их запугали, или создали соответствующие условия. Так что оборудование на шахты «директор Донбасса» поставляет по цене, которая в 2-3 раза превышает реальную цену. В добавок, часто-густо это старая, бывшая в употреблении техника, чуть подремонтированная и подкрашенная. Возмещает за это (закупки техники – Ред.) государство по статье «господдержка угольной промышленности», поскольку у шахт нет свободных средств на закупку оборудования. В то же время Ахметов берет у шахты уголь по заниженной цене. Так грабятся угольная промышленность и государство».

Сложнее понять, зачем вообще столичные КРУки принялись в очередной раз проверять «особый» регион, если даже в благоприятные моменты истории независимой Украины остановить гигантский криминальный насос, который качает миллиарды государственных дотаций, выделенных углепрому, куда-то в оффшоры,никому не удавалось. Ну, не хватает в нашем обществе этакого Александра Матросова, что кинулся б на страшную черную дыру, о существовании которой большинство политиков, хозяйственников хорошо знают, но стараются обходить десятой дорогой.

Впрочем, «если звезды зажигаются, значит это кому-то выгодно». Из сообщения ответственного сотрудника Главного контрольно-ревизионного управления Александра Жарука можно понять, что под пресс нынешней неожиданной проверки попали в одном ряду с откровенными «доходягами» (вроде шахт имени Дзержинского и «Булавинской», где уголек до сих пор рубят отбойными молотками) таки относительно новые и перспективные шахты как селидовская «Россия» или шахта имени Стаханова госкомпании «Красноармейскуголь». Последние могут оказаться лакомыми кусками во время угольной приватизации, когда она наконец закончится.

Хотя с приватизацией отечественного углепрома не все так просто. До момента реанимации Минуглепрома и возвращения в его руководящее кресло Сергея Тулуба, представитель объединенного Минтопливэнерго Виктор Тополов исповедовал схему передачи угольной промышленности в частные руки большими холдингами, созданными по территориальному признаку. Мол, кто желает приобрести пару-тройку пристойных шахт, не пожалеет денег, чтобы заодно взять на себя ответственность за несколько старых и малоперспективных предприятий. Четырехкратный министр Тулуб сразу же вернул собственный, проверенный подход: две специализированные компании, энергетическая и коксовая, объединенные в госпредприятие «Уголь Украины», которое в свою очередь подчинено Минуглепрому. А решает, кого приватизировать первым в ручном режиме… угадайте кто?

И все бы тихо-спокойно, да красные директоры шахт, что успели развратиться неконтролированной хозяйственной свободой во время бесконечных концепций модернизации отечественного углепрома, наотрез отказались отдать печать и контроль над текущими банковскими счетами. После нескольких сложных отраслевых совещаний в Донецке и Луганске нынешний глава Минуглепрома вынужден учитывать эту реальность. Тем более, что руководство правительства, лоббируя интересы крупного регионального бизнеса, поставило перед Сергеем Тулубом задачу: в течение двух следующих лет увеличить добычу отечественного угля на четверть до 100 млн. т в год. «Планка» почти фантастическая, а без образцовой послушности непосредственных исполнителей на местах – вообще недостижимая.

Следовательно, можно предположить, что в ближайшее время в украинской угольной отрасли все будет идти по-прежнему. В шахтерских поселках, где-то в донбасской глубинке, директор шахты по-старому будет царь, бог и отец родной. Парламент привычно будет выделять дотации «бедным горнякам», нужды которых, по подсчетам вице-премьера по вопросам ТЭК Андрея Клюева, в этом году составляют 5 млрд грн. Донецкие бизнес-структуры продолжат регулярно выдергивать у государства наиболее привлекательные шахты, предварительно устраняя прежних несговорчивых топ-менеджеров. Кстати, региональные эксперты говорят, что на очереди шахты «Красноармейская №3» и «Краснолиманская». Ну а на остальных предприятиях время от времени «инкогнито из столицы» будут появляться назойливые, но, если разобраться, не такие уж страшные ревизоры.

Сергей Коробчук, Донецк, для «Главреда»

а-а

Статьи

Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Мир
26.03.2024
07:36

«Уже сейчас можно купить билеты в Крым на июнь». Российские СМИ об Украине

"В реакции Киева - вся суть этого террористического режима. Трудно даже описать ту смесь восторга, злорадства и упоения, которую трагедия вызвала в украинских СМИ…"
Все статьи