Эмма Андиевская: У меня нет времени на пессимизм!

19 марта писатель, поэт и художник Эмма Андиевская отметила 80-летие. Уехавшая из Донецка (тогда - Сталино) в шестилетнем возрасте, она немало поскиталась по свету, осев, в конце концов, в Мюнхене. Посредством электронной почты «Донбассу» удалось тогда взять интервью у землячки, на счету которой 37 книг и более 14 тысяч (!) картин. А наши пожелания - приехать в ближайшее время в родной город - попали, как говорится, богу в уши. В воскресенье Эмма Ивановна, именуемая женщиной-эпохой, прибыла в Донецк, чтобы провести встречи с почитателями ее творчества в областном художественном музее (в подарок которому привезла десять своих картин), национальном университете и в Горловке.

Приходится хитрить с собой

Столицу шахтерского края Андиевская посетила в третий раз. Но ни в 2006-м, ни в 2007-м не было столь широкого общения с земляками. Теперь же творца, которому удается в поэзии, прозе и живописи сплетать узор из философии, духовности и мистики, буквально носили на руках и бомбардировали вопросами. Особенно приятно, что некоторые представители интеллигенции, пришедшие на встречу с Эммой Ивановной, признавались - к этому их подтолкнуло интервью с ней в «Донбассе».

А она… Удивительная, искрометная, солнечная, была настолько своей, будто никогда и не уезжала отсюда. То и дело вскакивала со стула, резво жестикулировала, смеялась, потрясала глубиной высказываний. «Какие там 80! - шептались в зале. - Ну, 50 «с хвостиком».

Битая жизнью (в детстве страдала от дизентерии; в 1941-м потеряла отца, химика-изобретателя, застреленного энкавэдистами в Киеве; после эмиграции в Германию заболела туберкулезом позвоночника и три года пролежала в гипсе; похоронила мужа - украинского литературного критика и писателя Ивана Кошеливца, с которым прожила сорок лет; почти все средства тратит на творчество; была практически забыта на родине), Андиевская поражала и заражала позитивом, подчеркивая: «У меня нет времени на пессимизм!».

И это действительно так, учитывая, что пани Эмма работает по 18 часов в сутки. При этом сокрушаясь: «Я - такая лентяйка! Приходится хитрить с собой. Говорю: «Ну, еще десять минут. Еще чуть-чуть. А потом уж так отдохну, что колонны зашатаются. И так оттягиваю, оттягиваю процесс остановки работы».

Нет у нее времени и на общение с членами диаспоры, различных союзов - писателей ли, художников. «Нужно творить, а не бла-бла-бла заниматься. Но те, кто сами приходят ко мне, особенно молодежь, всегда встретят радушный прием. Потому что пишу именно для них - для будущего», - подчеркивала Андиевская.

Украинцы слишком терпеливые

Пишет она исключительно на украинском языке. Подчеркивая, что любой человек, имеющий отношение к нашей стране, попадает ей «прямо в сердце». А впервые с певучей «мовой» столкнулась в шесть лет в Выш-городе, куда семья выехала из Донбасса после того, как врач сказал, что здешняя вода убивает маленькую Эмму.

- Ко мне обратились девушки-красавицы в вышитых сорочках и с босыми ногами. С такой гордостью, певучестью они говорили, что я подхватила отдельные выражения. Но мама, у которой в роду, между прочим, были запорожские казаки, возмутилась: «Не смей говорить на этом языке - только на русском!». Пыталась сделать из меня россиянку, но ничего у нее не вышло, - рассказала Андиевская. - Уже в Киеве, куда мы потом перебрались, я пошла в украинскую школу. А когда там спрашивали про национальность, я, зная, что Донбасс - шахтерский край, говорила, что… шахтерка. Не понимая разницы между национальностью и профессией. Сама я в шахте никогда не была. Но очень сочувствую тем, кому приходится опускаться на такую глубину и работать в подобных условиях.

Тут же среди слушателей завязалась дискуссия. Одни советовали гостье посетить «копанки», которыми в последнее время изрыта наша земля. Другие настаивали, что лучше Эмме Ивановне побывать в соляной шахте, подпитавшись ее уникальной энергией и подарив часть своей.

Сама Андиевская, выслушивая жалобы на закрытие школ и отсутствие в некоторых населенных пунктах нормальных условий для проживания, лишь качала головой, констатируя: «Украинцы - слишком терпеливые».

«Банки, к сожалению, грабить не умею»

Но в основном, конечно, беседовали о творчестве.

- Каждый человек рождается гением. Великаном! - рьяно доказывала пани Эмма. - Но потом сам себе обкарнывает или дает это делать другим. Становится заурядностью. Вы посмотрите на детей! Это же палитра свободы, буйство фантазии! Но что из них, в конце концов, выходит? А ведь каждый человек имеет выбор, колоссальный запас энергии. Сила, которая стоит над нами - назовите ее Бог, абсолют, как угодно - одинаково щедро наделяет всех. Нужно только уметь отбросить лишнее, сосредоточившись на основном. Поменьше обращать внимание на чье-то мнение. Не забивать душу мусором, шкафами-дровами, которые вытесняют способности, действительно имеющие значение.

Мастер признавала, что это - труд, и нелегкий. Нужно отказаться от одного, второго, третьего. Куда-то не пойти, когда-то недоспать. Научиться работать, в прямом смысле слова, не поднимая головы. Как делали великие, тот же Микеланджело, у которого обувь гнила на ногах, потому что очень увлекался созданием очередного шедевра, забывая ее снять.

Автор множества рассказов и стихотворений, а также большой прозы - «Герострати», «Роман про добру людину», «Роман про людське призначення» - умеет так погружаться. В процесс, в глубины души, в картину или строки. «Я не жду вдохновения. Мне главное - успеть», - подчеркивала она.

А когда дело сделано, больно ударяет реальность.

- Чтобы издать даже маленькую книжечку, мне нужно три тысячи евро, - вздыхала рисующая писательница. - Банки я, к сожалению, не умею грабить. Так что действую, как говорил Заболоцкий, по системе кошечек: занимаю у одного, потом - у второго, и так далее. Всю жизнь издаю книги за свой счет. Ведь если не оплачу помещение, вышвырнут - и всё…

Сейчас готовится к изданию ее 38-я книга. Необычная даже для Андиевской. Это - сказки, которые пишет с 20 лет. Она даже зачитала две - потрясающий по глубине «Разговор шакала и консервной банки», и об упыре, который питался человеческой… волей. Причем делала это в лицах, с мимикой и выразительностью, до которой расти и расти очень многим актерам. Кстати, потрясающие гримасы гостья строила и тогда, когда ее начинали хвалить (а это делали много). Всё потому, что, по мнению Эммы Ивановны, «творить - это нормально, это - стихия, а вот распространять - великий труд». Такой вот реверанс в сторону сотрудников художественного музея, которые стараются, чтобы книги и картины легендарной землячки стали достоянием как можно большего числа жителей региона. И надеются, что в новом здании этого очага культуры обязательно будет зал, посвященный творчеству Андиевской.

«Может, вернетесь?»

Картины ее - очень пестрые и странные - вполне отображают концепцию творчества Андиевской, которая любит «ходить без дорог, точнее, скакать». Она рисует уже 55 лет и примерно столько же картин подарила Донецкому областному художественному музею.

- На 80-летие знаменитого режиссера Франческо Рози (обладатель призов Венецианского, Берлинского, Каннского, Московского кинофестивалей. - Прим. А.К.) ему подарили мою картину «Золотой Христос», - вспоминала пани Эмма. - За праздничным столом я оказалась рядом с Джеральдиной Чаплин, дочерью Чарли Чаплина и внучкой нобелевского лауреата Юджина О’Нила. Та поинтересовалась: «У вас, наверное, большая вилла?». Я и отвечаю: «Да, очень - 50 квадратных метров».

И всё же, несмотря на очень скромные условия проживания, она не останавливается. Уверяет, что все картины хранятся у нее внутри. Их только нужно «вытащить» кистью.

- Все мои молитвы - здесь, - потрясала она своим сборником. - Мое творчество - это и есть молитва. Вместо того, чтобы ползать, стирая колени и обивая лбы, а потом топить ближнего в ложке воды, лучше просто творить добро. Делать, а не поучать.

Ученица школы №8 12-летняя Влада Приходько поинтересовалась, почему современные украинские писатели предпочитают работать за границей. И с детской непосредственностью прямо спросила: «Может, вернетесь?».

Нет, влюбленная в Украину, которая постоянно чем-то ее потрясает (в этот раз - поездом «Киев-Мариуполь», который гостье показался даже лучше, чем германский, а также радушным приемом на донецкой земле), Андиевская предпочитает творить за пределами нашей страны.

Каравай, часы, «Донбасс»

Знаменитую гостью встретили честь по чести. Были и цветы, и веточки вербы, и пышный каравай, в придачу которому руководитель Дома работников культуры Майя Калиниченко подарила скатерть с украинским орнаментом.

Доктор наук Вера Просалова с кафедры украинской литературы Донецкого национального университета удивила писательницу сборником «Эмма Андиевская. Проблемы интеграции», выпущенным к ее юбилею. «Я не могла о таком мечтать», - призналась растроганная пани Эмма.

Представитель облгосадминистрации Светлана Кузнецова вручила Почетную грамоту. От мэра Донецка Александра Лукьянченко гостье передали золотые часы.

Звучали поздравления от представителей областной библиотеки им. Крупской, художественного музея. Не осталась в стороне и газета «Донбасс».

Андрей Кривцун. Газета "Донбасс".

Статьи

Луганск
27.03.2024
17:45

"Бери и делай!" Как переселенцу начать зарабатывать в новой нише на новом месте

"Надо осознавать, что почти никто на новом месте не начинает действительно с абсолютного "нуля" - потому что у вас есть образование, опыт, личные ценности и тому подобное. Все это уже есть у человека, является неотъемлемой частью его бытия"
Страна
27.03.2024
12:46

Валютный вопрос, или Как олигархи споткнулись об Нацбанк

Дальнейшее снижение курса гривни окончательно добьет потребительский спрос, который в условиях полномасштабной войны и так уже давно "ниже плинтуса". Ну а "мертвый" потребительский спрос – это "мертвая" экономика.
Мир
26.03.2024
07:36

«Уже сейчас можно купить билеты в Крым на июнь». Российские СМИ об Украине

"В реакции Киева - вся суть этого террористического режима. Трудно даже описать ту смесь восторга, злорадства и упоения, которую трагедия вызвала в украинских СМИ…"
Все статьи