Донецк вошел в культурную «Изоляцию»

«Алло, такси?.. Пожалуйста, машину на улицу Светлого пути 3, бывший завод "Изоляции". Да, изоляции… На проходной будут две девушки».

Не знаю, что подумали в службе такси, наверное, ничего особенного, им и не такое приходится слышать. Но две девушки, как это ни удивительно, на давно неработающем заводе знакомились… с выставкой современного искусства. Уж такое наверняка никому бы не пришло в голову.

Идея создания такой арт-площадки – первой подобной в Украине - пришла в голову владельцу завода и его семье. В результате появился проект «ИЗОЛЯЦИЯ. ПЛАТФОРМА КУЛЬТУРНЫХ ИНИЦИАТИВ». Архитекторы проекта – лондонцы Кристc Эрнстонс (Krists Ernstons) и Рик Роуботам (Rick Rowbotham). На данный момент обустройство арт-площадки еще не завершено, но уже 26 сентября здесь прошел первый выставочный проект «ИЗОЛЯЦИЯ 2.0».

Свое видение настоящего и будущего «Изоляции» представили работавшие в течение нескольких недель в заводском «арт-цехе» молодые украинские художники Давид Чичкан, Владимир Кузнецов, Apl315 и Гамлет Зиньковский, а также киевский живописец Юрий Пикуль. По замыслу берлинского куратора Адама Нанкервиса экспозиция, построенная на взаимодействии инсталляции, уличного искусства и живописи, связала в единое целое индустриальную архитектуру и окружающую среду, подарив новый облик этому месту.

Наверное, сложно было выбрать более удачную площадку для демонстрации современного искусства. Именно Донецк с его прочно связанной с промышленностью историей содержит в себе максимальную концентрацию специфической «индустриальной» эстетики. В городе есть вполне академичные выставочные площади, прекрасный областной художественный музей, который находится в историческом здании, а также многие другие. Однако до сих пор здесь не было громко заявлено о современном искусстве на таком уровне. Может быть потому, что современное искусство требует особой атмосферы, оно не может довольствоваться консервативными выставочными залами.

Заброшенный и потрепанный временем цех промышленного предприятия без окон, с ржавыми дверями и балками содержит именно тот дух времени, который был необходим молодым авторам. Он словно становится продолжением их эмоциональных произведений и именно здесь они получают завершенность, и в то же время открытость для восприятия, интерпретации. Даже террикон, который находится рядом с необычным выставочным залом, кажется частью этих произведений.

«Мой опыт сотрудничества с украинцами совершенно уникален, потому что художники украинские предлагают совершенно новый диалог, - говорит куратор выставки Адам Нанкервис. - Тот опыт, который они открывают, принадлежит только Украине. Я получаю удовольствие от того, что у меня есть возможность работать с этими художниками».

Так здание выглядит сегодня. Его особенная атмосфера будет сохранена.

Адам не скрывает, что рад, что получить «возможность найти аудиторию для этого опыта и за пределами Украины».

«Та политическая и социальная история, которую прожила эта страна, очень похожа на то, что в 90-е годы переживал Берлин. История видна на каждой улице, в том, каким образом построены и сформированы города. Это очень хорошо видно в Донецке, где на одной и той же улице видны и жилые дома и работающие фабрики и уже закрытые фабрики, трансформирующиеся во что-то еще. Этот опыт, это ощущение уже практически исчезло в Германии. В этом плане Украина совершенно уникальна», - говорит Адам Нанкервис.

На выставку прибыло много иностранных гостей.

Он уверен, что проект «Изоляция» сможет стать той платформой, на которой украинские художники будут развивать свой талант: «Украинские художники все прошли через академическую школу рисования, это то, что сейчас очень востребовано в Западной Европе, то чего там не хватает. Можно сказать, что украинские художники активно экспериментируют со способами рисования, привлекают новые художественные средства и при этом опираются на классическую академическую школу. Мне нравится работать с этими группами. Как куратору, мне кажется, что Украина - это страна с огромным потенциалом», - поделился своими впечатлениями от работы с украинскими художниками Адам.

Здание из выщербленного бетона и с ржавыми балками несет особую концептуальную нагрузку.

Однако это лишь первый проект и создатели «Изоляции» не намерены останавливаться. О перспективах проекта рассказала арт-директор Анастасия Буцко.

- Как возникла идея создания подобного проекта?

- Были две отправные точки. Во-первых, есть город Донецк, который пока в большой степени - белое пятно на арт-карте мира. Для миллионного города, находящегося в Европе, здесь происходит крайне мало событий в области нового искусства, ясно, что все это когда-нибудь сюда придет и вырастет здесь. С другой стороны, появился конкретный человек, который в определенный момент стал катализатором, ускорителем этого процесса. Это частная инициатива. Так, мы находимся на территории завода «Изоляция», председателем правления которого является Иван Михайлов. Он, а также следующие поколения его семьи - дочь Любовь Ивановна и внучка, решили возродить завод, многие цеха которого были остановлены. Они подарили заводу новую жизнь путем приведения сюда искусства. Искусство очень часто становится толчком для новой жизни тех мест, откуда уходит тяжелая индустрия, промышленность. Это наша дань уважения заводу, то что мы сохранили не только его название, но надеемся сохранить и его дух, мы называемся «Изоляция. Платформа культурных инициатив».

В произведениях отражена специфика Донецкой области. Картина Давида Чичкана.

- Это первый подобный проект в Украине?

- Мне кажется, что мы можем утверждать, что мы первые в Украине. Хотя, вчера на конференции мы узнали о массе не только единомышленников, но и идей, которые уже конкретно делаются. Такого рода объект создается, и через две недели будет презентован журналистам и публике в Киеве. Такого рода проекты задумываются и в Харькове, Одессе и Львове. Правда, там они расположены скорее в таких ностальгически красивых красно-кирпичных фабричных зданиях 19 века. Это все-таки немножко другое, чем наша эстетика советского бетона 70-80 годов. Пока мы первые, хотя к этому и не стремились, мы будем очень рады, если такого рода объекты будут создаваться в большом количестве в Украине .

Если говорить о мировом опыте, то он в этом вопросе очень далеко и глубоко идущий. Первые объекты такого рода начали появляться в Америке в 60-80-е годы. Это было связано с теми же процессами – со свертыванием тяжелой промышленности, перепрофилированием химических предприятий. Вот на эти оставленные площадки, в Германии это Рурская область, во Франции это Эльзас и Лотарингия, стали приходить культурные проекты самого разного профиля – от музейных до филармонических.

Картина Юрия Пикуля.

- Каким вы видите дальнейшее развитие проекта?

- Мы надеемся, что, несмотря на некоторую удаленность этого объекта, он все-таки не безнадежно далекий. Добраться из центра города можно за 15 минут на машине или примерно 20-25 минут на автобусе, который к нам ходит. В будущем к нам будет пущена маршрутка. По московским меркам, скажу как москвичка, или по берлинским меркам, скажу вам как берлинка, это не далеко, это считайте совсем близко. Мы надеемся, что наши проекты научат людей сюда регулярно ездить, мы будем делать два раза в году крупные знаковые проекты с визуальным искусством. Например, французскими видео-художниками, которые заставят исчезать и снова появляться это здание, будут рисовать целые воздушные миры при помощи лазера в воздухе. Кроме того, на весну запланирован большой ленд-арт проект на терриконе, который также является нашей площадкой.
В течении нескольких недель или месяцев после открытия здесь будет постоянно действующая экспозиция, здесь будет чисто уютно, красиво, хороший кофе, бесплатный Интернет, библиотека со свежими арт-журналами, я думаю, люди научатся сюда ходить.
Мы думаем и о таких проектах, как гастроли Гоголь-феста здесь. Я думаю, что это сразу привлечет большое количество людей, которые, может быть, полюбят «Изоляцию» и придут на другие проекты, мы думаем о проектах в области музыки, театра, но сначала мы должны, как вы видите, построить пол и потолок.

- Но вы ведь не будете менять общий вид здания, он является частью концепции?

- Об этом будут говорить наши архитекторы. Конечно, оно несет концептуальную нагрузку, и мы ни в коем случае не будем менять его прекрасные пропорции, его бетонную эстетику, все эти чудесные вещи, которые вы вокруг себя видите. Мы очень бережно относимся к дверям, которые конечно будут сохранены, к размеру окон, к этим ржавым балкам. Единственное, если мы хотим выставляться не только в летние месяцы, то мы должны сделать утепление окон, провести отопление, должны построить библиотеку, чтобы люди могли ее посещать, наконец, туалет.
Мы очень хотим, чтобы мы были доступны для общественного транспорта, и сейчас ведем переговоры с городской администрацией, чтобы к нам или по крайней мере мимо нас ходила регулярная маршрутка. Сейчас ходит только один автобус №20. Он идет из центра города в будни дни каждые 15 минут, в выходные, к сожалению, раз в полчаса или еще реже. Я сама сюда ездила общественным транспортом и понимаю, что эта ситуация требует улучшения.

Первые гости с интересом знакомились с проектом.

- Каким образом проект будет финансироваться?

- Развитие проекта пока на 100% зиждется на частной инициативе и мы не планируем привлечения каких бы то ни было других средств для развития, другое дело, что территория вокруг не является собственностью ни завода, ни проекта «Изоляция». Поэтому мы будем рады, если нам помогут, или по крайней мере не будут мешать. Например, дадут нам в аренду или позволят каким-то образом с этой территорией работать, чтобы это действительно стало местом для отдыха и приятного пребывания горожан здесь. Сверху, с нашего террикона открывается божественный вид на Донецк, такой перспективы вы не увидите ни с одной из высоток, стоящих в центре города, потому что с них видны только высотки, стоящие по соседству. С нашего террикона открывается панорама на весь город, мы будем укреплять террикон, будем его террасировать, так чтобы на разных уровнях были какие-то скульптурные парки, ленд-арт проекты. Люди будут сюда приезжать для того, чтобы увидеть, какой на самом деле это красивый город .

Так проект «Изоляция» будет выглядеть в будущем.

- В Донецке достаточно много заброшенных предприятий, будет ли проект расширяться?

- Наших слабых сил больше, чем на один завод не хватит. Но мы будем счастливы, если на других заводах люди будут производить такого же рода или какие-то другие инициативы. Может быть, сделают концертную площадку, которой не хватает городу или другие выставочные проекты.
Мы сейчас рассуждаем о том, что в 2014 году возможно именно Донецк станет местом проведения одной из самых престижных международных выставок, которая называется «Манифест». Она целенаправленно проводится именно в новых регионах для центрально-европейского сознания. Сейчас она проходит в испанской глубинке, мы надеемся, что манифест однажды придет и сюда.
Специфика манифеста заключается в том, что это не просто десант, НЛО, которое прилетело и приземлилось. Художники в течение 3-4 лет подготовки этой выставки работают на месте с людьми, обществом, проводят общественные проекты, результатом становится собственно вот эта выставка «Манифест» этого места, как вот этот террикон, который видно отовсюду.
Во всем этом нам нужны единомышленники и помощники, и на уровне администрации, и на уровне частных инициатив. Но, прежде всего, на уровне людей Донецка, для которых это будет не непонятным, чужим баловством, а чем-то прочувствованным и интересным. Потому что на самом деле то, что мы здесь делаем – пытаемся принести язык современного искусства, оно тоже многоязыко, но этими языками нужно владеть для того чтобы понимать мир вокруг себя. Не интересоваться совсем, не зная, что происходит в мире современного искусства - это примерно как не владеть Интернетом сегодня. Можно прожить без Интернета, конечно, или не пользоваться мобильным телефоном, но если вы живете в сегодняшнем дне, то, наверное, все-таки хотя бы знать, как владеть этими языками лучше. Это инструмент, который вам дает возможность для собственного продвижения, понимание мира вокруг себя и, может быть, для каких-то новых возможностей, для нас и наших детей, для этого места, каким оно будет через 10-летия.

- Вы уверены, что сможете нанести Донецк на культурную карту мира?

- Если бы я в это не верила, я не была бы здесь.

Алёна Васина, «ОстроВ».

Статьи

Страна
24.04.2024
15:26

Когда кровь спасает жизнь: как Днепропетровщина держит донорский фронт

Кровь – это ресурс, который невозможно заменить искусственным веществом. И от этого ресурса зависит жизнь как военных, так и гражданских. Донорство уже более двух лет держит свою линию обороны. И в нашей стране очень принципиально перейти от...
Мир
23.04.2024
17:26

«Брать пример с Ленина и сменить, наконец, внутреннюю политику». Российские СМИ об Украине

...В такой хороший весенний день даже не хочется писать про этот цирк уродцев под названием «конгресс США», но несколько важных тезисов по субботнему голосованию все-таки обозначим...
Донецк
22.04.2024
18:04

СЭЗ и кризис доверия. Донецкий дневник

Из всего обещанного ранее удалось реализовать только одно – «присоединение» к РФ. Да и то как-то кособоко: вроде, всех обрусили, то есть выдали паспорта с курицами, но по факту «русскими» жители «ДНР» считаются исключительно в своем зоопарке.
Все статьи